Нимфы, глитч и третий глаз: история абсента в этикетках

Тема брендинга не очень полезных продуктов всегда немного щекотливая и неоднозначная. Особенно если разговор о запрещенном во многих странах виде алкоголя — абсенте.

В закладки
Слушать

На протяжении веков его то превозносили и считали элитарным напитком, то пускали в массовое производство и спаивали работяг, а предполагалось, что этой настойкой будут лечить от хворей.

Посмотрим, как все эти мотивы нашли отражение в современном дизайне упаковки самого скандального и мистического алкоголя.

Повествование об истории напитка будет прерываться врезками с кейсами. Не бойтесь сбиться или потерять связь — просто плывите по течению. Путешествие начинается.

Визуализация Павла Губина для концепта проекта ABSINTHESIS. Absinthe-Suprieure

Сугубо в медицинских целях

Начнем с истоков. Точной версии о происхождении абсента нет (фр. absinthe от др.-греч. ἀψίνθιον — полынь горькая). Некоторые историки считают, что абсент появился в конце XVIII века в Швейцарии у сестер Энрио, занимавшиеся кустарным производством зелий и микстур.

Продукт они получали методом дистилляции полынно-анисовой настойки в перегонном аппарате. В состав конечного спиртного напитка входила целая куча других трав, но весь последующий сыр-бор на тему галлюциногенного эффекта от абсента приписывают туйону, содержащемуся в эфирных маслах полыни.

Сбытом эликсира сестер занимался врач Пьер Ординер. Он пичкал всех своих пациентов зеленым снадобьем «от бронхита, тонзиллита, от печенки, селезенки, от полипа и от гриппа».

Следуй за белым кроликом

Темы медицинскости, чистоты и минимализма задействовало в своей работе агентство Funs Kurstjens из Кельна.

В оформлении бутылки они отошли от абсентовых клише вроде ярко-зеленого цвета, горящего кусочка сахара, симпатичной леди в стиле модерн на этикетке.

Название самого продукта Lapin Blanc (в переводе с французского «белый кролик») отсылает нас к трипу Алисы в стране чудес. Если вы помните, там тоже все началось со следования за белым кроликом. В итоге перед нами баночки-скляночки из произведения Льюиса Кэррола с призывной надписью «выпей меня».

Через пару лет один из пациентов доктора Ординера — антрепренер Анри Дюбье — проникся тонизирующим эффектом «Зеленой феи», выкупил рецепт и запустил промышленное производство на фабрике своего друга Анри-Луи Перно.

Двуличность

Сюрреалистический и манящий дизайн этикетки марки A. Junod Absinthe от Randy Mora и типографа Simón Londoño опирается на декаденсткую эстетику и стиль коллажей.

Своим внешним видом бутылка погружает в атмосферу невероятных и порой печально заканчивающихся галлюцинаторных экспириенсов любителей абсента.

В центре внимания композиции двуликая зеленая фея с золотым глазом посередине. Она представляет две стороны напитка, изначально создававшегося как лекарство, но в итоге повлекшее столько бед.

Абсент чаще всего имеет изумрудно-зелёный цвет, но также может быть прозрачным, жёлтым, синим, коричневым, красным или чёрным. Зелёный цвет напитка обусловлен хлорофиллом, который разлагается на свету, поэтому его разливают в бутылки из тёмного стекла. Именно благодаря характерному цвету, абсент получил прозвища «Зелёная фея» и «Зелёная ведьма».

Оставайся, мальчик, с нами — будешь нашим королём

Чешское агентство Amoth использовало образ нимфы/русалки в дизайне этикетки для абсента, изготавливаемого на заводе Жуфанек по оригинальной рецептуре и созданного специально для знаменитой Absintherie Prague.

Главная цель души молодой утопленницы — заманить молодых людей в глубины воды и погубить их. Соблазнительная опасность созвучна с сутью самого содержимого бутылки.

В стилистике True Blood

Агентство The Branding People провело ребрендинг линейки мексиканских абсентов более чем со 100-летней историей. Дизайнеры объединили деревенский стиль бренда с винтажным дизайном. Каждому абсенту соответствует его имаго-тип: Dracula, Fairy, Devil и Rustic.

