Идея линейного города, который за $200 млрд строит Саудовская Аравия: в чём её смысл и почему это уже было в Волгограде Статьи редакции
Концепция, которую применяют саудиты, не нова, её придумали ещё в 19 веке. Однако в мире есть только один крупный город по ней, и он в России.
Концепция линейного города
Концепция линейных городов появилась в 19 веке. Её автором был испанский инженер и философ Артур Сориа-и-Мата. В 1871 году в Мадриде появился первый конный трамвай, и инженер с двумя партнёрами захотели соединить вокзалы и рынки трамвайными линиями.
Лицензию они получили в 1876 году. В 1878-м они основали компанию Tranvía de Estaciones y Mercados, а уже в 1880-м построили и запустили часть линий.
Сориа-и-Мата регулярно посещал линии и заметил, что вокруг станций появляется жильё, хотя для жизни там не было никаких удобств. У этих трущоб был только один плюс – доступ к общественному транспорту. Инженер решил, что если провести в эти районы воду, построить парки и торговые точки, то такой вид расселения может быть успешным. В 1883 году он опубликовал концепцию линейного города.
Автор предлагал построить весь город вокруг основного транспортного маршрута. Главную дорогу пересекали бы небольшие перпендикулярные улицы, а на пересечениях разместились бы крупные кварталы с домами, коммерческими и общественными зданиями.
С 1893 года Сориа-и-Мата начал строительство линейного города с пригородов Мадрида. Он хотел построить жилые зоны вокруг линии трамвая, которая связывала бы Мадрид с несколькими населенными пунктами в окрестностях. В поисках инвесторов он разместил объявления в газетах и основал Compañía Madrileña de Urbanización (CMU) — Мадридская компания по урбанизации.
Она скупила земли и в 1894 году начала строительство. По плану Cория-и-Мата, город должен был растянуться на 55 км. Главную улицу вдоль трамвайных путей каждые 300 метров пересекали поперечные улицы шириной в 15 метров и протяженностью по 200 метров в обе стороны.
Получались кварталы, которые делились на участки размерами 20х20 метров или более. Большие участки выходили на центральную магистраль, средние — на поперечные улицы, малые — на тыльные. Чем ближе к главной улице — тем дороже должны были стоить дома.
Большие участки плохо продавались, поэтому в 1898 году из-за неудач ширину кварталов уменьшили до 100 метров. Но земли в новом городе всё равно не пользовались популярностью. Сориа-и-Мата несколько раз просил правительство Мадрида субсидировать строительство, но получал отказы. Компания приносила в основном убытки.
Из планируемых 55 км CMU построила только пять. После смерти инженера компанией и строительством занимались его сыновья, но успехов не добились. Уже в 1930-х годах город присоединили к Мадриду.
Попытки реализации в мире
Линейный город хотели построить в Чили. С 1910-х по 1930-е годы архитекторы разработали план реконструкции многих городов страны, в том числе столицы Сантьяго. Так власти Чили хотели расселить сельские районы. Однако они не реализовали эти идеи по политическим и экономическим причинам.
В 1909-1919 годах архитектор Майло Хастингс в США предложил концепцию «города-сада», где дома размещались вдоль U-образных дорог или в некоторых случаях просто по обе стороны от шоссе. Другой американской линейной утопией была опубликованная в 1910 году книга Эдгара Чамблесса Roadtown. Он предложил построить вдоль транспортной линии одну линию трёхэтажных домов.
В 1940-х годах швейцарско-французский архитектор Ле Корбюзье с коллегами представил концепцию «Линейно-промышленного города», более близкую к философии Сориа-и-Мата. По их плану, в поселении должно было быть три типа транспорта — водный, автомобильный и железнодорожный.
Они предлагали сохранить всю территорию вокруг трёх основных путей в первозданном виде и разместить предприятия по одну сторону трассы. В ином случае, по мнению архитекторов, движение постоянно нарушалось бы.
Перевалочные пункты Ле Корбюзье с коллегами расположили так, чтобы способствовать передвижению и хранению грузов, — сырье удобно поступало на производство, а затем готовая продукция покидала завод по связанным с ним транспортным путям.
Группа архитекторов под названием MARS (Modern Architectural Research Group) создавала линейный генеральный план Лондона в 1938-1942 годах. Они предложили сделать основной восточно-западную артерию мегаполиса, однако идею осуществить не удалось.
