{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

С дебетовой карты «Тинькофф» украли мои средства

Являюсь клиентом банка более пяти лет, карту использовал все это время как зарплатную, расплачивался за покупки, переводил друзьям и родным деньги, практически не снимал наличные.

В один "прекрасный" вечер 08 сентября 2021 приходит смс с кодом от банка, тут же раздается звонок с номера банка(подмена номера), "оператор" сообщает, что произошла подозрительная операция, мол не переживайте, карту сейчас заблокируем, средства в безопасности. Начинается общение с "сотрудником" Банка в ходе которого у меня не просят никаких подозрительных данных типа цифр из СМС или с оборота карты, так проходит около 40 минут. Приходит сообщение о снятии 145000 рублей, "оператор" уверяет, что сейчас всё заблокируют и продолжает удерживать меня на линии. Через 40 минут происходит ещё три снятия на схожие суммы с интервалом в 3-5 минут, после чего карту всё таки блокируют. Начинаются странные вопросы от "оператора" по кредитной карте, мол сейчас вам придет код в смс и так далее. Тут я уже почуял неладное и самостоятельно перезваниваю в банк и пытаюсь разобраться в произошедшем.

Как же злоумышленники сняли средства, спросите вы? По QR коду (модное словосочетание) в банкомате банка Тинькофф, в городе Пятигорске (я проживаю в Санкт-Петербурге и за несколько часов до этих снятий пользовался картой в магазине).Каким-то образом злоумышленники попали в личный кабинет, выпустили несколько QR-кодов и сняли деньги.

Естественно я обратился в банк и правоохранительные органы. Банк взял 20 дней на рассмотрение ситуации, итог рассмотрения: "Безопасность личного кабинета это ответственность клиента, обратитесь в полицию, мы им с расследованием поможем". При этом на весь период рассмотрения у меня были заблокированы переводы и я не мог обезопасить свои средства от дальнейших посягательств.Точнее мог, в личном кабинете можно убрать галочку с пункта "Снятие наличных" по карте. И даже СМС подтверждения не требуется, правда и для снятия ограничения СМС тоже не требуется, достаточно доступа к личному кабинету.

В связи с чем у меня ряд вопросов к Банку, который так гордится своей IT платформой:

1. Каким образом был получен доступ в личный кабинет, учитывая отсутствие входов с посторонних устройств и каких-либо смс об этих входах?

2. Почему для выпуска QR кода на снятие наличных на такие внушительные суммы не требуется СМС подтверждения?!

3. Почему не приходят оповещения о выпуске данных кодов?!Эти два пункта проверялись несколькими клиентами банка по моей просьбе.

4. Почему банк не блокирует настолько нехарактерные для клиента операции, ещё и в чужом регионе, как делают те же Альфа-Банк и Сбербанк?!

На мой взгляд это полный провал anti fraud систем банка и службы безопасности, просто немыслимый для 2021 года, заслуживающий внимания как со стороны профессионального сообщества, так и со стороны руководства Банка и контролирующих органов.

0
1160 комментариев
Написать комментарий...
Катерина Донникова

40 минут мариновали, и ничего не спросили.
Кого вы тут пытаетесь обмануть?
Вы им или коды диктовали, или скачивали тимку, или что то подобное.
Не бывает такого, что вы им ничего не предоставили, а у вас спёрли деньги.
Тогда бы всю страну так за месяц обворовали.
Что то вы недоговариваете

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Попова

Мне вот например очень хочется верить, что он им что-то сказал, потому что если нет, то это очень страшно, в опасности каждый))

Ответить
Развернуть ветку
Катерина Донникова

Конечно сказал, иначе и быть просто не могло.
Кого он тут обмануть пытается?

Ответить
Развернуть ветку
Искатель

А вы получается рядом с автором сидели там?) Или рядом с мошенниками?) Рядом с кем свечку держали, признавайтесь?)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Искатель

Я борец с несправедливостью и нарушением прав. Неважно, с чьей стороны. В данном случае мошенники и банк плохо себя ведут, а не автор по имеющейся информации.

Где именно признавался и какие именно данные, укажите ссылку, пожалуйста?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Искатель

Какие-то? Давайте, вы сначала точно назовете, какие именно, а потом будете что-то утверждать.

Если он рассказал мошенникам, например, что кушал с утра на завтрак овсянку, то на что это могло повлиять?

Самое главное, что автор не сообщал смс-коды и пин-код. Остальное все не особо важно.

Я говорил, что банк плохой в первую очередь в том плане, что ввел автора в заблуждение относительно прав и обязанностей автора и банка в данной ситуации.

