{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как Ozon ведёт дела с продавцами и покупателями: «Нам очень жаль, но вы сам дурак»

В том году стали продавать на Ozon книги нашего издательства Чтиво. Мне посоветовали включить их в раздел «Акции» (ведь бесплатно), что я и сделал: чёрная пятница, новогодние распродажи, что-то ещё. Продажи резко выросли. Кто мог знать, что в итоге все деньги от наших продаж заберёт Ozon, а мы ему ещё останемся должны! Предупреждаю: от чтения ответов поддержки Ozon вытекают глаза, поэтому буду анестезировать вас творчеством Midjourney на тему Ozon.

Зомбопугай поддержки Ozon

Итак, продажи выросли в несколько раз — просто отлично! Чуть ли не каждый день покупают больше книг, чем раньше покупали за месяц. В какой-то момент в порыве чувств я даже решаю влить денег в рекламу Ozon и включаю платное продвижение (не с начала участия товаров в акциях, это важно). Но через два дня убеждаюсь, что это не только не увеличивает продажи, но даже почему-то уменьшает их почти до нуля. Отключаю платное продвижение — книги снова начинают покупать. Что ж, нет так нет.

Весь конец ноября и декабрь мы отгружаем по много книг каждый день — просто замечательный канал продаж. Под Новый год начинаю подводить итоги. Выясняется, что с самого первого дня, когда наши товары стали участвовать в акциях, заработало какое-то платное продвижение. Поэтому всё, что мы заработали на продажах книг, забирает себе Ozon, а кроме того мы остаёмся должны ему круглую сумму. Вот это поворот! МТС со своими подключенными втихую услугами отдыхают на Канарах.

Озонгутан

Начинаю разбираться. Телефона или имейла не предусмотрено — только техподдержка сайта Ozon для продавцов. Создаю обращение, описываю ситуацию. Получаю ответ (во всех ответах поддержки орфография и пунктуация сохранены):

Была удержана плата за услугу "Иные маркетинговые и технические услуги". [...] Это те услуги, которые классифицируются рекламной платформой Ozon, как не относящиеся к рекламе, так как они выполняют технические или сопроводительные функции к рекламным услугам.

Завершается сообщение оператора поддержки так:

Была рада ответить на ваш вопрос! Продуктивного и хорошего дня! С наступающим Новым годом и Рождеством! 🎄

Обращение закрывают.

Озомбодетка

Я открываю обращение снова, пишу, что не подключал таких услуг и что не знаю, техническая это ошибка, или мне сейчас покажут, где я не прочитал мелкий шрифт, но платить за то, что я отправил людям книги, я не намерен, потому что должно быть наоборот.

Мне начинают расписывать, что платное продвижение включил я сам, нажав на тумблеры, вот эти самые:

На что я отвечаю, что действительно включил тумблеры на два дня и готов за это заплатить, но я не включал их с самого начала участия наших товаров в акциях на всё время участия, как утверждают логи Ozon. Потому что нужно быть кромешным идиотом, чтобы на протяжении месяца тратить на рекламу больше, чем зарабатываешь на продажах. Интересуюсь, не могли ли быть эти тумблеры включены автоматически при добавлении товаров в одну из акций. Ну мало ли, правда, не прочитал где-то мелкий шрифт. В этом случае я мог бы признать своё поражение.

Мне отвечают, что такого быть не могло, потому что для включения акций необходимо указать дневной бюджет. Я сообщаю, что этого не делал тоже, значит, произошла ошибка, с которой необходимо разобраться. Мне снова объясняют, что им очень жаль, но я сам дурак, и закрывают обращение. Я открываю, они закрывают, так несколько раз. Прошу соединить с руководством. Игнорируют.

Ozon is a system, Neo

Создаю новое обращение о том, что моё обращение игнорируют. Отвечают, что вопрос сложный и им нужно время.

Проходят новогодние праздники. Из всех акций я товары давно убрал. Но вдруг, во второй половине января, приходит новый заказ (ещё не осознав, насколько всё плохо, я не закрыл продажи на Ozon). Отгружать его я, конечно, не намерен. Ищу форму для связи с покупателем, чтобы объяснить ему ситуацию. Такой формы нет. Пишу в поддержку, мол, как быть.

Ответ такой:

С 22 ноября отключаем переписку с покупателями в личном кабинете. Делаем это, потому что мошенники всё чаще пытаются выманивать у продавцов данные для доступа в личный кабинет. И, если у них это получается, от имени продавца обманывают покупателей. Позаботились, чтобы вы всё же могли обсудить с клиентами любой вопрос не через чаты: отвечайте на публичные вопросы в разделе «Отзывы» → «Вопросы и ответы»; отвечайте на отзывы в разделе «Отзывы» → «Отзывы покупателей»; согласуйте скидки в разделе «Продвижение» → «Заявки на скидку».

Tony Ozontana

Делая вид, что не понял, что они включили дурака, рассказываю поддержке Ozon, что отзывы появляются, когда покупатель уже получил товар, а у меня товар только заказали, но ещё не получили. И мне надо сообщить читателю, что он не получит книгу, потому что мы с Ozon решаем финансовый вопрос.

Получаю ответ:

Пришлите, пожалуйста номер отправления и уточните, какую информацию передать покупателю.

«Озоно» Стивена Кинга

Сообщаю номер и прошу передать покупателю следующее:

Здравствуйте! Спасибо за заказ. К сожалению, мы сейчас не можем отправить Вам товар, так как имеем с Озон нерешённый финансовый вопрос. Он решается уже около месяца и, видимо, это займёт больше времени. Поэтому приглашаем Вас приобрести книгу на нашем сайте по этой ссылке:

Далее следует ссылка, которую интерфейс Ozon даже не позволяет отправить поддержке. Ну ладно, нет так нет.

Проходят сутки. Покупатель ждёт. Приходит ответ от поддержки:

Информацию такого рода передавать запрещено, и рекламировать свой сайт подобным образом нельзя, поэтому вынуждены отказать. Понимаю, что решение данного вопроса может показаться вам неудобным. Поверьте, мы бы очень хотели решить этот вопрос так, чтобы вы остались довольны на все 100 процентов, ведь это является нашей основной задачей. Вместе с тем это не всегда возможно, так как существуют внутренние процессы, на которые поддержка партнёров повлиять не может.

Ozon and no play makes Jack a dull boy

Согласитесь, трудно рекламировать сайт, когда нельзя передать ссылку на него. Ну да ладно. Пытаясь понять, что именно я могу написать покупателю, задаю простой вопрос:

Информацию какого именно рода передавать запрещено?

Получаю в ответ ворох бессмыслицы:

Спасибо за ожидание. Понимаем, что некоторые условия на первый взгляд могут казаться слишком строгими или избыточными, но они нужны, чтобы площадка оставалась удобной как для продавцов, так и для покупателей. Каждое правило помогает нам предлагать клиентам качественный сервис, честные цены и хорошую продукцию — а это залог доверия покупателей.

Come to the ozon side

Повторяю свой простой вопрос. Напоминаю, что мне нужно сообщить покупателю, что отправки не будет в связи с нашими с Ozon внутренними делами. Спрашиваю, как они предлагают сообщить ему об этом. Прошу отвечать по существу.

Попугаи Ozon продолжают в своём духе:

Благодарю за ожидание ответа! Если у вас нет возможности отгрузить заказ, то вы можете его отменить самостоятельно в личном кабинете. Это повлияет на ваш рейтинг. Информацию, которую вы хотите передать покупателю, передать мы не сможем. Мы всегда на связи!

OZN 9000 («Озоническая одиссея»)

Объясняю, что не намерен отменять заказ и жертвовать своим рейтингом из-за ошибки Ozon (я ведь ещё не знаю, что больше никогда не стану торговать на этой площадке и буду рекомендовать её только своим врагам). После нескольких часов тупейшего диалога получаю что-то более или менее внятное:

Запрещено передавать информацию, которая не связана напрямую с товаром или покупателем. Передать информацию можем, соответственно, связанную с заказом, например если вы забыли доложить часть заказа и другое.

Ozonomorph by Hans Rudi Giger

Предлагаю передать следующее:

Здравствуйте. Спасибо за заказ. К сожалению, мы не можем его отгрузить, потому что у нас идёт разбирательство с Озон. Весь декабрь мы отгружали людям книги, а теперь Озон говорят, что мы не только делали это бесплатно, но ещё и должны им денег (мол, включили какую-то рекламу). Разбираемся уже около месяца. На поставленные вопросы поддержка Озон отвечает уклончиво, иногда не отвечает. Просьбу связать с руководством игнорирует. По срокам рассмотрения обращения не ориентирует. Передать Вам, где ещё можно купить эту книгу, не позволяет. Даже на составление этого сообщения у нас ушло несколько дней и много сил. Если бы могли связаться с Вами напрямую, мы бы сделали это быстрее. Но Озон и этого не позволяет, объясняя это соображениями безопасности. Желаем Вам всего самого лучшего. Ваше независимое издательство Чтиво.

