{"id":3972,"title":"\u0427\u0435\u043c \u043e\u0442\u043b\u0438\u0447\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u0432 \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0438 \u0438 \u043d\u0430 \u0417\u0430\u043f\u0430\u0434\u0435","url":"\/redirect?component=advertising&id=3972&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/249917-sistema-vc&hash=a76ee0e6698cf60c014ad127741f028f0ab5b277dd6bf6b181bff5901186ba55","isPaidAndBannersEnabled":false}
Дизайн
Илья Калимулин

Как генерировать идеи, комбинируя творческое и предпринимательское мышление

Всем привет! Меня зовут Илья Калимулин. Я дизайнер-предприниматель, основатель студии «Мыслеформа». В сфере дизайна работаю уже 17 лет. За годы работы арт-директором я сформировал собственную методику генерации креативных идей, которую назвал И360°.

Называется она так потому, что в процессе генерации идеи объект, над которым происходит размышление, изучается буквально со всех сторон, разбирается на мельчайшие детали. В настоящий момент в эту систему включено 65 углов зрения, под которыми можно посмотреть на один и тот же объект.

Я творческий человек и с детства вращаюсь в кругу творческих людей, будь то дизайнеры, художники или иллюстраторы. При этом я постоянно наблюдал некое негласное противоборство маркетологов и творцов, как будто одни никогда не понимают других. Маркетологи, мол «торгаши, которым лишь бы продать», а творцы как будто живут под лозунгом «художника обидеть может каждый» и, обижаясь на критику своего творчества, публикуют остроумные мемы про продавцов, пытаясь противоборствовать агрессивному маркетингу.

Я же предлагаю творческим людям не бороться с рыночной системой, а освоить её принципы и учитывать их при генерации идей. Так вы сможете не рисовать что-то «в стол», а придумывать сразу что-то жизнеспособное. То, на чём можно и заработать, и проявить своё творчество.

Обычно дизайнер размышляет в рамках одного или нескольких брендов и их брендбука либо думает в рамках отрасли дизайна, в которой он работает: UX-дизайн, дизайн одежды, анимация, полиграфия и т. д. Отличительной же особенностью моей системы размышления является то, что для неё не требуется чёткого ТЗ и в ней нет каких-либо ограничений.

Вы просто максимально изучаете некий объект и пытаетесь развить любую идею, которая придёт вам в голову, так как, по сути, у любой идеи есть потенциал, нужно только уметь его обнаружить. Вы можете жонглировать любым типом творческих направлений и подгонять идею под любую целевую аудиторию или бренд.

При этом сам подход предполагает проактивную позицию. Вы не ждёте, что к вам придёт какой-то клиент с заказом на проект, а сами придумываете крутой проект, который вас вдохновляет, и выходите с ним на клиента.

Давайте рассмотрим, как можно генерировать идеи по моей системе на примере карандаша. Возьмём карандаш как простой физический объект и прогоним через несколько пунктов из методики И360°. Поехали!

Исследование

Те, кто читал мою статью о методе И→П, уже знают, что любая работа начинается с исследования. Поэтому начинаем собирать информацию о том, какие бываю карандаши, как их применяют, какие идеи с ними связывают. В итоге набирается база из нескольких сотен изображений и вырисовывается картина в целом.

В этой подборке мы найдём варианты с применением карандаша в рекламе, произведениях искусства, в иллюстрации, с использованием его в виде персонажей, людей, в виде поделок, шрифтов и т.д.

На тему этого исследования можно написать отдельную статью или даже книгу, но конкретно эта статья не об этом, поэтому, если вам интересно подробнее ознакомиться с результатами исследования, вы можете скачать всю эту подборку картинок по теме карандаша здесь.

В истории возникновения карандаша указано, что он появился примерно в XIV веке, и понятно, что за 700 лет про него много всего придумано и сделано. Мы же пытаемся собрать максимально креативные идеи, изучить их и придумать что-то новое. Итак, когда мы собрали если не всё, то хотя бы самое интересное, что связано с карандашами, и проанализировали, можно начинать думать самостоятельно.

Игра слов

Как видно из заголовка, мы начинаем играть в некую копирайтерскую игру со словом «карандаш». На начальном этапе можно делать со словом «карандаш» что угодно. Разбивать его на части, переворачивать, комбинировать с любым другим словом и смотреть, какие образы при этом рождаются.

Если мы разбиваем слово на две части, получается «кара» и «ндаш», слово «кара» ассоциируется с каким-то карательным оружием, например топором, который легко совмещается с карандашом. Можно подумать, какую букву добавить к слову, чтобы у него появились новые смыслы. Например, если мы добавим в начале букву И, то обнаружим в слове «карандаш» слово «Икар».

Этот мифологический герой подлетел так близко к солнцу, что опалил крылья и упал вниз. Исходя из этой легенды рождается соответствующий образ. Можно подумать, какое ещё слово созвучно со словом «карандаш». Из ассоциации первого уровня на ум приходит город Карабаш. При совмещении рождается новое слово Каранбаш, выглядеть этот город может, как город творчества, у которого вместо заводских труб в небо устремлены карандаши.

