{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Что происходит в «банке Тинькофф»: блокировка ДБО — и что это означает для «виртуального» банка и вас

Государство имеет монополию на законное насилие. У банков есть 115-ФЗ.

Когда я читаю посты, извините, «обиженных банками», первая мысль: «Да кто знает, что вы там оплачивали и кому». Поэтому «во первых строках своего письма», будучи убежденным в своей правоте, небольшое предисловие.

  1. За все время работы (более года) банк ни разу не обращался к нам с запросами и за какими бы то ни было разъяснениями и пояснениями относительно проводимых операций, контрагентов и работы проекта.
  2. Все операции на момент фактической блокировки доступа к счету были банком исполнены.
  3. Никаких изменений в структуре компании не происходило (это относительно появления каких-либо странных выгодоприобретателей).
  4. «Экономический смысл» ни проекта, ни осуществляемых операций не менялся с момента открытия счета (март, 2018 года): все оставалось ровно так, как указано в документах и анкетах. Все операции типовые, суть работы компании (интернет-сервиса) открыта и публична — Moneymoo.

Во вторник, 17 сентября 2019 года, на рассвете внезапно — без предупреждения и переговоров — «Тинькофф банк» заблокировал проведение операций через ДБО, фактически парализовав работу компании (прочитали голосом Левитана?).

В чате интернет-банка было следующее сообщение. Взгляните-ка:

Чтобы пользоваться счетом, до 20.09.2019 отправьте документы:

1. Договоры с двумя основными контрагентами по последним приходно-расходным операциям по счету, открытому в АО Тинькофф Банк со всеми приложениями и сопроводительными документами.

2. 6-НДФЛ или действующее штатное расписание.

3. Копию налоговой отчетности за последний отчетный период. На отчетности должны быть отметки ФНС о приеме.

4. Если есть или были счета в других банках, направьте выписку за последние полгода. В выписке должны быть указаны ИНН контрагентов и назначение платежа. Подойдет электронная версия, заверенная ЭЦП, или бумажная выписка с печатью и подписью банка. В выписке особенно интересуют операции по: — уплате налогов, — выплате зарплаты и обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, — уплате аренды. Если этой информации нет, приложите платежные поручения с оплатой налогов, аренды и зарплатой. Если оснований для этих выплат нет, нужны подтверждающие документы.

5. В свободной форме напишите: — из чего складывается выручка и прибыль; — как ищете контрагентов; — привлекаете ли для работы сторонних третьих лиц или подрядные организации. для каких услуг/работ; — сколько у вас сотрудников; — есть ли в собственности или аренде офис и автомобиль; — если входите в группу компаний, напишите название материнской компании и роль ООО в ней. Если есть сайт, примеры работы или реклама в интернете, укажите ссылки на них. Если есть платежи на ФЛ/Наличные:

6. Напишите, для чего переводили деньги физлицам. Если снимали наличные в этом квартале, направьте документы, которые покажут, на что снимали. Подойдут чеки, товарные накладные, квитанции к приходно-кассовому ордеру, счета-фактуры, авансовые отчеты или приказ о подотчетных лицах. Прикрепите документы здесь или отправьте на почту [email protected].

Не хватало только анализов моей собаки.

На часть вопросов я тут же ответил и дал пояснения. На часть — отказался, попросив, во-первых, разблокировать счет и продолжить переговоры в нормальном «штатном» режиме (так как оснований для применения к нам таких радикальных мер быть не могло в принципе, и нам надо вести работу), во-вторых, детализировать вопрос в разрезе конкретных операций, сделок и контрагентов, а не «в общем».

Обращаю внимание, что, во-первых,ни один документ не имел отношения к какой-то конкретной сделке; во-вторых, запрос документов произошел после того, как банк ограничил проведение платежей. Впоследствии банк это отрицал, опустившись до откровенного вранья (пруфы: SMS-уведомление о блокировке, ответ менеджера в чате, ответ банка).

Это важный момент, так как при возникновении сомнений общего характера в работе компании, согласно 115-ФЗ и рекомендациям ЦБ, банку сначала следовало запросить документы у клиента и только после того, как клиент отказался бы их предоставлять или начал увиливать, — усилить давление.

На счете банка у нас «завис» почти миллион, значительная часть из которого — наши текущие обязательства перед клиентами.

Надо сказать, что на тот момент ситуация выглядела для меня крайне возмутительной и напряженной: работать мы не можем, поведение банка непредсказуемо (на мои ответы уже пошли «дозапросы»).

