{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Заблуждение, которое дорого вам обойдется: UX, UI, Графический дизайнер — это 1 человек

После очередного «а зачем мне прототип» и «нарисуйте мне иллюстрации» я была вынуждена написать эту статью, чтобы раз и навсегда подробно ответить на этот злободневный вопрос и вы, дорогие читатели, перестали терять деньги.

На сайтах о работе наблюдается множество резюме и вакансий, названных “UX/UI дизайнер”. И, на мой взгляд,со стороны дизайнеров это, чаще всего, желание соответствовать сложившемуся рынку или незнание специфики направлений, а со стороны работодателей — отсутствие понимания того, что такое UX, UI и графика.

HR-специалисты нередко думают, что UX/UI — это просто название профессии веб-дизайнера, а графический дизайн — обязательный навык, который точно идет в комплекте со специалистом. Иногда все сводится к желанию сэкономить и нанять мистера “все умею, все могу”, что однозначно приводит к снижению потенциальной прибыли.

Небольшая подборка резюме с различных ресурсов.

Хочу развеять это заблуждение и внести некоторую ясность для тех, у кого не нашлось времени разобраться в том, чем отличаются UX, UI и графический дизайнеры.

UX “няня”, которая на деле — инженер и аналитик

Начнем с простого: User Experience (опыт пользователя, UX) — опыт, который получает пользователь при взаимодействии с вашим продуктом. Соответственно, UX дизайн — это процесс формирования продукта, который будет максимально удобным, понятным и приятным для того, кто будет его использовать.

Следовательно, UX дизайнер — импровизированная “няня” для пользователей, которая делает так, чтобы детки совершили определенные действия:

  • нашли нужный раздел;

  • поняли, как добавить товар в корзину;

  • добавили upsale товары;

  • оставили контактные данные;

  • заметили все кнопки, которые можно нажать;

  • поняли, какая кнопка за что отвечает;

  • попробовали как можно больше функций;

  • поняли, как они работают;

  • были довольны тем, что воспользовались вашим продуктом или сервисом.

В итоге это максимизирует конверсии и увеличивает средний чек. Такой специалист приносит деньги компании, если, конечно, UI дизайнер не испортит изначальную задумку неподходящими цветами или акцентами, а графический — не сделает визуальную часть отталкивающей. Отсюда вытекает еще одна функция UX дизайнера — вместе с арт-директором контролировать результаты других дизайнеров.

Составные части пользовательского опыта

Большая работа

Графический и UI дизайнеры делают красиво и эстетично, для чего нужно, в первую очередь, развитое творческое мышление и знание трендов. Для UX дизайна важно обладать навыками аналитики, психологии, опытом проведения A/B и иных видов тестирования, а также, как минимум, кое-что понимать в маркетинге (но лучше работать с выделенным маркетологом) .

В начале пути нужно продумать весь процесс работы над проектом — что это будет, как будет работать, начальный бюджет, на какую прибыль можно выйти, если все пойдет по плану, а также определиться с KPI и сроками. Если идея обретает более-менее четкую форму, можно начать ее реализацию.

Естественно, прежде чем запустить машину, ее надо прогреть. Для этого маркетологи проводят анализ конкурентов, выделяется УТП продукта, СЕО специалисты предоставляют ядро и структуру сайта, составляется ТЗ на проект. И только после этого машина начинает движение. Тщательная подготовка поможет избежать множества проблем на старте, выбрать правильное направление работы и не слить бюджет из-за низких конверсий.

Исследование

На этом этапе UX специалисты изучают конкурентов с точки зрения интерфейса: где расположены те или иные блоки, чем они наполнены и какие недостатки конкурентов можно сделать нашими преимуществами.

Далее идет работа с целевой аудиторией (ЦА) . Уточняем группы, потребности, требования и способы взаимодействия с продуктом. На протяжении всего исследования нужно составлять, дополнять и обновлять CJM. Только так можно отработать каждый шаг, который проходит клиент к целевым действиям, которых от него ждут.

Мозговой штурм

В штурме рождается истина. Приглашаем маркетолога, рекламщика, дизайнеров и программистов, чтобы обсудить результаты исследований и разработать первичный прототип будущего продукта. Чем больше специалистов — тем лучше (но не перебарщивайте).

На этом этапе всем подробно презентуем результаты исследований и CJM. Совместными усилиями прорабатываем каждый шаг пользователя и то, как сделать его проще и удобнее. Выстраиваем макеты со смысловыми блоками и черновым наполнением элементов будущего продукта.

Хотя мозговой штурм выделен как отдельный этап, тут дело больше в концентрации общения. Более локально, с участием узкого круга лиц, обсуждение будет проходить на протяжении всего процесса.

Воплощение

Плодом исследований и бурных обсуждений становится ТЗ, на основе которого UX дизайнер создает прототипы страниц. Когда его одобряют, за дело берется UI дизайнер, который в соответствии с изначальным ТЗ, ТЗ от UX и брендбуком от графического дизайнера превращает прототип в дизайн сайта. Здесь важен контроль, чтобы UI не добавил слишком много цветов, форм, картинок и анимаций, а то получится слишком “круто”.

Вот что бывает, если не следить за UI дизайнером

Отчет

При помощи различных инструментов, таких как UTM-метки, Яндекс.Метрика, вебвизор и других — анализируем пользовательский опыт, ищем слабые места, выдвигаем гипотезы, проводим A/B тесты, выявляем лучшие варианты блоков, страниц и вносим корректировки. При этом, на основе отчета может запуститься новый цикл, если ожидания и первые гипотезы не оправдались.

Отсюда понимаем: дизайн сайта для бизнеса — итеративный процесс, не имеющий окончания, как и SEO-продвижение. Конверсию можно максимизировать в рамках определенного времени, но с расширением на другие ЦА, изменением конъюнктуры рынка, трендов — нужно дорабатывать имеющийся сайт или начинать с начала. Вспомните, сайты крупных брендов, значимые интернет-магазины чаще всего кардинально меняют дизайн каждые 2-3 года.

Возвращение на этап мозгового штурма

Зачем нужен UI дизайнер

User Interface (пользовательский интерфейс, UI) — это все, что пользователь может увидеть, услышать, потрогать и понюхать. UI дизайнер отвечает за:

  • шрифты;
  • цвета;
  • поддержание фирменного стиля;

  • промежутки между блоками и элементами;

  • размеры блоков и элементов;

  • их иерархия;

Все это он осуществляет в соответствии с подробным ТЗ, прототипом и под контролем UX дизайнера, арт-директора.

Иногда на UI всем плевать

Интерфейс — осязаемая вещь, на которую можно посмотреть. Поэтому UI дизайн — это история про цвета, внешний вид и эстетику. UI дизайнер работает, основываясь на результатах исследований и ТЗ самостоятельно (но под контролем). Для него важны чувство стиля, умение видеть и понимать особенности воздействия тех или иных цветов и форм на человека, очень хорошо разбираться в шрифтах, а также правильно передать мысль UX, чтобы пользователь не потерялся в интерфейсе.

Иногда UI дизайнерам дают слишком много свободы

Задача UX — понимать поведение людей, организовывать собрания и фокус-группы, общаться и взаимодействовать с другими специалистами. Он предлагает новые методы взаимодействия с привычными вещами, чтобы выделить продукт среди конкурентов. Ему нужно уметь слушать, наблюдать, анализировать и проявлять терпение.

А что же графический дизайнер?

Можно сказать, что графический дизайнер создает “упаковку” продукта. Его задача — привлечь внимание, создать атмосферу, помочь запомниться и рассказать историю продукта. Он делает так, чтобы продуктом хотелось обладать и выделяет его среди конкурентов.

Картинки, логотипы, значки, айдентика и фирменный стиль — все к нему.

Пример работы графического дизайнера

Иногда весь сайт - одно большое произведение искусства графического дизайнера. Не всегда уместное, скажем так. И чаще всего - глючное в итоге. 

Для графического дизайнера важно развитое чувство прекрасного и отличное понимание культуры визуального оформления.

Важно не путать графического дизайнера с иллюстратором. Иллюстратор нарисует вам персонажа и 300 изображений для мобильной игры, но редко сможет сделать узнаваемый фирменный стиль, с которым у печатников не будет проблем.

Большая ошибка

Когда HR или руководитель бизнеса не хочет разбираться со спецификой работы тех или иных специалистов, компания — теряет деньги. В сети, чаще всего, появляются объявления 2-х типов:

  1. Ищу одного-в-поле-воина. Такие работодатели хотят сэкономить, нанять на полставки одного человека, который будет с горящей “головой” делать работу троих. Такие специалисты в 90% случаев хороши в чем-то одном, а другое делают, в лучшем случае, на уровне Junior, что не лучшим образом сказывается на конверсиях сайта. Они могут неправильно истолковывать результаты исследований, срывать сроки и быстро выгорать. HR знает, что должен делать дизайнер, но не понимает, что UX и UI и графика — это работа разных людей.
  2. Ищут UX/UI/Граф дизайнера, но делать он будет только UI, потому что нет представления — зачем нужно какое-то исследование, штурм и прочее. Никто, даже нанятый специалист, об этом не расскажет. От непрофессионализма таких кадровиков компании страдают больше всего. Если отдать все в руки UI-дизайнера, он воплотит свои оригинальные идеи, а бизнес не поймет: почему пользователи уходят с сайта, продажи — падают, средний чек всё ниже.

Дизайнер, который должен уметь всё

Странная мода, которую взяли на западе, но не поняли до конца

“Там” — уже давно поняли, что экономия приводит к убыткам, а человек, в большинстве случаев, может стать лучшим только в чем-то одном, а многозадачность приводит к значительному падению эффективности. Отсюда, на зарубежных биржах появляются вакансии, о которых наш рынок может даже не подозревать: UX дизайнеры, UX инженеры, UX аналитики, UX архитекторы и даже UX копирайтеры.

Несколько разновидностей UX специалистов

Оправдан ли такой разброс в профессиях — решать не нам. Однако, количество и качество успешных проектов и стартапов, которые копируют прочие рынки, говорит о многом.

Что же происходит сейчас у нас?

Происходит вот что: до 90% UX/UI дизайнеров рисуют красивые картинки, кнопки, логотипы, анимации (а еще бывает Motion-дизайнер, ага) и могут ввести работодателей в заблуждение, приписывая себе навыки специалиста по UX, “графа” с поверхностным пониманием того, что это такое. При этом, не стоит укорять только дизайнеров: кадровики и владельцы бизнеса, не уделившие время на изучение специфики работы специалистов, также попадают в ловушку, которую расставили себе сами.

Что делать в такой ситуации? Дизайнерам — развиваться в одном из направлений, к которому лежит душа и не брать вводить в заблуждение работодателей. А HR — просвещаться, читать профильные материалы, общаться со специалистами той области, откуда нужен сотрудник, чтобы понимать всю специфику и подводные камни при найме сотрудников.

Конечно, не всем нужны отдельные специалисты по UX, UI и графике. Если вам нужен простой лендинг, визитная карточка, сайт разового мероприятия на 30 человек или у вас бюджетный стартап, можно обойтись одним специалистом. Если для вас сайт — важнейший источник продаж, вам нужна максимальная конверсия, максимальный средний чек и узнаваемый стиль, чего без UX дизайнера и профессионального граф. дизайнера — 100% не достичь. Да, такой сайт будет стоить в 2.5 раза дороже, чем сайт сделанный только UI дизайнером, но такая инвестиция окупится быстро.

А что Лена?

Когда я пишу о себе — я называю себя UX/UI/Motion дизайнером. А стоит за этим вот что:

  • UX простых проектов я делаю сама, на сложных проектах (банки, застройщики, крупные магазины, производители) — я всегда привлекаю отдельного UX специалиста.
  • Также я могу сделать простой Motion, однако для сложного — мне помогает Motion-дизайнер с 7-летним опытом.
  • Я не возьмусь делать сложный проект, если заказчик не выделит отдельный бюджет на активности, связанные с анализом статистики, конкурентов и привлечение профильных специалистов, чего советую и коллегам по цеху.
  • Подписывайтесь, вступайте в сообщество Юзабилити, в планах — много интересных материалов.
  • Присоединяйтесь к авторам сообщества. За хорошие статьи по теме Юзабилити я предлагаю 4000-10000 рублей за материал. Свяжитесь со мной, предложите темы, чтобы начать зарабатывать.
  • Всегда рада нетворкингу с UI/Motion-дизайнерами и Frond-end — вы знаете где меня найти.

А вы пишете в резюме “UX/UI дизайнер”? Если да, вы уверены, что сможете предоставить качественные услуги по обоим направлениям?

0
90 комментариев
Написать комментарий...
Mikhail Che

я UI дизайнер по красным кнопкам
умею красить кнопки в красный цвет
ищу работу $1500 +

Ответить
Развернуть ветку
snowboy

🤣

Ответить
Развернуть ветку
Александр Дегтярёв

Нужен эксперт по линиям. Прозрачным линиям

Ответить
Развернуть ветку
87 комментариев
Раскрывать всегда