Любителям поездов: где сайты железнодорожных компаний лучше работают
Где железнодорожные компании любят пассажиров? Сравним сайты и приложения госкомпаний. США не в лидерах, в Европе тоже всё сложно. Любите поезда — делитесь опытом путешествий в комментариях.
Паровой двигатель связал города — и по воде, и по суше. Конечно, паровозов уже не так много, но железные дороги продолжают использоваться. В Евросоюзе их около 220 000 километров, в США — 240 000, в Китае — 130 000. Вот только электрифицировано там 116 000, 1 600 и 90 000 соответственно.
Россия на четвёртом месте с 85 500 километрами железных дорог, где электрифицировано 43 700 км.
В принципе, по этим цифрам сразу становится ясно, где железные дороги меньше любят. Это США. Там гораздо легче путешествовать на самолёте, это часто дешевле и удобнее. А любят поезда в Великобритании, этот вид транспорта пережил возрождение и пользуется популярностью.
И эта любовь в эпоху модной нынче «цифровой трансформации», о которой гудит каждый чайник и журнал, должна отражаться в «клиентоориентированных платформах и качественном клиентском опыте». Вернее, в удобных сайтах и приложениях. Но, судя по всему, не везде можно билет-то купить онлайн.
Можно ли купить билеты онлайн?
Вот что сравним:
- Deutsche Bahn в Германии
- Национальное общество железных дорог Франции
- National Rail Enquires в Великобритании
- Amtrak в США
- РЖД в России
Начнём виртуальное (а какое же ещё в самоизоляции) путешествие с Германии. Немецкая Deutsche Bahn — государственная компания, которую 30 лет назад открыли на базе нескольких государственных перевозчиков. Позже она купила частного британского перевозчика. За 2018 год эта компания перевезла 2,58 млн человек.
И на её сайте можно купить билеты! Есть, правда, одно «но»: в другую страну покупать билет сложно, потому как придётся переходить на другой сайт с другим личным кабинетом. Никакого «сквозного» партнёрства нет.Однако же, по опыту оказывается, что несмотря на такой косяк (и комментарии вроде «Полный треш» на Google Play к приложению) у Deutsche Bahn есть важное преимущество, о котором мне рассказали:
«10 лет назад надо было ехать из Брюсселя в аэропорт Амстердама. Бельгийские, голландские железнодорожники предлагали с одной пересадкой в Антверпене, а DB — с двумя или тремя пересадками. Поэтому поехал не немцами, и выяснилось, что после Антверпена ремонт путей, прямые поезда не ходят и нужно сделать кучу пересадок — как предсказывал Deutsche Bahn. Причем объявляют это только в поезде, и на сайтах нигде информации не было».
Теперь — во Францию. Там за железные дороги с 1937 года отвечает Национальное общество железных дорог Франции. Сотрудники общества устраивали фашистам диверсии и вооружённые сопротивления, когда во время Второй мировой войны по этим дорогам возили евреев в концлагеря.
Сайт выглядит весьма симпатично. Вот только на главной странице сайта можно найти маршрут, а для покупки нужно переходить в другое место.
Удивительно, но вот эту плашку, через которую нельзя купить билет назвали «Информационным пассажирским модулем». И посвятили этому инновационному высокотехнологическому решению целый релиз. Это у меня вызвало дикое недоумение. А как вы считаете, насколько такое решение полезно?
Допустим, мы с этим делом разобрались, и теперь отправляемся из Франции в Великобританию по знаменитому железнодорожному Евротоннелю под Ла-Маншем. Здесь, практически на родине железных дорог, люди делают больше поездок, чем во вместе взятых Испании, Швейцарии, Нидерландах, португалии и Норвегии.
Но эта любовь не очень отразилась на подходе железнодорожников к клиентоориентированности. Проблема в том, что здесь больше 25 операторов, которые выигрывают контракты и работают по франшизе. Все билеты можно купить на одном официальном сайте-агрегаторе National Rail Enquires.
А выглядит он реально жутко. Мало того, что его будто сделали в 2008 году и ни разу не обновляли, так в него ещё и напихали рекламы по самое не балуйся.
Но альтернативы есть — пользоваться региональными компаниями или сервисом Trainline.