И какие бы данные автор не передавал мошенникам, это в любом случае не отменит уже произошедшего недобросовестного поведения банка в данной ситуации и введение банком клиента в заблуждение.

Кроме этого банк оказал некачественную финансовую услугу автору, так как не обеспечил надлежащую безопасность доступа к формированию распоряжений на перевод денежных средств.

Ответить
Развернуть ветку
Trail soul

Не странно ли то, что вы предлагаете банку или даже сторонним комментаторам назвать, какие конкретно данные автор статьи передал мошенникам, но не интересуетесь этим у самого автора? Давайте просто представим, что он передал им любые данные (секретные), которые потребовались мошенникам, чтобы восстановить доступ в личный кабинет и зайти в него. После этого какие конкретно претензии к банку у вас остались бы?

Ответить
Развернуть ветку
Искатель

Понимаете, автор в данной ситуации жертва. То, что он какие-то данные передал под психологическим воздействием мошенников, не делает его виноватым. Его права в данной ситуации как более слабой и уязвимой стороны договора защищаются действующим законодательством.

Важно, что автор не передал самые главные данные - смс-коды и пин-код. Если же передача каких-то данных, кроме прямо запрещенных к передаче третьим лицам, может привести к несанкционированному доступу в личный кабинет, то да, это претензии к банку о том, что он не обеспечивает надлежащий уровень безопасности.

Если банк не согласен с этим, то повторяю, именно на банке лежит бремя доказывания нарушения клиентом правил использования ЭСП. Пусть доказывает, что клиент передал данные, которые нельзя было передавать по правилам использования ЭСП в рамках договора с банком.

Если банк в договоре с клиентом прямо не указал, какие именно данные клиент не должен сообщать третьим лицам, то у клиента и не возникает соответствующей обязанности не сообщать эти данные, и, следовательно, нарушения правил пользования ЭСП.

Ответить
Развернуть ветку
Trail soul

Если защищаются законодательством, то есть ли конкретные, описанные в медиа, в судебных решениях прецеденты возврата средств клиенту, который находился под психологическим воздействием мошенников? Вот вы часто пишете про 161-ФЗ - по нему, например?

Ответить
Развернуть ветку
Искатель

Вы можете самостоятельно зайти в ту же ГАС Правосудие и изучить судебную практику. Практик по подобным случаем огромное количество как в пользу клиентов, так и в пользу банков. Как оспоренных, так и не оспоренных. И можете поискать в конкретных решениях интересующие именно вас обстоятельства дела.

В той же статье РБК из данной темы один из экспертов приводит пример:

"Партнер юридической компании «Деловой фарватер» Роман Терехин предлагает обосновать претензии к банку по статье 847 ГК РФ. По ней клиент должен подтвердить свое распоряжение о списании средств собственноручной подписью, введением кода или пароля. Терехин говорит, что пока факт компрометации ключей и паролей по вине клиента не доказан, клиент остается прав. По его словам, доказывать правомерность операции должен именно банк. В противном случае он обязан возместить потери.

Терехин приводит в пример похожее дело, рассматривавшееся Приморским краевым судом против Сбербанка. Тогда суд поддержал клиента банка в похожей ситуации, так как банк не доказал, что истец разгласил пин-код, номер карты или иные сведения. Также не было доказательств передачи карты другим лицам или несоблюдения клиентом мер предосторожности пользования картой."

Ответить
Развернуть ветку
Trail soul

Так мы все читали это. В подавляющем большинстве случаев речь и идет о "факте компрометации ключей и паролей по вине клиента". Из этих клиентов большинство понимают свою вину, ну а небольшая часть идет в суд. Наверняка какие-то непростые случаи бывают, но явно не этот.

Ответить
Развернуть ветку
Io Eau

Авторизацию разработал банк. Точка. Он мог раздать всем дигипассы, но сделал авторизацию дешевле, но и риски при этом больше. Не клиент. Клиент не видит кому и куда уходят деньги - какой счет и какой инн. Банк видит все детали и может даже отклонить сам.

Ответить
Развернуть ветку
Искатель

Послушайте, уже не особо продуктивное обсуждение идет. Вот что Верховный Суд постановит по данному делу, если до него дело дойдет - на то и будем ориентироваться.

Но, чтобы до него дело дошло, необходимо соблюдение всех остальных юридических процедур. Банк пока от этих процедур уклоняется и по словам автора даже не предлагает обратиться к банку с претензией, а потом в случае отказа к финансовому уполномоченному и в суд. Только сообщает, что автор сам виноват и должен идти в полицию.

Ответить
Развернуть ветку
1157 комментариев
Раскрывать всегда