Попытки реализации в СССР
Концепция линейного города получила развитие в работах советских архитекторов 20-х и 30-х годов 20 века. Например, Николай Ладовский предлагал разомкнуть одну из московских кольцевых улиц и начать развивать город в направлении этого разрыва.
Тогда Москва бы приняла форму параболы. Ладовский планировал расположить на границах города зелёную и промышленную зоны. В качестве оси параболы архитектор предлагал Тверскую улицу. В перспективе он хотел соединить город с Ленинградом.
Архитектор Николай Милютин предложил собственную версию линейного города. Он запланировал две узкие параллельные зоны — для домов и для заводов. Между ними проходила зелёная зона с пунктами питания и проходными воротами заводов. В городе могли бы жить от 100 до 200 тысяч человек.
По другую сторону от промышленной зоны Милютин разместил железную дорогу. Если предприятия расширялись, индустриальная зона могла бы удлиняться, а вместе с ней автоматически росла зона для жилых зданий. Между заводами и домами Милютин предусмотрел 500-1500 метров расстояния в зависимости от степени загрязнений предприятия.
Немецкий архитектор Эрнст Май, которого пригласили работать в СССР, предложил построить Магнитогорск по линейному принципу. Изначально город вытянулся вдоль реки Урал. Но с течением времени и ростом населения в советские годы город менялся, отошёл от концепции. Сейчас Магнитогорск на карте напоминает овал с осью перпендикулярной реке.
Волгоград
Классический пример линейного города — Волгоград. Он развивался линейно ещё до революции из-за природных факторов — реки Волги и прилегающей степи.
Заводы, созданные в 19 и 20 веках, предприниматели расположили вдоль реки, чтобы переправлять грузы и использовать водные ресурсы. Жители поселились вокруг заводов и производств, стоящих на берегу.
После революции архитекторы видели развитие города тоже в линейности, в том числе по схеме Милютина. К 1930-му году из рабочих посёлков при заводах появились новые районы города, которые протянулись вдоль берега Волги на расстояние до 30 км.
Несмотря на то, что во время Сталинградской битвы около 90% всех строений Волгограда были разрушены, в послевоенное время он продолжал развиваться линейно. Новые производства строили вдоль реки, рядом с жилыми массивами, железной и автомобильной дорогой, а также трамвайными путями.
Только к середине 70-х годов построили кварталы в западной части города, не выходящие на берег Волги. К 1975 году город приобрёл почти современный вид, однако до 2010 года периодически к нему присоединяли ближайшие сельские районы.
К линейным городам иногда относят Литвинов в Чехии и Сараево в Боснии и Герцеговине. У этих населённых пунктов также были природные предпосылки для формирования линейных структур, например, наличие крупных рек и водоёмов, также особенности рельефа. На линейность могло повлиять и наличие торговых путей.
Минусы линейных городов
У такой планировки города есть недостатки.
- В линейных городах увеличивается нагрузка на автомобильные и железные дороги, а также другие транспортные пути, считают исследователи из Волгоградского государственного университета.
- Районы города фактически разделены и слабо связаны из-за отсутствия скоростных режимов и магистралей. Это ухудшает качество жизни жителей окраин — центральная часть для них становится труднодоступной.
- Другие исследователи критиковали концепцию линейного города из-за то, что у такого поселения нет чётко выраженного центра, наличие которого психологически важно для жителей.
Цель линейного города состоит в том, чтобы у всех было одинаковое расстояние до необходимых жителю городских элементов. Но исходя из примеров, исследователи отмечают, что расстояния получаются в конечном итоге больше, чем в обычных населённых пунктах. А сам выбор путей и направлений движения — очень ограничен.
Линейный город в Саудовской Аравии
В январе 2021 года Мохаммед бин Салман, наследный принц Саудовской Аравии, рассказал о планах создать 170-километровый линейный город The Line — без машин и с нулевыми выбросами углерода. Он будет построен в провинции Табук на северо-западе государства и свяжет побережье Красного моря с северо-западом Саудовской Аравии.
Город станет частью проекта Neom — государство планирует построить автоматизированный регион, который будет полностью обеспечиваться возобновляемыми источниками энергии: солнечной, ветровой и водородной.
На проект королевство планирует потратить $500 млрд, из которых на создание города выделит около $200 млрд. Часть средств страна привлечёт из частных инвестиций. Мегаполис будет состоять из связанных районов, которые принц называет «городскими модулями».
Neom должен вытеснить из лидеров Кремниевую долину в сфере технологий, а Голливуд — в сфере развлечений, узнал The Wall Street Journal из конфиденциальных документов. Планируется, что в регионе люди будут летать на работу на беспилотных такси.
