{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

«Держите мой отклик!». Почему дизайнерам не отвечают на отклики по вакансиям

Привет! Я Ваня Соловьёв, дизайн-директор в «СберЗдоровье». Сегодня я расскажу про процесс найма продуктовых дизайнеров со стороны работодателя. Уверен, что подобных статей множество, поэтому сделаю акцент на других вещах, о которых мало кто рассказывает.

Цель моей статьи — дать ответы на вопросы:

  • Как выстроен процесс найма в продуктовой компании?
  • Какими вводными обладает эйчар при начальном поиске?
  • На что смотрят эйчар и дизайн-менеджер при отборе?
  • Как они принимают решение о том, что с кандидатом можно продолжить общение?
  • Почему вам не отвечают и не дают обратную связь?
  • Что сделать, чтобы ваше резюме заметили?

«Нам нужен дизайнер!»

Вот компания пришла к тому, что ей необходимы новые ресурсы и дизайнер встал в план найма. Дизайн-менеджер на встрече с эйчаром рассказывает, чем будет заниматься дизайнер и какими качествами он должен обладать.

После встречи формируется примерный портрет кандидата. Для каждой компании он свой, поэтому я покажу усреднённый портрет в моей команде. Осознанно опустил базовые навыки и владение инструментарием. Например, Фигмой — это стандарт индустрии, без неё никуда.

Портрет дизайнера:

  • желательно из продуктовой компании;
  • образование не важно;
  • опыт продуктового дизайна от 2 лет;
  • открытость к знаниям и интерес к новому;
  • вменяемое портфолио, лучше не на Бехансе;
  • хорошие коммуникационные навыки.

Начинаем искать дизайнера мечты

Мне нравится искать дизайнеров самому. Размещаю вакансию на дизайнерских ресурсах, по-человечески описываю требования и разбираю отклики от ребят. Параллельно эйчары размещают вакансию на профильных ресурсах и сами активно ищут ребят.

У каждого из нас в голове есть портрет идеального кандидата, который я описал выше. Это правда, что кандидатов обычно много, поэтому мы смотрим бегло по ключевым точкам.

Досконально изучать каждый отклик физически невозможно. Это не прихоть — это неизбежность.

Чтобы пройти первый этап отбора, вам достаточно знать эти три ключевые точки, на которые смотрят многие эйчары и дизайн-менеджеры.

Три ключевые точки

Сопроводительное письмо

Это палка о двух концах. Его цель — вызвать расположение к вам с первых строк.

Если вы честно пишете об отношении к компании, о своих навыках, которые могут помочь ей — это почти 100% переход по воронке дальше.

Если вы просто вставляете шаблонное сообщение и/или накачиваете его канцеляризмами, то это точно моментальный выброс из воронки.

«Доброго времени суток! Мне нравится Ваша компания, и мои навыки непременно пригодятся Вам…»

Плохие шаблонные сообщения сразу распознаются и не вызывают расположения к вашей кандидатуре.

Либо пишите сопроводительные письма осознано и хорошо, либо не пишите их вовсе.

Описание опыта

Неважно, где вы описываете свой опыт: в письме, резюме или на своём личном сайте-портфолио. Это должен быть рассказ, а не перечисление фактов. Рассказ о том, какие проблемы и задачи были перед вами, как вы их решали и к чему это привело. Его можно уместить в пару предложений или абзацев — суть не изменится.

Поймите, каждый продуктовый дизайнер «создаёт веб и мобильные интерфейсы», «проектирует UX/UI», «соблюдает гайдлайны» и т. п. Без этих основ вы не сможете работать продуктовым дизайнером. И писать о таких вещах не имеет никакого смысла.

Вам сложно писать о себе? Возьмите за основу «скелет» и наращивайте «мясо» из вашего опыта.

Какие задачи и проблемы были перед вами? → Как вы их решали? → К чему это привело?

Неважно где вы описываете свой опыт: в письме, резюме или на своём личном сайте-портфолио. Это должен быть рассказ, а не перечисление фактов.

