{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Ozon убивает – мы просим экспертное сообщество о помощи

16 августа Ozon предупредил селлеров о том, что со следующего дня меняет условия оферты. Все товары, не укладывающиеся в новую формулу оборачиваемости, будут через 14 дней добавлены в принудительную акцию со скидкой 95%. А затем, ещё через 7 дней, оставшиеся товары будут утилизированы за счёт селлера. Единственная возможность избежать этого – вывезти товары. При этом вывозить их предлагается со складов по всей РФ, включая Хабаровск и Калининград. Свободных слотов на вывоз товаров нет уже сейчас. Таким образом, вскоре десятки тысяч селлеров Ozon ждёт принудительная распродажа и утилизация их собственности.

В итоге российский малый бизнес лишится не только продукции, но окажется должен Ozon огромные суммы денег.

Почему это важно?

Весь предыдущий год ОЗОН активно вынуждал селлеров разместить товары на своих складах. Использовались 3 основных способа.

1. Региональный склад (например, Нижний Новгород) объявляется складом федерального значения, откуда будут отправляться товары по всей России. Хранение на таком складе объявляется бесплатным. Селлеры активно заполняют этот склад, ведь преимущества очевидны. Как только склад заполнен, бесплатное хранение на данном складе отменяется, а федеральное значение склада снимается. Таким образом, на складах Нижнего Новгорода, Новороссийска, и т.д. зависали огромные запасы товара, за которые селлеры вынуждены платить ежемесячно. Переместить товар на другие склады ОЗОН невозможно. Вывоз товара платный. Причём отправить товар в Нижний Новгород можно хоть из Хабаровска, а вот забрать можно только лично (по доверенности) и только из Нижнего Новгорода. Ловушка захлопнулась.

2. Пару месяцев назад был введён индекс локализации. То есть, чем больше товаров селлер держит на региональных складах, тем меньше платит комиссию ОЗОН. А комиссии у ОЗОН большие, и перед введением такого правила комиссии ещё дополнительно увеличили. Естественно, продавцы бросились заполнять региональные склады. Ведь они не знали, что их ждёт дальше.

3. Ограничение продаж товаров стоимостью до 1000 р. (до 800 р., до 300 р., и т.д.). Если цена на товар меньше контрольной суммы (она постоянно меняется), то такой товар просто не видят покупатели в других регионах. Единственный способ продавать товар по всей РФ – это держать товар на складах по всей РФ. Так как контрольная сумма постоянно меняется, то селлеры вынуждены держать в регионах максимальный ассортимент.

Таким образом, ОЗОН вынудил большинство селлеров заполнить свои склады по всей России.

Но и это ещё не всё. Далеко не все продавцы отправили свои товары в Хабаровск и Калининград добровольно. Вишенка на торте – это система ВРЦ. Знакомьтесь: система, которая вместо селлера решает, на каком складе должен находится его товар. Эта «инновационная» идея ОЗОН уже не раз подвергалась критике, но продолжает функционировать. Суть в том, что если селлер самостоятельно выбирает склад для хранения товара, то для селлера отправка на данный склад будет платной. Но если продавец отгружает товар, доверяясь системе ВРЦ, то отправка на региональные склады бесплатна. Многие поверили «умной» системе ВРЦ, и они раскидала их товары по складам, где они зависли мёртвым грузом. А теперь ОЗОН прислал таким продавцам письма счастья с уведомлением об утилизации.

Почему мы считаем это неправильным?

На наш взгляд, данное решение ОЗОН является максимально недоработанным. Либо изначально преступным.

Прежде всего, никто не имеет права устанавливать цену на товар селлера, кроме самого селлера. Принудительные акции на маркетплейсах недопустимы, на это указывал ещё ФАС в известном споре с ВБ. Принудительная утилизация годного к продаже товара вообще находится за гранью разумного, и при некоторых условиях тянет на уголовный состав.

Кроме того, нужно помнить, что внесение существенных изменений в договор недопустимо в одностороннем порядке. Даже в публичную оферту. Существенное изменение договора – это такое изменение, зная о котором, противоположная сторона не стала бы заключать данный договор. Нельзя продать контрагенту БМВ, а затем пригнать Ладу Гранту на том основании, что это тоже автомобиль. Это основы ГК РФ.

