{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Мой аккаунт на «Госуслугах» взломали — поддержка не смогла ничего предпринять

12 мая меня взломали на официальном сайте государственных услуг. На портале подтвержденная учетная запись, а это значит, что там хранятся:

• Электронная подпись, при помощи которой можно делать любые операции с недвижимостью
• Данные паспорта, ИНН, СНИЛС, ДМС, ОМС и прочих документов.
• Данные карт разных банков
• Копии и оригиналы заявлений в разные гос. структуры, где указаны все возможные личные сведения, включая передвижения, все контакты с гос органами, и прочее прочее…

Хронология событий:

1. Ровно в 17:00 на мобильный телефон было получено смс сообщение от госуслуг с текстом «Ваш номер телефона был изменен и не может использоваться для входа».

2. После прочтения смс, тут же зашла на сайт госуслуг через компьютер. Было это в 17:03. В это же время, понимая что это мошенничество, быстро меняю номер телефона на свой обратно и параллельно пытаюсь дозвониться до Госуслуг по номерам, указанным в интернете. 3. Также параллельно, дозваниваясь до Госуслуг, в 17:05 меняю пароль на сайте. Все это время я продолжаю висеть на «дозвоне», где система меня кидает от одного пункта меню в другой. Заканчивается это тем, что звонок прерывается на стороне Госуслуг.

4. В это же время, в 17:05, поступает второе смс сообщение с текстом об изменении номера телефона. Так как нахожусь в это время в режиме активной сессии на госуслугах, я это вижу, и опять же мгновенно меняю номер телефона на свой обратно.

5. Начиная с 17:05 делаю еще несколько попыток дозвона по разным номерам госуслуг, где снова упираюсь в конечные выборы меню и как следствие обрыв связи.

6. Пока продолжаются безуспешные попытки дозвона, в 17:09 пишу в чат госуслуг из личного кабинета с текстом «срочно перезвоните» и информацией о том, что кто-то меняет мой номер прямо сейчас и пытается воспользоваться моими персональными данными. Ответа от оператора нет. Телефоны все также молчат, перекидывая по меню.

7. В 17:11 от моего имени, при мне в этот же открытый чат приходит сообщение от того, кто взломал мой аккаунт с текстом «а, ок, выхожу из системы, поменяйте пароль».

Дозвониться до госуслуг я смогла лишь через 10 минут после всех произошедших событий. Оператор на линии, на просьбы «заблокировать аккаунт», «насильно прервать все активные сессии» или сделать "ХОТЬ ЧТО-НИБУДЬ" ответил «Мы не можем ничего сделать, сессия у мошенника автоматически прервется через 24 часа». На мой комментарий, что за это время я останусь без недвижимости, карт и с кредитом на мое имя, мне было отвечено «ну мы составим обращение в тех. поддержку». Понятное дело, я сделала несколько попыток понять как и что произошло. Вот что выяснила:

На госуслугах есть кнопка «Действия в системе», там я увидела, что мошенник впервые попал в мой аккаунт в 16:29, то есть за пол часа до того, как он «решил» изменить номер телефона. Попал он через систему «Центр обработки персональных данных Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», к которой я никакого отношения никогда не имела.
В графе «Выданные разрешения» я обнаружила, якобы мною выданное разрешение центру обработки перс данных партии «ЕР» на использование всех моих данных, зарегистрированных на госуслугах (этого также не делала)
Ну и дополнительно. Помимо этого, оказалось, что мошенник успел написать оператору в чате до меня (скрины ниже).

Общий итог для меня выглядит так:
1. Мошенники могут пользоваться сторонними сервисами для входа в личный кабинет Госуслуг. Это так? Если нет, прошу дать ответ.
2. В случае если аккаунт взломан – надеяться на помощь Госуслуг к сожалению нет смысла. Мне они не помогли. Это уже факт.
3. Возможно вскоре я «прочувствую» на себе чем грозит слив всех данных и документов в третьи руки. А пока я просто не знаю, что делать дальше. Искренне не знаю и всех призываю – используйте сложные пароли, устанавливайте двухфакторную аутентификацию, не храните личные данные на любых сайтах.
P.S. Скрины выкладываю. Мат заблюрила.

