{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

«Яндекс.Про» отстранил курьера от работы из-за неправильного адреса клиента

Несколько лет назад я прочитал на VC занимательную статью о том, как в одной из американских IT компаний искусственный интеллект самостоятельно уволил сотрудника, а тот никак не смог этому противостоять. Тогда мне это показалось забавным, исключительным случаем, но я и подумать не мог, что такие ситуации могут быть отлажены в «систему» и приобрести массовый характер.

В этой статье я расскажу о своем опыте борьбы с таким "роботом" и покажу, как всего лишь небольшая недоработка приложения Яндекс.Еда портит клиентский опыт тысячам клиентам и партнерам курьерам.

Чем я занимался

В пандемию я, как и многие, столкнулся с падением доходов. Из-за имеющихся финансовых обязательств (к вопросу о том, как важна финансовая подушка!), начал искать дополнительные источники дохода — в том числе, устроился в Яндекс.Доставку. Это некая «служба помощи» пешим и вело-курьерам Лавки и Еды — если они не справляются, или расстояния слишком большие, за заказом приезжает курьер Яндекс.Доставки на автомобиле.

Проколол колесо у своей машины во дворах. Не проблема - беру каршеринг, главное - не оставить клиента голодным! :)

Работал в основном ночью — выходил с наступлением темноты и заканчивал с рассветом. Это "особое" время, ведь необходимо соблюдать не только базовые принципы (маска, перчатки, вежливость), но и дополнительные правила — не звонить в дверь, не нарушать спокойствие клиента и жителей дома. А если утром доставить горячий кофе и при этом пожелать отличного дня — клиент гарантированно расплывется в улыбке :)

За что получил блокировку

Заказ в 7 утра — бюджетная пиццерия на окраине. Доставляю пиццу Маргариту. Упаковал заказ в термосумку, приехал на точку, но никак не могу найти указанный адрес. Несколько раз обхожу территорию — еще раз проверяю карту и понимаю, что клиент поставил точку в нежилом здании автомобильной парковки.

По регламенту сервиса, если адрес неправильный, я должен 3 раза попытаться дозвониться клиенту, а затем составить запрос в поддержку. Этот регламент я даже "перевыполнил", так как пытался дозвониться клиенту около 15 минут, затем составил запрос. Поддержке тоже не удалось найти клиента, приложение издало звук "заказ отменен", а мне было велено вернуть заказ в ресторан. К слову — обратная дорога курьеру не оплачивается.

Через пару часов я захожу приложение, чтобы посмотреть баланс, и вижу, что аккаунт заблокирован. Якобы, я забирал заказы у отправителей, но не вручал получателям, чем самым обманывал пользователей.

Конечно, у всех бывают ошибки, и я хотел разобраться. Обвинение в воровстве пиццы — Маргариты за 200 рублей, выглядело для меня не только несправедливым, но и унизительным. Я составил запрос в поддержку, на что получил ответ:

Явно отвечает робот заготовленным ответом для таксистов, а не курьеров

Решил не отступать. Собрал доказательную базу — скриншоты, доказательства, и начал отправлять по электронной почте и в сообщения в ВКонтакте. Несмотря на то, что мое обращение было большое и с картинками — ответ приходил буквально через минуту: "так решили алгоритмы сервиса, повлиять на это мы не можем". В какой источник я бы не писал, получал шаблонный ответ робота.

Почему клиент не получает еду

Из-за недоработанного приложения.

Я ответственно выполняю свою работу. Решаю любые проблемные ситуации, разговариваю с иностранными клиентами на английском (да, в Яндексе к моему удивлению очень много заказчиков иностранцев, которые в комментариях прямо указывают - нужен англоговорящий курьер).

Однако я совсем не могу повлиять на то, что приложение позволяет заказать доставку еды на любую точку на карте. Если в других приложениях, при оформлении доставки, вы вручную вбиваете адрес, а приложение не дает оформить вам заказ без номера квартиры, то в Яндекс.Еде приложение автоматически определяет геолокацию смартфона, а уже затем клиент по желанию может скорректировать его или указать квартиру. То есть, Яндекс даже не выдаст уведомление, мол "а квартиру указать не хотите?".

Вот один из последних примеров. Ночная доставка одной шаурмы. Клиент поставил точку в лесной зоне около пруда и не сообщил больше никаких данных (дом, подъезд, квартира). Людей там не было, а клиент не отвечал на телефон. Клиент без еды, но виновато не приложение, которое это не предотвратило на этапе заказа, а курьер, ведь по логике алгоритмов - он украл шаурму.

Итог

Как бы это футуристично не звучало, но неведомые "алгоритмы" оставили меня без работы из-за недоработки в приложении, которая легко исправляется одним релизом. Всем хороших курьеров и вкусной еды!)

UPD. Доступ восстановили, даже сами нашли мой аккаунт (в статье не указывал никаких данных о себе). Позвонили и отправили сообщение в приложении и ВКонтакте. Правда все равно написали, что я виноват в ситуации, так как неправильно поставил статус заказа (напомню, что заказ принудительно закрывает диспетчер, если не может связаться с клиентом). Спасибо VC и команде Яндекс.Про за помощь.

