{"id":14290,"url":"\/distributions\/14290\/click?bit=1&hash=bece6ae8cf715298895ba844b6416416882fe02c5d18dab2837319deacd2c478","title":"\u041a\u043e\u0440\u043f\u043e\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u043a\u0430\u043a \u043d\u0438\u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435 \u0445\u043e\u0442\u044f\u0442 \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u0447\u0430\u0442\u044c \u0441 \u043c\u0430\u043b\u044b\u043c \u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u043e\u043c","buttonText":"","imageUuid":""}

Заблуждение, которое дорого вам обойдется: UX, UI, Графический дизайнер — это 1 человек

После очередного «а зачем мне прототип» и «нарисуйте мне иллюстрации» я была вынуждена написать эту статью, чтобы раз и навсегда подробно ответить на этот злободневный вопрос и вы, дорогие читатели, перестали терять деньги.

На сайтах о работе наблюдается множество резюме и вакансий, названных “UX/UI дизайнер”. И, на мой взгляд,со стороны дизайнеров это, чаще всего, желание соответствовать сложившемуся рынку или незнание специфики направлений, а со стороны работодателей — отсутствие понимания того, что такое UX, UI и графика.

HR-специалисты нередко думают, что UX/UI — это просто название профессии веб-дизайнера, а графический дизайн — обязательный навык, который точно идет в комплекте со специалистом. Иногда все сводится к желанию сэкономить и нанять мистера “все умею, все могу”, что однозначно приводит к снижению потенциальной прибыли.

Небольшая подборка резюме с различных ресурсов.

Хочу развеять это заблуждение и внести некоторую ясность для тех, у кого не нашлось времени разобраться в том, чем отличаются UX, UI и графический дизайнеры.

UX “няня”, которая на деле — инженер и аналитик

Начнем с простого: User Experience (опыт пользователя, UX) — опыт, который получает пользователь при взаимодействии с вашим продуктом. Соответственно, UX дизайн — это процесс формирования продукта, который будет максимально удобным, понятным и приятным для того, кто будет его использовать.

Следовательно, UX дизайнер — импровизированная “няня” для пользователей, которая делает так, чтобы детки совершили определенные действия:

  • нашли нужный раздел;

  • поняли, как добавить товар в корзину;

  • добавили upsale товары;

  • оставили контактные данные;

  • заметили все кнопки, которые можно нажать;

  • поняли, какая кнопка за что отвечает;

  • попробовали как можно больше функций;

  • поняли, как они работают;

  • были довольны тем, что воспользовались вашим продуктом или сервисом.

В итоге это максимизирует конверсии и увеличивает средний чек. Такой специалист приносит деньги компании, если, конечно, UI дизайнер не испортит изначальную задумку неподходящими цветами или акцентами, а графический — не сделает визуальную часть отталкивающей. Отсюда вытекает еще одна функция UX дизайнера — вместе с арт-директором контролировать результаты других дизайнеров.

Составные части пользовательского опыта

Большая работа

Графический и UI дизайнеры делают красиво и эстетично, для чего нужно, в первую очередь, развитое творческое мышление и знание трендов. Для UX дизайна важно обладать навыками аналитики, психологии, опытом проведения A/B и иных видов тестирования, а также, как минимум, кое-что понимать в маркетинге (но лучше работать с выделенным маркетологом) .

В начале пути нужно продумать весь процесс работы над проектом — что это будет, как будет работать, начальный бюджет, на какую прибыль можно выйти, если все пойдет по плану, а также определиться с KPI и сроками. Если идея обретает более-менее четкую форму, можно начать ее реализацию.

Естественно, прежде чем запустить машину, ее надо прогреть. Для этого маркетологи проводят анализ конкурентов, выделяется УТП продукта, СЕО специалисты предоставляют ядро и структуру сайта, составляется ТЗ на проект. И только после этого машина начинает движение. Тщательная подготовка поможет избежать множества проблем на старте, выбрать правильное направление работы и не слить бюджет из-за низких конверсий.

Исследование

На этом этапе UX специалисты изучают конкурентов с точки зрения интерфейса: где расположены те или иные блоки, чем они наполнены и какие недостатки конкурентов можно сделать нашими преимуществами.

Далее идет работа с целевой аудиторией (ЦА) . Уточняем группы, потребности, требования и способы взаимодействия с продуктом. На протяжении всего исследования нужно составлять, дополнять и обновлять CJM. Только так можно отработать каждый шаг, который проходит клиент к целевым действиям, которых от него ждут.

Мозговой штурм

В штурме рождается истина. Приглашаем маркетолога, рекламщика, дизайнеров и программистов, чтобы обсудить результаты исследований и разработать первичный прототип будущего продукта. Чем больше специалистов — тем лучше (но не перебарщивайте).

На этом этапе всем подробно презентуем результаты исследований и CJM. Совместными усилиями прорабатываем каждый шаг пользователя и то, как сделать его проще и удобнее. Выстраиваем макеты со смысловыми блоками и черновым наполнением элементов будущего продукта.

Хотя мозговой штурм выделен как отдельный этап, тут дело больше в концентрации общения. Более локально, с участием узкого круга лиц, обсуждение будет проходить на протяжении всего процесса.

Воплощение

Плодом исследований и бурных обсуждений становится ТЗ, на основе которого UX дизайнер создает прототипы страниц. Когда его одобряют, за дело берется UI дизайнер, который в соответствии с изначальным ТЗ, ТЗ от UX и брендбуком от графического дизайнера превращает прототип в дизайн сайта. Здесь важен контроль, чтобы UI не добавил слишком много цветов, форм, картинок и анимаций, а то получится слишком “круто”.

Вот что бывает, если не следить за UI дизайнером

Отчет

При помощи различных инструментов, таких как UTM-метки, Яндекс.Метрика, вебвизор и других — анализируем пользовательский опыт, ищем слабые места, выдвигаем гипотезы, проводим A/B тесты, выявляем лучшие варианты блоков, страниц и вносим корректировки. При этом, на основе отчета может запуститься новый цикл, если ожидания и первые гипотезы не оправдались.

Отсюда понимаем: дизайн сайта для бизнеса — итеративный процесс, не имеющий окончания, как и SEO-продвижение. Конверсию можно максимизировать в рамках определенного времени, но с расширением на другие ЦА, изменением конъюнктуры рынка, трендов — нужно дорабатывать имеющийся сайт или начинать с начала. Вспомните, сайты крупных брендов, значимые интернет-магазины чаще всего кардинально меняют дизайн каждые 2-3 года.

Возвращение на этап мозгового штурма

Зачем нужен UI дизайнер

User Interface (пользовательский интерфейс, UI) — это все, что пользователь может увидеть, услышать, потрогать и понюхать. UI дизайнер отвечает за:

  • шрифты;
  • цвета;
  • поддержание фирменного стиля;

  • промежутки между блоками и элементами;

  • размеры блоков и элементов;

  • их иерархия;

Все это он осуществляет в соответствии с подробным ТЗ, прототипом и под контролем UX дизайнера, арт-директора.

Иногда на UI всем плевать

Интерфейс — осязаемая вещь, на которую можно посмотреть. Поэтому UI дизайн — это история про цвета, внешний вид и эстетику. UI дизайнер работает, основываясь на результатах исследований и ТЗ самостоятельно (но под контролем). Для него важны чувство стиля, умение видеть и понимать особенности воздействия тех или иных цветов и форм на человека, очень хорошо разбираться в шрифтах, а также правильно передать мысль UX, чтобы пользователь не потерялся в интерфейсе.

Иногда UI дизайнерам дают слишком много свободы

Задача UX — понимать поведение людей, организовывать собрания и фокус-группы, общаться и взаимодействовать с другими специалистами. Он предлагает новые методы взаимодействия с привычными вещами, чтобы выделить продукт среди конкурентов. Ему нужно уметь слушать, наблюдать, анализировать и проявлять терпение.

А что же графический дизайнер?

