Ситибанк отказывается возвращать деньги за авиабилеты на рейс, отмененный после 24.02.2022

В начале января 2022 на сайте Швейцарских авиалиний я купил авиабилет из СПб на Маврикий на июнь 2022 г. Заплатил за него кредитной картой (Мастеркард) российского Ситибанка. Хотя билет приобретался на русской версии сайта перевозчика и валютой транзакции были рубли, местом проведения транзакции оказался Базель, Швейцария. По крайней мере так было указано в банковской выписке. Впрочем, возможно, это указывало лишь на местонахождение/юрадрес перевозчика (у Свисса в Базеле штаб-квартира). Этот момент (была ли это транзакция внутри РФ или трансграничная) мне до конца не понятен.

24.02.2022 случилось известно что. В начале марта Свисс сначала изменил время вылета рейса (стыковка вместо двух часов стала двенадцать), а потом и вовсе его отменил. Я, соответственно, написал авиакомпании письмо с просьбой возврата денег. Они его получили (есть acknowledgement), но до сих пор отмораживаются. Я даже звонил им пару раз, но только получил информацию, что your refund is still processing.

В сентябре, устав ждать реакции Свисса, я решил вернуть деньги через чарджбэк. Пришел в офис Ситибанка в СПб и написал заявление. И уже через несколько дней получил отказ в чарджбэке на основании того, что платежная система, через которую была проведена транзакция, ушла из РФ.

Вопрос: это законно? Насколько я понимаю, у меня, как у владельца карты, есть договор с российским банком ее выпустившим (Ситибанк). И хотя все транзакции и регулируются правилами платежной системы (в частности, тот же чарджбэк), но я, как конечный пользователь, напрямую с этой системой никак не взаимодействую. Другими словами, у банка с платежной системой есть договор, стороной которого держатель карты не является (у него договор только с банком). Хотя и следует правилам, установленным в договоре между банком и МПС.

Кроме того, на момент проведения транзакции (январь 2022) платежная система мастеркард в РФ прекрасно работала. Соответственно, все правила проведения (и отмены) данной транзакции были установлены в тот момент. Поэтому, как мне видится, именно Ситибанк обязан предоставить мне услугу чарджбэка. А уже потом он может пытаться возместить выплаченные мне деньги у банка-эквайрера. Другое дело, что перспективы этого в данный момент туманны. Видимо из-за этого Ситибанк отказал мне в чарджбэке.

Как вы считаете, каковы мои перспективы в суде с Ситибанком?

0
17 комментариев
Написать комментарий...
Игорь

Важно не то что платеж проводился на дату когда МПС были в РФ, а что на дату инициирования чарджбека они ушли. Банк всего лишь передаёт документы в ПС, а уже ПС рассмотрев заявку направляет запрос в банк получателя денежных средств и рассматривает сам спор, банк не может мимо МПС направить в банк получателя ваш запрос с документами для рассмотрения вопроса о возврате денег, всё делается через МПС. Поскольку платеж проходил не через НСПК то и рассматривать спор некому и банк не может просто инициировать процедуру соответственно и направить документы в ПС, можете сказать спасибо визе (или мастеркарду) за то что они ушли и вы лишились права на чарджбек из-за этого.

В вашем случае два варианта:
1) - убедить авиакомпанию по реквизитам перевести;
2) - подать в суд на авиакомпанию по месту жительства (ЗоЗПП разрешает подавать на иностранные магазины (услуги) если очевидно что услуга направлена на покупателя в России) и отправлять потом на исполнение решение (если со страной есть соглашение) в страну получателя. Но это будет нереально долго и без каких-либо гарантий если нет соглашения по исполнению решений иностранных судов.

Ну или как вариант найти какой-нибудь сайт страны где организация куда можно жалобы писать (гос орган какой нибудь или что то типа банки ру) в надежде что поможет чтобы перевели по реквизитам.

PS а покупали у Российского юр.лица или нет?
PSS сейчас посмотрел - с Швейцарией (если там юр.лицо) в РФ отсутствует соглашение по исполнению решений иностранных судов поэтому гарантий исполнения нет. Возможно и без соглашения исполнение, но уже зависит от их местного законодательства.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Вишневский

Подать в суд в РФ, конечно, можно, но по сути, если комания сама не решит вернуть деньги по реквизитам, то никакой российский суд ее к этому не принудит, по крайней мере пока

Ответить
Развернуть ветку
Игорь
Подать в суд в РФ, конечно, можно, но по сути, если комания сама не решит вернуть деньги по реквизитам, то никакой российский суд ее к этому не принудит, по крайней мере пока

Просто есть страны с которыми у нас есть соглашение о взаимном исполнении судебных актов иностранных судов, то есть они обязаны будут исполнить решения суда (через специальную долгую процедуру, исполнять решение разумеется будут иностранные органы власти), но таких стран гораздо меньше стало сейчас конечно. Но даже когда есть соглашение исполнение может занять не один год (точнее сама процедура). А там где нет соглашения то исполнение судебного акта будет зависеть от местного законодательства страны ответчика.

