{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Авиакомпания Smartavia не оказала услуги по договору воздушной перевозки, затягивает процесс возврата денежных средств

16.06.2022г. должен был состояться перелёт Екатеринбург - Санкт-Петербург (номер билета 3166107121549, номер рейса: 5N-502). Но когда я за час до вылета пришёл на регистрацию, мне объяснили, что в самолёте мест меньше, чем количество проданных билетов - в результате мне и ещё 9 пассажирам услуги по договору воздушной перевозки оказаны не будут. Нам обещали переоформить билеты на следующие рейсы и как можно быстрее отправить нас в пункт назначения. Но по истечении двух часов представитель авиакомпании так и не предложил никаких вариантов. Я и ещё часть пассажиров за свои деньги купили другие билеты, чтобы всё-таки улететь в Санкт-Петербург (сколько времени нужно было ожидать вариантов от представителя авиакомпании, неизвестно - может быть, до сих пор бы ждали). В тот же день я оформил заявку на возврат денежных средств по билету Smartavia.

18.06.2022г. написал авиакомпании сообщение, в котором обратил внимание, что это не просто вынужденный возврат, - возврат потребовался потому, что Smartavia изменила компановку мест (борт), уменьшив количество мест на борту - в результате на мой рейс оказалось больше проданных билетов, чем мест на самолёте; то есть именно из-за действий Smartavia я не получил оплаченный мной услуги авиаперевозки. В этой ситуации я ожидал получить возврат в тот же день - если Smartavia действительно заинтересован в урегулировании сложившейся ситуации.

В этом же письме я оценил свои расходы и причинённый мне моральный вред (более двух часов полной неопределённости по вине Smartavia и ещё 4 часа ожидания вылета; вместо того, чтобы в это время наслаждаться отпуском в Санкт-Петербурге) и на основании этого истребовал у Smartavia:

- возврат стоимости моего авиабилета 5590 рублей (рейс, на который Smartavia не пустила часть пассажиров - то есть в одностороннем порядке отказалась от исполнения договора воздушной перевозки);

- разницу между стоимостью приобретенного мной нового авиабилета по тому же маршруту и стоимостью билета Smartavia (8111 - 5590 = 2521 рублей, - это дополнительные расходы, которые я понёс по вине Smartavia);

- компенсацию причинённого мне морального вреда в размере 1/2 стоимости билета Smartavia (5590 * 1/2 = 2795 рублей);

- плату за необоснованное пользование моими денежными средствами в соответствии со ст 395 Гражданского кодекса РФ - так как Smartavia не оказала мне услугу, за которую получила от меня оплату (следовательно, моими денежными средствами пользовалась необоснованно).

Авиакомпания ответила, что данная ситуация возникла в связи с заменой типа воздушного судна по причине корректировки расписания. В соответствии с условиями договора воздушной перевозки перевозчик имеет право заменить тип воздушного судна без уведомления пассажира. В соответствии с Федеральными авиационными правилами (ФАП №82) компенсации в данной ситуации подлежат затраты на гостиницу (если не была предоставлена) и питание в городе вылета, в индивидуальном порядке возможно рассмотрение компенсации транспортных расходов. Иные компенсации (в т.ч. билеты другой авиакомпании) не предусмотрены в соответствии со ст. 400 ГК РФ. Возврат денег за билет - в течение 30 дней.

Я ответным сообщением обещал истребовать компенсацию в судебном порядке. Обратил внимание на то, что авиакомпания действительно имеет право заменить борт, но ни в одном законе не предусмотрено право авиакомпании не оказать услугу авиаперевозки пассажиру, имеющему оплаченный билет.

После этого авиакомпания всё-таки приняла моё обращение для решения о компенсации разницы стоимости билетов, затем согласовала возврат (денег пока не получил - обещают также в течение 30 дней).

Любопытно, что при первом обращении от выплаты данной компенсации Smartavia отказались.

Ещё более любопытно, что моральный вред и плату за необоснованное пользование моими денежными средствами Smartavia отказывается возмещать до сих пор: видимо, считают, что в данной ситуации морального вреда мне не причинили (подумаешь, на самолёт не пустили; подумаешь, пришлось срочно искать альтернативный рейс и из своего кармана платить за новый билет - у меня не резиновый бюджет на это путешествие, а чтобы улететь, покупать пришлось второй билет на самолёт - откуда в срочном порядке взять деньги на него, учитывая, что за первоначальный рейс до сих пор не вернули ничего?), при этом моими деньгами (полученными от меня за первоначальный авиабилет) они как будто имеют право пользоваться бесплатно (такой кредит под 0% годовых) - раз отказываются возмещать плату за необоснованное пользование моими денежными средствами.