А теперь — в США. На самолёте. Потому как далеко, нет прямого пути по суше, и в Америке больше любят летать. Билеты на самолёт чаще и стоят дешевле, и этот вид транспорта более комфортный.
За перевозки по железной дороге отвечает Amtrak. Несмотря на стагнацию, в которой находится эта отрасль в США, билеты купить на сайте можно. Можно и в приложении, но на сайте на него ссылку не дали — потому там всего 20 000 отзывов в Google Play — в пять раз меньше, чем у РЖД, и в шесть раз, чем у Deutsche Bahn.
А теперь виртуально возвращаемся в Россию. На сайте РЖД теперь билет купить можно. Раньше тоже было можно, но вспомните, как это было тяжело. В принципе, как сейчас в Великобритании, видимо.
Теперь всё выглядит так — больше похоже на какой-нибудь агрегатор вроде дудёвского Aviasales или Momondo.
Из плюсов тут: стоимость отображается сразу (как вообще может быть по-другому?); автоматом может подобрать составной маршрут — отправить поездом в Шереметьево, чтобы уже оттуда вы могли улететь самолётом.
Насколько эти сайты удобны?
На сайте Deutsche Bahn в выпадающем меню вверху страницы можно найти всю информацию о предложениях, обмене и возврате, расписании. При этом доступны семь языков. Русский почему-то не завезли.
Удобно ли им пользоваться? Из-за «несковозного» партнёрства с другими линиями — не очень. Цену нельзя будет увидеть, пока не вобьёте кучу данных, не выберете конкретный маршрут и так далее.
С другой стороны, тут есть и плюс — у DB почему-то более точные данные о всяких ремонтах на путях, так что маршрут он сделает правильный.
Если придираться, то можно ещё заметить абсолютно бесполезную фотографию, занимающую кучу места. Что вы думаете по поводу такого дизайна?
У Национального общества железных дорог Франции сайт — сугубо информационный. Этот их «Пассажирский информационный модуль», несущий гордое имя вкупе с отсутствием смысла, соседствует здесь с информацией скорее для инвесторов.
Из плюсов — наличие особой страницы для жалоб. На ней выбираете поезд, которым ехали, и переходите на страницу оформления жалобы на сайте перевозчика. Также можно заказать машину с водителем или арендовать велосипед.
А что в Великобритании? Отсталый дизайн не мешает сервису надёжно работать. Ещё бы не было этой рекламы. Будто в каком-то блоге на Wordpress.
Есть и плюсы — настройка оповещений и сохранение любимых маршрутов в личном кабинете.
Американский Amtrak отличился неплохим подходом к дополнительным услугам: тут интуитивно понятно, как заказать машину и отель. При нажатии на эту кнопку перебрасывает на другой лендинг, где можно заказать тур.
Ну и к родным, так сказать, РЖД. Сайт сразу же предлагает покупку билета, после поиска видна стоимость. Сейчас, правда, особенно не покатаешься из-за самоизоляции — во всех странах расписание перекроили так, чтобы почти ничего не оставалось.
Для удобство можно залогиниться и насохранять избранных маршрутов — они будут видны на главной.
Реагирование на глобальные события (да, про коронавирус)
Пока все мы сидим дома, железнодорожники продолжают работать. И так во всём мире. Хотя многих отправили в вынужденный отпуск (в основном без зарплаты, видимо), кто-то ещё перевозит людей и грузы.
Все пять организаций, которые выше описаны, на кризис отреагировали молниеносно. Важно было сократить количество рейсов, чтобы с одной стороны — не обанкротиться на зарплатах, когда пассажиров нет, и с другой — уменьшить скорость распространения коронавируса.
А ещё им приходится массово возвращать деньги за купленные билеты.
И, видимо, с этими задачами все справляются неплохо. На сайтах у всех есть ссылки на изменения в расписании и на информацию о возможном возврате или обмене — пришлось перевозчикам пойти навстречу клиентам.
Но кто-то пошёл и дальше. В Великобритании решили проводить исследование и запустили опрос. Он большой, сложный, и только для тех, кто действительно ездит по этой стране.
В РЖД сделали памятку по профилактике инфекции.
