{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

С дебетовой карты «Тинькофф» украли мои средства

Являюсь клиентом банка более пяти лет, карту использовал все это время как зарплатную, расплачивался за покупки, переводил друзьям и родным деньги, практически не снимал наличные.

В один "прекрасный" вечер 08 сентября 2021 приходит смс с кодом от банка, тут же раздается звонок с номера банка(подмена номера), "оператор" сообщает, что произошла подозрительная операция, мол не переживайте, карту сейчас заблокируем, средства в безопасности. Начинается общение с "сотрудником" Банка в ходе которого у меня не просят никаких подозрительных данных типа цифр из СМС или с оборота карты, так проходит около 40 минут. Приходит сообщение о снятии 145000 рублей, "оператор" уверяет, что сейчас всё заблокируют и продолжает удерживать меня на линии. Через 40 минут происходит ещё три снятия на схожие суммы с интервалом в 3-5 минут, после чего карту всё таки блокируют. Начинаются странные вопросы от "оператора" по кредитной карте, мол сейчас вам придет код в смс и так далее. Тут я уже почуял неладное и самостоятельно перезваниваю в банк и пытаюсь разобраться в произошедшем.

Как же злоумышленники сняли средства, спросите вы? По QR коду (модное словосочетание) в банкомате банка Тинькофф, в городе Пятигорске (я проживаю в Санкт-Петербурге и за несколько часов до этих снятий пользовался картой в магазине).Каким-то образом злоумышленники попали в личный кабинет, выпустили несколько QR-кодов и сняли деньги.

Естественно я обратился в банк и правоохранительные органы. Банк взял 20 дней на рассмотрение ситуации, итог рассмотрения: "Безопасность личного кабинета это ответственность клиента, обратитесь в полицию, мы им с расследованием поможем". При этом на весь период рассмотрения у меня были заблокированы переводы и я не мог обезопасить свои средства от дальнейших посягательств.Точнее мог, в личном кабинете можно убрать галочку с пункта "Снятие наличных" по карте. И даже СМС подтверждения не требуется, правда и для снятия ограничения СМС тоже не требуется, достаточно доступа к личному кабинету.

В связи с чем у меня ряд вопросов к Банку, который так гордится своей IT платформой:

1. Каким образом был получен доступ в личный кабинет, учитывая отсутствие входов с посторонних устройств и каких-либо смс об этих входах?

2. Почему для выпуска QR кода на снятие наличных на такие внушительные суммы не требуется СМС подтверждения?!

3. Почему не приходят оповещения о выпуске данных кодов?!Эти два пункта проверялись несколькими клиентами банка по моей просьбе.

4. Почему банк не блокирует настолько нехарактерные для клиента операции, ещё и в чужом регионе, как делают те же Альфа-Банк и Сбербанк?!

На мой взгляд это полный провал anti fraud систем банка и службы безопасности, просто немыслимый для 2021 года, заслуживающий внимания как со стороны профессионального сообщества, так и со стороны руководства Банка и контролирующих органов.

0
1160 комментариев
Написать комментарий...
Vyacheslav Teplyakov

Что за qr коды, дичь какая то, нахрен они вообще нужны? Какой предполагается сценарий использования?

Ответить
Развернуть ветку
Agnis Ozoiin

Ну, например, хотите вы украсть деньги с чужой карты и можно использовать QR-коды. Очень удобно, как видите.

Ответить
Развернуть ветку
N&N N

А можно и другие выводы из статьи сделать. Например, я уже который раз замечаю из подобных статей, что мошенники просят жертву войти в приложение, при этом реально не просят огласить никакой секретной информации, дальше у жертвы обнаруживаются транзакции в личном кабинете, которых он не совершал, а Тинькофф после разбора отвечает, что входа в приложение с других устройств/IP не было. Из чего можно сделать два вывода: 1. При подозрительных звонках лучше в приложение не заходить, а сразу самому перезванивать на горячую линию и просить временную блокировку; 2. Очевидно уже, что ИТ-мошенники научились обходить проверку на вход, видимо в Тинькофф она срабатывает, только когда клиент заходит в приложение, а дальше, пока он там находится, мошенник также получает туда доступ и никакие проверки со стороны системы банка уже не осуществляются - это очевидная дыра в безопасности Тинькофф (может и у других банков тоже, но мне попадались статьи с описанием такого алгоритма только про данный банк). И дальше на все вопросы банк отвечает, что никто кроме клиента в приложение не заходил - очень удобная позиция для банка, не правда ли, ведь это снимает все вопросы со стороны правоохранительных органов и даже не надо тратить деньги на заделку черных дыр в своей системе безопасности... Зачем, банк и так все устраивает)

Ответить
Развернуть ветку
Олег Антонов

Это и без статьи давно известно.
Все начинается с того, что клиент ставит на телефон какую-нибудь ломаную хрень и даёт ей все запрашиваемые права.
Хрень сообщает своему владельцу, что клиент лох, дозрел для обработки и передаёт номер телефона.
Далее мошенник за пару минут при попытке перевода по сбп узнает к каким банкам этот номер привязан. А при попытке перевода через сбер узнает имя-отчество и первую букву фамилии.
В принципе уже достаточно. Но поиском в интернете по этим данным можно и полную фамилию найти, а в особо запущенных случаях и номер карты. Ну и ещё чего-нибудь, у одаренных модно всю жизнь в интернет выкладывать.
Остаётся одно препятствие - зайти в банковское приложение через хрень не получается, так как требуется палец или код.
Вот теперь можно звонить, рассказывать сказки, а между делом попросить зайти в приложение.
Далее сказки продолжаются, некоторые одаренные эти сказки по полтора часа слушают, а в это время хрень копается в банковском приложении и делает что требуется. В данном случае, наверное, выпускает qr-коды и передаёт мошеннику. Поэтому и входы в приложение только с одного устройства и никакой дыры в банке нет.
Хотя нет, есть дыра, но только в виде клиента банка. И заделать эту дыру никак не получится, потому что хрень на телефоне - ответственность исключительно пользователя этого телефона. Практически это равносильно как если бы зайти в банковское приложение и отдать телефон в чужие руки.
Работать это будет с любым банком, только скорее всего хрень должна быть заточена под конкретное приложение конкретного банка, поэтому рациональнее выбирать банки с большим количеством клиентов.
Вот и все. Вина банка есть? Нету. Все же смартфоны при кажущейся простоте требуют хоть немного мозгов. И те, у кого они есть, могут немного подоить тех, у кого их нет.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Вы что-то очень непопулярную точку зрения высказали, зачем вы забираете у людей надежду/s

Ответить
Развернуть ветку
1157 комментариев
Раскрывать всегда