{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Перед тем как создавать продукт, думает, как его упростить: как устроен минимализм японского дизайнера Наото Фукасавы Статьи редакции

Создал внешний вид одного из самых известных нетбуков Samsung N310 и придумал настенный CD-плеер Muji. Считает, что любое устройство должно выполнять небольшое количество функций. Например, если объединить принтер, сканер и ксерокс, интерфейс будет сложным, — лучше проектировать каждый по отдельности.

Кто такой Наото Фукасава

Будущий дизайнер родился в японском городе Яманаси в 1956 году. Он часто пропускал школу из-за проблем со здоровьем. В такие дни мальчик сидел дома и рисовал. Дизайнер говорил, что это у него получалось неплохо с самого детства.

Однажды он просматривал книгу о профессиях и наткнулся на определение промышленного дизайнера и узнал, что они делают людей счастливыми с помощью объектов. Идея ему понравилась, и в 18 лет Фукасава решил получить художественное образование.

Он поступил в Университет Тама, на факультет искусства и 3D-дизайна, который окончил в 1980 году. Сразу после этого он устроился в корпорацию Seiko-Epson, где разрабатывал часы. В компании Фукасава проработал восемь лет.

В 1989 году Фукасава уехал в США, где присоединился к ID Two — небольшой компании, занимающейся в основном дизайном электронной техники, где работало 15 человек. Со временем, она выросла в международное бюро промышленного дизайна IDEO c филиалами в США, Европе и Азии. В 1996 году Фукасава возглавил представительство IDEO в Токио.

Дизайнер известен своими лаконичными проектами. По его мнению, вещи должны не привлекать внимание, а создавать фон, потому что центр жизни — это человек.

Один из самых известных проектов — дизайн CD-плеера для компании Muji — он придумал 1999 году во время дизайнерского исследования «Без раздумий». Проигрыватель крепится на стену и имитирует вентилятор, в котором вращается диск. Динамик встроен в корпус, а крышка отсутствует. Шнур питания свисает, работая как выключатель — достаточно потянуть, чтобы музыка заиграла.

Наото Фукасава с CD-проигрывателем, созданным для Muji

Дизайнер вдохновился кухонным вентилятором. По его мнению, поток воздуха похож на музыку, которая медленно «плывёт» к человеку. А идея со шнуром, который нужно дёрнуть, чтобы включить проигрыватель, по мнению Фукасавы, соответствует тому, что нужно нажать кнопку, чтобы диск заиграл.

Фукасава предложил CD-плеер компании Muji. Проигрыватель начал хорошо продаваться, а Нью-йоркский Музей современного искусства включил проигрыватель в свою постоянную коллекцию.

Впечатлившись такими результатами, Muji в 2002 году пригласила дизайнера в свой консультационный комитет. Фукасава стал арт-директором технического направления, которая продавала товары для дома, мебель и электронику.

В том же году Фукасава ушёл в «свободное плавание» и стал независимым дизайнером. Он основал в Токио собственное бюро Naoto Fukasawa Design, которое занимается разнообразными проектами — от электроники и мебели до освещения и внутреннего устройства помещений. В 2003-м — создал бренд ±0, который выпускает товары для дома.

В 2004 году Фукасава придумал серию креативных упаковок для фруктового сока. Пакеты с напитком выглядят точно также как фрукт, из которого он сделан.

Упаковки для сока

Для полного сходства дизайнер добавил ворсинки на «кожице» киви, тёмные пятнышки на бананах, зёрнышки на поверхности клубники — всё это создаёт облик настоящего фрукта. Фукасава считает, что такая упаковка не только привлекает внимание, но и поднимает настроение.

Упаковки для сока

В 2007 году Фукасава представил проект на Кёльнской мебельной выставки IMM Cologne. Ежегодно организаторы предлагают известным дизайнерам и архитекторам реализовать свои представления об идеальном доме.

Интерьер идеального дома Фукасавы

Фукасава создал гармоничный и лаконичный дизайн с минимумом цветов и предметов.

Интерьер идеального дома Фукасавы

Позднее, в 2015 году Фукасава продолжил экспериментировать с дизайном интерьера — он спроектировал деревянную хижину, где можно отдохнуть от городского шума и суеты. Помещение выглядит минималистично и снаружи, и внутри.

Дом придуман так, чтобы внутрь попадало максимум естественного света: окна во всю стену и прозрачная дверь. Из мебели здесь только кровать, стол и стулья.

В 2009 году Фукасава разработал дизайн нетбука N310 для компании Samsung. Он выглядит сдержанно и отличается «безрамочным» экраном — глянцевое покрытие, которое защищает матрицу, уходит в края корпуса крышки.

Samsung N310

Основные детали внешнего вида ноутбука: скругленные грани корпуса, «пластилиновая» фактура поверхностей и крупный логотип производителя, который занимает всю ширину верхней крышки, выступая отдельным элементом дизайна.

Корпус имеет обтекаемые грани, прорезиненную заднюю панель дисплея и «мягкую» клавиатуру из матового пластика и тачпад со сплошной кнопкой. Порты разнесены по бокам, на фронтальной стороне находится лишь слот кардридера.