В США стали мыть поезда и сделали ролик, который хоть на краудфандинговой платформе можно запостить, чтобы слёзной музыкой денег собрать. Интересно, раньше не мыли? Кстати, делают они это всё равно без масок. Протёрли, чихнули — и вуаля.
А что тяжёлого было в покупке билетов на РЖД?
иногда через другой ресурс можно найти дешевле билет или вернуть кешбек
У всех всё криво работает - какая там цифровизация! Хотя бы работает этот работает и развивается. Ну а билеты в кассах покупать - это уже моветон.
До сих пор наблюдаю, как народ приносит либо распечатанные билеты, либо вот эти - с отрывными талончиками из касс. Ностальджи)
Не у всех есть возможность покупать билеты онлайн - особенно пенсионерам. У них же льготы еще и нужно именно в кассе удостоверение показывать
Кто-то вообще ездит на поезде постоянно?
Я каждый день с работы. Ну, не сейчас. Сейчас дома сижу(((
Думала, что я одинока, а оказывается и звезды тоже на поездах ездят. Вот смотрите и Пугачева тоже) https://moika78.ru/news2/2019/07/Bezymyannyj-15.png . Поэтому не стоит списывать железнодорожные сообщения со счетов, потому что если привести это хозяйство в порядок, как в той же Европе, то можно и на поездах очень быстро добираться по нужному назначению.
Раньше ругалась на сайт ржд, очень неудобным казалось, что билет может купить только зарегистрированный пользователь и много переходов совершать приходится: выбор места, выводы данных, страховка. Но после того как покупала билет из Дрезден в Прагу, поняла, что зря наговаривала и наш сервис в разы логичнее и проще немецкого. Ну и конечно такого изобилия рекламы у нас точно нет!
если билеты покупать регулярно, то сайт ржд кажется не таким и бестолковым. Но сегодня увидела обновление интерфейса....какая-то грусть-печаль. Зачем? теперь все будут только и тыкать "перейти на старую версию". Кстати, во Франкфурте пыталась купить билет до Праги,ничем не легче чем на наших сайтах, но это чисто мое субъективное мнение
Неудобно для редких поездок. А я езжу часто, зарегистрировалась, один раз данные ввела - и всё, в дальнейшем автоматически заполняется.
Я вот больше предпочитаю на поездах путешествовать, чем на самолете. Пусть самолет - это быстро, но поезд это всегда безопасно и надежно, плюс в современных поездах еще и комфортно. В Европе любят ездить на поездах и соответственно сайтам для покупки билетов уделяется максимальное внимание, потому что пользуются ими очень много людей. Я тоже пользовалась и сайты оставили приятное впечатление.
Мы попробовали самостоятельно купить билет из Вены в Венецию. В конце концов пришлось идти в офис компании.
Любовь к поездам - это навсегда)) Я помню, ещё в детстве летом ездила с мамой в деревню к бабушке, так сама поездка вызывала непередаваемое наслаждение. Мало того, профессия проводницы для меня была мечтой. Но в те времена с покупкой билетов в определённые направления была напряжёнка. Иногда даже зайцами приходилось ехать. Непорядок был в этой сфере. Не то что сейчас...
Интересная статья, получается, что заграничные железные дороги, в отличии от наших, не сильно заботятся о своей клиентуре и, как доказательство этому, можно понаблюдать за их сайтами, некоторые из которых, не то что билеты продать неспособны, а просто выдают информацию, да и сами по развитию устарели боьше чем на 10 лет. Приятно, что сайт в нашей стране, удобен и функционирует, да и пользоваться им удобно. Молодцы!!!
Сайт классный, не спорю, да и поезда нормальные. Вот если бы люди еще научились себя вести в поездах https://pastenow.ru/8LFCP
Я думаю, что это связано с не слишком высокой популярностью железнодорожного транспорта на западе. Метро - да. А для междугородних поездок на Западе больше любят личные авто. Ну или самолёты, если далеко лететь. У нас тоже стоимость билета на "Сапсан" Москва-Санкт-Петербург сравнима с ценой на самолёт. Интересно было бы узнать побольше про ж/д транспорт на Востоке -в Японии и Южной Корее
С чего вы взяли, что заграница не заботится о своих дорогах? Вы видели, какие у них вагоны, какой комфорт в них? У нас в квартирах такого нет. Наш подвижной пассажирский состав только начинает обновляться. А то, как люди относятся к государственному имуществу, рассказывать не надо. Крушат, ломают, разрисовывают, откручивают...
