{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Анонимные вопросы про дизайн. Часть 2

Много анонимных вопросов приходят про карьеру и профессиональный рост. Что ж. Мы не Алена Владимирская, однако можем высказаться с позиции работодателя и немножечко преподавателя. Про дизайн вопросы-ответы тоже есть. Короче, принесли вам почитать в рабочий полдень.

Если на ваш вопрос пока нет ответа, дождитесь следующей подборки, пожалуйста.

В этом выпуске

  • Образовательный UX
  • Чисто питерский бот
  • Из инженеров в дизайнеры
  • Путь дизайнера
  • Уверенный мидл
  • Стажировок нет, вакансии бывают
  • Дизайн-менеджмент
  • Про игры ничего не знаем
  • Простые люди
  • Степень свободы

Образовательный UX

Добрый день. Хотела узнать как уменьшить отток пользователей образовательных площадок (например, Coursera, Stepik)? То есть существуют ли какие-то UX-методы, мотивационные ништяки или рычаги давления, чтобы пользователь доходил до конца обучения? Спасибо!

На перечисленных вами площадках полно UX-задач, которые надо решить — и пользователям станет легче. Нас как специалистов часто раздражает, что эти задачи валяются бесхозными. Тыкать пальцем не будем, потому что обычно команды прекрасно знают, где проблемы, и во внешних советах не нуждаются.

Но мы вовсе не уверены, что отток пользователей связан именно с качеством интерфейса. Нам кажется, что чаще он связан с качеством образовательной программы.

Хороший базовый курс, но не покидает ощущение, что прочитать книжку было бы проще.

Отток пользователей с площадки и доходимость до конца обучения — разные метрики. Например, мы заметили на своих студентах, что после трех модулей даже самые замотивированные и доходящие до конца попросту устают от нас — от нашего формата, стиля, языка. И наоборот, не дошедшие до конца модуля покупают следующий.

Глобально стоит сделать две вещи. Принять тот факт, что если до конца онлайн-курса дошло 40%, то это хороший результат. Цифра может меняться в большую и меньшую сторону в зависимости от контекста, но пытаться доводить ее до 100% — сизифов труд. Принять тот факт, что онлайн-обучение — это не оцифровка онлайновых механик. Самая частая претензия наших респондентов к онлайн-курсам — контент в видеоформате. А теперь давайте посмотрим на содержание «Курсеры» и «Степика». О чем тут еще говорить?

Много о чем. И мы с удовольствием поучаствуем в этом разговоре, только он будет не про дизайн, а про образование. Что-то есть в статьях нашего второго блога на VC, что-то в телеграм-канале дизайн-задачника.

Чисто питерский бот

Здравствуйте! Делаем петербургский культурный бот в ТГ. Ссылка — https://t.me/CultHubbot.

У нас пока нет хорошего спеца по UX, своими силами читаем разные ресурсы. Хотим у вас поинтересоваться, раз есть такая возможность.

В первоначальных планах было, чтобы пользователи чаще настраивали бот под свои конкретные пользовательские интересы, чтобы сервис постепенно становился советчиком. Но сейчас по мере роста пользователей мало кто заходит в фильтр индивидуальной настройки и сохраняет события в избранное, чтобы вернуться к ним впоследствии.

Можно ли как-то с помощью дизайна продвигать эти разделы? Как лучше подчеркнуть индивидуализацию сервиса, а не готовые решения (типа готовых подборок)?

Если этими настройками пользуется 2% пользователей — считайте, это успех. 5% — у вас мало пользователей, статистика снизится со временем. Больше эти числа не будут, как UX ни облагораживай.

Индивидуализацию сервиса лучше делать фоновой функциональностью: индивидуализировать по ходу использования. Примерно как Facebook настраивает ленту под мифические «интересы», которые сам с переменным успехом и распознаёт.

Если же все-таки хочется дать пользователю потыкать в кнопочки, то это лучше всего делать на фазе онбординга. Да, не самая человеколюбивая практика, но хоть работает.

И третий вариант: настройки от противного. «Я не хочу это видеть никогда» — полезная кнопочка, дайте ее, люди будут пользоваться (хотя и тут больших показателей не ждите).

Впрочем, вы не должны верить нам. Сходите в народ, поговорите с людьми, отчего они не пользуются такой замечательной возможностью. То ли им не нужно, то ли они не разобрались в интерфейсе, то ли алгоритм работает не так, как хотелось бы. Узнаете много всего интересного.

Сложновато

Про интерфейс в целом вот что еще хочется добавить: он чертовски сложный для телеграм-бота. Разобраться с настройками и догадаться, как листать события в выдаче, — это нужно иметь высокую мотивацию. Классический конфликт возможностей и привычных паттернов. Наколбасить можно о-о-очень много всего интересного, но привычный формат общения с телеграм-ботом — это диалог. Вопрос — ответ, вопрос — ответ.

Мы бы советовали максимально упростить и выпрямить взаимодействие.

Из инженеров в дизайнеры

Привет! Мне 30 лет, работаю инженером. Прошел два задачника от «Собаки», заканчиваю онлайн-курсы по UX. А на работу не берут, опыта нет. Стажировок тоже днем с огнем не сыщешь. Как быть? Дайте совет.

