Баг в приложении «Тинькофф инвестиции», который повлек убытки
В пятницу 23.07 начали падать китайские акции, а у меня на тот момент были МОМО и утро началось с -340$. Я решил избавиться от них, дабы не увеличивался минус. Пятница только началась и надо бы исправить это недоразумение. И я полез в TAL Education Group. Сначала заработал 200$, потом 120$, потом ещё 130$. Итого отбил минус, да ещё и заработал немного. Думаю, раз так хорошо идёт, то надо бы продолжить и заработать побольше. Следующая сделка принесла мне 150$, НО информация о сделке не отобразилась в событиях и я написал в поддержку. Мне ответили что знаем, разбираемся. Ладно, - подумал я, главное ведь что приложение работает и сделки совершаются (ага, конечно! совершаются, только не такие, какие ты думаешь, ха-ха), баланс растёт и я продолжил торговать (торговал через терминал с компа), следующая сделка не помню сколько принесла (позже увидите почему нельзя посмотреть и узнать), потом ещё 80$ и вечером уже больше от скуки, чем от желания заработать, я заработал 60$. В итоге за день получилось более 800$ - я был доволен как никогда (первый раз столько за день получилось заработать на одной акции) и отложил торговлю.
Через какое-то время пришло уведомление что приложение "починили". Думаю зайду, гляну сколько вышло то в итоге. Зайдя и увидив их "починку", я просто впал в ступор. От 540+к портфеля (что было после торгов) остаётся 400к, при этом минус 364к показывает, так ещё и маржин колл горит! Что мать вашу?!? Смотрю что случилось. Оказывается та сделка, которая неизвестно сколько принесла, не совершилась, точнее совершилась, но не так. Из-за сбоя произошло не продажа/покупка (шорт), а покупка/покупка - что в принципе не могло быть, потому что плечи не позволяли мне купить сразу столько акций. На тот момент максимум я могу купить 750+ акций. В итоге у меня в портфеле 1400 акций с минусом 1156$!!!
Пишу в поддержку, мне отвечают что проверят ситуацию до 26.07. Но Колян (маржин колл), он же не тинёк, работает на совесть и не ждёт выяснения... Продаёт 3 позиции, которые у меня были в минусе и успокаивается (но только на время...). Наступает 26,07 - пишу в поддержку - мне отвечают что "слишком сложно, мы не знаем что это такое, а если бы знали, то... но мы не знаем", срок рассмотрения заявки до 28,07...
- тук, тук
- кто там?
- это я, твой друг Коля
- сколько лет, сколько зим! Заходи, дорогой!
Колян то нормальный пацан, работает чётко, с ним не договоришься... Мой портфель ещё уменьшился, при этом с меня каждый день списывают плату за плечи и у меня нет возможности торговать (нет денег и неизвестно к чему ещё приведёт торговля после решения проблемы). Наступает 28,07 - пишу опять в поддержку и вот что мне ответили:
Опять ждать неизвестно чего, не факт что решится вопрос, что не перенесут ещё (неделю, месяц, год...). Сижу, не знаю что делать...
Из-за задержки в обновлении информации у вас получилось купить 700 акций TAL 2 раза, несмотря на маржинальные показатели. Также из-за этого вы видели неправильное состояние портфеля и продолжали торговать, что привело к маржин-колу. Когда отображение исправили, вы увидели актуальную информацию. Простите за эту неприятную ситуацию. Сейчас работаем над вопросом компенсации, результат вам сообщим.
каким образом задержка в обновлении информации позволяет купить в 2 раза больше, чем позволяет плечо?
В системе информация не обновилась и у вас получилось провести две сделки.
Перевожу на простой язык. В торговом терминале на стыке с инфраструктурой нет флуд контроля. Плюс все заявки напрямую летят в шлюз биржи, не проходя какой либо риск-менеджмент контроль по заявкам. Ну и поскольку тинек-брокер не дурак, то все торгуют на одном ТКС, где лимита опой жуй (иначе как еще давать плечо) и биржа само собой тоже риск-менеджментом отдельного счета не страдает.
Коллеги, мне кажется это отличный повод для коллективной жалобы регулятору (ЦБ и/или Науфор) на технически неграмотную реализацию со стороны Тинькоф данного функционала, что выливается в неспособность обеспечить защиту клиента в рамках оговоренного сервиса (маржинальной торговли с определенным плечом) при обработке клиентских торговых поручений.
Специально для Тинькофф Инвестиции: если все же хотите сделать нормальный сервис - зовите. Оценить грамотность архитектурных решений, выявить ключевые риски и точки отказа, оценить приоритеты исправлений. Он хоть и для домохозяек, но репутация она такая...