Ссылаются на ст.400 ГК РФ "Ограничение размера ответственности по обязательствам". То есть, видимо, хотят сказать, что имеют полное право не пускать на рейс пассажиров с оплаченными билетами. Отличная реклама для авиакомпании - лично я для себя сделал вывод, что лучше чуть переплачу и куплю билет на рейс нормальной (относительно добросовестной) авиакомпании, чем когда-либо стану покупать билеты Smartavia.

По итогам недобросовестных действий Smartavia направлю жалобы в Роспотребнадзор и в Росавиацию для привлечения должностных лиц компании к административной ответственности: есть подозрения, что этот случай не единичный, поэтому попрошу Роспотребнадзор организовать сбор информации для подачи к Smartavia коллективного иска со стороны других пассажиров, чьи интересы оказались нарушены.

Вообще, угадывается интересная "схема": авиакомпания продаёт на рейс много билетов (например, 110), на самом рейсе организует заведомо мало место (например, 100), и часть пассажиров остаются без вылета. Через какое-то время они расходятся, купив билеты у других авиакомпаний, и если Smartavia удаётся "откреститься" от выплаты каких-либо компенсаций, кроме возврата стоимости самого авиабилета, то на возврат по закону у авиакомпании действительно есть 30 календарных дней. Но что это значит на практике? Это значит, что авиакомпания бесплатно пользуется денежными средствами своих пассажиров, которым не предоставляет услуги авиаперевозки (закупает на них топливо для новых рейсов, оплачивает административные расходы и т.п. - по сути, использует эти деньги как обычный банковский кредит, срок которого - от момента поступления оплаты от пассажира до момента возврата - то есть не менее 30 дней). Можно ли получить такой беспроцентный кредит в банке? Вряд ли. Выглядит как гениальная идея для бизнеса - пользоваться чужими деньгами бесплатно.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Александр Мальцев
Автор

Добрый день!
Обращение писал через форму обратной связи на их сайте: https://flysmartavia.com/about/feedback/
Отвечали с почты: [email protected]

Ответить
Развернуть ветку
Агния Якерсон

нам выплатили только компенсацию билета, а разницу - тоже нет. отправила письмо на фидбэк, но отбивки нет никакой о возобновлении заявки или открытии новой.

Ответить
Развернуть ветку
Калина Родионов

Когда все "кинутые" пассажиры каждого рейса данной авиакомпании начнут истребовать назад свои деньги по вашей схеме, либо пойдут в суд, только тогда прекратится такое безответственное поведение и бесчинство со стороны перевозчика. А пока один-два человека повозмущаются, компания продолжит заниматься такими неприглядными делами.

Ответить
Развернуть ветку
Serge Vladimirovich
Вообще, угадывается интересная "схема": авиакомпания продаёт на рейс много билетов (например, 110), на самом рейсе организует заведомо мало место (например, 100), и часть пассажиров остаются без вылета.

Ну схема овербукинга стара как мир. И увы, ничего не изменится, пока государство на уровне закона не запретит овербукинг. Но думаю это не произойдет.

Ответить
Развернуть ветку
Агния Якерсон

добрый день.тоже столкнулись с этой проблемой. вы подавали заявку на сайте или отправляли эл.письмо? на сайте у них форма для вынужденного возврата билета не предусматривает компенсацию за разницу стоимости билета смартавиа и другой авиакомпании. а куда отправить эл.письмо я не нашла.

Ответить
Развернуть ветку
Stanislav Bykov

@smartavia это дно) сегодня прочувствовал на себе все прелести их сервиса.

Ответить
Развернуть ветку
Гаева татьяна

Я тоже имела несчастье купить билеты у этой авиакомпании. Первый и последний раз. Время вылета изменяют как хотят. По прилету целый час не выпускают из самолета. При распределении мест намеренно сажают членов одной семьи в разные концы самолета и требуют дополнительную плату за места рядом прямо перед вылетом.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда