{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Перед тем как создавать продукт, думает, как его упростить: как устроен минимализм японского дизайнера Наото Фукасавы Статьи редакции

Создал внешний вид одного из самых известных нетбуков Samsung N310 и придумал настенный CD-плеер Muji. Считает, что любое устройство должно выполнять небольшое количество функций. Например, если объединить принтер, сканер и ксерокс, интерфейс будет сложным, — лучше проектировать каждый по отдельности.

Кто такой Наото Фукасава

Будущий дизайнер родился в японском городе Яманаси в 1956 году. Он часто пропускал школу из-за проблем со здоровьем. В такие дни мальчик сидел дома и рисовал. Дизайнер говорил, что это у него получалось неплохо с самого детства.

Однажды он просматривал книгу о профессиях и наткнулся на определение промышленного дизайнера и узнал, что они делают людей счастливыми с помощью объектов. Идея ему понравилась, и в 18 лет Фукасава решил получить художественное образование.

Он поступил в Университет Тама, на факультет искусства и 3D-дизайна, который окончил в 1980 году. Сразу после этого он устроился в корпорацию Seiko-Epson, где разрабатывал часы. В компании Фукасава проработал восемь лет.

В 1989 году Фукасава уехал в США, где присоединился к ID Two — небольшой компании, занимающейся в основном дизайном электронной техники, где работало 15 человек. Со временем, она выросла в международное бюро промышленного дизайна IDEO c филиалами в США, Европе и Азии. В 1996 году Фукасава возглавил представительство IDEO в Токио.

Дизайнер известен своими лаконичными проектами. По его мнению, вещи должны не привлекать внимание, а создавать фон, потому что центр жизни — это человек.

Один из самых известных проектов — дизайн CD-плеера для компании Muji — он придумал 1999 году во время дизайнерского исследования «Без раздумий». Проигрыватель крепится на стену и имитирует вентилятор, в котором вращается диск. Динамик встроен в корпус, а крышка отсутствует. Шнур питания свисает, работая как выключатель — достаточно потянуть, чтобы музыка заиграла.

Наото Фукасава с CD-проигрывателем, созданным для Muji

Дизайнер вдохновился кухонным вентилятором. По его мнению, поток воздуха похож на музыку, которая медленно «плывёт» к человеку. А идея со шнуром, который нужно дёрнуть, чтобы включить проигрыватель, по мнению Фукасавы, соответствует тому, что нужно нажать кнопку, чтобы диск заиграл.

Фукасава предложил CD-плеер компании Muji. Проигрыватель начал хорошо продаваться, а Нью-йоркский Музей современного искусства включил проигрыватель в свою постоянную коллекцию.

Впечатлившись такими результатами, Muji в 2002 году пригласила дизайнера в свой консультационный комитет. Фукасава стал арт-директором технического направления, которая продавала товары для дома, мебель и электронику.

В том же году Фукасава ушёл в «свободное плавание» и стал независимым дизайнером. Он основал в Токио собственное бюро Naoto Fukasawa Design, которое занимается разнообразными проектами — от электроники и мебели до освещения и внутреннего устройства помещений. В 2003-м — создал бренд ±0, который выпускает товары для дома.

В 2004 году Фукасава придумал серию креативных упаковок для фруктового сока. Пакеты с напитком выглядят точно также как фрукт, из которого он сделан.

Упаковки для сока

Для полного сходства дизайнер добавил ворсинки на «кожице» киви, тёмные пятнышки на бананах, зёрнышки на поверхности клубники — всё это создаёт облик настоящего фрукта. Фукасава считает, что такая упаковка не только привлекает внимание, но и поднимает настроение.

Упаковки для сока

В 2007 году Фукасава представил проект на Кёльнской мебельной выставки IMM Cologne. Ежегодно организаторы предлагают известным дизайнерам и архитекторам реализовать свои представления об идеальном доме.

Интерьер идеального дома Фукасавы

Фукасава создал гармоничный и лаконичный дизайн с минимумом цветов и предметов.

Интерьер идеального дома Фукасавы

Позднее, в 2015 году Фукасава продолжил экспериментировать с дизайном интерьера — он спроектировал деревянную хижину, где можно отдохнуть от городского шума и суеты. Помещение выглядит минималистично и снаружи, и внутри.

Дом придуман так, чтобы внутрь попадало максимум естественного света: окна во всю стену и прозрачная дверь. Из мебели здесь только кровать, стол и стулья.

В 2009 году Фукасава разработал дизайн нетбука N310 для компании Samsung. Он выглядит сдержанно и отличается «безрамочным» экраном — глянцевое покрытие, которое защищает матрицу, уходит в края корпуса крышки.

Samsung N310

Основные детали внешнего вида ноутбука: скругленные грани корпуса, «пластилиновая» фактура поверхностей и крупный логотип производителя, который занимает всю ширину верхней крышки, выступая отдельным элементом дизайна.

Корпус имеет обтекаемые грани, прорезиненную заднюю панель дисплея и «мягкую» клавиатуру из матового пластика и тачпад со сплошной кнопкой. Порты разнесены по бокам, на фронтальной стороне находится лишь слот кардридера.

Samsung N310

В крышке нет ни защелки, ни дополнительной системы фиксации. Она держится за счёт силы трения в петлях.

В 2009 году дизайн ноутбука удостоился награды — Good Design Award Gold. Кроме этого, Наото Фукасава — обладатель премий IDEA Gold Award, if Gold Award, D&AD Gold Award.

В 2015 году Фукасава работал с компанией Hitachi над созданием концепции пассажирского лифта.

Лифт Hitachi

Фукасава считает, что у людей есть склонность скапливаться по углам лифта, поэтому он соединил стены в бесшовную округлую форму. Внутри кабины — изогнутый хромированный поручень, который плавно перетекает с одной стены на другую.

Лифт Hitachi с дизайном Наото Фукасава

Вместо стандартных кнопок дизайнер использовал вертикальную жидкокристаллическую панель управления.

Высота потолка больше, чем в обычном лифте. А сверху встроена панель верхнего освещения с двумя типами светодиодов. Они изменяют цвет подсветки в зависимости от времени суток или сезона.

Снаружи в стену встроены две панели с сенсорными экранами, которые показывают, где находится лифт.

Дизайн лифта получил награду Good Design Award в 2015 году.

В 2021 году компания Realme анонсировала смартфон серии GT Master Edition, внешний вид которого разработал Фукасава. Дизайнер вдохновлялся обликом современных чемоданов. Задняя крышка смартфона покрыта трёхмерной экокожей.

Смартфон с автографом Фукасава

Сейчас Фукасава возглавляет Naoto Fukasawa Design и ±0, курирует или консультирует IDEO и Muji. Он читает лекции в двух Токийских университетах — в Университете искусств Мусасино и в Университете искусств Тама, а с 2021 года работает куратором Музея народных ремесел Японии в Токио. Кроме этого, он возглавляет первый в Японии музей дизайна 21_21 Design Sight.

Концепция дизайна Фукасавы

По его мнению, нельзя оценивать вещи сами по себе — они окружены жизнью, поэтому дизайн должен касаться не только самих объектов, но и всех вещей в пространстве. Продукт, человек и окружающая среда должны сочетаться между собой и «поддерживать хорошие отношения друг с другом». Это достигается благодаря минимализму.

Минимализм для Фукасавы — это не только простота, это гармония и подходящая обстановка. Дизайнер уверен, что благодаря минимализму и высокому качеству предмет прослужит несколько поколений и не надоест.

Прежде чем начать создавать продукт, он едет в свою горную хижину и проводит несколько дней в аскетичной среде без электричества и воды. В это время он думает, действительно ли современному человеку нужна вещь, над которой он собирается работать, и решает, как упростить её.

Фукасава стремится к тому, чтобу «убрать себя» из проекта. По его мнению, предмет в любом случае несёт «отпечаток» рефлексии дизайнера, но дополнительное выражение индивидуальности автора в предмете — излишне.

Разрабатывая внешний вид предмета, Фукасава руководствуется несколькими правилами.

«Без раздумий»

Этот принцип Фукасава считает ключевым в работе — он предлагает учитывать в дизайне бессознательные реакции и естественное поведение людей, а не то, что они говорят.

По его мнению, если человеку приходится разбираться, как работает плеер — это плохой дизайн. Понимание того, как пользоваться продуктом должно быть интуитивным или бессознательным.

Для этого предмет должен быть простым и выполнять небольшое количество функций. Например, если совместить в одном устройстве принтер, сканер и ксерокс, интерфейс будет сложным. Лучше проектировать каждый по отдельности.

Принтер Samsung, дизайн Фукасавы

Концепция тактильного брендирования

Визуальное восприятие — лишь часть дизайна. Человек не только смотрит на предметы, но и прикасается к ним — пользуясь предметом изо дня в день, он привыкает к форме, весу, фактуре. Поэтому тактильное восприятие должно передавать суть предмета. Если корпус телефона выглядит алюминиевым, а на самом деле пластмассовый — по мнению Фукасавы, это обман покупателя.

Если техника, то самая передовая

Когда Фукасава берётся за разработку техники, например, мобильного телефона, он делает акцент на высокотехнологичности. Дизайнер считает, что нужно стремиться к созданию чего-то нового, чтобы хотя бы один раз можно было использовать слово «самый»: «самый тонкий», «самый лёгкий», «самый быстрый». В противном случае это не будет интересно современному человеку.

Телефон W11K

Он также считает, что техника должна делать жизнь человека более комфортной, но при этом не должна отвлекать. В пример он приводит «умный дом»: автоматическое включение света, изменение температуры в зависимости от времени суток, запрограммированный на определённое время подогрев полов.

Эффект «Двойного вау»

Человек должен удивляться предмету не только до покупки (первое «вау»), но и после его использования (второе «вау»). По мнению Фукасавы, второго «вау» добиться сложнее.

0
52 комментария
Написать комментарий...
Simple Boy

Вау-вау! А я сразу два раза напишу, потому что те же упаковки для сока - это превосходная идея!

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Васильев

Только такая упаковка, сдается мне, стоит сильно дороже её содержимого, что сводит её ценность не то что к нулю, а в сектор отрицательных величин.
Хотя "вау!" я тоже при просмотре сказал :)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Vadim Semenov ‏⚡☟

ниразу не видел и не пил сок киви, он вообще продается?

Ответить
Развернуть ветку
Get Money

Я думал это кокос 😂

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Stepan Sulimov

в АВ раньше продавался, в стеклянных бутылках

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Дарья Смолякова

В РФ такой дизайн применять незаконно, нет места для маркировки и описания товара и т.п.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Игорь Кайнов

на картон похоже - не продать никогда!

Ответить
Развернуть ветку
Alexey

Хорошая статья, спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Evgenievich

Степан Афанасич, какое у вас самое заветное желание?
— Чтобы в Московской области атмосферное давление не падало ниже 740 миллиметров ртутного столба.
— Это ещё зачем?
— Рыба лучше клюёт!
— Я вот я загадала бы желание, чтобы выйти замуж за японца!
— Почему это за японца-то?
— А у них технология самая передовая!

Ответить
Развернуть ветку
Никита Хисматов

А я хочу, чтобы коммунизм победил (с)

Ответить
Развернуть ветку
Corbyan
если объединить принтер, сканер и ксерокс

То получится хуйня! Потому что ксерокс это бренд, а устройство называется копир.
Что вдвойне бред потому как если объединить принтер и сканер то уже получается копир. Что будет если объединить копир и копир? Хуйня!

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Асташкин

Если объединить принтер и сканер, то получается МФУ, но не копир, разве нет? Поскольку копиры в самой своей изначальной сути только копируют, и не поддерживают отправку на них печати

Ответить
Развернуть ветку
Эдуард
Ответить
Развернуть ветку
Игорь Кайнов

сейчас кто то еще диски слушает? в утиль!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Stanislav

Классный дизайн. Особенно лифт Hitachi прям бомба. Обожаю такой футуристичный минимализм.

Ответить
Развернуть ветку
Демид Московский

С изоляцией в хижине без цивилизации это он неплохо придумал, респект за самоотдачу.

Вообще, интересно бы почитать про дизайнеров домашних предметов Сяоми, у меня есть несколько и я их просто обожаю.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Rashevskiy

Очень интересно. В заголовок вынесено: «Считает, что любое устройство должно выполнять небольшое количество функций. Например, если объединить принтер, сканер и ксерокс, интерфейс будет сложным, — лучше проектировать каждый по отдельности.».

Видимо считает так, но делает - наоборот.
Так как дальше в статье пример принтера: CLX-4195, Color Laser Multifunction Printer в котором кроме принтера со сканером еще и факс есть 😂 у меня дома стоит из этой серии чб принтер.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Rashevskiy
Ответить
Развернуть ветку
Юрий Брусков

Вы украли мой комментарий.

Ответить
Развернуть ветку
Российский Крым

Плеер хорош. Но тянуть за шнур идея спорная, в любой инструкции на электроприбор пишут не тянуть за шнур.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Морошин

Шнур-выключатель абсолютно классическая вещь: светильники, вентиляторы

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Андрей Солозобов

Этот шнурок придуман, чтобы кошка не скучала а прыгала на него.

Ответить
Развернуть ветку
Leonov Evgeny

Не тянуть за шнур, когда из розетки вилку. А тут шнур скорее всего через рычаг, нажимающий кнопочку, т.е. усилий минимум

Ответить
Развернуть ветку
Когда-то был

А разве хороший дизайнер?

Ответить
Развернуть ветку
NihlistNif .

Есть такие наушники Meze. В интервью автор (владелец) утверждал, что хотел сделать просто удобные и эстетически приятные наушники, звук был вторичен (в плане приоритетов разработки). Дерево, разбираются до винтика, всё такое. В итоге получились отличные наушники, которые вошли в самые разные топы и получили прям признание. Собственно, я сам отдал за них 400$ (не реклама)

Ответить
Развернуть ветку
Эмин Абдуллаев

Классная статья!

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Танасевич

Японцы всегда отличались и будут отличаться компактностью и удобством, в этом они молодцы

Ответить
Развернуть ветку
Creo Type

Ну вот про разделение функций можно поспорить, по теории решения изобретательских задач обьединение и сворачивание функций имеет смысл, иначе смартфоны например могли бы только звонить

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Краснова

Очень круто)Простота - залог успеха)

Ответить
Развернуть ветку
Alice B

С опаской смотрю на этот плеер. Так и кажется, что диск сейчас слетит и на полной скорости снесет тебе башку, как сюрикэн.

Ответить
Развернуть ветку
Строганов Иван

Мужик похож на вице-президента Сони Интеректив, забыл как его.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.
Ответить
Развернуть ветку
Sambur Alexandr

Как-то мало фамилии Фукасава в статье), непорядок!))

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Байкалов
Ответить
Развернуть ветку
Yatypoybot Tebya

Создатели мфу. Ну да ну да пошли мы на фиг )

Ответить
Развернуть ветку
Демид Московский

У меня есть домашний МФУ, в половине случаев использования я хочу выкинуть его в окно.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Ulex

вобщем такие нужны, чтобы сказать своим дизайнерам - "такую фигню не делать!" :)

Ответить
Развернуть ветку
BloodyKompot

Японский баухаус?

Ответить
Развернуть ветку
Noler Unity

"Например, если объединить принтер, сканер и ксерокс, интерфейс будет сложным, — лучше проектировать каждый по отдельности." - он как японец должен kyocera пользоваться, нормальный там интерфейс

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Кайнов

Не знаю как в японии, я за 20 лет разработал кучу коллекций мебели, хоть бы рубль капал, обычно разработал- иди нафиг, у нас промышленный дизайн совсем не ценится, вот сайты итд это да, а тут так, дизайнер скорее слово ругательное, дискредитировали всякие рисовальщики и им подобные. Работаю быстро и четко, по системе, мои знания нафиг никому не нужны, ну может детям передам. В строгановке такому не учат- небывальщину проектируют итд, а кто то, типа меня должен для фабрик коллекции мебели проектировать, они потом на много миллионов и много лет продает, ты же так- пахарь! Есть кто уже 15 лет продает, и недавно кое что скопировали, прям горжусь. Но вот мебелей не давали и помощи от государства НОЛЬ! Но кручусь тк это больше интересно, нужно получать удовольствие от работы. А кто то табуретку придумал и капает с нее всю жизнь- это не НАШ случай- у нас другие герои! В нашей стране альтруизм моден! Но я тему двигаю и на конференциях выступаю, кто то должен! Еще у нас к итальянцам с предыханием, японцы можно, а вот свой - не не модно!

Ответить
Развернуть ветку
onepositive

Статья ниче так. Но я охерел от кол-ва ссылок в ней

Ответить
Развернуть ветку
49 комментариев
Раскрывать всегда