Поразмыслим, кому можно продать эти иллюстрации. Основные вопросы — можно ли как-то развить каждую из этих идей и где они будут выглядеть уместно? Думаю, что такого рода упражнения со словами и их иллюстрированием могут подойти для некоего авторского учебника по русскому языку для младших классов, где дети смогут изучать состав слов и в качестве иллюстраций будет показано, как искажается значение слова, если его написать неправильно или изменить в нём хотя бы одну букву.

Либо это может быть учебник комбинированных наук – русский язык и ИЗО, с помощью которого дети и подростки учатся создавать образы из слов. Соответственно, чтобы продать эту идею, нужно сделать пару разворотов такого учебника и обложку, продумать текстовую часть.

После этого либо делать рассылку по частным школам с предложением издать учебник под их брендом, либо публиковать проект на Boomstarter и собирать сумму на разработку полного издания.

Если продолжать играть со словами, семантически похожими на карандаш, на ум приходит известная фамилия Кардашьян. При сочетании слов появляется персонаж Карандашьян, который может выглядеть и вести себя, как известная дива Ким, при этом ей в противовес можно поставить известного в советские времена персонажа — Карандаша, который будет немного удивлён происходящим.

Теперь можно подумать, кому интересен подобный персонаж. Сейчас мы создали некое противопоставление советской морали и гламура. В целом такой сюжет подходит для единоразового использования в качестве карикатуры в какой-нибудь газете типа «Комсомольская правда» или «МК».

Хотя можно и развить историю персонажа Карандашьян, прописать, кто она, чем занимается. Исходя из того, что у неё вместо носа карандаш, возможно, она блогер или дизайнер, при этом сексуальная девушка, поэтому можно создать ряд историй в виде комиксов про её жизнь.

Однако стоит учитывать, что у персонажа есть реальный прототип, который может возмутиться и подать в суд, также эту тему можно отнести к теме объективизации женщин. Так что это достаточно провокативный персонаж. Провокация не мой метод, поэтому я бы предпочёл оставить эту идею на уровне одноразового прикола.

Играть со словами можно на разных языках, можно на русском, можно на английском. Например, если подбирать слово, созвучное слову pencil, на ум приходит персонаж из фильма «Оно» по имени Pennywise. При комбинации слов получаем Pencilwise. Пробуем как-то развить идею в серию подобных персонажей. Получаем персонажей Pencil Krueger и Pencilstein.

Итак, у нас есть серия персонажей, в которой объединяются тема творчества в виде символа карандаша и тема ужасов. Задаём себе вопрос — где такой визуальный ряд будет уместен? На мой взгляд, с использованием подобных визуалов в качестве рекламы можно провести маркетинговую акцию, стимулирующую продажи планшетов для дизайнеров и иллюстраторов.

Механика может быть такой: крупный сетевой магазин типа М.Видео или Ситилинк за месяц до Хеллоуина запускает творческий конкурс под названием «Монстры Digital-иллюстрации». Конкурс проводится на illustrators.ru или на Deviantart. Задание конкурса — рисуем монстров, которые пользуются современными гаджетами. Приз за первое место — персональная выставка, за второе — планшет Intuos, за третье — iPad. Итоги конкурса подводятся на Хэллоуин.

Таким образом, творческая площадка получает массу иллюстраций на тему монстров и гаджетов, иллюстраторы творчески выражаются, М.Видео получает стимуляцию продаж. Все довольны.

Я не ручаюсь, что это лучший возможный вариант реализации идеи, но это неплохой набросок маркетинговой акции, с которой уже можно выходить на связь с отделом маркетинга М.Видео или Ситилинка, конечно, имея на руках уже более проработанные макеты с текстом, дизайном и прорисованными иллюстрациями. При этом, раз мы говорим про тему диджитал, сам карандаш в иллюстрациях надо заменять на стилус.

Продолжаем размышления. Представим, что мы комбинируем слово «Карамба!», которое часто выкрикивают пираты, и карандаш. Таким образом мы получаем слово «карамбаш». Идём далее по логической цепочке, задавая вопросы. Кто может это выкрикивать? Естественно, пират. Как объединить пирата и карандаш? Например, добавить ему вместо протеза ноги карандаш, ведь классического пиратского капитана часто рисуют с деревянной ногой.

Если описывать сюжет в виде хэштегов, то какие слова ассоциируются у нас с этим персонажем? Пиратство, путешествия, творчество (ведь это пират-художник). Где этот персонаж будет уместен? Например, он может стать персонажем в детском кружке по рисованию. Так как персонаж с явными особенностями (слово инвалид сейчас некорректно), то можно сказать, что такой персонаж может стать символом в творческой организации детей с особенностями в развитии.

Придающий бодрость духа образ бравого моряка, который понёс определённые потери в боях, но не пал духом, а веселится и занимается творчеством. Именно продавать персонажа в такую организацию не очень этично. Лучший вариант — просто красиво нарисовать и предложить бесплатно. Если им понравится, будут использовать. В данном примере просто отображён ход мысли, как мы от слова «карамбаш» доходим до персонажа и вариантов его реального применения в мире.