Портфолио

Не секрет, что при отборе продуктовых дизайнеров важно понять, как они мыслят. Поэтому в портфолио хочется видеть рассказ с примерами интерфейсов, а не просто красивые картинки.

Если ваше портфолио ведёт на Беханс, то чаще всего там можно обнаружить красивые мокапы с интерфейсами. Да, эйчара может впечатлить, как вы оформили свои кейсы, и он на радостях поведёт вас дальше по воронке. Однако, дизайн-менеджер оценивает совсем иначе.

Представьте: в одной вкладке браузера открыты ваши красивые мокапы на Бехансе, в другой — портфолио в Ноушене от другого дизайнера. Вы показываете картинки, а он рассказывает и показывает, как придумал и реализовал фичу, приводит результаты исследований и так далее. Думаю, что понятно, каким кандидатом заинтересуется дизайн-менеджер. Спойлер: не вами.

Когда на вакансию откликается много продуктовых дизайнеров, я сперва отсматриваю кандидатов с портфолио не на Бехансе: красивые картинки можно посмотреть потом.

Красивый кейс на бихансе сможет «продать» вас эйчару, но дизайн-менеджер посмотрит на него вскользь и пойдет с интересом читать текстовый рассказ о фиче в Ноушене у другого дизайнера.

Нашли хороших кандидатов, а про остальных забыли

Почта и Телеграм дизайн-менеджера или эйчара завалены откликами кандидатов. Отобрав лучших из них, они уходят общаться с ними и забывают про остальных. К сожалению, такое бывает часто.

Норма ли это? Нет, это не норма. Это отсутствие эмпатии к человеку: он сделал усилие и откликнулся на вакансию. Пусть он хоть сразу и не подошёл, но оставлять его в неизвестности — плохо. Он не получит обратной связи один, два, десять или двадцать раз. Для него это станет привычным: откликаешься на вакансию — готовься, что тебе не ответят.

Представьте: дизайнер всё же находит работу, поднимается по карьерной лестнице, становится дизайн-менеджером, начинает сам нанимать людей и пишет только тем, кто подошёл ему. Так он привык, так сформировал его прошлый опыт. На этом круг замыкается.

Его ли это вина? Нет, это вина эйчаров и дизайн-менеджеров, которые раз за разом прививали ему идею, что молчать — это нормально.

Мы сами создаем своё будущее и косвенно влияем на будущее других. Цените людей и их поступки. Отвечать всем — это здорово и правильно.

Вам сложно писать каждый раз что-то уникальное? Сделайте хорошие шаблоны.

«Ха! Да он сам выше писал, что шаблоны это тупо», — возмутитесь вы и будете правы. Но я писал про плохие шаблоны: без души и без смысла.

Да, у меня заготовлены шаблоны для ответов на отклики, чтобы никто не остался без внимания. Если они совпадают с эмоциями, которые хочу передать кандидату, то почему бы и не использовать их?

Вот пример письма, который я отправляю только тем, кто не подошёл, но запал в душу.

*Имя получателя*, привет.

Спасибо за отклик, было приятно познакомиться с тобой поближе. У тебя интересный стиль, но мы ищем немного другой профиль.

В этом письме нет места для грусти, уверен, с твоими навыками и опытом — отличная работа сама найдет тебя. Ведь на рынке дизайнеров так мало хороших кандидатов.

Мне было приятно познакомиться с ещё одним хорошим дизайнером, и поэтому я искренне желаю тебе успехов!

Если после этого кандидат хочет узнать больше деталей, я пишу ему, почему он мне не подошёл.

Мы сами создаём своё будущее и косвенно влияем на будущее других. Цените людей и их поступки. Отвечать всем — это здорово и правильно.

Что сделать, чтобы ваш отклик заметили?