Наши клиенты — а это в большинстве своем физические лица (и, я думаю, не надо объяснять, как они реагируют даже на минимальные задержки платежей) — уже ждут деньги. Надо перенастраивать сайт, прием средств с карт МПС (эквайринг) продолжал капать на фактически заблокированный счет…

Не буду утомлять читателя деталями переговоров с банком, так как фактически не было никаких переговоров: весь смысл общения свелся к тому, что ты слышишь нагловатые интонации с подтекстом «Ты не в том положении, чтобы что-то нам доказывать: либо так, либо никак». «Все законно, имеем право».

Верхом тинькоффского цинизма стало официальное пояснение представителя (на мой отзыв на banki.ru), что счет-то на самом деле «не заблокирован», а «временно приостановлено ДБО» — и проводить операции я могу с использованием письменных распоряжений в офисе банка:

Напомню (кто вдруг не в курсе), что «Тинькофф» позиционирует себя как виртуальный банк с отсутствием «физических» отделений и офисов. Поэтому для письменных распоряжений мне (или вам, если вы клиент банка) придется приехать в единственный офис в Москве!Вот человек делится опытом такой поездки.

Так… а что там с тарифами? Читаем: «За каждое платёжное поручение, принятое Банком без использования каналов Дистанционного обслуживания, взимается Плата в размере 2990 рублей».

Когда я попытался выяснить, какие документы нужны для представителя по доверенности (это еще 2900 за нотариальное заверение подписи, которое, как мне пояснили у нотариуса, вполне может быть и не принято банком), менеджер сказал: «Если мы (банк) не проводим платежи через дистанционное обслуживание, то также можем отказать по поручению, поданному в офисе. После двух отказов мы (банк) вправе закрыть счет в одностороннем порядке».

Такое закрытие счета, согласно правилам обслуживания банка «Тинькофф», означает, что при переводе остатка будет удержано 20% от суммы. Через два дня мне позвонила девушка и еще раз ненавязчиво «напомнила» о таком варианте развития событий.

Ситуация очень быстро стала похожа на то, будто хочешь уйти из кинотеатра с какого-то дебильного фильма, но тебя не выпускают: закрыли двери, забрали пальто. Да и сам фильм уже давно закончился.

Вместо цивилизованного запроса и получения информации — нам грубо, ультимативно выкрутили бубенцы и создали целый пучок проблем. Вся ситуация — отличный индикатор отношения банка к клиентам, к их бизнесу, к их обязательствам перед своими клиентами.

Я нормально и относился, и отношусь к требованиям законодательства ПОДФТ и работе банков. Более того, ни в самом законе (115-ФЗ), ни в сопутствующих документах Центрального банка (рекомендациях, инструкциях, разъяснениях, письмах) — нет, на мой взгляд, ничего неразумного!

Однако при этом банкам фактически дан «карт-бланш» в разработке правил внутреннего контроля и их последующем применении. Поэтому все, о чем я написал, имеет отношение не к закону, а к поведению конкретного банка.

Весь «катаклизм» прошел (я надеюсь) почти незаметно (хотя наверняка немного странно) для наших клиентов: срочные «горящие» платежи переводились с личных карт (моей, коллег и наших родственников, что в перспективе создаст проблемы в налоговом учете таких затрат).

Остальную сумму перезанимали и вводили в оборот компании. Плюс полторы недели «Сбербанк» менял реквизиты эквайринга (да, очень долго), пришлось отключать прием по картам...

Не буду никого ни к чему побуждать и разубеждать. Выводы сделаете сами. «До поры» для нас это тоже был всего лишь «обычный банк, в котором просто лежат наши деньги, через который мы их получаем и платим».

Мы, конечно, далеко не «Газпром» и не «Роснефть» с миллиардными оборотами. Всего лишь небольшой стартап. Но когда тебя за твои же деньги возят харей по столу и ставят подобные ультиматумы — это прям дикость какая-то. Так что…

«Тинькофф», «давай, до свидания!»

0
172 комментария
Написать комментарий...
Артем Щербаков

Тинькофф, вы реально собираетесь согласие на раскрытие конфиденциальной информации у клиента в комментариях получить?

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф Банк

Дать согласие он может любым удобным ему способом.

Ответить
Развернуть ветку
Mike Espoo

 А как потом в суде доказывать что клиент дал согласие на разглашение согласно комментарию?
Человек начнет в обратку идти, что это не он, что его взломали.

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф Банк

У нас есть необходимые инструменты для проведения соответствующей идентификации, чтобы убедиться в том, что с нами общается клиент.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Щербаков

Инструмент для идентификации личности комментаторов VC.RU? У вас АНБ на подряде?

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф Банк

Нет.

Ответить
Развернуть ветку
169 комментариев
Раскрывать всегда