Можно сказать, что графический дизайнер создает “упаковку” продукта. Его задача — привлечь внимание, создать атмосферу, помочь запомниться и рассказать историю продукта. Он делает так, чтобы продуктом хотелось обладать и выделяет его среди конкурентов.

Картинки, логотипы, значки, айдентика и фирменный стиль — все к нему.

Пример работы графического дизайнера

Иногда весь сайт - одно большое произведение искусства графического дизайнера. Не всегда уместное, скажем так. И чаще всего - глючное в итоге. 

Для графического дизайнера важно развитое чувство прекрасного и отличное понимание культуры визуального оформления.

Важно не путать графического дизайнера с иллюстратором. Иллюстратор нарисует вам персонажа и 300 изображений для мобильной игры, но редко сможет сделать узнаваемый фирменный стиль, с которым у печатников не будет проблем.

Большая ошибка

Когда HR или руководитель бизнеса не хочет разбираться со спецификой работы тех или иных специалистов, компания — теряет деньги. В сети, чаще всего, появляются объявления 2-х типов:

  1. Ищу одного-в-поле-воина. Такие работодатели хотят сэкономить, нанять на полставки одного человека, который будет с горящей “головой” делать работу троих. Такие специалисты в 90% случаев хороши в чем-то одном, а другое делают, в лучшем случае, на уровне Junior, что не лучшим образом сказывается на конверсиях сайта. Они могут неправильно истолковывать результаты исследований, срывать сроки и быстро выгорать. HR знает, что должен делать дизайнер, но не понимает, что UX и UI и графика — это работа разных людей.
  2. Ищут UX/UI/Граф дизайнера, но делать он будет только UI, потому что нет представления — зачем нужно какое-то исследование, штурм и прочее. Никто, даже нанятый специалист, об этом не расскажет. От непрофессионализма таких кадровиков компании страдают больше всего. Если отдать все в руки UI-дизайнера, он воплотит свои оригинальные идеи, а бизнес не поймет: почему пользователи уходят с сайта, продажи — падают, средний чек всё ниже.

Дизайнер, который должен уметь всё

Странная мода, которую взяли на западе, но не поняли до конца

“Там” — уже давно поняли, что экономия приводит к убыткам, а человек, в большинстве случаев, может стать лучшим только в чем-то одном, а многозадачность приводит к значительному падению эффективности. Отсюда, на зарубежных биржах появляются вакансии, о которых наш рынок может даже не подозревать: UX дизайнеры, UX инженеры, UX аналитики, UX архитекторы и даже UX копирайтеры.

Несколько разновидностей UX специалистов

Оправдан ли такой разброс в профессиях — решать не нам. Однако, количество и качество успешных проектов и стартапов, которые копируют прочие рынки, говорит о многом.

Что же происходит сейчас у нас?

Происходит вот что: до 90% UX/UI дизайнеров рисуют красивые картинки, кнопки, логотипы, анимации (а еще бывает Motion-дизайнер, ага) и могут ввести работодателей в заблуждение, приписывая себе навыки специалиста по UX, “графа” с поверхностным пониманием того, что это такое. При этом, не стоит укорять только дизайнеров: кадровики и владельцы бизнеса, не уделившие время на изучение специфики работы специалистов, также попадают в ловушку, которую расставили себе сами.

Что делать в такой ситуации? Дизайнерам — развиваться в одном из направлений, к которому лежит душа и не брать вводить в заблуждение работодателей. А HR — просвещаться, читать профильные материалы, общаться со специалистами той области, откуда нужен сотрудник, чтобы понимать всю специфику и подводные камни при найме сотрудников.

Конечно, не всем нужны отдельные специалисты по UX, UI и графике. Если вам нужен простой лендинг, визитная карточка, сайт разового мероприятия на 30 человек или у вас бюджетный стартап, можно обойтись одним специалистом. Если для вас сайт — важнейший источник продаж, вам нужна максимальная конверсия, максимальный средний чек и узнаваемый стиль, чего без UX дизайнера и профессионального граф. дизайнера — 100% не достичь. Да, такой сайт будет стоить в 2.5 раза дороже, чем сайт сделанный только UI дизайнером, но такая инвестиция окупится быстро.

