{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

Ozon убивает – мы просим экспертное сообщество о помощи

16 августа Ozon предупредил селлеров о том, что со следующего дня меняет условия оферты. Все товары, не укладывающиеся в новую формулу оборачиваемости, будут через 14 дней добавлены в принудительную акцию со скидкой 95%. А затем, ещё через 7 дней, оставшиеся товары будут утилизированы за счёт селлера. Единственная возможность избежать этого – вывезти товары. При этом вывозить их предлагается со складов по всей РФ, включая Хабаровск и Калининград. Свободных слотов на вывоз товаров нет уже сейчас. Таким образом, вскоре десятки тысяч селлеров Ozon ждёт принудительная распродажа и утилизация их собственности.

В итоге российский малый бизнес лишится не только продукции, но окажется должен Ozon огромные суммы денег.

Почему это важно?

Весь предыдущий год ОЗОН активно вынуждал селлеров разместить товары на своих складах. Использовались 3 основных способа.

1. Региональный склад (например, Нижний Новгород) объявляется складом федерального значения, откуда будут отправляться товары по всей России. Хранение на таком складе объявляется бесплатным. Селлеры активно заполняют этот склад, ведь преимущества очевидны. Как только склад заполнен, бесплатное хранение на данном складе отменяется, а федеральное значение склада снимается. Таким образом, на складах Нижнего Новгорода, Новороссийска, и т.д. зависали огромные запасы товара, за которые селлеры вынуждены платить ежемесячно. Переместить товар на другие склады ОЗОН невозможно. Вывоз товара платный. Причём отправить товар в Нижний Новгород можно хоть из Хабаровска, а вот забрать можно только лично (по доверенности) и только из Нижнего Новгорода. Ловушка захлопнулась.

2. Пару месяцев назад был введён индекс локализации. То есть, чем больше товаров селлер держит на региональных складах, тем меньше платит комиссию ОЗОН. А комиссии у ОЗОН большие, и перед введением такого правила комиссии ещё дополнительно увеличили. Естественно, продавцы бросились заполнять региональные склады. Ведь они не знали, что их ждёт дальше.

3. Ограничение продаж товаров стоимостью до 1000 р. (до 800 р., до 300 р., и т.д.). Если цена на товар меньше контрольной суммы (она постоянно меняется), то такой товар просто не видят покупатели в других регионах. Единственный способ продавать товар по всей РФ – это держать товар на складах по всей РФ. Так как контрольная сумма постоянно меняется, то селлеры вынуждены держать в регионах максимальный ассортимент.

Таким образом, ОЗОН вынудил большинство селлеров заполнить свои склады по всей России.

Но и это ещё не всё. Далеко не все продавцы отправили свои товары в Хабаровск и Калининград добровольно. Вишенка на торте – это система ВРЦ. Знакомьтесь: система, которая вместо селлера решает, на каком складе должен находится его товар. Эта «инновационная» идея ОЗОН уже не раз подвергалась критике, но продолжает функционировать. Суть в том, что если селлер самостоятельно выбирает склад для хранения товара, то для селлера отправка на данный склад будет платной. Но если продавец отгружает товар, доверяясь системе ВРЦ, то отправка на региональные склады бесплатна. Многие поверили «умной» системе ВРЦ, и они раскидала их товары по складам, где они зависли мёртвым грузом. А теперь ОЗОН прислал таким продавцам письма счастья с уведомлением об утилизации.

Почему мы считаем это неправильным?

На наш взгляд, данное решение ОЗОН является максимально недоработанным. Либо изначально преступным.

Прежде всего, никто не имеет права устанавливать цену на товар селлера, кроме самого селлера. Принудительные акции на маркетплейсах недопустимы, на это указывал ещё ФАС в известном споре с ВБ. Принудительная утилизация годного к продаже товара вообще находится за гранью разумного, и при некоторых условиях тянет на уголовный состав.

Кроме того, нужно помнить, что внесение существенных изменений в договор недопустимо в одностороннем порядке. Даже в публичную оферту. Существенное изменение договора – это такое изменение, зная о котором, противоположная сторона не стала бы заключать данный договор. Нельзя продать контрагенту БМВ, а затем пригнать Ладу Гранту на том основании, что это тоже автомобиль. Это основы ГК РФ.

