Тинькофф Банк без уведомления и пояснений заблокировал мой счет
Я являюсь клиентом тинькофф банка уже 4 года. И за все это время с таким беспределом ни разу не сталкивался.
UPD: после статьи на vc.ru тинькофф согласился отдать мне мои деньги. Счет так и не разблокировали, причины блокировки не пояснили.
5 декабря я зашел в приложение банка, чтобы перевести небольшую сумму на свой счет в другом банке РФ. Но сделать этого не смог, увидев ошибку: "операции ограничены". Написал в поддержку, там мне ответили следующее:
Оказалось, что запрет на операции наложили еще 30 ноября, никак меня не уведомив о нем. Хотя прошло уже 5 дней. Согласно правилам ЦБ банк обязан уведомить о наложенных ограничениях. Предупреждений о рискованных или подозрительных операциях ранее так же не поступало. В качестве аргументации привели мне пункты 4.5 и 7.3.9 условий обслуживания банка (в конечном счете ссылка на 115 ФЗ). Внутри этих пунктов целый список возможных причин ограничений: от спонсирования терроризма до взлома счета владельца. Понять из этих пунктов ничего невозможно. Так же они добавили: "Вы можете совершать покупки в пределах установленных лимитов. Ваши лимиты составляют 0 рублей". Остроумно) Через два дня они попросили меня предоставить документы, подтверждающие законность полученного дохода. К слову, 95% средств, поступающих на карту, это моя зарплата, которую платит мне мой работодатель в соответствии с законом. Я предоставил справку с указанием дохода от работодателя и копию трудового договора. Однако банку это показалось неубедительным и в итоге меня окончательно лишили возможности совершать расходные операции по моему счету:
При этом по словам сотрудников поддержки в чате пополнения должны были работать исправно. Чтобы закрыть все счета в банке, я попытался вывести рубли с брокерского счета на банковский, но столкнулся с ошибкой: "По техническим причинам операция невозможна". При этом поддержка продолжала упорно доказывать, что пополнения все еще работают и деньги вывести я могу. Тогда я им предоставил скрин, что при переводе со счета другого банка получается ошибка: "Отказ ИС Получателя в приеме платежа". На что они ответили: "Мы решили, раз вам расходовать нельзя, то зачем тогда пополнять? Пополнения тоже заблокированы теперь)" После долгого диалога с поддержкой они пришли с новой версией: вывести деньги с брокерского счета нельзя из-за заблокированной 2,5 года назад карты. Якобы с нее надо снять статус "за мошенничество". Вскоре выяснилось, что дело не в этом. Снова стали меня убеждать, что вывод средств работает в штатном режиме, а переводы между счетами внутри Тинькофф не могут не работать:
При этом каждый раз, когда я спрашивал про вывод средств с брокерского счета, они продолжали писать мне про "ограничения, установленные в результате комплексной проверки". Спустя еще несколько десятков сообщений они в итоге решили, что вывести можно только по бумажному поручению, заверенному российским (!!!) нотариусом, либо при личном визите в московский офис:
При этом с самого начала я постоянно сообщал им, что нахожусь не в РФ и в ближайшее время не буду находиться. Поэтому приехать в московский офис (вот тебе и банк без отделений) или отправить письмо почтой россии не могу. Однако Тинькофф все это проигнорировал и решил просто оставить мои деньги себе) Никаких объяснений, в связи с чем изначально был наложен запрет на практически все операции по карте, банк так и не предоставил. И я молчу о том , что банк меня даже не уведомил о наложенных запретах. Вывести деньги с брокерского счета на счет в другом банке мне также отказались. Никаких операций с криптовалютой, предпринимательской деятельности, незадекларированного дохода и уж тем более финансирования терроризма я не осуществлял. Обороты по карте были довольно скромные для 2022 года: +- 250 тысяч рублей в месяц. Более 80% поступлений за ноябрь на карту были зарплатой (20% перевели 2 друга за покупки), в остальные месяцы вообще под 100%. В ближайшее время составлю обращение в межведомственную комиссию ЦБ, чтобы добиться как минимум возвращения своих средств. Советую всем держаться от этого банка подальше, чтобы поберечь свои нервы.
Здравствуйте.
Как мы и сказали ранее - без причин мы не ограничиваем обслуживание. Мы вынуждены проводить такие проверки на основании предписаний ЦБ и действующего законодательства.
Повторно все проверим и вернемся с ответом по итогу.
Уважаемый Тинькофф, ваша ссылка на предписания ЦБ и действующее законодательство в качестве обоснования ограничения обслуживания совершенно неуместна.
С точностью до НАОБОРОТ в своих Методических рекомендациях № 5-МР от 22.02.2019 ЦБ прямо указывает банкам, что ограничение ДБО (включая выпуск, перевыпуск, использование и блокирование банковской карты) НЕ ПОДПАДАЮТ под 115-ФЗ и являются сугубо самодеятельностью самих банков.
По 115-ФЗ банк вправе отказать ТОЛЬКО в проведении операции или в заключении договора банковского счета, а не ограничивать ДБО (включая выпуск, перевыпуск, использование и блокирование банковских карт).
II. Отмечаем, что системный характер носят поступающие в межведомственную комиссию обращения по вопросам ограничения обслуживания клиентов кредитных организаций с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания (включая выпуск, перевыпуск, использование и блокирование банковской карты) (далее – ДБО). Анализ поступающей информации свидетельствует о применении кредитными организациями при обслуживании клиентов ограничений по использованию ДБО без истребования от клиента каких-либо документов и (или) сведений, а также БЕЗ ПОЯСНЕНИЯ КЛИЕНТУ ПРАВОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ применяемых ограничений по обслуживанию с использованием ДБО, в частности ОТЛИЧИЙ таких ограничений от отказа в выполнении распоряжения о совершении операции в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.Указанное НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ информационное взаимодействие кредитных организаций с их клиентами является предпосылкой для дальнейшего обращения таких клиентов в межведомственную комиссию по вопросам ограничения обслуживания с использованием ДБО, рассмотрение и принятие решения по которым НЕ ВХОДИТ В КОМПЕТЕНЦИЮ межведомственной комиссии, установленную пунктом 13.5 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.
Учитывая изложенное, рекомендуем кредитным организациям как ИНФОРМИРОВАТЬ клиентов о причинах ограничения обслуживания с использованием ДБО, так и СОЗДАВАТЬ УСЛОВИЯ для возможности представления клиентами необходимых пояснений, информации и (или) документов, с целью осуществления ими защиты своих прав в соответствии с законодательством.
http://www.cbr.ru/StaticHtml/File/59420/20190222_5-MR.pdf
115-ФЗ обязывает нас отслеживать операции по счетам наших клиентов и запрашивать сведения по ним, если это необходимо.
Ограничивать ДБО мы можем на основании УКБО. В этом нет ошибки или нарушений. При этом всегда стараемся избежать этой меры и сохранить для клиента возможность пользоваться всеми нашими привилегиями.
Тогда зачем вы выше, отвечая автору, ссылались на предписания ЦБ, когда в данной теме речь идет об ограничении ДБО, которое, вы только что это признали, ограничивается ВАМИ на основании ВАШЕГО УКБО?
А не на основании предписаний ЦБ, который наоборот в своих Методических рекомендациях указывает на ОТЛИЧИЯ таких ограничений от отказа в выполнении распоряжения о совершении операции в соответствии с пунктом 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.
Побежал искать новый скрипт у старшего сотрудника бот тинька