Получаю не менее бессмысленный, но уже чуть более креативный ответ:

В предложенном вами к передаче покупателю сообщении не сообщается практической информации по исполнению или не исполнению вами обязательств перед покупателем. То, что вы отказываетесь исполнять обязательства по заключенному Договору мы уже приняли к сведению. Доброго дня.

Озосиф Виссаризонович

Представляете? Меня обувают. Мне доказывают, что я добровольно отдал товар и деньги. Отказываются связывать с покупателем. А после всего этого тыкают носом в договор. О покупателе при этом заботятся не больше, чем о продавце — «из соображений безопасности». Вообще всё чаще замечаю, что самые омерзительные действия обычно оправдывают именно соображениями безопасности — похоже, это хорошо работает.

В изначальном обращении мне в конце концов отвечают: официально, сам дурррак!

Вскоре приходит акт сверки. Я его не принимаю. Спрашивают почему. Рассказываю ещё раз. Берут тайм-аут. Возвращаются с ответом:

Мы проверили информацию по вашему запросу и выяснили, что ваши товары автоматически были добавлены в кампанию, так как участвовали в акциях, которые предполагают автоматическое создание кампании продвижения.

Озонтана 

Да неужто, дорогой Ozon?! То есть мне почти месяц компостировали мозги, убеждая, что я сам включил тумблер и задал дневной лимит, а теперь когда вам нужно, чтобы я подписал акт, всё-таки выясняется, что продвижение включил ваш сервис автоматически? Какая неожиданность! Отвечаю:

Я не помню, чтобы вступал в акцию, где в условиях автоматически создаётся кампания. Думаю, вам осталось убедить меня в этом. Как вы это сделаете?

Интересно же.

Проходит ещё несколько дней невыносимой переписки, но Ozon так и не предоставляют мне информации о том, какие именно акции содержат автоматическое платное продвижение. Вместо этого снова начинают гнуть линию, согласно которой я включил его сам. Короче, дают показания полярные собственным. Но итог, как и следует ожидать, тот же: нам очень жаль, вы сам дурак.

Интересуюсь адресом для отправки официальных претензий. Дают. Вижу, что офис Ozon расположен в бизнес-центре «Башня на набережной», где работают мои партнёры. Пишу партнёрам, спрашиваю, нет ли у них контакта с руководством Озон. Говорят, есть. Прошу донести до руководства Озон, что нам нужно поговорить, иначе они не оставят мне выбора, и мне придётся развязать против них полномасштабную информационную войну. Увы, это ни к чему не приводит. Так что этот материал — начало войны, в ходе которой Ozon потеряет гораздо больше прибыли, чем получил, когда мы подарили покупателям наши книги.

Чернеет парус озонокий 

Моя война не кончится этим материалом, и вести я её буду не только с Ozon. Ведь есть ещё мой отрицательный спонсор Альфа-банк, чья ласковая звонильщица меня изящно обманула, а её коллеги профессионально покрыли эту махинацию. Есть РЖД, которые, будучи монополистами, ведут себя настолько непотребно, что в это порой и поверить сложно. И есть ряд других компаний, которые на определённом этапе своего роста теряют человеческие лица и перестают заботиться об интересах своих клиентов и партнёров, полноценно демонстрируя звериный оскал капитализма.

Истории взаимодействия с такими компаниями (как собственные, так и рассказанные мне другими) я буду собирать и публиковать на специальном ресурсе, разработку которого уже начала наша команда. Мы будем продвигать ресурс централизованно посредством ряда наших и партнёрских медиа- и арт-проектов. Будем рассказывать широкой общественности правду об организациях, с которыми никому не стоит иметь дела. Подписывайтесь на меня, чтобы узнавать новости о разработке ресурса. Пишите мне на [email protected], чтобы строить его вместе. Рекомендуйте Ozon своим врагам.

Я считаю, что Карфаген должен быть разрушен.

Ну а сейчас — ждём СММ-щика Ozon, который прилетит в комменты и новыми словами скажет, что им очень жаль, что так вышло, но я сам дурак.

Озомпугай 
0
283 комментария
Написать комментарий...
Максим Назаров

Автор, а Вы не смотрели в ежедневном режиме Ваш баланс на Озон? Ведь это так удобно, каждый день смотришь и видишь все продажи, возвраты, размер комиссии, логистики, услуг и баланс к выплате. Как можно было два месяца торговать и радоваться, а потом остаться должным площадке? Я не понимаю. Сам являюсь селлером и для меня странно, как можно не увидеть вовремя что Ваши деньги куда-то утекают?