Далее, в расчёте новой формулы оборачиваемости ОЗОН использует данные продаж за последние 60 дней. И что же это за дни? Летние месяцы, мёртвый сезон для 80% селлеров. Каким образом на основании анализа двух летних месяцев можно сделать вывод о продажах школьных тетрадей? Дождевых зонтов? Получается, что селлеры наполняли региональные склады (следуя настойчивым просьбам ОЗОН) в преддверии осенне-зимнего сезона, а теперь слышат, что их товар не продаётся. И должен быть продан с 95% скидкой либо утилизирован за их же счёт.

И наконец, у ОЗОН (в отличии от ВБ) нет системы возврата товара из региональных складов. То есть селлеры, следуя рекомендациям, отвозили свою продукцию на ближайший к ним пункт приёма, а затем товары отправлялись по всей РФ. Теперь же селлерам предлагают собирать свой товар по всем городам России самостоятельно и за свой счёт. Напомним, на вывоз дали 21 день. И свободных слотов на вывоз уже нет.

Зная о грядущих изменениях в формуле и о планируемых санкциях, ни один селлер не последовал бы призывам ОЗОН отправлять свои товары в регионы.

Что мы предлагаем?

Прежде всего, сообщать о подобных драматических изменениях в оферте следует за несколько месяцев до начала планируемых процедур. Ведь порой речь идёт о десятках тысяч единиц товара. Вы не можете целый год заставлять селлеров размещать товары на складах, а затем за несколько часов изменить условия работы и потребовать освободить склады за считанные дни.

Итак, мы требуем:

1. Отменить изменения в оферту в том виде, в котором они сейчас опубликованы.
2. Наладить систему обратной доставки товаров из региональных складов на ближайший к селлеру пункт выдачи. Как это сделано на том же ВБ.
3. Только после старта вышеупомянутой системы требовать обязательного вывоза товаров из региональных складов.
4. О новом старте формулы оборачиваемости сообщить селлерам минимум за 3 месяца, чтобы у селлеров была возможность распродать завезённый по старым правилам товар. Либо распространить действие формулы только на вновь ввозимые товары.
5. Ни о каких принудительных акциях со скидкой 95% и утилизации собственности селлеров не может быть и речи. Данные изменения оферты должны быть отменены безо всяких дополнительных условий и обсуждений.

Что мы просим у сообщества?

Мы больше не надеемся на адекватность поддержки ОЗОН. Более того, мы просим их даже не отвечать на данную статью в комментариях. Мы все люди, и все знаем, что такое добро и что такое зло. Как можно защищать правила, противоречащие базовым понятиям честности и справедливости? Понятно, что профессиональная этика не позволяет сотрудникам ОЗОН поддержать нас, но они могут хотя бы воздержаться от того, чтобы оправдывать экономический и правовой беспредел.

Нам нужны советы юристов, блогеров, журналистов. Тысячи предпринимателей могут лишиться своей собственности в ближайшие дни. Математика такова, что при принудительной распродаже со скидкой 95% селлеры всё равно заплатят за доставку, рекламу, возвраты и хранение каждого SKU. Сумма этих расходов будет выше цены продажи. Таким образом, каждый товар, проданный на такой распродаже, загоняет селлера в минус, в долги перед ОЗОН.

Нам нужны советы тех, кто боролся с беспределом ВБ. Свободных слотов на вывоз товара с региональных складов ОЗОН уже нет, а это значит, что товары селлеров будут принудительно утилизированы. Это беспрецедентная попытка нарушения прав собственности предпринимателей не должна остаться незамеченной. Сегодня это коснулось нас, завтра это коснётся и вас.

Мы уже создали петицию на Change.org, мы отправляем обращения в Администрацию Президента РФ, в Прокуратуру РФ и Федеральную антимонопольную службу.

Мы просим донести эту информацию до журналистов, лидеров мнений, государственных чиновников. ОЗОН либо не до конца понимает, что делает, либо сознательно идёт на преступление. Если ОЗОН намеренно заманил селлеров на региональные склады, чтобы затем присвоить их товары по бросовой цене и в результате так называемой «утилизации» - мы имеем дело с мошенничеством в особо крупных размерах.