А что Лена?

Когда я пишу о себе — я называю себя UX/UI/Motion дизайнером. А стоит за этим вот что:

  • UX простых проектов я делаю сама, на сложных проектах (банки, застройщики, крупные магазины, производители) — я всегда привлекаю отдельного UX специалиста.
  • Также я могу сделать простой Motion, однако для сложного — мне помогает Motion-дизайнер с 7-летним опытом.
  • Я не возьмусь делать сложный проект, если заказчик не выделит отдельный бюджет на активности, связанные с анализом статистики, конкурентов и привлечение профильных специалистов, чего советую и коллегам по цеху.
  • Подписывайтесь, вступайте в сообщество Юзабилити, в планах — много интересных материалов.
  • Присоединяйтесь к авторам сообщества. За хорошие статьи по теме Юзабилити я предлагаю 4000-10000 рублей за материал. Свяжитесь со мной, предложите темы, чтобы начать зарабатывать.
  • Всегда рада нетворкингу с UI/Motion-дизайнерами и Frond-end — вы знаете где меня найти.

А вы пишете в резюме “UX/UI дизайнер”? Если да, вы уверены, что сможете предоставить качественные услуги по обоим направлениям?

0
90 комментариев
Написать комментарий...
Labeling

Честно говоря, не очень понимаю смысл этой статьи. О пользе специализации люди знают ещё со школьных уроков истории.

Но надо понимать, что есть проекты с разными бюджетами - маленькими, где хорошо если найдётся роль на одного дизайнера - UX/UI и графического. И проекты с большими бюджетами, где на UX может быть целая команда сформирована.

Я подозреваю, что низкобюджетных проектов - большинство, поэтому и пестрят вакансии заголовками о UX/UI дизайнерах и сколько не писать таких статей - ничего не изменится, маленький проекты останутся, UX/UI дизайнеры будут требоваться.

Если человек позиционирует себя как узкий специалист - ему надо отбрасываться все эти UX/UI вакансии, а идти в большие компании на большие проекты, делать большие вещи.

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman (UX/UI Дизайнер)
Автор

Смысл статьи в том, что большая часть малого и среднего бизнеса МОЖЕТ себе позволить UX-дизайнера на постоянку или для консультаций, но не видит в этом смысла, думая что UI им закроет всё.
При этом наличие UX критично важно, потому что если сайт - основной канал продаж компании, то лучше срезать косты где-то в другом месте.

То, что часто подразумевается под малым бизнесом - есть микробизнес, вот в нем привлечение UX может быть слишком дорого.

Ответить
Развернуть ветку
Labeling

Представьте себе, что вы не единственная, кто говорит бизнесу на что им «критически важно» потратить деньги, но если бизнес будет прислушиваться ко всем таким людям - он вылетит в трубу.

В конце концов, им не требуется лучший в мире UX, им требуется приемлемый и предсказуемый UX, такой как у всех. Ключевая фраза «как у всех». И штатный UI дизайнер Вася вполне справится сделать как у всех. Нет, конечно, он может набедокурить, такое иногда случается, но и пришлый UX дизайнер тоже может набедокурить. Притом с большей долей вероятности, так как профессия это редкая, специалистов почти нет.

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman (UX/UI Дизайнер)
Автор

Микробизнесу "как у всех" будет вполне достаточно, малому - вряд ли. Если сравнивать сайт и обычный магазин - вы говорите о том, что не важно будет ли понятно что написано не вывеске, достаточно +- скопировать конкурентов.
Посмотрите на вывески своего города и убедитесь, что это не сработало. А банальная консультация по цене пары обедов в ресторане помогла бы избежать многих очевидных факапов.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Tarotin

Вот поэтому в россии и нет конкуренции: везде всё как у всех, как-нибудь, да хоть как-то. Так и живем.

Ответить
Развернуть ветку
87 комментариев
Раскрывать всегда