Ответить
Развернуть ветку
GREAKLY
Автор

Большое спасибо за столь детальный ответ. Как один из вариантов я рассматриваю обращение с иском в суд, для привлечения Свисса и Ситибанка к субсидиарной ответственности по ЗЗПП. Хотя договора об экзекватуре у РФ со Швейцарией нет, но взыскать деньги, присужденные по решению суда РФ, там иногда получается (например, дело СК Альянс против Infrassure в 2015 году).
Я покупал билет на русскоязычной версии сайта swiss.com. Транзакция была проведена в рублях РФ. Как из выписки определить, у российского юр.лица я приобрел билет или у иностранного, и где произошла транзакция (в РФ или заграницей)?

Ответить
Развернуть ветку
Борис Вишневский

Насчет чарджбека: у вас есть договор с банком, но в этом договоре наверняка нет ни слова про чарджбеки и тд, банк не обязан ничего выплачивать со своих денег, а потом разбираться с эквайером. К сожалению, МПС нас всех так заскамили, параллельно заскамив тех, кто в ру магазинах покупал с зарубежных карт.

Ответить
Развернуть ветку
kulyeah

Обрагитесь за компенсацией в компенсиэр

Ответить
Развернуть ветку
GREAKLY
Автор

А чем они помогут? Если авиакомпания предупредила об отмене рейса более чем за две недели, то компенсация по EU 261/2004 не предполагается.

Ответить
Развернуть ветку
Alex

"Я, соответственно, написал авиакомпании письмо с просьбой возврата денег. Они его получили (есть acknowledgement), но до сих пор отмораживаются." - они видимо заявку приняли.
"В сентябре, устав ждать реакции Свисса, я решил вернуть деньги через чарджбэк." - а они не могут принять так как уже заявка принята другими.
И тут вступают в силу санкции насчёт переводов...
"Это законно?" - у разных стран разные законы, ещё и у банков тоже.
Возможно просто не могут произвести операцию или не хотят...

Ответить
Развернуть ветку
GREAKLY
Автор

Скорее, не хотят. Хотели бы - спросили, куда перевести деньги.

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Само-собой. А Вам бы на их месте хотелось бы?
Тут 2 варианта:
1. Зажать деньги понимая что сложно их возвратить.
2. Отдать деньги чтобы удержать или улучшить репутацию.

Ответить
Развернуть ветку
GREAKLY
Автор

В чем сложность возврата? Куча банков РФ не под санкциями. Свифт работает. Но, как мне кажется, тут именно желание зажать деньги. Однако, если выиграть суд по ЗЗПП, то отдавать придется в два с половиной раза больше.

Ответить
Развернуть ветку
Научный микроскоп

причем тут зозпп, чел не через сервис банка покупал билет а напрямую на сайте авиперевозчика, на этом все, банк тут никакую ответственность не несет за 3 лица.

Ответить
Развернуть ветку
Alex

Вполне возможно, но каждый будет подавать в суд и заморачиваться кучу времени?

Ответить
Развернуть ветку
Alex

В принципе это только мои предположения. Возможно я ещё много чего не знаю...

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Подольный

Какие перспективы в суде против Ситибанка? Оплатить им судебные издержки. Откройте Ваш договор с ними и найдите там хоть что-то про чарджбек.

Ответить
Развернуть ветку
GREAKLY
Автор

В договоре с банком про чарджбэк нет ничего. Но, касательно порядка проведения транзакций, есть отсылка к правилам МПС. А там про чарджбэк уже вполне есть.

Ответить
Развернуть ветку
GREAKLY
Автор

Мне еще один момент непонятен. Согласно п.3 ст.1212 ГК РФ (если очень сильно упростить то, что там написано), международный договор перевозки не попадает под ЗЗПП. То есть, теоретически, потребитель не может обращаться в суд РФ с иском к иностранному перевозчику, опираясь на положения ЗЗПП. И тем не менее, это происходит. В том смысле, что полно решений российских судов по искам граждан к иностранным авиакомпаниям. Как такое возможно?

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Раскрывать всегда