Каким ещё бывает объект

Для карандаша можно подобрать много описательных слов. Он может быть сточенным, длинным, коротким, мягким, жёстким, механическим, деревянным. Также он может быть острым или тупым. Можно предположить, какое предприятие или мероприятие можно назвать «острый и тупой». Поначалу можно подумать, что так можно назвать какую-нибудь интеллектуальную викторину. В этом случае её логотип может выглядеть примерно так.

Однако стоит задать себе вопрос — стали бы вы играть в такую игру, где, судя по названию, в случае проигрыша подразумевается, что вы тупой? Думаю, что нет. Разве что рассмотреть вариант с развитием темы про этих двух персонажей карандашей и их приключения, как каждый из них реагирует на различные ситуации.

Тогда зритель не будет буквально ассоциировать себя с тупым персонажем и у идеи может быть какое-то развитие. Например, как у героев коротких интернет-стрипов, в которых иронично обыгрываются различные жизненные ситуации, по аналогии с мультфильмом Пинки и Брейн, когда один из персонажей явно превосходит в интеллекте другого.

На что ещё похож объект

Ещё один угол зрения, под которым можно посмотреть на объект, — подумать, на что ещё он похож. Если анализировать силуэт карандаша, из ассоциаций первого уровня на ум приходят деревянный кол, забор, ракета, указатель или столб.

Так как мы ранее проводили исследование, у нас есть определённое понимание того, какая тема уже достаточно заезжена и обыграна, а на какую ещё можно поразмыслить. Если вы наберёте в поиске «забор из карандашей», то вы увидите, что такое решение применялось уже сотни раз. Ракета, совмещённая с карандашом, — логотип большого количества дизайн-студий и организаций, связанных с каким-либо творчеством. Указатель-карандаш встречается реже, но это тоже приём, который довольно часто используется.

Из всех вариантов остаётся тема с деревянным колом. Давайте вспомним, как обычно используют деревянный кол? Как мы уже знаем из фильмов «Блэйд» или «От заката до рассвета», колья забивают в вампиров, оборотней и любую нечисть. В фильме «От заката до рассвета» у Джорджа Клуни был мощный перфоратор с колом, которым он убивал вампиров.

Если мы допускаем, что карандаш — это кол, которым надо убивать некую нечисть, то кто будет главным героем в этом сюжете? Думаю, что в этом качестве будет органично смотреться художник, который ходит со специальной базукой и стреляет карандашами в вурдалаков. В качестве вурдалаков могут выступать заклятые враги художников — хейтеры их творчества.

Можно начать развивать идею. Что если художник будет стрелять не только карандашами, но и кистями, ластиками или просто брызгать во врагов краской? Образуется целый арсенал оружия. А что если врагами будут не только хейтеры, но и нерадивые заказчики, маркетологи, критики, все, кто призывает творческих людей «бросить заниматься ерундой и пойти устроиться на нормальную работу»?

Оговорюсь сразу, что в силу специфики деятельности я был и заказчиком дизайна, и маркетологом, и арт-директором, и дизайнером, поэтому я не занимаю радикальных позиций в духе «все заказчики — идиоты» или «все дизайнеры — криворукие лентяи». Все профессии нужны и важны, и каждый конфликт разбирается индивидуально.

Но сейчас мы пробуем развить конкретно эту идею сюжета игры и отталкиваемся, по сути, от уже упоминаемой пословицы «художника обидеть может каждый», исходя из которой напрашивается и само название игры The artist's revenge (перевод читать гнусавым голосом — «месть художника»).

Какова целевая аудитория игры? Человек, который занимается творческой деятельностью: дизайнер, иллюстратор, художник. Для чего ему играть в эту игру? Чтобы снять напряжение, которое образовалось в процессе отстаивания на работе своих творческих идей, так сказать, для того, чтобы выпустить пар.

Что делать дальше? Если хочется развить идею, можно переходить к разработке прототипа игры и после этого показывать его потенциальным инвесторам. Дело это достаточно трудоёмкое, в общих чертах об этом можно почитать здесь. После того как вся игра будет готова, можно обращаться к одному из издателей игр и выходить на рынок. Процесс разработки игры небыстрый, но если задаться целью — вполне осуществимый.

Забор из карандашей — достаточно распространённое явление. Однако я уже не раз видел ситуацию, когда хозяин дачного участка превращал ствол высохшего дерева в гигантский карандаш, затачивая его вершину на тот же манер.

Я думаю, у такого вида творчества есть причины: дерево высохло, но его не хочется выкорчёвывать полностью, при этом хочется как-то творчески обыграть некрасиво торчащий ствол без веток. Но лезть на вершину и остругивать её под силу далеко не каждому, а на выкорчёвку тоже нужны деньги. Получается, мы нащупали некую боль владельцев земельных участков, которую можно попытаться удовлетворить.

Да, можно договориться с ландшафтными дизайнерами или с теми, кто занимается выкорчёвыванием деревьев, чтобы вместо корчевания они предлагали другую услугу, когда специально обученный человек приезжает и превращает ваше высохшее дерево в карандаш. Будет ли это востребованной услугой? Сомневаюсь. Россия большая, и на один только бензин уйдёт много затрат, поэтому стоимость услуги будет слишком большой, проще будет реально спилить дерево под корень, а на пне потом колоть дрова.