Вообще-то в многих странах железнодорожный транспорт используется больше для перевозки грузов чем пассажиров. Лично я обожаю поезда, да и вообще удобно перемещаться таким способом. Почти всегда покупаю билеты на РЖД, пока проблем не разу не было. Сайт вполне нормальный, покупать весьма удобно.
Ну я бы не сказал, что мало людей пользуется железнодорожным транспортом, вот взять электрички, на них как раньше был спрос, так и сейчас на них ездят много. Да и не только они, мы пару лет назад, в командировку ездили, по работе, так был выбор, лететь самолетом или на поезде 2 суток, так все выбрали поезд. Спокойно сели, заняли купе, достали бутылку, посидели, пообщались, на следующий день отоспались и на работу приехали свеженькие и отдохнувшие.
🙄
В целом на поезда дальнего следования периодески покупаю билеты на сайте РЖД. Их два ( https://pass.rzd.ru/ старый и ticket.rzd.ru/ новый)
Новый (с современным дизайном) иногда глючит жестко - требовал телефон и сам же не давал его ввести.
Старый прекрасно дал купить.
Почему Тс не упомянул о дуализме сайта РЖД - удивительно.
Комментарий недоступен
Лично я летать на самолетах ужасно боюсь, а вот поезда и автобусные туры люблю. Да по статистике говорят что самолет это самый безопасный вид транспорта, а я не верю статистике. Вот и всё! Пробыв в Европейских странах заметила что и там поезда в большем почете чем летательный транспорт особенно в Германии и Швейцарии меньшей степени в Бельгии. Наши ЖДР в последнее время тоже стали подтягивать свои услуги к Европейским, но и до сих пор иногда встречаются бельё с пятнами которые не отстирались.
Согласна с вами. Поезда предпочитают не только те, кто хочет сэкономить.В поезде больше места, есть возможность выйти на остановке, подышать свежим воздухом, поспать под монотонный гул колес.Также люблю поезда из-за отсутствия проблем с багажом: нет никаких ограничений и заморочек с ручной кладью.Конечно,это дольше,чем на самолете, но если время позволяет, то отдаю предпочтение поездам.
Согласен в поезде своя романтика., правда время идет долго
Ездила на наших российских поездах всего раз 6, но это было так давно, что у меня только хорошие воспоминания. Вроде было норм, плацкартик, все бесятся. Билеты через кассу брали заранее, чуть ли не за полгода.
Можно подумать, у нашей РЖД сайт менее отсталый, чем у Великобритании ) Для интереса прям перешел на него глянуть. Тут важна функциональность, нежели распрекрасное оформление.
А нам всё равно, не боимся мы ваш короновирус, как-то ведь передвигаться нужно)
Ну я думаю что это не самый удобный вариант передвижения)) , да и короновируса бояться не нужно, но профилактика и меры по защите которые нужно соблюдать в любом случае. Так что лучше дома сейчас посидеть, а поездить на поездах с комфортом можно и после того как пройдёт это ситуация с вирусом, надеюсь что она скоро закончится и мы будем передвигаться по стране как обычно)
Я люблю ездить на поездах, мне так намного удобнее и спокойнее. В нашей стране данная отрасль развита достаточно хорошо. Я полностью всем довольна. А вообще сейчас с нашей ситуацией лучше оставаться дома!
Почему дома? Я знаю отличный выход, как даже в этой ситуации путешествовать по железной дороге!
Заходишь на новенький удобный сайт российских железных дорог, покупаешь сразу четыре билета в купе на поезд Москва-Владивосток и обратно это уже купе на этот же поезд. Запасаешься дошираком.
Изолируешься на две недели, путешествуешь, смотришь всю страну аж два раза))
У нас традиционно "железка" очень развита в плане как грузо-, так и пассажироперевозок. Самолётом, конечно, быстрее, но я люблю по России ездить именно поездом. Для меня в этом есть какая-то своя "дорожная" романтика:) Особенно классно засыпать под бой колёс. А ещё люблю пить чай из стакана с подстаканником и смотреть в окно:)
Наша РЖД в последние годы стала гораздо более клиентоориентированной. Действительно, не возможно не заметить как разных IT-удобств в виде сайта и приложения, где можно выбрать и купить билет, так и сами поездки в поездах стали намного более комфортными. В общем РЖД развивается, и это хорошо. Пусть и дальше нас радует)))
Занимательная статья получилась. Интересно, почему в западных странах такие недоработки с приложениями и сайтами. И то, что у нас есть в этом преимущество - это действительно удивляет. Особенно на фото того, что мы привыкли ругать всё своё, российское и хвалить западное. А оно не так всё просто получается...
Может в разработке сайта и продаже билетов мы отчасти преуспели, однако по уровню комфорта нам явно ещё далеко до наших западных коллег.
Статья понравилась. Я тем более живу в г. Батайске. Это под Ростовом-на-Дону. Батайск - крупный ж/д узел. У нас тут полгорода железнодорожники. У меня родители, кстати, тоже. А с РЖД действительно всё в порядке. Пусть организация растёт и развивается и дальше)
В целом нельзя не заметить, что пусть у нас страна и самая большая, но километраж железнодорожных путей у нас все-таки не занимает первые места. Хотя я не могу сказать, что такое передвижение у нас не пользуется спросом. Многие люди отдают поездам предпочтение, потому что это намного дешевле, чем если покупать билет на самолет, плюс поезд это самое безопасное транспортное средство.
Я еще маленький был, мы с мамой и старшим братом, ездили во Владивосток из Иркутска, на поезде "Россия", так это было где-то 1989 год. "Россия" конечно с поездом Чита-Челябинск на в какое сравнение,, там даже видеосалон был и это в то время. Кто-то предпочитает самолетом, но порой им неудобно, а тут сел, поехал как человек, мне больше поезда по душе.
А ещё приложение ржд сообщает сколько времени до отправления твоего поезда, какая следующая станция, и сколько стоянка. А на внутреннем сайте, который доступен во время поездки по Wi-Fi можно заказать горячее питание, вызвать проводника и посмотреть фильмы - хотя выбор фильмов пока небольшой.
Все этим сравнения обычно ошибочные, потому что оторваны от контекста. В каждой стране есть свой "культурный бэкграунд" и соответственно свои нюансы. Это как сравнивать чистоту в столицах в Европе и в России. Если в условной Франции 90% страны это ухоженные города и деревни, а грязь концентрируется в Столице и городах вроде Марселя. То в России наоборот, Столица более-менее ухоженная, а остальные 90% страны на 20 и более лет отстают в развитии. Свои особенности есть в каждой сфере.
Мое предположение такое, скорее всего, жд компании в некоторых странах Европы, не видят целесообразности в смене дизайна, вернее в дополнительных тратах на это. Да и бывает так, что кроме гос.компаний есть частные, это тоже создает свои особенности. Большинство людей устраивают нынешние сайты, а для молодой аудитории всегда есть "стартапы-агрегаторы". Да я и сам пользовался немецким, польским, чешским, литовским и все там нормально.
И в то же время, я предполагаю как было в России. В РЖД пришел "молодой" менеджер и протолкнул идею нового сервиса. А сверху поддержали, так как в веб разработке, как и например на стройке, коррупционные схемы особенно удобны. Получается как в классике: "детям мороженое, бабе цветы". Плитка в центре Москвы тоже всегда свежая не из-за любви к порядку, а потому что ее перекладывать каждый год "выгодно" для определенных людей.
А все эти сравнения в России с Европейскими банками (очень популярное), с интернетом там и тут, и т.д. Это чаще всего ошибочные выводы и проявление комплексов.
5 лет назад ездил по железке в Англии - если бы не вежливые соседи по "купе", точно проехал бы пересадку, т.к. ни на сайте ни в билете это четко не указывалось.
К РЖД, как ни странно, вопросов не так много - от поиска билетов до покупки добраться можно без труда.
А в тексте удивило упоминание возможности заказать отель или арендовать авто, как параметр оценки, - сайт ж/д перевозчика в первую очередь немного другой функционал несет =\