0
605 комментариев
Написать комментарий...
L A

Важный вопрос: подумайте, использовали ли вы эту же пару (логин/мобила/мыло)+пароль на любом другом ресурсе хоть когда-нибудь.
Если так, то это обычный кросс-чек (первая-вторая попытка проверки входа  сразу же успешная).
Я долгое время был "на другой стороне баррикады" как оператор инфраструктуры ресурса по кол-ву аккаунтов наверное как 1/10 часть госуслуг  и я могу точно сказать что это был и остаётся самый популярный способ взлома.
И такие кросс-чеки это реально, извините, боль в ж-пе(особенно когда на пользователей не плевать, и ещё больше если включение капчи  просто так менеджмент считает неправильным), мы просто скачивали эти самые базы утечек паролей, чекали их на предмет совпадения с паролем у нас* и тихо-мирно сбрасывали пользователю пароль.

Пару раз сбрасывали с подробным уведомлением что и откуда мы взяли, получали шквал негатива в наш адрес. 

Поможет проверить мыло и мобилку: https://haveibeenpwned.com/

*)  звёздочка для въедливых буквоежек во избежании быть неверно понятым: у нас естественно всё хешированое-солёное

PS ну и логи входов в узловые места типа почт тоже проверьте(особенно IMAP/pop3 если почтовик умеет переведите на т.н. "пароли приложений")

Ответить
Развернуть ветку
Diana Zabelina
Автор

У меня этот логин и пароль стоит всего на двух сайтах: госуслуги и мос.ру 🥺

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Нефедов

Двухфакторку делайте.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Пасека

Она разве не включена по умолчанию?

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Норд

а почта не мейловская, случайно?

Ответить
Развернуть ветку
Diana Zabelina
Автор

Мейловская. Но пароли разные.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Норд

интересно
получается, тут вариантов не особо много: гос.сайты сами это проворачивают, либо через самого лояльного почтового клиента (мейл). выводы делать рано, конечно, но я бы рекомендовала мейловскую почту не использовать для важных сервисов (в том числе для соц.сетей).

Ответить
Развернуть ветку
Яна Громова

Здравствуйте, я из службы поддержки Mail.ru. 
Уровень защищенности сервиса Почта Mail.ru не уступает другим сервисам. Но, в любом случае, мы советуем везде (в частности в почтовом аккаунте) включать двухфакторную аутентификацию - это один из самых надежных способов защиты.
Также, владелец ящика может проверить действия в своём ящике на странице https://e.mail.ru/settings/actions
Если посторонних действий в логе нет, то почтовый сервис отношения к данной ситуации однозначно не имеет.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Комаров

Хоть я и почти не пользуюсь почтой мейла, все равно задумался над поднятием личного почтового сервера 😨

Ответить
Развернуть ветку
Diana Zabelina
Автор

Спасибо за совет! Попробую максимально везде изменить

Ответить
Развернуть ветку
Слава Морозов

Какой пароль хоть был то???

Ответить
Развернуть ветку
Diana Zabelina
Автор

Не простой. Вообще не простой. Разные буксы, цифры, регистры, символы. Ещё и не в логической последовательности:(

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Yashin

А подтверждение входа по смс есть?

Ответить
Развернуть ветку
Diana Zabelina
Автор

Не было. Моя вина, знаю, но я не думала что такое произойдёт с этим сайтом. Сейчас конечно поставила, но что уже размахивать руками после драки?:(

Ответить
Развернуть ветку
Максим Малыгин

А как это включить? Я сейчас хотел зайти в настройки, проверить состояние своей защиты аккаунта на госуслугах, а в приложении вообще не оказалось пункта настроек.

Ответить
Развернуть ветку
Diana Zabelina
Автор

Если с мобильного заходите, то в правом верхнем углу на меню нажмите, дальше на своё имя и «обзор». Потом снова на своё имя и но кнопку «профиль». После этого появится кнопка «учётная запись». Нажимаете там вход в учетную запись.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Малыгин

В приложении вообще этого нет)

Ответить
Развернуть ветку
Diana Zabelina
Автор

Я снесла приложение ГУ, оно какое-то ограниченное что ли. Все это делала в браузере но через мобильный.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Пасека

О чем вообще разговор, без двухфакторки у вас везде могут спереть аккаунт по 10 раз по слитым паролям, которые сливаются постоянно)

Ответить
Развернуть ветку
Axel Pervolianinen

А ваш пароль с вариацией цыфр букв ни где больше у вас не стоит? 

Ответить
Развернуть ветку
Diana Zabelina
Автор

Нет. Нигде. За это могу ручаться

Ответить
Развернуть ветку
602 комментария
Раскрывать всегда