Поэтому более эффективным вариантом будет сделать что-то типа насадки на спиленное дерево, которая может превратить его в гигантский карандаш. Но так как у стволов разная толщина, это должна быть развёртывающаяся конструкция, которую можно будет регулировать по ширине конуса.

Продавать такие насадки можно на заправках или в придорожных кафе, там же, где продаются вязанки дров, мангалы и жидкость для розжига. Однако в целом я не вижу особой перспективы у подобной затеи. Это слишком нишевый товар, но оставляю этот концепт просто как демонстрацию построения логических цепочек при формировании гипотез.

Антиподы и антагонисты

Один из углов зрения в моей методике называется «Антипод и антагонист». Антипод — это полная противоположность одного объекта к другому. Антагонист — это герой, который противостоит другому герою. Есть известные антиподы: круглое и квадратное, кислое и сладкое, твёрдое и мягкое. Есть и известные антагонисты: Моцарт и Сальери, Бэтмен и Джокер, Дарт Вейдер и Йода.

В какой-то момент я задумался на тему антипода для персонажей известного мультфильма «Смешарики». Было очевидно, что антиподом шара является куб. Антиподом смеха является грусть, но не хотелось делать Грустнокубиков, хотелось взять тему глобальнее. Смешарики ведь добрые, а антиподом добра является зло, так появились мои Злокубики.

Но сейчас мы размышляем над карандашом, и он в этом смысле является интересным объектом, ведь его антипод и антагонист — ластик, находится на нём же, только с обратной стороны. Про антагонистов ластик и карандаш даже был снят мультфильм в советские времена.

Получается, что рисовать или создавать что-то — это действие, разрушать — это противодействие. Для развития темы можем вспомнить героя, который любил всё уничтожать или стирать с лица земли. На ум сразу приходит Танос из вселенной Марвел, который решил стереть половину населения вселенной. Получается, что если кто-то рисует космос и планеты, Танос вполне может также начать ему мешать в этом.

Что делать дальше с этим сюжетом? Во всех случаях, когда используются зарегистрированные образы персонажей, надо быть предельно осторожным, чтобы не нарушить авторские права. Чтобы продавать что-либо с изображением Таноса, нужно получать официальное разрешение от Марвел или Диснея, поэтому тут надо либо менять персонажа, чтобы он не был похож на оригинал до степени смешения, либо не пытаться заработать на этом изображении, а просто опубликовать эту картинку как фанарт.

Да, такая картинка могла быть частью промокампании фильма в интернете, но фильм уже вышел, поэтому можно оставить эту идею просто на уровне одноразовой не особо смешной шутки.

Развивая тему антагонистов, можно представить сюжет, когда Моцарт пишет ноты на нотном стане, а его завистник Сальери усердно их стирает.

Этот сюжет может давать отсылку к произведению Пушкина «Моцарт и Сальери», проблема только в том, что сюжет в картинке юмористический, а произведение является трагедией. Поэтому это изображение может работать только в случае переосмысления трагедии в сторону комедии, некой её адаптации для детей младшего школьного возраста. В целом на эту тему уже предпринимались действия, например существует мультфильм «Маленький Моцарт». Поэтому пока применение такой картинки я вижу только в качестве обложки для детского юмористического комикса «Моцарт и Сальери».

Всё наоборот

Иногда полезно взглянуть на объект под таким углом, когда всё в нём по каким-то причинам стало наоборот. Если подумать с этого ракурса о карандаше, то получается, что ластик на одном его конце должен быть заточен, а стержень, как ластик, наоборот будет широким и тупым.

Где это можно использовать? Если вы пробуете рисовать карандашом и у него мягкий резиновый стержень, то значит, у вас в руках карандаш для розыгрышей. И такой карандаш уже давно есть в продаже, даже помню, как в детстве покупал его. Прикол был, конечно, не самый бомбический, но для возраста в 7–9 лет он вполне подходящий.

Также это может быть изображение, рекламирующее услуги корректора или редактора текстов, когда его работа настолько кропотливая, что стирать приходится более аккуратно, чем писать.

Синтез

Синтез — это когда вы комбинируете одно с другим, чтобы получить что-то новое. Давайте попробуем комбинировать карандаш с чем-нибудь неожиданным. Начнём с чего-то близкого по материалу. Карандаши делают из дерева, также из дерева делают табуретки.

Объединяем табуретку и карандаш, получаем вот такую нестандартную табуретку с карандашными ножками. Зачем нужна такая табуретка? Рассмотрим вариант, когда эти ножки-карандаши не рисуют, это просто крашеное дерево. В этом случае это только интересный элемент интерьера, который может органично вписаться в детскую.

Теперь рассмотрим вариант, когда эти карандаши-ножки могут рисовать. В каком случае это может потребоваться? На ум приходит только некий формат конкурса, на котором два участника на таких табуретках соревнуются, кто лучше изобразит рисунок, который им дан в качестве задания ведущим конкурса.

Где такой конкурс может быть уместен? В целом подобные активности практикуют на свадьбах и корпоративах, значит, можно показывать этот концепт организаторам подобных мероприятий. Также можно попробовать показать эту идею блогерам или продюсерам развлекательных шоу на ютуб. Но прежде чем это сделать, желательно провести пробное соревнование, то есть реально сделать пару таких табуреток и попробовать что-то нарисовать, сидя на них.

Возможно, это будет не самое интересное времяпрепровождение, и тогда гипотезу можно считать неудачной. Либо вы поймёте, что надо доработать механику конкурса. Может быть, надо будет сделать так, что у табуретки рисует только одна ножка, а на остальных установлены колёсики, как на офисных стульях, либо это вообще будут офисные стулья, в центре которых размещены большие карандаши.

В общем, так как это развлекательный конкурс, можно не привязываться к табуретке, главное, чтобы было весело и для соревнования не требовались какие-то невероятные физические усилия. Если получится довести механику до ума и этот конкурс будет действительно весёлым и интересным, а не вызывающим чувство испанского стыда, можно попробовать продать его какому-нибудь ивент-агентству.

Если продолжать тему синтеза, то можно подумать, что будет, если скрестить карандаши с дротиками для игры в дартс.

Для того чтобы развить идею, надо изучить, какой вообще бывает дартс. При исследовании можно обнаружить, что на табло для дартса можно печатать вообще что угодно, например по этому принципу сделан реально существующий пьяный дартс, где вместо обычной разметки напечатаны задания, связанные с употреблением алкоголя в разных количествах. В нашем случае дротики — это карандаши, значит, можно предположить, что это дартс, в который будут играть люди, имеющие отношение к рисованию или писательству.

Если думать о теме рисования, то можно предположить, что на табло можно напечатать названия фестивалей дизайна и рекламы, соотнеся их с общепринятым рейтингом креативности фестивалей. В этом случае, если рассматривать категорию брендинга, в центре круга будет Cannes Lions, далее по радиусу Dieline, потом Eurobest и т.д.

Соответственно такой дартс можно дарить в качестве корпоративного подарка сотрудникам рекламного или брендингового агентства, которые, играя в дартс, будут считать баллы, полученные от победы на фестивалях, что часто практикуется в индустрии рекламы.

Рассмотрим вариант, когда карандаш символизирует тему написания каких-либо текстов. На круге можно разместить задания по написанию каких-либо высказываний в своих соцсетях. Это могут быть такие фразы, которые человек в здравом уме не опубликует в публичном пространстве. В центре может быть что-то самое безобидное, чем дальше от центра, тем жёстче фразы. Поэтому суть игры сохраняется, все будут заинтересованы попасть как можно ближе к центру.

Таким образом мы получаем некий аналог шоу Commen Out в физическом исполнении. В этом случае целевая аудитория расширяется, ведь такая игра подойдёт для любой вечеринки. В комплекте могут присутствовать сменные круги-наклейки на табло с разными фразами. Когда одни фразы уже надоели, можно приклеить новые. Таким образом мы получаем Commen Out дартс, и, думаю, не надо уточнять, с кем надо выходить на связь с описанием этого концепта.

Этот вариант мы рассматриваем в случае, если вы хотите сотрудничать с брендом Чикен Карри, но, может быть, вы захотите издать подобную игру самостоятельно. В этом случае надо уточнять, зарегистрирована ли на шоу Comment Out механика игры или какая-то часть этой механики. Если да, тогда вы можете столкнуться с судебным иском от них, поэтому, прежде чем делать что-то похожее по механике или принципу на какое-либо известное шоу или мультимедиа-проект, желательно максимально подробно уточнить все юридические аспекты.

Продолжаем тему синтеза. Попробуем объединить карандаш и швейцарский нож, получаем вот такой визуал.

На мой взгляд, такое изображение подойдёт в качестве рекламы для какого-нибудь архитектурного бюро, которое проводит все работы «под ключ». В этом случае ножницы, нож и т.д. можно заменить на рабочие инструменты: валик, шпатель, молоток.

Швейцарский нож символизирует определённую планку качества, поэтому к визуалу можно подписать слоган «качество от проектного чертежа до финальной отделки». Можно визуализировать нож в 3D и попробовать предложить концепт какой-либо проектировочной или строительной компании.

Попробуем объединить карандаш с чем-нибудь совсем неожиданным, например морской миной. В этом случае получаем мину с торчащими из неё в стороны детонаторами-карандашами. Опять же ассоциации, связанные с карандашом, — творчество, литература, с миной — опасность, взрыв. Можно поиграть со словами и представить, что такой визуал может использоваться на постере современного провокационного художника под слоганом «Art is mine».

Если развивать идею в сторону литературы и написания текстов, то такое изображение подойдёт для обложки книги по копирайтингу под условным названием «как писать взрывные/бомбические тексты или статьи». Можно поискать копирайтеров, которые уже выпустили хотя бы одну свою книгу. Там, где есть одна книга, наверняка запланирована и вторая, для оформления которой вы можете предложить эту идею. По поисковому запросу «взрывные тексты» мы можем легко выйти на первого потенциального кандидата, которому можно попробовать продать это изображение.

Объект в наборе

Многие сталкивались в супермаркетах с маркетинговыми акциями, когда из двух или трёх продуктов образовывали набор и продавали его как отдельный товар. Например, пена для бритья, носки и дезодорант — набор для мужчин на 23 февраля. Бутылка «Мартини» и сок — совместная акция производителей «Мартини» и сока. В общем любая новая комбинация товаров создаёт некий новый тематический товар. Давайте подумаем, с чем в комплекте можно продавать карандаш?

В первую очередь приходит на ум то, что его можно продавать с блокнотом, но это слишком очевидное решение. Второе сочетание — продавать в наборе карандаш, ластик и точилку. Понятно, что и такой набор тоже уже есть. Но можно сделать из него что-то более интересное, если превратить элементы такого набора в персонажей.

В таком случае карандаш становится творцом, точилка — злодеем, который его стачивает, ластик — критиком, который редактирует написанное. Такой набор уже создаёт некую игру между героями, детям он может приглянуться больше, чем просто обычные ластик, карандаш и точилка.

Можно посмотреть на сочетание «точилка — карандаш» под другим углом, ведь точить можно не только точилкой, но и просто ножом. Если мы создаём набор с ножом и карандашами, то кому он может подойти? В целом это похоже на набор для брутальных мужчин, который может называться «точи и твори», либо для брутальных архитекторов, тогда слоган будет «точи и черти!»

Такой набор подходит в качестве нестандартного подарка творческим мужчинам на 23 февраля. Можно отдавать на продажу в розницу либо делать концепт набора и предлагать как подарок для корпоративов, потому что в офисах, по крайней мере до 2020 года, постоянно вставал вопрос с темой необычных подарков как на 23 февраля, так и на 8 марта.

Эволюция

Иллюстрирование этапов эволюции — достаточно популярный приём. На его основе построено уже немало мемов. Если рассматривать эволюцию карандаша, то можно выявить основные этапы: деревянная палка, которой писали по земле, гусиное перо, карандаш/ручка, стилус.

В целом как основной вариант приходит на ум дописать к этой картинке слоган «планшеты Wacom — вершина эволюции» и остановиться на этом.

Объект и технологии

Если рассматривать карандаш в сфере технологий, то мы уже убедились на примере с эволюцией, что вместо карандаша в этой сфере уже используется стилус. Теперь давайте представим ситуацию, когда вместо стилуса используется карандаш. Что в этом случае является гаджетом? Некая доска с иконками. Зачем кому-то рисовать карандашом на доске, представляя, что это гаджет?

Основной вариант — у этого человека нет денег на гаджет, но ему очень хочется им воспользоваться. В каком случае такой визуал может быть уместен? В случае рекламы благотворительного фонда, который собирает деньги на компьютерный класс для детского дома. Идею можно развить и нарисовать серию постеров, добавить такие же деревянные айфон, ПК, компьютерную мышь и написать какую-нибудь фразу типа «помоги осуществить детскую мечту, переведи деньги на компьютерный класс для детского дома».

Ну и любимую нашими социологами надпись внизу «всё равно?», после прочтения которой уже реально никому не хочется помогать, потому что это провокация.

Кому можно предложить этот концепт? В любой фонд помощи детям. Продавать эту идею не очень этично. Можно сделать красивую визуализацию и предложить в дар. Вашей прибылью в данном случае будет моральное удовлетворение от совершения благого дела, ну и можете послать этот концепт на фестиваль рекламы. Хотя, не исключаю, что подобного плана рекламные идеи уже были раньше, локального исследования по этому концепту не проводил.

Если вы следите за фестивалями рекламы, то, думаю, не раз замечали, что социальные проекты набирают наибольшее количество голосов и занимают призовые места. Потом идёт жаркое обсуждение на тему, реальный ли это был проект или рекламное агентство сварганило фейк, понимая, что социалка — это всегда успех и высокие оценки жюри, но реального заказчика у проекта не было. Я думаю, чтобы подобных дебатов не было, нужно вводить на фестивалях категорию «свободная инициатива» или «альтруизм» и посылать подобные социальные проекты в эту категорию.

Да, заказчика не было, мы сами захотели сделать интересную рекламу для социального проекта и сделали. В конце концов многие благотворительные организации ведут свою деятельность исключительно на основе энтузиазма и альтруизма. Почему же рекламная отрасль не может помочь этим организациям, исходя из аналогичных побуждений?

Материал

Объект размышления можно полностью переосмыслить, просто изменив материал, из которого он сделан. С этим приёмом хорошо знакомы трёхмерщики, ведь в программах моделирования можно изменить материал любого объекта в один клик. Исследование показало, что карандаши делали, наверное, из всех возможных материалов.

Уже существует резиновый, стеклянный, металлический, деревянный, каменный, вязаный и другие карандаши. Хороший пример переосмысления материала — вечный карандаш. Кто-то нашёл металл, который оставляет след, похожий на карандашный, и, собственно, произвёл из него карандаши, которые могут писать без заточки десятки лет.

Как это можно использовать в дизайне? Допустим, наш карандаш стал мягким. На что он стал похож? Вариантов на ум приходит много, ну, допустим, на червяка. Где живёт червяк? Под землёй или в фруктах и ягодах. Что если мы изобразим червяка-карандаш в яблоке, где это изображение будет органично смотреться?

Нужно проанализировать, где пересекаются символ яблока и символ творчества. В первую очередь вспоминается фестиваль рекламы Red Apple, так что такой визуал может использоваться как рекламный постер для этого фестиваля. Интересный результат показал поисковый запрос «Постер Red Apple», по которому обнаружилась пачка сигарет одноименного бренда из фильмов Тарантино, в которой также используется изображение яблока и червяка.

Понятно, что и без компании Apple в ассоциациях первого уровня не обойтись. Но вряд ли такое изображение может выступать в качестве рекламы. Здесь скорее лучше рассмотреть карандаш не как инструмент творчества, а как инструмент журналиста. В этом случае такое изображение может использоваться в качестве иллюстрации к статье о том, как негативные публикации в прессе подорвали рост акций компании Apple, то есть в сюжете буквально показано, как «перо» журналиста подточило репутацию компании.

Если развивать тему материала, то иногда сам материал диктует внешний вид исходного объекта. Например, если мы решили, что у нас карандаш будет вязаный, то сразу понятно, где это можно применить, так как вяжут обычно шарфы, шапки, перчатки и свитера. Например, шарф-карандаш уже существует, почему бы в дополнение к нему не сделать шапку-карандаш?

Целевая аудитория всё та же — либо художники, либо писатели, все, кто в своей работе время от времени держит в руках карандаш. Если крупный бренд Koh-i-Noor, производящий карандаши, пока не выпускает подобный мерч, то он вполне мог бы задуматься об этом.

Альтернативные функции

Очевидно, что карандашом можно писать, это его основная функция. Его дополнительная функция — стирание ластиком. В качестве дополнительных функций карандашу можно приписать и антистресс, ведь многие в процессе волнения грызут карандаш или ломают его в приступе ярости.

Что, в принципе, уже наталкивает на мысль о наборе карандашей-антистресс, который можно дарить особо вспыльчивым людям, чтобы они их ломали и грызли, можно даже подумать о материале, который было бы приятно грызть, с определённым вкусом, например карандаш-антистресс со вкусом малины.

Подумаем, какую функцию можно добавить карандашу, чтобы сделать его лучше? Вроде бы мы живём сейчас на пике технологий, но у меня по-прежнему часто возникает ситуация, когда во время разговора по сотовому надо что-то записать от руки на листочке, потому что говорить и одновременно вбивать информацию в телефон неудобно.

В такой момент, как по закону подлости, под рукой либо оказывается только карандаш, либо только бумага, но никогда всё вместе. В этом случае почему бы не попробовать скомбинировать карандаш/ручку и бумагу? Каким образом это можно сделать? Как вариант можно сделать карандаш с барабаном, на который наматываются маленькие бумажки по типу Post It, только без клеящего слоя.

Они закручиваются в рулон и помещаются в прозрачный тубус карандаша или ручки, из которого их можно по одной извлекать. Так у вас всегда будет под рукой чем записать и на чём.

Кому продавать этот карандаш? Да всем, у кого сохраняется подобная проблема. Возможно, такой концепт или реальный карандаш уже существует, любую идею надо проверять более подробно, об этом ещё упомяну отдельно. Может быть, такого карандаша ещё нет, тогда такой концепт вполне имеет право на визуализацию и проверку.

Переосмысливая функцию предмета, можно задуматься ещё и о следующем. Как мы выяснили, бывает вечный карандаш, бывает карандаш длительного использования, но бывает ли одноразовый карандаш, и если да, то как он будет выглядеть и кому он нужен? Если он одноразовый, значит, достаточно маленький.

Представим себе, что такой карандаш выглядит и упаковывается по принципу зубочисток. Процесс производства тоже идентичный, на острие тонкой палочки наносится пишущая субстанция по принципу нанесения серы на головку спичек. С помощью такой палочки можно написать примерно страницу текста, потом пишущая поверхность заканчивается и карандаш можно выбрасывать.

Казалось бы, кому может потребоваться такой карандаш? В целом да, как серьёзную вещь для покупки такой продукт вряд ли стоит рассматривать. Разве что как юмористический подарок. Например, новогодний подарок для писателей, журналистов и всех, чья деятельность связана с написанием текстов. Можно подумать в сторону корпоративного подарка топовым пользователям от Твиттера, где вся платформа построена на принципе написания максимально коротких текстов.

Вот так в целом выглядит весь процесс генерации идей с комбинацией творчества и предпринимательства. На тему карандаша ещё много чего можно придумать, но это уже материал на книгу, так как мы находимся в рамках статьи, пока поставлю генератор идей на паузу.

Как применять метод на практике

В этой статье я размышлял о карандаше, но по такому же принципу можно размышлять над чем угодно. Попробуйте поразмышлять над объектом, который у вас сейчас в работе, либо любым другим, который вас интересует.
Не цепляйтесь за идеи.

В процессе жизни их будет сотни или тысячи. Какие-то из них можно просто отпускать в мир, какие-то доводить до уровня концепта, какие-то претворять с жизнь. В этой статье я отпускаю все идеи в информационное пространство. Если кто-то решит воплотить их в жизнь — действуйте!

