{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

С дебетовой карты «Тинькофф» украли мои средства

Являюсь клиентом банка более пяти лет, карту использовал все это время как зарплатную, расплачивался за покупки, переводил друзьям и родным деньги, практически не снимал наличные.

В один "прекрасный" вечер 08 сентября 2021 приходит смс с кодом от банка, тут же раздается звонок с номера банка(подмена номера), "оператор" сообщает, что произошла подозрительная операция, мол не переживайте, карту сейчас заблокируем, средства в безопасности. Начинается общение с "сотрудником" Банка в ходе которого у меня не просят никаких подозрительных данных типа цифр из СМС или с оборота карты, так проходит около 40 минут. Приходит сообщение о снятии 145000 рублей, "оператор" уверяет, что сейчас всё заблокируют и продолжает удерживать меня на линии. Через 40 минут происходит ещё три снятия на схожие суммы с интервалом в 3-5 минут, после чего карту всё таки блокируют. Начинаются странные вопросы от "оператора" по кредитной карте, мол сейчас вам придет код в смс и так далее. Тут я уже почуял неладное и самостоятельно перезваниваю в банк и пытаюсь разобраться в произошедшем.

Как же злоумышленники сняли средства, спросите вы? По QR коду (модное словосочетание) в банкомате банка Тинькофф, в городе Пятигорске (я проживаю в Санкт-Петербурге и за несколько часов до этих снятий пользовался картой в магазине).Каким-то образом злоумышленники попали в личный кабинет, выпустили несколько QR-кодов и сняли деньги.

Естественно я обратился в банк и правоохранительные органы. Банк взял 20 дней на рассмотрение ситуации, итог рассмотрения: "Безопасность личного кабинета это ответственность клиента, обратитесь в полицию, мы им с расследованием поможем". При этом на весь период рассмотрения у меня были заблокированы переводы и я не мог обезопасить свои средства от дальнейших посягательств.Точнее мог, в личном кабинете можно убрать галочку с пункта "Снятие наличных" по карте. И даже СМС подтверждения не требуется, правда и для снятия ограничения СМС тоже не требуется, достаточно доступа к личному кабинету.

В связи с чем у меня ряд вопросов к Банку, который так гордится своей IT платформой:

1. Каким образом был получен доступ в личный кабинет, учитывая отсутствие входов с посторонних устройств и каких-либо смс об этих входах?

2. Почему для выпуска QR кода на снятие наличных на такие внушительные суммы не требуется СМС подтверждения?!

3. Почему не приходят оповещения о выпуске данных кодов?!Эти два пункта проверялись несколькими клиентами банка по моей просьбе.

4. Почему банк не блокирует настолько нехарактерные для клиента операции, ещё и в чужом регионе, как делают те же Альфа-Банк и Сбербанк?!

На мой взгляд это полный провал anti fraud систем банка и службы безопасности, просто немыслимый для 2021 года, заслуживающий внимания как со стороны профессионального сообщества, так и со стороны руководства Банка и контролирующих органов.

0
1160 комментариев
Написать комментарий...
Тинькофф

Мы выяснили, что в тот день в приложение входили только с вашего устройства, сверили IP. QR-код сформировали в приложении, а вошли с вашего устройства, у нас не было никаких оснований полагать, что это сделали не вы и поэтому мы не отправляли код подтверждения для выпуска QR. По самому выпуску QR сейчас уведомления не отправляем, ведь клиент в приложении сам его выпускает. По всему процессу выпуска QR-кодов оставили обратную связь. Мы не можем углубляться в принципы работы мониторинга мошеннических операций по понятным причинам, но в вашем случае система сбоев не давала.

В момент вашего звонка вы сообщили, что передали злоумышленникам какие-то данные по карте, но не уточнили какие. Мы тут же заблокировали все карты по мошенничеству. В таком случае блокируем возможность совершать какие-либо операции в приложении и личном кабинете. Жаль, но затем не поменяли статус по одной из карт, поэтому ограничения сохранились и вы некоторое время не могли пользоваться приложением и личным кабинетом. Проведем работу над ошибками, простите.