0
175 комментариев
Написать комментарий...
Алек Нет

Тупые клиенты такси и доставки не понимают, что точка геолокации зависит от gps модуля их телефона и атмосферы. Реальная погрешность 20 метров. Так что точке на самом деле это круг с диаметром 40 метров. Это когда ясная погода,  нет осадков. Потом начинают водителю доказывать, что они не виноваты, это ваше приложение точку поставило. Хотя лично водитель к приложению Я навигатор никакого отношения не имеет

Ответить
Развернуть ветку
Vikarti Anatra

А клиенту есть разница? Заказ был в приложении. Приехал кто-то. Услуга оказана криво.
Да, юридически разница есть и прочее. но это ж надо хотя бы пробовать и меть желание разбираться в деталях кто там что.
Значительно проще - не разбираться а сказать что виноват Яндекс(даже когда 100% конкретный водитель виноват) или что виноват водитель Яндекса (когда это вообще арендатор машины в каком то таксопарке у кого договор с Яндексом).

Можно было бы сказать что Яндекс (с другими службами все же чуть получше) таким способом яму роет но вот с учетом новостей про автопилоируемый авто, про доставку всяких мелочей Яндекс.Роверами (см например https://habr.com/ru/news/t/532206/ ) - вообщем то более менее понятно что водители и курьеры - способ захватить рынок, а как подоспеет автоматика - будет работать автоматика. Но правда тут хотя бы тот плюс что при проблемах автоматики свалить на то, что это не их сфера ответственности у Яндекса не получится.

Ответить
Развернуть ветку
Алек Нет

Какому клиенту? Главный клиент Я такси это водитель, других нет. Только от водителя они получают доход в виде комиссии за заказ. Водитель не работник сервиса, он такой же пользователь приложения, как и пассажир,  но только платит именно за приложение.

Ответить
Развернуть ветку
Vikarti Anatra

Как бы обычно:
- клиентов больше
- они деньги платят напрямую
- им оказывается какая то услуга

насколько я логику работы яндекс.такси - у водителя там взаиморасчеты с яндекс.такси, пассажир только платит деньги.
ну и сервис в принципе может работать без водителей если довести автопилоты. а без пассажиров работать он не будет потому что деньги в конечном итоге откуда возьмутся?

Ну и как то странно выглядит  - в в https://vc.ru/claim/275131-yandeks-pro-otstranil-kurera-ot-raboty-iz-za-nepravilnogo-adresa-klienta?comment=3088151 сказано про тупых клиентов Я такси и доставки, в https://vc.ru/claim/275131-yandeks-pro-otstranil-kurera-ot-raboty-iz-za-nepravilnogo-adresa-klienta?comment=3088582 сказано клиенты Яндекс такси - водители и других нет. Получается что водители - тупые и не знают как работает работает GPS? Или как? 

Ответить
Развернуть ветку
Алек Нет

Пассажиры тупые, не смотрят адрес, который определяет их телефон и вызывают водителя на фейковые координаты. А ведь можно идиотикам просто напечатать руками адрес вызова. Так понятно?

Ответить
Развернуть ветку
Vikarti Anatra

Так пассажиры теперь все же клиенты а не водители?(если не понятно про что я - предлагаю перечитать тред, внимательнее). 

Также, повторюсь еще раз - у меня не раз были случаи когда как раз автоопределение адреса яндексом, корректное определение вообщем то - все и путало (потому что здания - большие), если бы был и адрес и точка - это бы хоть как то помогло.

Ответить
Развернуть ветку
Алек Нет

Пассажиры клиенты службы заказа как пользователи приложения ПОИСКА свободного авто, а не как желающие куда-то ехать, потому как саму перевозку Яндекс не производит, просто нечем перевозить. Нет у Яндекса ни одного авто.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Кольцов

Это в Яндексе тупые и не знают, как работает GPS. И современный смартфон тупой, разные чипы по разному один и тот же сигнал обрабатывают, ещё и сразу по нескольким системам. У кого-то будет 4 спутника ГЛОНАСС и 5 GPS, у кого-то наоборот. Одни и те же координаты железо будет принимать в разных местах. А когда сначала один смартфон с горем принял координаты, потом передал их другому смартфону, тот поймал сигнал спутников и уже по-своему привязался к координатной сетке то вообще глухой телефон получается. На каждом этапе погрешность складывается с погрешностью. Это все равно, что таблички с адресами на домах перевешивать, а потом говорить, что курьеры не умеют городской адресной системой пользоваться. Так то ничего не мешает клиенту в роли ближнего привода выступить и уже на словах объяснить куда дальше двигаться, от или к какой-то выделяющейся привязки курьеру или таксисту, просто понятно же, что технически высокую точность от систем геолокация требовать невозможно

Ответить
Развернуть ветку
Vikarti Anatra

Не будет оно в разных местах. Если идеальные условия приема. И погрешности пассажира и водителя не складываются.  В таких системах передаются именно координаты и/или адрес (после геокодирования)(да, мне приходилось работать над чем то похожим).
Проблемы Яндекса скорее в том, что и геокодирование используют когда не стоило (а надо было бы точку дать и показывать расстояние) бы и не учитывают что бывают большие здания. И что в ситуации когда после геокодирования координат в адрес и обратно - получаются совсем другая точка - не делают ничего.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Кольцов

На карте вам смартфоны отрисуют по координатам одни и те же точки, а в пространстве разные устройства выведут на разные точки

Ответить
Развернуть ветку
172 комментария
Раскрывать всегда