Samsung N310

В крышке нет ни защелки, ни дополнительной системы фиксации. Она держится за счёт силы трения в петлях.

В 2009 году дизайн ноутбука удостоился награды — Good Design Award Gold. Кроме этого, Наото Фукасава — обладатель премий IDEA Gold Award, if Gold Award, D&AD Gold Award.

В 2015 году Фукасава работал с компанией Hitachi над созданием концепции пассажирского лифта.

Лифт Hitachi

Фукасава считает, что у людей есть склонность скапливаться по углам лифта, поэтому он соединил стены в бесшовную округлую форму. Внутри кабины — изогнутый хромированный поручень, который плавно перетекает с одной стены на другую.

Лифт Hitachi с дизайном Наото Фукасава

Вместо стандартных кнопок дизайнер использовал вертикальную жидкокристаллическую панель управления.

Высота потолка больше, чем в обычном лифте. А сверху встроена панель верхнего освещения с двумя типами светодиодов. Они изменяют цвет подсветки в зависимости от времени суток или сезона.

Снаружи в стену встроены две панели с сенсорными экранами, которые показывают, где находится лифт.

Дизайн лифта получил награду Good Design Award в 2015 году.

В 2021 году компания Realme анонсировала смартфон серии GT Master Edition, внешний вид которого разработал Фукасава. Дизайнер вдохновлялся обликом современных чемоданов. Задняя крышка смартфона покрыта трёхмерной экокожей.

Смартфон с автографом Фукасава

Сейчас Фукасава возглавляет Naoto Fukasawa Design и ±0, курирует или консультирует IDEO и Muji. Он читает лекции в двух Токийских университетах — в Университете искусств Мусасино и в Университете искусств Тама, а с 2021 года работает куратором Музея народных ремесел Японии в Токио. Кроме этого, он возглавляет первый в Японии музей дизайна 21_21 Design Sight.

Концепция дизайна Фукасавы

По его мнению, нельзя оценивать вещи сами по себе — они окружены жизнью, поэтому дизайн должен касаться не только самих объектов, но и всех вещей в пространстве. Продукт, человек и окружающая среда должны сочетаться между собой и «поддерживать хорошие отношения друг с другом». Это достигается благодаря минимализму.

Минимализм для Фукасавы — это не только простота, это гармония и подходящая обстановка. Дизайнер уверен, что благодаря минимализму и высокому качеству предмет прослужит несколько поколений и не надоест.

Прежде чем начать создавать продукт, он едет в свою горную хижину и проводит несколько дней в аскетичной среде без электричества и воды. В это время он думает, действительно ли современному человеку нужна вещь, над которой он собирается работать, и решает, как упростить её.

Фукасава стремится к тому, чтобу «убрать себя» из проекта. По его мнению, предмет в любом случае несёт «отпечаток» рефлексии дизайнера, но дополнительное выражение индивидуальности автора в предмете — излишне.

Разрабатывая внешний вид предмета, Фукасава руководствуется несколькими правилами.

«Без раздумий»

Этот принцип Фукасава считает ключевым в работе — он предлагает учитывать в дизайне бессознательные реакции и естественное поведение людей, а не то, что они говорят.

По его мнению, если человеку приходится разбираться, как работает плеер — это плохой дизайн. Понимание того, как пользоваться продуктом должно быть интуитивным или бессознательным.

Для этого предмет должен быть простым и выполнять небольшое количество функций. Например, если совместить в одном устройстве принтер, сканер и ксерокс, интерфейс будет сложным. Лучше проектировать каждый по отдельности.

Принтер Samsung, дизайн Фукасавы

Концепция тактильного брендирования

Визуальное восприятие — лишь часть дизайна. Человек не только смотрит на предметы, но и прикасается к ним — пользуясь предметом изо дня в день, он привыкает к форме, весу, фактуре. Поэтому тактильное восприятие должно передавать суть предмета. Если корпус телефона выглядит алюминиевым, а на самом деле пластмассовый — по мнению Фукасавы, это обман покупателя.

Если техника, то самая передовая

Когда Фукасава берётся за разработку техники, например, мобильного телефона, он делает акцент на высокотехнологичности. Дизайнер считает, что нужно стремиться к созданию чего-то нового, чтобы хотя бы один раз можно было использовать слово «самый»: «самый тонкий», «самый лёгкий», «самый быстрый». В противном случае это не будет интересно современному человеку.

Телефон W11K

Он также считает, что техника должна делать жизнь человека более комфортной, но при этом не должна отвлекать. В пример он приводит «умный дом»: автоматическое включение света, изменение температуры в зависимости от времени суток, запрограммированный на определённое время подогрев полов.

Эффект «Двойного вау»

Человек должен удивляться предмету не только до покупки (первое «вау»), но и после его использования (второе «вау»). По мнению Фукасавы, второго «вау» добиться сложнее.

0
52 комментария
Написать комментарий...
Yatypoybot Tebya

Создатели мфу. Ну да ну да пошли мы на фиг )

Ответить
Развернуть ветку
Демид Московский

У меня есть домашний МФУ, в половине случаев использования я хочу выкинуть его в окно.

Ответить
Развернуть ветку
49 комментариев
Раскрывать всегда