Извините за неприличный вопрос, а как у вас с портфолио? Секрет в том, что «опыт работы» — это не всегда опыт работы за деньги, часто более чем достаточно демонстрации хоть какого-то портфолио.

Придумывайте себе задачи и решайте их. Не можете придумать задачу — переделывайте интерфейсы уже существующих систем, так тоже можно. Кстати, в наших же модулях задачника полно учебных примеров. Отрисуйте их, выложите в портфолио. Полегчает.

Не ставьте крест на прошлом опыте, используйте его как конкурентное преимущество. У вас есть какое-то инженерное образование и какой-то опыт работы в какой-то отрасли. Используйте это и при создании портфолио (выбирайте учебные примеры в знакомой вам области), и в резюме и/или сопроводительном письме. Если найти работу, где нужен ваш прошлый опыт и/или инженерные навыки, то вы стартуете не с позиции новичка, а с позиции опытного специалиста.

Как-то нам заказчик показал вот такую картинку.

Каталог вентиляционного оборудования

И рассказал: «Они сделали хороший каталог. Плоский бумажный неинтерактивный документ. И он оказался настолько хорош (логика выбора компонентов и т.п.), что когда они делали программу подбора, они эту логику просто реализовали в виде визарда».

Это вот дизайнерская задача была или инженерная?

И вот еще что. Очень-очень-очень часто формулировкой «У вас нет опыта» прикрывают нежелание сообщать истинную причину не-найма. Может быть, если даже после сборки портфолио дело не сдвинется, вам стоит сходить к карьерному консультанту? Говорят, помогает.

Путь дизайнера

Какой путь развития у дизайнера интерфейсов и как расти? Понятно, что все приходят условными джунами, а что потом? Как понять, что ты дорос до следующего уровня или даже стал сеньором? Понимаю, что все эти градации условные и каждый проходит этот путь по-своему, но было бы интересно услышать вашу позицию.

Да какой уж тут путь развития. Он примерно у всех специалистов одинаковый: от юного падавана до мелкого руководителя. У единиц рост продолжается уже по управленческой траектории или человека заносит в предпринимательство.

Как понять, на какой грейд ты тянешь прямо сейчас? Никогда нет ответа, то ли это синдром самозванца, то ли Даннинг — Крюгер, то ли уже принцип Питера действует.

Мы знаем только то, что желающие попасть к нам на мидла в реальности с большим трудом тянут на джуна. И еще что при прочих равных позиция выше у того, кто умеет разговаривать голосом через рот. Вот это действительно важный навык.

Ну а если ваш вопрос скорее не про карьерный рост, а про профессиональный, то забейте на называние уровней. Есть хорошее правило: «если вы самый умный в комнате — время искать другую комнату».

Уверенный мидл

Привет, «Собака»! Я джун, работаю в продуктовой компании, в e-commerce. У нас есть определенная программа развития для сотрудников: мы ставим цели, к которым хотим прийти, например научиться проводить исследования, и делаем шаги в этом направлении. Проводим вначале тестовые исследования (на друзьях), потом настоящие (на пользователях). Это пример. А вопрос мой вот в чем: как бы вы посоветовали развиваться специалисту, который уже работает в сфере, но очень хочет поскорее вырваться на новый уровень? И сколько вообще нужно времени, хотя бы ориентировочно, чтобы стать уверенным мидлом? Я понимаю, что понятия джун/мидл/сеньор очень размыты и во всех компаниях они разные, но хотелось бы узнать ваше мнение: что же делать UX/UI-джуну, чтобы стать мидлом, и сколько это займет времени?

Есть подозрение, что в вашей компании программа развития по структуре похожа на человеческую. Проходите же ее скорей!

Правда, исследования силами дизайнеров — это такой немножко колхоз, но мало ли в мире колхозов. Лучше так, чем никак.

Про грейды. Понятия действительно настолько размытые и разные, что нет смысла обсуждать их, лучше обсуждать профессиональный и карьерный рост. Чтобы ускорить процесс, рекомендуем искренне интересоваться всем происходящим вокруг, приставать к старшим коллегам с разными вопросами, браться за задачи, которые кажутся пока еще слишком сложными, и брать на себя ответственность — только по-настоящему, не обещать, а сделать и быть готовым к тому, что людям это не понравится.

Про время. Мы видели пример, когда человек с нуля до мидла прошел за год. Видели и деградацию в обратную сторону. Кажется, что есть корреляция между умением отстаивать свою точку зрения и карьерным ростом. Попробуйте побольше общаться с коллегами и лидировать в таком общении, в продуктовых компаниях это вроде как поощряется.

Стажировок нет, вакансии бывают

Добрый день! Как попасть к вам на стажировку?)

Крайне маловероятно, что у нас будут стажировки. Причина проста: стажер — расход для компании. Усилия на то, чтобы научить, уходят изрядные. Причем прокачивают новичка люди, время и силы которых мы можем использовать куда эффективней. Такие инвестиции в темных лошадок может себе позволить только крупняк, не мы. А ведь обученный еще и к батарее не прикован и быстро соображает, как велик рынок труда для выпускника «Собаки». Так что нет, не попасть к нам на стажировку.