Главное — регулярность и практика. Уделяйте на генерацию идей какое-то время в течение дня или недели. Да, порой идеи возникают как бы сами собой, но если вы целенаправленно сядете и подумаете на какую-то конкретную тему, у вас точно будет более явный результат. Однажды я сел и плотно подумал над тем, какие могут быть календари, в итоге я за один вечер придумал концепт календаря+игры и QR-календаря, которые потом воплотились в жизнь, и ещё с десяток других концептов календарей, которые можно реализовывать ещё много лет.

Что делать с идеями дальше?

Любую более-менее проработанную идею нужно сначала проверить. Возможно, она уже давно существует и реализована. Первичное исследование объекта поверхностное. В нём мы исследуем его в общих чертах, но каждую отдельную идею надо проверять дополнительно и более тщательно, чтобы на презентации концепта инвестору вам не сообщили, что ваш продукт произведён и уже 5 лет продаётся на Ali Express.

Проверяйте идеи в российских и зарубежных поисковиках, на маркетплейсах, Pinterest, форумах, тематических площадках и т.д., пока не убедитесь, что то, что вы придумали, — это то, что до сих пор пока не придумал никто.

Когда идея и область её применения стали для вас более-менее понятны, можно действовать по методике И→П. Доделывать концепт, публиковать его на тематических площадках, чтобы получить обратную связь от целевой аудитории. В случае положительного отклика делать продукт самостоятельно или предлагать его тому, кто заинтересован в его производстве.

Если вы отправляете идею концепта в отдел маркетинга крупного бренда, то возможны следующие варианты развития событий: 1) с вами начнут сотрудничать, 2) с вами откажутся работать, тогда вы кладёте концепт в портфолио и, если он креативный, можете смело посылать его на фестиваль рекламных концептов, либо вы отправляете этот концепт конкуренту той компании, которой вы отправляли его вначале, 3) вам могут отказать на словах, но украсть вашу идею и использовать её.

Как я писал выше, мы не цепляемся за идеи, раз она реализовалась, это уже здорово. Вы знаете правду, что изначальный её автор вы. Подумайте, действительно ли вам надо сотрудничать с коллективом, который может себе позволить брать и использовать чужие идеи, которые им прислали с предложением о сотрудничестве? Уверен, что нет, значит, вы со временем найдёте себе в компаньоны кого-то более благоразумного.

Не забывайте, как бы круто ни выглядел концепт, пока у вас нет реальной статистики продаж, это всего лишь гипотеза. Придумывая что-то новое, вы всегда имеете риск провалиться или, наоборот, неожиданно взлететь.

Где тренировать навык генерации идей

В этой статье мы прогнали объект по 15 из 65 позиций методики И360°. Понятно, что если прогнать его по всем 65 пунктам, идей будет в несколько раз больше.

Я основал группы «Дизайнер-предприниматель» в ФБ, ВК и Telegram. В этих группах мы будем генерировать новые идеи и развивать перспективные идеи участников. Если вы планируете запускать свой дизайнерский товар, хотите разобраться в схемах, с помощью которых можно самостоятельно выйти на крупные бренды, подробно изучить механизм генерации креативных идей И360°, приглашаю вас присоединиться к нам.

Благодарю всех, кто дочитал статью до конца. Также выражаю отдельную благодарность Наталье Ермолаевой за прекрасные иллюстрации. Vc.ru — это прежде всего коллективный разум. Я думал над этими идеями в одиночку, поэтому, если у кого-то из читателей будут свои версии их развития и предложения по их улучшению, буду рад поучаствовать в дискуссии. Конструктивная критика также приветствуется, готов получить любую обратную связь по материалу.

{ "author_name": "Илья Калимулин", "author_type": "self", "tags": ["\u0438\u0434\u0435\u0438"], "comments": 12, "likes": 47, "favorites": 270, "is_advertisement": false, "subsite_label": "design", "id": 198666, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Wed, 20 Jan 2021 12:18:01 +0300", "is_special": false }
0
12 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
2

Не вижу, чем это отличается от методики Дага Холла. Но автор, похоже с ней не знаком. Так что респект)

Ответить
1

Да, спасибо, не был знаком с этой методикой. Изучу и, чем-то что почерпну, дополню свою)

Ответить
1

Вот его сайт  https://eurekaranch.com и книга "Jump Start Your Brain" — она была и в русском переводе.

Ответить
1

Благодарю, буду исследовать

Ответить
1

скажите это уже готовая игра? или только прототип игры?  идея   интересная, конечно нужно чуть передалть на девочку мангаку, а монстров можно оставить и добавить злых волшебников  .

Ответить
0

Думаю, что пока делать игры с динамичной сменой персонажей в один клик- нажимаешь, и все стали персами в стиле манга, нажимаешь опять- все в стиле флэт, потом пиксельные, потом все стали героями из фильма Матрица и т.д.)

Ответить
1

Статья отличная, спасибо

Ответить
0

Рад слышать) Благодарю за отзыв

Ответить
1

Рекомендую книгу Джеральда Надлера и Шозо Хибино "Мышление прорыва".

Ответить
1

Спасибо за конкретные примеры, супер-иллюстрации и мощную подсказку, как генерировать идеи! Для меня было ново и очень практично!

Ответить
0

Отлично, Вероника, рад помочь) Благодарю за отзыв)

Ответить

Блоги компаний

Комментарии
null