Данная инициатива ОЗОН потенциально разорит тысячи предпринимателей и убьёт тысячи бизнесов. Зачем это делает компания, головной структурой которой является кипрский оффшор, мы не до конца понимаем. Но мы считаем, что данная инициатива несвоевременна, не продумана и по сути является объявлением войны российским предпринимателям. Последствия данного шага будут катастрофическими для репутации ОЗОН и для состояния российского малого бизнеса.

Остановите ОЗОН.

Ссылка на петицию на Change.org:
https://chng.it/KrYcYMrzzS

0
832 комментария
Написать комментарий...
Алексей Фахрутдинов

Всегда удивляет, когда люди пользуются сервисом и диктуют ему свои правила. Не нравится открой свой интернет-магазин(поисковик, такси), стой на рынке за прилавком или на обочине и продавай своё добро. Ты можешь продавать свой товар где угодно, не надо приходить на всё готовое и жаловаться.
Давай я устроюсь к тебе на работу и буду рассказывать какие должны быть условия труда, заработные платы, дмс и прочее, расскажу какой мне нужен график работы, потребую автобус в мою деревню, горячие обеды, завтраки и ужины. А если ты скажешь "дружище, это мой бизнес и здесь мои правила", то я побегу писать петиции, жалобы, отзывы.

Ответить
Развернуть ветку
Bosse

Всегда удивляет, когда люди, абсолютно не разбирающиеся в вопросе и даже не прочитавшие внимательно саму статью, пытаются давать идиотские советы и раздавать налево-направо ярлыки.

Пункт первый: продай квартиру/возьми кредит, займись бизнесом. В любом виде - хоть ИМ, хоть МП, хоть на рынке торгуй.

Пункт второй: приходи на сайт для предпринимателей и общайся - выслушаем, посоветуем, поможем, сами спросим совета.

Страны советов давно нет, а советчиков - больше, чем раньше.
🤦‍♂️🤦‍♂️🤦‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Фахрутдинов

Статью я прочитал, но зря потратил время. Достаточно было заголовка, чтобы понять что люди жалуются на сервис, который им ничего не должен. Откройте своё и будьте удобными для всех, покажите как надо.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Фахрутдинов

И кстати, на счёт идиотских советов, "пункт первый продай квартиру и открой бизнес", это как раз про это. Следующий шаг жаловаться по форумам, что с тобой "суперразбирающимся" предпринимателем не справедливо обошлись.

Ответить
Развернуть ветку
Стерлядка Вяленая

А в чем он не прав? Вы экономите кучу бабла на создании собственного ИМ и на маркетинге. Приходите на чужой "рынок", раскладываете там свою палатку, пользуетесь и готовым рынком и готовой аудиторией, а потом когда к вам руководитель рынка подходит и диктует свои правила - обижаетесь и петиции пишете. Ну не идиотизм ли? Если чужие правила такие неприятные - значит выбирайте, либо проглотите их, либо уходите. А рыночек в конце концов порешает. Если многие уйдут, правила изменятся на более приличные. А если как обычно по формуле: 3 продавца ушли, 23 новых пришли, то тем более какой смысл ныть?! Я сколько тут нахожусь (с 2018 года), столько слушаю нытье селлеров, какой озон плохой и то невыгодно и это плохо. И тем не менее, из года в год там продавцов все больше и больше. Видать не все такие обиженные, да?

Ответить
Развернуть ветку
Bosse

С самого начала: наш ИМ чуть младше Озона.
Кстати, на этом и закончим 😇

(Мы до сих пор живы. И, в отличие от Озона - всегда были прибыльны. Иначе бы не выжили.)

Для всех "советчиков", кратко:

Дело не в "создании ИМ", дело в коренном изменении рынка (ритейла). Какой бы ИМ ты сейчас себе не отгрохал, без рекламы ты ничего не продашь. Клиент тебя просто не найдёт в море интернета. Ценовую борьбу с МП на рынке рекламы выиграть невозможно.