Как попасть к вам в команду?

Дождаться вакансии в Telegram-канале, внимательно ее прочитать, прислать, куда попросили, резюме-сопроводительное-портфолио, прособеседоваться, поработать на первом пристрелочном проекте, а дальше всё завертится. Кажется, у всех так, мы не исключение.

Дизайн-менеджмент

В компании три продукта, на каждом есть своя дизайн-команда (аутсорс и инхаус). Поставили задачу объединить визуал, а еще и команды, по факту менеджерить их. С чего начать путь дизайн-менеджера и как развиваться в этом направлении?

Вам понадобится интерес к людям, готовность вашего руководителя помогать вам советом, умение бить себя по рукам, чтобы работать не руками, а языком, и зашкаливающая толерантность к ошибкам — в первую очередь к своим.

Путь менеджера лучше начать с нашего модуля дизайн-задачника «Hard skills начинающего руководителя». Там вся правда как мы ее видим уже десятилетиями.

Про игры ничего не знаем

Какие есть источники по дизайну игр? Мобильных, консольных. Есть ли кто-то, кто эту тему изучает? Информационная ваша модель не очень актуальна на небольших играх с четко определенным геймплеем простым.

Мы пас. Совсем не умеем в игры. Просто ноль тут. Модель информационных ожиданий не просто «не очень» — она вообще не актуальна: это механика для информационно насыщенных интерфейсов, геймдев тут и рядом не пробегал.

Простые люди

Достаточно ли здравого смысла для того, чтобы критиковать интерфейс?

Здравый смысл нужен для того, чтобы не критиковать интерфейс.

Как пропатчить KDE2 под FreeBSD?

То чувство, когда даже не можешь посоветовать толковый канал про аниме.

Тёма Лебедев все еще крутой в плане дизайна? (Или весь талант ушел в жополизство?)

Круты дизайны, а не люди. А чтобы людей так оценивать — мы не можем, у нас лапки.

Они там совсем [сошли с ума] в Юникоде со своими емодзи? Люди повсеместно используют емодзи в оформлении сайтов, почему они продолжают делать вот это [блин]: 👨‍👩‍👦👨‍👩‍👧👨‍👩‍👧‍👦👨‍👩‍👧‍👧👨‍👨‍👧‍👦👨‍👨‍👧‍👧👨‍👨‍👦‍👦👨‍👨‍👦👨‍👨‍👧

¯\_(ツ)_/¯

Степень свободы

Ваши исследования — глоток воздуха. Спасибо вам большое за ваш канал и труд! Мой вопрос: как дизайнеру проектировать и рисовать удобные системы с высокой степенью свободы? Например, таблицы баз данных или системы графов нескольких таблиц, структура которых не существует до того, как их создал пользователь? Механизмы такого рода часто встречаются именно в области хранения данных. Примеры: Apache Zeppelin, Jupiter, Яндекс Нирвана. Спасибо!

Всегда пожалуйста.

Ответ на ваш вопрос такой: в команде рисовать, в команде. С программистами в том числе. Без командной работы тут безнадега. Переделывать придется много. Воровать чужое. Тестировать как не в себя. Тюнить UI. Читать постановки и документацию.

Интерфейс такого плана попросту невозможно спроектировать без постоянной сверки с пользователями и экспертами.

Это не мотивационный спич, а практически план действий. Так мы, например, медицинские интерфейсы делаем. Пытаемся понять, в меру своего понимания отрисовываем, приносим врачам и очень внимательно слушаем все их замечания и комментарии.

Добавочка для занудных. Считается, что нельзя спрашивать пользователя в лоб, что и как ему нужно сделать. Это только отчасти правда. Во-первых, профессиональный пользователь частенько достаточно профессионал, чтобы знать что и как. Во-вторых, дизайн — дело коллективное. В процессе командной работы дизайнер дообразовывает пользователя (рассказывая, как можно выкрутиться вот при такой заковыристой постановке), а пользователь — дизайнера (пересказывая на пальцах свой двадцатилетний опыт). Сложновато, зато работает.

Сесть за комп и в сосредоточенном творческом поиске родить гениальное — нет, забудьте сразу.

В следующем выпуске

  • Как передавать аналитику дизайнерам и продактам.
  • Где найти UX для малого бизнеса.
  • Какая документация нужна разработчикам.
  • И то, что вы успеете у нас спросить.

Задайте свой анонимный вопрос, мы опубликуем ответ здесь, на VC.ru (это повод подписаться на нас, если не уже) и в нашем телеграм-канале.

0
2 комментария
Майк Майсон

"Принять тот факт, что онлайн-обучение — это не оцифровка онлайновых механик. Самая частая претензия наших респондентов к онлайн-курсам — контент в видеоформате. А теперь давайте посмотрим на содержание «Курсеры» и «Степика». О чем тут еще говорить?"

Несвязанные и непонятные мысли. Стоит взять в лапки учебник/курс по копирайтингу.

Ответить
Развернуть ветку
Thirteenth

Спасибо 🤗

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда