Редизайн не спасет ваш сайт, или Почему иногда лучше делать дизайн с нуля
Скажу сразу, дизайн с нуля я люблю делать больше, чем редизайн. И не только потому, что за редизайн меньше платят (на самом деле, не всегда). Просто такая услуга, как обновление дизайна, подойдет лишь в 10% всех случаев. В статье расскажу, в каких.
На статью на меня натолкнул запрос одного клиента. Он обратился ко мне с просьбой редизайнить устаревший сайт. Но, взглянув на объем работы, я поняла, что одним обновлением дизайна здесь не обойтись. Сайт был ОЧЕНЬ неудобен, не хватало многих нужных функций. Если честно, то я вообще удивилась, что клиент мог что-то продавать с его помощью.
Я попыталась объяснить клиенту, что одного редизайна мало, нужно пересобирать весь сайт. Но слушать меня заказчик не хотел, свято уверовав, что изменение цветовой гаммы и более современные кнопочки прибавят ему клиентов.
Почему это не работает
В 90% случаев за редизайном ко мне приходят, когда сайту минимум 3-7 лет, и он изобилует горами SEO-текстов, непонятными поп-апами, кучей ненужных пунктов меню и прочими прелестями. Еще 5% – это предприниматели, которые сами слепили сайт «из того, что было», столкнулись с непонятками клиентов и решили доверить дело профессионалу, чтобы он что-то поправил.
Почему дизайнер не может махнуть волшебной палочкой, натянуть на сайт новое оформление и привлечь кучу клиентов? Подробнее можно почитать в этой статье , но краткая суть такова: дизайн для сайта – это не главное.
И очень старые, и «самопальные» сайты объединяет одно – плохой UX. В первом случае механизмы взаимодействия с клиентами просто безнадежно устаревают, а во втором – они вовсе могут быть не продуманы. Пытаться реанимировать такой сайт – то же самое, что красить автомобиль сразу поверх ржавчины, проблемы это не решит.
Когда вам не нужен редизайн
- Когда вашему сайту больше 3-7 лет. Скорее всего, устарел не только внешний вид, но и сама структура. В этом случае лучше заново создать прототип сайта с учетом современных требований UX.
- Когда вы сами делали сайт, не учитывая юзабилити. В этом случае вам, тем более, нужна помощь специалиста по UX.
- Когда вашему сайту 1-2 года. Скорее всего, выглядит он еще нормально и современно. Конечно, я смогу сделать его редизайн, если очень хочется – но зачем? Чаще всего, сделав аудит и анализ метрик, текущий сайт можно улучшить и получить больше конверсий.
- Когда трафик или количество конверсий резко уменьшилось. Вряд ли вам поможет только редизайн. Нужно разбираться в технических причинах – возможно, на SEO или реклама перестала корректно работать.
- Когда вы создали сайт недавно, с помощью профессионалов, принципам UX он соответствует, но все равно не работает. Даже если все сделано правильно, для «раскрутки» нужно время. Если хочется что-то поменять – можно начать с аудита сайта или рекламных компаний, возможно, найти проблему будет легче.
- Когда вы просто хотите что-то поменять. Есть золотое правило: «Работает – не трогай». Помните ту историю с Кинопоиском, когда ресурс поменял дизайн, а пользователи потом закидали его гневными требованиями вернуть все, как было? Они уже привыкли к старому интерфейсу и не собирались от него отвыкать, хотя он был уже чууууть-чуть устаревшим. Вместо кардинальных изменений можно вносить мелкие правки – например, менять внешний вид кнопок или анимацию меню.
И все-таки, имеет ли редизайн право на жизнь? Конечно!
Когда редизайн можно сделать
- Если вашему сайту 3-5 лет, его структура создана по принципам UX, и вы просто хотите его осовременить.
- Если вы ввели несколько новых услуг, и требуется перерисовать меню, нарисовать новые разделы.
- Если вы сменили позиционирование компании.
- Если поток клиентов медленно снижался на протяжении длительного времени, вы хотите обрести новых клиентов и готовите рекламную компанию.