«Зеленый» час французской богемы и повальное пьянство

Предприятие оказалось сверхприбыльным. Открывались новые заводы. Во Франции в определенных кругах среди представителей творческой элиты появилась мода на абсент. Во всех заведениях был введен так называемый «зеленый час» с 17:00–19:00, в течение которого абсент принимали как аперитив перед ужином.

Старая добрая готика

Бренд абсента Trompe Hill вдохновлен английским писателем — основателем жанра готического романа — Хорасом Уолполом и его виллой Strawberry Hill (Земляничный холм), перестроенной в викторианском стиле. Дизайнер Emily Kemp заключила логотип в таинственный узор, чтобы создать эффект таинственности и обмана зрения, который приписывают абсенту.

По этой же причине буква Е в конце названия Trompe написана задом наперед.

Насыщенный ярко-зеленый цвета содержимого бутылки на контрасте с глухим черным фоном упаковки, этикетки и крышки создает ощущение, что абсент светится.

Черная коробка с атласной обивкой напоминает дорогой шикарный гроб. В лучших традициях готики.

Художники и поэты воспевали напиток в своих произведениях. Ван Гог, Хемингуэй, Верлен, Кроули, Пикассо, Дали, Мопассан, Бодлер… Да что там! Даже Иракли Пирцхалава! И это только известные абсентерики.

Сначала абсент был напитком для элиты, его смаковали и пили умеренно. К тому же, это было совсем не дешевое занятие.

«Вот мой герб — на нем утка и липа»©

Упаковка премиального абсента Liberte была создана дизайнером Marius Wathne под впечатлением от мистической атмосферы, которая в те времена окутывала напиток. Считалось, что он стимулирует творчество, расширяет границы сознания и дает невероятный эмоциональный опыт.

Эта упаковка предельно минималистична и сдержана: в дополнение к темно-зеленой бутылке здесь представлено всего два цвета; черный и серебристый.

Аккуратный псевдо-геральдический знак, добавляет упаковке статусности, таинственности и отсылает к рыцарским романам.

По мере того, как продукт опопсел и стал доступным простым работягам, началось настоящее бедствие. Никто уже не потягивал зеленый крепкий алкоголь в бокалах, разбавленный водой; его пили много и до чертиков. Да и качество было не фонтан.

Во время французских колониальных войн в 1830–1840-х годах французским военным выдавали абсент для профилактики болезней и дезинфекции. И так напиток получил распространение далеко за пределами Франции.

Участились случаи шизофрении среди военных, бытовой криминал на фоне алкоголизма, суициды и так далее.

Цифровые помехи

Отличный концепт российского дизайнера Евгения Разумова с визуализацией Павла Губина — Absinthesis.

Автор вдохновлялся синтезом идей и технологий, реальности и виртуальности, традиций и инноваций, прошлого и настоящего, формы и содержания, цвета и черно-белого, современного стиля с эффектом глитч.

Забвение и повторный легалайз

Абсент был признан наркотиком и запрещен во многих странах почти весь XX век. Местом его возрождения считают Шотландию, когда в 1998 году чешская марка Hill's импортировала свой низкопробный абсент на британский рынок. Все ругали напиток с ужасным вкусом, однако ж пили.

Абсент Hill's является экспортным чешским абсентом. Бренд все еще пользуется успехом в Канаде, а также в настоящее время является самым популярным абсентом на Тайвани.

Полынные паттерны

Дизайнер Jiri Toman использовал цвет жидкости как элемент дизайна. Как видно, от мистики не осталось и следа. Узоры из полынь-травы отсылают к дизайну женских слобоалкогольных коктейлей или продуктов бьюти-рынка.

В нашем капиталистическом и до мозгов потребительском мире сразу смекнули, что можно опять делать деньги. И уже через год на смену противному Hill’s пришел качественный «La Fee», разработанный с помощью главного французского эксперта по абсенту и создательницы музея абсента — Мари-Клод Делаэ.

Позже к популяризации абсента подключились селебы. Джонни Депп нередко упоминал, как упивался абсентом в 1998-м во время сьемок «Сонной лощины».

Фрагмент фильма «Из ада»

Его друг и собутыльник Marilyn Manson, являясь приверженцем абсента, запустил свою линию Mansinthe. Творческий человек талантлив во всем, поэтому на этикетке красуется автопортет музыканта, выполненный им акварелью.

Рисунок под названием When I get old

Крепость Mansinthe, разумеется, символичная – 66,6%.

Оммаж Ван Гогу от Мэнсона на одном из плакатов.

В Британии всегда относились к зеленому напитку с долей иронии, что и получило дальнейшее развитие в коммуникациях абсента как мистического, но забавного алкоголя.

И не только в Британии — в Украине тоже!

Дизайн этикетки для крепких напитков RED FISH (джин, самбука и абсент) от дизайнера Наталии Тарнай выглядит немного по-детски, но воспринимается всерьез. Основная задача состояла в том, чтобы создать дизайн, который отличался бы от любых существующих, который можно найти на прилавках магазинов, и был бы максимально привлекательным.

У каждого напитка свой дизайн-маскот. Основная информация представлена в виде татуировок на их телах. Специальное приложении дополненной реальности заставляет всех чертиков плясать.

Демо тестирования приложения

А Баба Яга против!

Шутники из Канады — агентство Hired Guns Creative — обратились к славянской мифологии в дизайне упаковки абсента от Arbutus Distillery. Они извратили мистическое и утонченное восприятие абсента XIX века и сделали своей героиней не соблазнительную и губящую нимфу, а старую ведьму с железными зубами, живущую в чаще леса.

Впервые бутылку абсента завернули в желто-зеленую бумагу с изображениями перевернутых черепов. Черепушки представляют собой негативное пространство, образованное деревьями из куриных лап.

В 2004 году парламент Швейцарии и Голландия отменяют запрет на абсент. Производители только обязаны придерживаться ограничений при производстве напитка, содержание туйона в котором не должно превышать 10–35 мг/литр.

Легализация абсента позволила дизайнерам упаковки не только открыто показывать свои работы, но и получать призы престижнейших конкурсов вроде Dieline.

Новогодняя лимитка от британского агентства Stranger & Stranger со строчками из стихотворения поэта-символиста Гюстава Кана «Гимн абсента».

Кстати, галлюциногенный эффект от туйона, входящего в состав абсента, так и не был доказан. Глюки можно с тем же успехом словить от перебора любого другого вида алкоголя.

Всем пис и не злоуотребляйте!

Оригинал статьи на Willad.

{ "author_name": "Катя Филимонова", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 15, "likes": 28, "favorites": 46, "is_advertisement": false, "subsite_label": "design", "id": 131709, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 08 Jun 2020 12:53:14 +0300", "is_special": false }
Финансы
Управление риском портфеля с помощью плечевых (leveraged) ETF
Предположим, мы планируем ранний выход на пенсию (см. FIRE movement, Early Retirement) или формируем источник…
Объявление на vc.ru
0
15 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
1

Спасибо за познавательную статью)

Ответить
1

СПасибо:) Рада

Ответить
1

Лучше навернуть водки из графинчика в театральном буфете, выдавая себя за богему.

Ответить
0

Навернуть можно что угодно, только качественное и в разумных пределах, А то будет как во Франции:)

Ответить
1

...И немедленно выпил!

Ответить
0

Катя, отличная подборка и описание. И всё такое вкусное ;)

Ответить
1

Спасибо, дорогие! Старалась

Ответить
0

И тут как раз пришло время "зеленого" часа)

Ответить
1

А вот сейчас - самое время, да:)

Ответить
0

Пойду выпью, кстати

Ответить
0

Рано! "Зеленый час" с 17:00:)

Ответить
0

У меня уже 17-32,  я готов)

Ответить
0

Сейчас на рынке практически нет настоящего абсента. На Западе если и есть, то тауйона ничтожно мало. В России и подавно не купишь.

Ответить
0

да-да, все так

Ответить

Комментарии