  1. Убедитесь, что описание вакансии совпадает с портфолио и вашим рассказом о себе.
  2. В резюме рассказывайте о вашем опыте, а не перечисляйте банальные вещи.
  3. Сделайте портфолио таким, чтобы оно рассказывало о ваших достижениях, а не представляло коллекцию красивых картинок.
  4. Подумайте, чем вам понравилась компания и что вы можете сделать для неё. Это будет основа для вашего сопроводительного письма.
  5. Объедините пункты 2, 3 и 4 в одно письмо или сообщение и с очень большой вероятностью, вы попадёте на собеседование с дизайн-менеджером.

А дальше что?

А дальше у вас будет несколько этапов собеседований. Писать об этом я не буду, и без того статья получилась объёмной.

Дам лишь один совет. Будьте собой и не старайтесь быть тем, кем вы не являетесь. Это как на свиданиях. Вы можете притворяться и не быть собой, если у вас краткосрочная цель. Если же вы хотите долгих отношений, то быть собой — лучший из вариантов.

Собираем лучшие практики

У вас отличное портфолио и резюме — скидывайте их в комментарии. Это поможет другим ребятам вдохновиться и сделать свои портфолио ещё лучше.

Начну с себя. Хоть моё портфолио и не обновлялось года два, но оно отлично показывает то, что я описывал в этой статье. Взял бы я сам себя на работу, увидев это портфолио? На собеседование позвал бы точно; )

P. S.

Покажите эту статью вашим друзьям дизайнерам. Чем больше человек её увидит, тем больше будет успешных откликов на вакансии.

0
93 комментария
Написать комментарий...
Elena Pliner

"вменяемое портфолио.."
Очень обтекаемая и ничего не говорящая фраза Можно пример "вменяемого" портфолио?

"лучше не на Бехансе;... "Если ваше портфолио ведёт на Беханс, то чаще всего там можно обнаружить красивые мокапы с интерфейсами"

Если второе поясняет первое, то не совсем понимаю логику. Дизайнер так же может повесить красивые картинки на любом ресурсе, включая свой

Так все-таки, почему не на Бехансе? Насчет "чаще всего...красивые мокапы" совершенно не согласна. Достаточное количество кейсов с аналитикой и четким рассказом почему делается так, а не иначе, как дизайнер приходит к тому или иному решению.

Ответить
Развернуть ветку
СберЗдоровье
Автор

Лена, продублирую ответ, который я дал ниже.

Делая аналогию с Беханс, я хотел сказать, что важно показывать свои мысли, а не красивые картинки. Что на Бехансе часто показывают свои картинки, а не мысли.

Это как с тем, если тебе скидывают ссылку на портфолио в Гугл-диск. Да, там тоже можно показать свои мысли, но чаще мы видим картинки в .jpeg
И складывается стереотип, что если портфолио на Гугл-диске, то ничего хорошего не жди.

Из-за того, что я сделал акцент на Бехансе, потерялась моя ключевая мысль — «не показывай красивые картинки, а показывай свои мысли, сопровождая их красивыми картинками»

Ответить
Развернуть ветку
Elena Pliner

Спасибо. Я спрашивала и мне реально было бы интересно посмотреть кейс офигенного в Ваших глазах кейса. Не просто так спрашиваю, я ux/ui дизайнер и как раз занимаюсь и аналитикой. Для меня кейс это так же, как и для Вас не просто картинки, а обстоятельная история работы с проектом, аргументация, решения, проблемы и так далее.

Ответить
Развернуть ветку
СберЗдоровье
Автор

Лена, вот проект, который я увидел на днях. Кажется, что потрачено огромное количество времени на оформление и написание. Но выглядит так, что я хочу показать вам его, как «офигенный кейс» :)

https://www.behance.net/gallery/139690497/OZON-sovmestnye-pokupki

Ответить
Развернуть ветку
Elena Pliner

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Elena Pliner

Посмотрела. Да, есть к чему придраться, но дизайнерам есть смысл ориентироваться на него) Главное, чтобы не бездумно :)

Ответить
Развернуть ветку
90 комментариев
Раскрывать всегда