Далее, в расчёте новой формулы оборачиваемости ОЗОН использует данные продаж за последние 60 дней. И что же это за дни? Летние месяцы, мёртвый сезон для 80% селлеров. Каким образом на основании анализа двух летних месяцев можно сделать вывод о продажах школьных тетрадей? Дождевых зонтов? Получается, что селлеры наполняли региональные склады (следуя настойчивым просьбам ОЗОН) в преддверии осенне-зимнего сезона, а теперь слышат, что их товар не продаётся. И должен быть продан с 95% скидкой либо утилизирован за их же счёт.

И наконец, у ОЗОН (в отличии от ВБ) нет системы возврата товара из региональных складов. То есть селлеры, следуя рекомендациям, отвозили свою продукцию на ближайший к ним пункт приёма, а затем товары отправлялись по всей РФ. Теперь же селлерам предлагают собирать свой товар по всем городам России самостоятельно и за свой счёт. Напомним, на вывоз дали 21 день. И свободных слотов на вывоз уже нет.

Зная о грядущих изменениях в формуле и о планируемых санкциях, ни один селлер не последовал бы призывам ОЗОН отправлять свои товары в регионы.

Что мы предлагаем?

Прежде всего, сообщать о подобных драматических изменениях в оферте следует за несколько месяцев до начала планируемых процедур. Ведь порой речь идёт о десятках тысяч единиц товара. Вы не можете целый год заставлять селлеров размещать товары на складах, а затем за несколько часов изменить условия работы и потребовать освободить склады за считанные дни.

Итак, мы требуем:

1. Отменить изменения в оферту в том виде, в котором они сейчас опубликованы.
2. Наладить систему обратной доставки товаров из региональных складов на ближайший к селлеру пункт выдачи. Как это сделано на том же ВБ.
3. Только после старта вышеупомянутой системы требовать обязательного вывоза товаров из региональных складов.
4. О новом старте формулы оборачиваемости сообщить селлерам минимум за 3 месяца, чтобы у селлеров была возможность распродать завезённый по старым правилам товар. Либо распространить действие формулы только на вновь ввозимые товары.
5. Ни о каких принудительных акциях со скидкой 95% и утилизации собственности селлеров не может быть и речи. Данные изменения оферты должны быть отменены безо всяких дополнительных условий и обсуждений.

Что мы просим у сообщества?

Мы больше не надеемся на адекватность поддержки ОЗОН. Более того, мы просим их даже не отвечать на данную статью в комментариях. Мы все люди, и все знаем, что такое добро и что такое зло. Как можно защищать правила, противоречащие базовым понятиям честности и справедливости? Понятно, что профессиональная этика не позволяет сотрудникам ОЗОН поддержать нас, но они могут хотя бы воздержаться от того, чтобы оправдывать экономический и правовой беспредел.

Нам нужны советы юристов, блогеров, журналистов. Тысячи предпринимателей могут лишиться своей собственности в ближайшие дни. Математика такова, что при принудительной распродаже со скидкой 95% селлеры всё равно заплатят за доставку, рекламу, возвраты и хранение каждого SKU. Сумма этих расходов будет выше цены продажи. Таким образом, каждый товар, проданный на такой распродаже, загоняет селлера в минус, в долги перед ОЗОН.

Нам нужны советы тех, кто боролся с беспределом ВБ. Свободных слотов на вывоз товара с региональных складов ОЗОН уже нет, а это значит, что товары селлеров будут принудительно утилизированы. Это беспрецедентная попытка нарушения прав собственности предпринимателей не должна остаться незамеченной. Сегодня это коснулось нас, завтра это коснётся и вас.

Мы уже создали петицию на Change.org, мы отправляем обращения в Администрацию Президента РФ, в Прокуратуру РФ и Федеральную антимонопольную службу.

Мы просим донести эту информацию до журналистов, лидеров мнений, государственных чиновников. ОЗОН либо не до конца понимает, что делает, либо сознательно идёт на преступление. Если ОЗОН намеренно заманил селлеров на региональные склады, чтобы затем присвоить их товары по бросовой цене и в результате так называемой «утилизации» - мы имеем дело с мошенничеством в особо крупных размерах.

Данная инициатива ОЗОН потенциально разорит тысячи предпринимателей и убьёт тысячи бизнесов. Зачем это делает компания, головной структурой которой является кипрский оффшор, мы не до конца понимаем. Но мы считаем, что данная инициатива несвоевременна, не продумана и по сути является объявлением войны российским предпринимателям. Последствия данного шага будут катастрофическими для репутации ОЗОН и для состояния российского малого бизнеса.