Ответить
Развернуть ветку
Ушлый продаван

Ну тут справедливости ради у Озона не так всё прозрачно как кажется и можно встрять с не совсем стандартными кейсами. Например если продавать недорогие и мелкие товары. Если взять товар за 50р, накинуть 50 наценки + упаковка и то что озон за свои услуги берёт. Получаем например стоимость 250р. Но есть момент, у Озона есть коэффициенты доставки по городам и например куда-то далеко, озон может продать за 400р, при этом везде вы будите видеть сумму в 250р. А суть в том, что озон эти 150 рублей добавляет себе в комиссию и показывает их только в отчёте по реализации (а в интерфейсе везде будет 250). И если вы какой нить ип на 6%, вы заплатите их не с 250 а с 400р, что на мелких товарах ощутимо. А если решите попродовать в "0" для продвижения и отзывов, то уйдёте в минуса.

Увидеть это можно в позаказном отчёте по реализации в конце месяца (а его думаю далеко не все разбирают + это не оперативно). Ну и у озона я вообще не нашёл (может конечно плохо искал), отчёта в котором можно посмотреть список заказов, и по каждому заказу вычеты по доставке, последней миле и т.д. Только если позаказно через веб кабинет смотреть, через одно место. По эквайрингу кстати вообще позаказно не посмотреть, только отчёт о перевыставлении услуг (или как он там называется), в котором только общие данные без привязка к заказам.

Ответить
Развернуть ветку
Ozon Business

Здравствуйте! У нас всё довольно прозрачно. Вся информация есть в базе знаний. Её текст держим актуальным, в том числе по региональному коэффициенту. В статье ozon.ru/t/M00qr7y пишем, что коэффициент не влияет на сумму выплат и на комиссию от продажи — посчитаем её от вашей цены.
В отчёте «Начисления и компенсации по отправлениям» можно найти информацию для каждого отправления по последней миле и доставке.

Ответить
Развернуть ветку
Ушлый продаван

Ну то, что я написал, подтвердила Ваше техподдержка :)

Ну и на самом деле, вы не совсем правильно поняли суть проблемы. Суть не в том, что озон не доплачивает селлерам, а в том как оформляется финансово этот коэффициент. Он повышает налогооблагаемую базу, а для тех кто продаёт недорогие товары и сидит на УСН 7% это может сильно повлиять на математику.

Давайте возьмём пример из вашей базы знаний, последнюю строку. Цена продавца 559р, цена реализации 576р, а комиссия 50,54р, т.е. не 6% от 559р. Считается она так - 6% от цены селлера + коэфицент. Получается 33,54 + 17 = 50,54. Суть проблемы в том, что селлер заплатит дополнительно 7% налогов с 17 рублей. И если в данном примере это не так критично, то у меня были примеры где на товар со стоимостью 300р "накидывалось" 100р сверху, что может сильно влиять на математику и не учитывается при составление изначальной модели.

Мне наверное лучше сделать отдельную статью по этому поводу и описать возможное решение, как это можно упростить.

Подскажите ещё тогда пожалуйста два момента:
1. Где можно посмотреть сумму, которая удерживается за эквайринг по определённому заказу. Например у меня есть номер заказ, хочу посмотреть именно по этому заказу
2. Где посмотреть суммы наценок по региональным коэфицентам и как они считаются, чтобы можно было заложить в модель, чёт в базе знаний не нашёл.

Ответить
Развернуть ветку
Ozon Business

1. В отчёте «Начисления и компенсации по отправлениям» можно найти детали по эквайрингу для каждого отправления.
2. Размер коэффициентов можно посмотреть в отчёте о реализации, в столбце «Итого комиссия с учётом скидок и наценки». В базе знаний специальной таблицы нет – ведь для каждого товара и заказа в итоге могут быть особые условия: например, продажа нескольких единиц с разных складов, что случается часто.

Ответить
Развернуть ветку
Ушлый продаван

Спасибо за информацию, по отчётам можно и правда собрать данные в одну таблицу, с бубном и костылями, но хотя бы так )

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Chernov

А с чего у Вас 7% УСН? 1% соцстраха уменьшает базу УСН.

Ответить
Развернуть ветку
Ушлый продаван

Так проще для понимания и выглядит страшнее чем 6% :)

Ответить
Развернуть ветку
280 комментариев
Раскрывать всегда