Вывод: бóльшая часть ритейла перетекает в МП.

Второй вывод: крупные МП постепенно пожрут мелкие МП (их уже стало значительно меньше, чем 2 года назад).

Третий вывод: пора регулировать рынок МП.

Пока законодательно не будет отрегулирован рынок "агрегаторов", единственный вид борьбы селлеров за свои права - публичное привлечение внимания к своим проблемам. Связанным (всегда!) с монопольным положением МП и, соответственно, наплевательским отношением к продавцам ("могу - значит сделаю").

Главный вывод:
Не нравится? Не ешь! (Не читай 😁 )

Ответить
Развернуть ветку
Стерлядка Вяленая
(Мы до сих пор живы. И, в отличие от Озона - всегда были прибыльны. Иначе бы не выжили.)

Угу, и заказов у вас в миллионы раз меньше и узнаваемости бренда тоже и инвесторов, желающих в вас вложиться примерно никого...продолжать?)) Че вы вообще тут прыгаете с воплями, если такие успешные и древние?) Радуйтесь, конкурент умирает...ох вейт..

Какой бы ИМ ты сейчас себе не отгрохал, без рекламы ты ничего не продашь. Клиент тебя просто не найдёт в море интернета.

Смотря что. Если ты перекуп, который перепродает китай-хлам, то конечно. Его и так завались. Если же у тебя что-то уникальное - прекрасно клиенты найдут. Мы и кофе и чаи покупаем в других инет-магазах, не массмаркетах. Там и качество на порядок выше. И всякие строительные вещи, которые именно не хлам с алиэкспресса или не дешевые рф поделки, а сделанные качественно вещи. Что говорить, я даже ножи заказываю в частных кузницах, а не на озонах. Странно, не?)) Вывод сделай сам)

Ценовую борьбу с МП на рынке рекламы выиграть невозможно.

Вот ты знаешь, очень странное заблуждение. Как так выходит? Вот привозишь ты условную батарейку с китая. Себестоимость 20 рублей. Ты хочешь продать за 40. Если ты это делаешь у себя - то пожалуйста. Если ты это делаешь на озоне, то грубо добавь к цене еще +50%, куда входит логистика, комиссии, хранения и тд и тп. Получается, что ты либо на озоне будешь продавать за 40 руб, но класть себе в карман не 20руб прибыли, а всего 10 (-50%), либо ты будешь продавать на озоне за 60 руб (твои 40руб + 50% сверху). Т.е. у тебя уже есть возможность продавать у себя дешевле, чем на озоне. Или у тебя товары такие, которые озон лично продает и может демпинговать себе в минус? Ну тогда торгуй чем-то другим, ты и у них на площадке не сможешь с ними же конкурировать. Это как я захожу в условный товар, стоит он 5к. листаю ниже и вижу: "у другого продавца 8500" и сразу мысль: "и кто этот дебил, кто купит у другого продавца?!".

Дальше не хочу тебя переубеждать, поэтому сразу пойду с козыря. Если озон делает все так невыгодно для продавцов - делайте свои инет магазы. Ты можешь сколько угодно ныть, что тебя не найдут, конкуренцию проиграешь, но суть простая. Если большинство продавцов уйдут с озона, он просто не сможет конкурировать. Ну может первые полгода подемпингует цены на те товары, которые лично продает, а потом развалится. Либо условия для селлеров выкатит более вкусные. Что-то да будет. Но раз большинство не уходит, значит все таки выгодно даже с новыми условиями, не задумывался? А тогда скулить под дверью: "вот я тут накатал петицию, мне невыгодно" просто нет никакого смысла. Рынок решает в любом случае.

Ответить
Развернуть ветку
Bosse

Очередная простыня бреда от очередного "советчика", ничего не понимающего в элементарных основах предпринимательства?
🤣🤣🤣

Читать Ваши посты и раньше было смешно, но пересказ гуру-инфоцыганских бредней - это перебор.

В игнор, только в игнор!

Ответить
Развернуть ветку
Стерлядка Вяленая

На том и закончим, сказочник))

Ответить
Развернуть ветку
829 комментариев
Раскрывать всегда