Остановите ОЗОН.

Ссылка на петицию на Change.org:
https://chng.it/KrYcYMrzzS

0
831 комментарий
Написать комментарий...
Изабелла Сорокина

Мне кажется озон перегнул в этот раз. В прошлый раз перегнул WB, его встряхнули. Видимо сейчас встрянут озон.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Melnikoff

а мне не кажется, перегнули селлеры, задрали цены, товар тухнет на складах
это что вообще? а потом требуют не рассказывать им про магниты))

Ответить
Развернуть ветку
Павел

расходы этого товара на озон с учетом возвратов около 100₽
вам его даром продавать?

вы скажите своим, чтобы комиссию поменьше сделали и тогда товары будут дешевле...

Ответить
Развернуть ветку
Alex Melnikoff

а почему я пачку из 10 штук за 138 купил?
своим каким? я обычный покупатель, живущий в КЗ, для меня озон простая замена гиперу типо ленты.
впрочем, такое и на ягодках, не только на озоне. но я всегда покупаю у тех селлеров, кто ставит норм цену. она и будет +- как в ленте. зачем та же позиция выставляется кратно дороже другими-хз. вообще нет идей. как и продаж по тем лотам

Ответить
Развернуть ветку
Павел

если вы простой покупатель, а не менеджер озон, то для начала узнайте - какие расходы мы несем, чтобы вы смогли купить эти 10 шт. за 138 ₽

после этого попробуйте сделать что-то подобное и предоставьте результат

А уже после этого рассказывайте нам, селлерам, что и по чем продавать и как вести аналитику....

Ответить
Развернуть ветку
Alex Melnikoff

Если один селлер может продавать, а другой не может, а комиссии для всех одинаковые, значит дело в некомпетентности одного? Или жадности? А скорее всего просто проблемы с логикой, если данный товар уже представлен на площадке и он дешевле, какой дурак будет покупать его втридорога, я не совсем понимаю, какая вообще мотивация может быть у такого размещения товаров

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Я вам где-то уже ответил..
Чтобы загрузить все склады озон, а так выгоднее всего продавать, уходит несколько месяцев и что-то спрогнозировать наверняка не получится.
Вам озон говорит - мы доставим ваши товары по кроссдоку за неделю, а привозят через 6 месчцев...
Параллельно вы еще привезли и таких ситуаций миллион...
Если вы не знаете специфики озон, не стоит продолжать дальше диалог!

Ответить
Развернуть ветку
Alex Melnikoff

ну привезли позже, ок. цену выставлять как будете, по рынку или по хотелкам?
понятно, что накладки встречаются, но они у всех. а какой у покупателя мотив покупать дорого, если есть дешево?

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Здесь никто не жалеет тех, кто ломит цену и имеет огромный запас.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Melnikoff

так если ваш товар будет с вменяемой ценой, то его будут брать регулярно, получится оборачиваемость обеспечить. а кто задрал цену и сам не ам, и другим не дам, не покажет оборачиваемость и его раскулачат
может быть жалко только тех, кто реально торгует какими-то редкими и мало кому интересными товарами, тут да, обидно

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Есть понятие конкуренты и ранжирование озон...
Сегодня вы продаете товар топовый и по вашему анализу на 60 дней его надо, например 500 шт.
Вы завозите сколько спрогнозировали....

Но вдруг, совершенно случайно, на рынок выходят еще игроки, а еще появляется "миллион" акций, в которые людей добавляют принудительно и вы на неделю-две проседаете в продажах. И так происходит оооочень часто!

Вы в курсе, что у озон последнее время практика, добавлять товары в акции со скидкой 50-80% от стоимости?
И где-то в уведомлениях про это написать между прочим.
Многие продавцы это не замечают и потом видим продажные цены 25 ₽ при себестоимости закуп+расходы на озон+налоги = 100₽

Это видимо тоже надо учесть????

Ответить
Развернуть ветку
Alex Melnikoff

так это тоже для всех работает. и для конкурентов тоже. я отлично помню, как в рф было много "минимаркетов" с конскими ценами, а потом стали расти сети. упорные владельцы минимаркетов отказались двигаться по цене, мол а чо, а как, а не выгодно. чем кончилось?
я догадываюсь, что озон может накладывать ограничения, но это же не персональные санкции.