Саму операцию мы не можем оспорить. Дело в том, что QR сгенерировали через приложение, а вошли в приложение с помощью ввода аутентификационных данных и с вашего устройства. Такие операции считаются совершенными с вашего согласия. Мы будем помогать правоохранительным органам всеми возможными способами, если получим нужный запрос. Жаль, что вам пришлось столкнуться с мошенничеством.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Полухов

Автор не говорил, что сам генерировал QR-коды. Кому теперь верить ?

Ответить
Развернуть ветку
Никита Шультайс

Очень похоже, что у автора на телефоне был троян.

Особенно тот факт, что его держали на связи около 40 минут, за это время как раз генерируют коды и выводят деньги.

Раньше мошенники просили положить телефон вниз экраном на стол, чтобы пользователь не видел того, что происходит. Тут попался более опытный мошенник, который удерживал внимание 40 минут разговорами.

Ответить
Развернуть ветку
Искатель

Да, такое возможно, но банк ни слова не написал про троян и как именно он мог незаметно для автора выпустить коды в приложении, про то, как коды оказались у людей в Пятигорске, хотя автор из Санкт-Петербурга, и почему банку не показалось подозрительным неоднократное снятие средств в короткий промежуток времени в другом городе новым для автора способом? Если это был некий удаленный рабочий стол, то как автор мог не увидеть, что именно происходит у него на экране?

Ответить
Развернуть ветку
russur

Но ведь эти QR коды и предназначены для того чтобы снимать деньги клиента тому у кого этот код оказался, и там где удобно этому человеку?
Задумка такая у них? Тогда конечно они не будут ничего спрашивать, хоть в Болгарии снимай.

Ответить
Развернуть ветку
Искатель

С одной стороны да. С другой стороны это одновременно является благодатной почвой для мошенничества, и банк должен внимательно следить за происходящим.

Сами посудите, что произошло.

Банк не подтвердил выпуск QR кодов смс-кодом и до сих пор внятно не объяснил почему.

Банк не уведомил автора о выпуске QR кодов.

Банк не увидел признаков операции без согласия клиента при выводе новым для автора способом крупных сумм в другом городе, новом для автора.

Вы часто даёте другим людям QR коды для вывода всех ваших средств в другом новом городе? Это вам не показалось бы подозрительным?

Банки обычно всегда, особенно при крупных суммах, подтверждают операции новым способом, в новом городе, новому получателю и т.д. После подтверждения банк запоминает и больше не спрашивает. И это правильная практика финансовой безопасности, если подтверждение оперативное и без технических сбоев.

Ответить
Развернуть ветку
russur

Да я вообще об этих кодах узнал из статьи, и с удовольствием избавился бы от возможности их выпустить.

Но они объяснили почему выпуск кода не подтверждается - потому что это делается из приложения, а значит делается самим автором.
Аргумент странный, например увеличение лимита из приложения надо подтвердить кодом.

Ответить
Развернуть ветку
Искатель

О том и речь, что очень странный.

При том, что в инструкции самого же банка указано иное - см. скрин.

То есть получается, изменение лимита надо подтверждать кодом, а по сути снятие всех денег со счета не надо, банк посчитал, что априори все с согласия автора происходит.

И самое главное, мы ведь не можем проверить правду говорит банк или нет. Что мешает банку говорить, что вход был только с устройства автора, хотя был вход и с устройства мошенников по данным автора? А логи и айпишники просто подредактировать в случае необходимости. Я уже видел в судах как компании редактировали данные и потом приносили их в суд в письменной форме как якобы достоверные и что-то подтверждающие.

Ответить
Развернуть ветку
1157 комментариев
Раскрывать всегда