- Если у конкурентов появились новые «фишки» на сайте, и вы хотите их внедрить. Но сначала проанализируйте, какие задачи решают эти «фишки», и действительно ли они вам нужны.
- Вам нужно адаптировать сайт под мобильную или планшетную версию.
Как правильно провести редизайн
Часто редизайн негативно сказывается на позициях сайта в поиске – если техническая часть проведена неправильно. Или пользователи вдруг требуют вернуть все как было. Вы должны быть готовы к таким ситуациям, поэтому:
- Обязательно архивируйте старую версию сайта.
- Максимально сохраните старые URL, тайтлы и дескрипшены.
- Внимательно настройте все перелинковки, руководствуясь картой сайта. Не забудьте залить новый sitemap.
- Замерьте показатели аналитики до редизайна, чтобы затем сравнить с трафиком и конверсиями после.
И главное: если вы настроены на редизайн, ваш сайт УЖЕ должен иметь высокий уровень юзабилити и продуманные пользовательские пути. Другими словами, структура сайта должна быть удобной для клиентов. Если, при запросе на редизайн, я увижу, что структура тоже требует серьезной доработки, то обязательно предложу клиенту сначала решить вопрос с этим. А при отказе – извините – делать редизайн откажусь. Не люблю я краской по ржавчине работать :)
Дизайнеры, а как относитесь к таким запросам вы? Всегда ли клиент для вас прав, или вы тоже учите клиентов, как должна строиться работа по сайту? Жду ваших комментариев!
Прекрасно, но оторвано от жизни. К примеру, типичный кейс - ux/ui зафигачили прототип, на прототипе выборка таблицы элементов, где элементы лежат в разных базах и не маппятся между собой. Или спроектирован поиск умный, которого нет, и внедрять который чисто на бэке встанет часов в 800, и это только готовое решение, а писать своё такое встанет в годы. Но красиво задумано, не спорю.
Или приходит потом фронт, смотрит на это всё и спрашивает: а ребят, компоненты не судьба? Так и надо, да, тут такой чекбокс, тут другой, а потом css- ник весит в пару мегабайт и js , даже чанкированный, по 15мб на чанк на каждую страницу.
Поэтому тут вопрос надо задавать не "а вы готовы в ux, чтобы дизайн делать", а " А у вас разработка готова внедрить что?". А уже после этого и принимать решение совместно с руководителями разработки, продуктами и т.д. И для маленьких компаний это тоже, к сожалению, актуально. У меня на позапрошлой работе вот, 2 проекта выйдут, я их 2 года назад вёл ещё, и вот допилились. Уже и дизайн успел устареть, и прога шагнула, и функционала навешалось, а всё ещё прошлое невнедряемо.
Вот это вот опасно и грустно
Вы описали несколько кейсов, которые встречаются в реальной жизни, однако не согласна с тем что моя информация "оторвана от жизни".
В первую очередь, в вашем комментарии перемешан дизайн-фронт-бек и задачи бизнеса и если подходить к задаче только с точки зрения дизайна - конечно, есть шанс встрять в историю, которая закончится не скоро.
Я подхожу к этапу дизайна с точки зрения бизнеса, а значит сначала нужно поставить цели, определить возможности, вовлеченный персонал и потом уже на базе всего вышеперечисленного что-то делать. На реальном примере - недавно я аудит одного крупного магазина и фактически мы записали 18 задач в todo на неделю, 27 на 1-3 месяца и 5 (в том числе умный поиск) - на когда-нибудь. И все это параллельно с разработкой уже запланированного и оставляя время на решение багов.
Да, пожалуй с утра после еды я благосклонное, и тут проблема яйца курицы рассмотрена (делать ли в дизайне элемент, который рискует не доехать до прода до момента следующей итерации доделок дизайна)
Нет, не делать.
Работа с UX дизайнером - это процесс с еженедельными результатами, а не сделал дизайн и забыл. Соответственно, когда фича потребуется - ее можно дорисовать в течение недели.