Ответить
Развернуть ветку
Павел

оборачиваемость товара должна быть 60 дней
логистика до склада озон часто гораздо больше

+ сегодня твои товары внутри кластера продают и ты аналитику строишь на этом, а завтра товар начинает кататься по всей стране, а после завтра случайно возвратов на 20% больше и тд. и тп.

P.S. не хорошо когда товар заканчивается на мп, продают другие! И спрогнозировать ровно на 60 дней не возможно!
А сейчас товар, который допустим на 60 дней лежит, будет перебиваться ценой конкурентов и зависнет еще больше Потому-что кто не продаст до 31.08, тот попал на распродажу-утилизацию!!!!!

Ответить
Развернуть ветку
Alex Melnikoff

логистика до склада и по стране у всех, нет?
все прогнозируют как-то, опять же, условия, может не сказка, но единые.

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Мне все больше кажется, что вы из озон))
Слишком явно пытаетесь их оправдать..

Скажу последнее - Когда большинство людей поставляли товары на склады озон, они не знали, что у них нет возможности хранить товар бесплатно более 60 дней. И не важно кто и как считает логистику. Знали бы, не поставляли товар на склад!

Представьте ситуацию: вы храните средства в банке и вам говорят, что через 14 дней вы потеряете 95% от номинала, но сейчас вы можете их выкупить по некой цене..
Вы наверное и банк будете оправдывать )))
На этом закроем данный диалог!

Ответить
Развернуть ветку
Alex Melnikoff

я не из озон, более того, если вы посмотрите мои комментарии, я занимаюсь связью, телеком, администрированием linux
нет, не буду, однако у многих банков обслуживание списывается при неактивности счета. тут ключевая активность.
а указанный вами кейс был вроде в грузинских банках

Ответить
Развернуть ветку
Павел

А вы думаете что единицы пострадают?
Пострадают все!

Ответить
Развернуть ветку
Alex Melnikoff

с чего все? я подписан на товары одного продавца, они постоянно "моргают", то в наличии, то нет. видать расходятся быстрее,чем привозят. ему вообще пох

как и с ягодками, в ролике "все работы хороши" четко описывалось, что 90% селлеров не профессионалы, а полоумные декретницы, которые прошли курсы-насмотрелись роликов на ютубе и решили, что они теперь бизнесменки. купили где-то что-то, решили выложить. но, оказалось, что тот, у кого они купили, торгует сам напрямую. они не могут предложить цену ниже.

на самом деле я вижу большую разницу в ценах озона/ягодок и местного маркетплейса, часто в разы, и у меня возникает логичное желание открыть ИП и погнали. но меня несколько озадачивает, что брать, чем барыжить. они оказались менее разборчивыми и более смелыми, ну не фартануло.

небольшой личный вопрос, про внезапные "20% возвратов" это шутка или регулярная августовская тенденция?

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Вам просто не приходило в голову, что продавец торгует со своего склада. Если мой товар закончится в Хабаровске, то он там моргнет только через 2 месяца :)

Тема закрыта, так как вы вообще не понимаете о чем здесь разговор.
Счастливые покупатели и менеджеры озон в другой ветке!
Прощайте и удачи вам!

Ответить
Развернуть ветку
Alex Melnikoff

если продавец торгует со своего склада, значит у него и не будет проблем. я говорю про общие условия.
у меня целая коллекция титулов уже, был и ватником, и либерастом, теперь вот менеджер озона
я все прекрасно понимаю, люди просчитались, не важно, по какой причине, решили упереться рогом и стоять на своей цене. по ней не берут. чем дольше стоят, тем больше расходов на аренду. щас их принудительно оптимизируют, будет визгу. в конечном итоге будет распродажа, люди сделают выводы и в следующий раз сделают другую закупку, поставят сразу нормальную цену, а не так, что б на Париж хватило

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Если такая коллекция, то может пора призадуматься! Хотя ......
Нет..., лучше найду и этому оправдание :)

Ответить
Развернуть ветку
Alex Melnikoff

просто неприятно мое мнение, от чего оно не перестает быть реалистичным. я ни на чьей стороне, это важно
но когда селлер в комментах говорит, что б ему не указывали цены магнита и вайдосит, что нет продаж.. ну есть ответ, как ему получить продажи))

Ответить
Развернуть ветку
828 комментариев
Раскрывать всегда