В Neom будет действовать своя судебная система, разработанная юридической фирмой Latham & Watkins и обозначенная как «независимая» — судьи будут подчиняться непосредственно королю Саудовской Аравии и работать в соответствии с законами шариата и исламского права.
Сам проект реализуется в рамках программы Saudi Vision 2030 — согласно ей, Саудовская Аравия должна перестать быть нефтезависимой и превратиться в ведущую мировую страну в различных отраслях.
В описании проекта говорится, что в городе, оснащенным искусственным интеллектом для прогнозирования опасных ситуаций и облегчения жизни людей, будет жить 1 млн человек. The Line станет трехуровневым:
- На верхнем уровне расположатся жилые дома и парки для прогулок.
- На втором уровне будет вся инфраструктура города — школы, медицинские клиники и места отдыха.
- На самом нижнем уровне — место для сверхскоростного транспорта и автономных транспортных средств. По заявлению создателей поездка с одного конца города на другой займёт не более 20 минут.
Разработчики прогнозируют, что город создаст 380 тысяч рабочих мест и увеличит ВВП Саудовской Аравии примерно на 7% или $48 млрд. В 2020 году ВВП страны составил $700 млрд.
В 2019 году в регионе, где будет расположен Neom, построили аэропорт Неом-Бэй. Начало строительства самого города планировали на первый квартал 2021-ого. Но только в июне 2021 года страна выбрала подрядчика для рытья штолен и точек доступа в тоннели.
Критика проекта
В 2018 году убийство журналиста Джамаля Хашогги, который критиковал Саудовского принца, подорвало планы по модернизации королевства, строительства Neom и привлечения иностранного капитала, писало Financial Times.
Администрация Саудовской Аравии также подвергается критике из-за попытки изгнать с территории Neom 20-тысячное племя Ховейтат. Оно сопротивляется выселению из родных земель. Лидеры племени выступили с протестом, но некоторые из них оказались в тюрьме, а один погиб.
По мнению некоторых экспертов, цели королевства технически недостижимы. Профессор архитектуры Университета Майами Элизабет Платер-Зиберк говорит, что для поддержки общественного транспорта такого уровня в городе потребуются узлы большего размера, ведь на каждой остановке будет стоять несколько сотен людей.
Для сохранения линейности города необходимо жесткое регулирование, поскольку поселения имеют тенденцию расширяться вширь по мере своего роста.
Также неясно, существует ли у страны технология, чтобы проехать 170 км за 20 минут. Для этого потребуется транспорт, который движется со скоростью 512 км/ч — значительно больше скоростей современного транспорта. Например, поезда Eurostar в Европе едут со скоростью около 320 км/ч. Некоторые из китайских высокоскоростных поездов развивают скорость 380 км/ч, но в среднем передвигаются со скоростью европейских.
Вакуумный поезд Hyperloop компании Virgin теоретически может справиться с поездкой. На тестах Hyperloop пока достигла скорости в 463 км/ч без пассажиров. Эта технология возможно будет доступна только через десять или более лет, говорят исследователи.
Но королевство отказалось от планов по развитию Virgin Hyperloop One, когда предприниматель Ричард Брэнсон в конце 2018 года отказался от возможных инвестиций в свои космические проекты.
После инцидента бывшие сотрудники Neom и люди, знакомые с проектом, говорили, что не знают, какая часть планов на регион сможет стать реальностью из-за потенциальных проблем с финансированием и технологических ограничений.
Тем не менее, к началу сентября 2021 года общая сумма заключённых контрактов на строительство и транспортные проекты в Neom составила около $1,5 млрд, пишет Trade Arabia. Страна планирует завершить первую секцию строительства к 2025 году.
Комментарий недоступен
Гигахрущ
А на крыше аэропорт.
Комментарий недоступен
и Дрэдда в патруль)
Причем рельсы как горизонтально, так и вертикально, чтобы сразу развозить по квартирам.
Вот это кайф. Ещё бы в форме зиккурата
Линейную комнату давайте
Мегахрущ
С вертикальным лифтом
40км барак же уже был выше на фото Майло Хастингса
"судьи будут подчиняться непосредственно королю Саудовской Аравии и работать в соответствии с законами шариата и исламского права"
Идеальная независимая судебная система будущего)
Комментарий недоступен
Latham (Лохам?) & Watkins пообешал бедуинам (которые наигрались уже в скачки верблюдов) что да, вот-вот они обгонят и голливуд, и кремниевую долину. все благодаря шариату (у глупых амеров то его нету!).
удивительно что полет на Марс не продали.
В принципе это не очень сильно отличается от судебной системы РФ: судьи подчиняются президенту, а судят по понятиям.
Комментарий удален модератором
Обгонят Кремниевую Долину за пару лет
Главное в этом предложении "в соответствии с нормами шариата", естественно судей должен назначать король.
Я всегда знал, что мы уже живём в будущем!
«Neom должен вытеснить из лидеров Кремниевую долину в сфере технологий, а Голливуд — в сфере развлечений»
и
«судьи будут подчиняться непосредственно королю Саудовской Аравии и работать в соответствии с законами шариата и исламского права»
Ахаха, шизофрения как она есть 🤣
Комментарий недоступен
Ну да, другое дело что условия жизни в России и в Саудии абсолютно разные.
деревни в МО и в СА не дифференцируются
Интересный разбор, спасибо!
Набережные Челны с Тольятти - классический пример линейных городов, у них даже архитектор один и тот же. Имхо, главная проблема с ними в том, что эти города построены для транспорта (авто), а не людей. Расстояния становятся большими, пустот много, пешком передвигаться слишком далеко. Без авто ты фактически чувствуешь себя инвалидом.
Про Тольятти ничего не скажу, но в случае Челнов заменил бы "классический" на "идиотский". Но это так, ремарка.
А про авто возражу, в Челнах в любую точку города можно дойти на своих двоих за полчаса (максимум час для совсем уж удаленных мест), никакого ущемления я лично не ощущаю и близко.
тогда и LA в ту же топку )
Комментарий недоступен
Сложно воспринимать ваши изложения, и все же с вами не согласен: людям важно перемещение, как минимум, базовый инстинкт социального взаимодействия (=потребности в физическом контакте с себе плдобными) никто не отменял, хоть триста раз ты преисполнись на удаленке в своем информационно-коммуникативном познании, трахаться и погулять будет хотеться ВСЕГДА ;)
разве любой сросшийся мегалополис не является закрученной линейной конструкцией? :)
сперва построяют линию, потом посмотрят учебник геометрии и решат что линии неплохо бы закруглить чтобы быстрее добираться во все концы, потом начнут застраивать землю внутри закругления.... и получат МКАД на выходе.
Все верно, могу сделать предположение, что любой современный город G гомеоморфен концепции линейного города L при условии, что он сожмется по ширине до размеров очка урбанистов, смотрящих на концепцию современного линейного города. Иными словами, они топологически эквивалентны☝
Комментарий недоступен
не является... мегаполис это изначально застраивание тропинок, вытекающее в застраивание улиц соединяющих кварталы, районы, поселки, деревушки, итд))
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
В эмиратах как раз все логично, если вспомнить, для чего насыпали острова,и что происходило это на фоне пузыря инвестиционной недвижимости. Самая дорогая недвижимость - у воды, значит насыпаем остров и продаём квартиры как суперэлитный товар.
Просто в один прекрасный момент случился кризис и инвесторы осознали, что никакой особой ценности этот мираж в пустыне не представляет
Точно без мозгов, нет бы деньги в офшор как наши вывести, че-то изобретать пытаются, глупцы
Им похер, издежки нефтедолларов. С этими проектами не получилось, построят другие
Практически любой город вдоль крупной реки так строится
Неееет, это другоое, это уникальные ЛИНЕЙНЫЕ ГОРОДА
Волгоград пацаны не сравнить ни с чем, заводы были построены и остаются вдоль реки, некоторые сбросы идут туда-же, это жесть, второй огромный минус это то, что там проблемы с транспортом, трамваи никак не сделают скоростными и есть 1000 и 1 маршрутка, эликтрички ходят редко и о них никто не знает, сам регион очень депрессивный очень много людей уезжают при первой возможности, про экологию тоже молчу, гуглите "озеро большо Лиман"
Маршрутки 🙈🙉
Ну "хорошо", что сейчас уже все заводы в Волгограде, которые вдоль Волги, уже давно разобрали на металлолом. Красный еще "шевелится" конечно немного, да и на Химпроме чето делают немного, остальное просто мертвые зоны какие-то.
В остальном все так, сам уехал из Волгограда в 2017 потому что там жопа жопошная.
Сочи тоже достаточно линеен)
и много людей на автопилоте двигаются без автомобиля))
Самый длинный город в РФ если не путаю 140км.
Ага, сразу вспомнилась набережная Адлера. Именно что классический линейный проект.
Волхов еще
«Neom должен вытеснить из лидеров Кремниевую долину в сфере технологий, а Голливуд — в сфере развлечений»
Утопия.
Можно, конечно, вывезти бедуина из пустыни, но пустыню из бедуина кто выведет?
Главная ценность Кремниевой долины и Голливуда - люди. Что вынудит их менять комфортный и привычный климат, образ жизни и пр., на золотую арабскую клетку?
Болливуд снимает фильмов больше, чем Голливуд, и даже высокобюджетных, однако по степени востребованности даже не приблизился к мериканцам.
Самая длинная сельская улица мира по мнению Гиннес (17 км, с.Бичура, Республика Бурятия) передает привет
Бурятский сукхумвит роуд
Интересно конечно. Но намного интереснее посмотреть на город, где дороги построены по спирали Фибоначчи. Эдакая улитка
Ага
И внутри спирали поставить знак кирпича
Спасибо от волгоградки. Волгоград -тоже немного родина слонов. У нас мноого всего уникального: навскидку мортуарий, музей горчицы, метротрам. Ну и вот - длинные улицы.
Музей горчицы?! Вот это да! Настоящее уникальное достижение
От криворожанина и местного метротрама (он же скоростной трамвай) вам привет!😉
Не бывал, но местные знакомые говорят, что город отвратительный
Мортуарий в Волжском, а не в Волгограде, забыт, заброшен и разваливается. Метротрам в упадке со старым подвижным составом, старыми рельсами, "убитыми" станциями (особенно Комсомольская, которая в самом центре города).
Старая Сарепта норм, тут вы правы. В остальном — умирающий город без хозяина.
Идея, конечно, совершенно бредовая и прям вот кроме понтов ничем не обоснованная, жить в таком будет абсолютно невозможно) Но я бы посмотрел, успехов в реализации)
Человек ко всему привыкает, так что к такому привыкнуть тоже можно. Другой вопрос, что эта идея сильно устарела, сейчас город, комфортный для жизни должен быть совсем другим.
То есть теоретически Волгоград уже сейчас может стать городом будущего и дать бой Кремниевой долине (и Голливуду)?:)
Было бы неплохо - болею за родной город)
Спасибо за статью - интересно! Идея соединить Мск и СПб, да и план по строительству линейного Мадрида - удивили. И тогда люди масштабно мыслили)
«Волгоград уже сейчас может стать городом будущего и дать бой Кремниевой долине (и Голливуду)?:)
Было бы неплохо - болею за родной город»
Выздоравливайте 🤣
Увы нет, упустили главное, - судей по законам шариата. Подконтрольных Королю!
Это же второй главный элемент рая независимых стартапов
Комментарий недоступен
Сколково вот сделали, шах и мат, скептики! 😄
Кривой Рог
Отличное решение для 1-мерного пространства!
Neom должен вытеснить из лидеров Кремниевую долину в сфере технологий, а Голливуд
Лол, удачи ))))))))
Да-да-да, Кремниевая долина, усиленная законами шариата и Голливуд, улучшенный исламским правом. Америка напряглась...
Отличная статья!
Автор, наверное, закончил архитектурный институт?
Или это хобби такое ?
выходишь утром на веранду в линейном городе, жена приносит чай с бутербродом с сыром и малиновым вареньем, чувствуешь легкий ветерок по спине. ВНИМАНИЕ! ГРАЖДАНЕ, НАЧАЛСЯ САМОСБОР!
Не ясно в чем тут собственно прикол. Дороги вдоль домов строить принялись походу сразу. Пока проезжаешь из Москвы через всю эту кучу нас. пунктов, устанешь держать скорость 60
Может быть, дома вдоль дороги?
Интересно, каким образом тут может получиться одинаковое расстояние до необходимых элементов для всех. Не представляю. Только если протяженность маленькая.
вообще никак, поэтому города обычно округлые
Ну а что большинству людей нужно? Офисы, школы, поликлиники, ТРЦ, парки, кафешки - такие зоны можно создавать у каждой станции.
Скорости современного транспорта (скоростной трамвай до75 км/ч, поезд 350 - 400 км/с) в теории позволяют построить коммуникации так чтоб можно было жить в дальнем подмосковье в своем доме с газоном и за пол часа добираться на работу в московские небоскребы.
Интересно почему об этом не задумываются даже, сложности с выкупом земли? Или еще что-то?
В Лондоне именно так. 100 миль из пригорода в центр можно преодолеть за полчаса на поезде. Только цены пока кусаются на такой транспорт, дороже чем ездить на авто выходит
Звучит годно, но пригородные электрички емнип убыточны. Строить новые жд-ветки ради небольшого количества граждан, которым хочется вот так ускориться и платить соответственно - не будут кмк.
Поезд чтобы разогнаться до 350, не должен останавливаться в каждой дыре
но так, есть в Москве те же D1 и D2 с той же целью
не, дальное подмосковье пригодно будет для таких перемещений только с появлением телепортации. Как раз уйдет добраться до терминала, купить "туда-обратно" и зайти
Думаю народ не готов будет платить 1000-1500 рублей за билет, вместо 100-200.
Долго и дорого такое строить. И окупаемость будет отсутствовать (не забываем что человейные перевозки убыточны для ржд). И все равно придется еще в Мск в пробке торчать, добираясь до места работы. Поэтому многим кажется более эффективным переводить как можно больше людей (где это возможно) на удаленку.
Комментарий недоступен
МЦД, электрички?
Дубай это чисто линейный город. Так что, Саудиты опоздали на несколько десятков лет
Утопия, но забавно
Неограниченная власть + практически неограниченные ресурсы + дилетанты в управлении, которыми очень легко сманипулировать = не нужно быть Вангой или Мессингом для предсказания того, что в результате получится полное дерьмо.
Но, согласитесь, в процессе кто-то очень хорошо заработает ;)
Да ерунда это все. Вот у нас шайга предложил аж 5 миллионников в Сибири впиздячить, и Сам Пынька поддержал. Вот это грандиозно.
Ну, афганские беженцы же заявили, что города в таком состоянии как Омск в Афганистане сравнивают с землёй и строят новые, вот и навели на мысль 🤣
А нафига города проектировать? Что не так с естественным развитием городов?
Восточных понтов не навернешь,чтоб дорохо-бохато и «удивить всех вокруг». А так: признак безлимитного богатства - просрать гигантское количество нефтяных денег, закопав их в пустыню, наворотив «наш ответ Голливуду и Кремниевой долине» in the middle of nowhere. Закончится все это, естественно, ничем.
прямо в завтрашний день смотрят ;-)
Так и не понял, в чем ключевое преимущество?
Neom должен вытеснить из лидеров Кремниевую долину в сфере технологий, а Васюки — в сфере шахмат
да, все по классике :)
В Рахе столько бы людей не нашлось.
Возьмём плотность населения Москвы 15 000 Иванов на кв км, возьмём этот кишку-город шириной в 15 км и соеденим с Питером.
Получится 700*15=105 00 кв км
Умножить на 15 000 получим 157 млн Иванов.
Бабы столько не нарожали.
дык вроде у нас 180 млн
не, конечно Иванов не хватит, придется еще Сергеев и Михаилов звать
Я бы ещё Пермь добавил. Не Волгоград, конечно, но тоже прилично вытянут вдоль Камы. Километров 70, наверное, со всеми поселками.
Комментарий недоступен
Это же «отсталые» мусульмане. Как так? Ненормально так делать
Эххх, а ведь можно было бы сделать закос под старину с хижинами бедуинов.
Деньги в песок в буквальном смысле.
В Омерике могу вспомнить Майями.
Там километров 200 вдоль Атлантического побережья.
Там кстати тоже много островов "намыто" ради извлечения прибыли.
Комментарий удален модератором
Одно радует - в постройку города,в реалиях России ,200лядров только в проект и распил заложено :) будем строить в Сибири ;)
А все потому, что саудиты — это на самом деле глубоко законспирированные русские.
Комментарий недоступен
Какие смешные комменты! 🥳
Мурманск тоже вполне линейный
Комментарий недоступен
Свободный суд по законам шариата. Теперь заживём.
Волгоград единственный? В мире? Тогда я:
Neom должен вытеснить из лидеров Кремниевую долину в сфере технологий, а Голливуд — в сфере развлечений.
В Neom будет действовать своя судебная система — судьи будут подчиняться непосредственно королю Саудовской Аравии и работать в соответствии с законами шариата и исламского права.
Где-то тут противоречие, а где - не пойму ;)
Вот хорошая статья! Не то что мамкины инвесторы со своими жалобами что им айффон не продали.
от площади Трех Вокзалов до Красноярска с застройкой по пути тех самых миллионников от Министра обороны...