{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Новый взгляд на мерч — как мы меняем представление о подарках для сотрудников

Меня зовут Мэгги, я тимлид команды в дизайн-студии Ростелекома ИТ, рядом со мной Крис — продуктовый дизайнер из моей команды. В сентябре 2021 года мы вдвоём сделали мерч под ключ для команды из 60 человек. Мы не делали ничего подобного раньше, поэтому наломали дров, но получили опыт и пришли к крутому результату.

Спойлер: сделать сможет любой дизайнер, даже без опыта создания мерча

В сентябре 2021 года мы пришли к руководителю студии Андрею Гундыреву, согласовали проект и вдвоём сделали его под ключ для команды из 60 человек. Такое сработает в компании с горизонтальной структурой управления: можно прийти к руководителю с идеей проекта, даже если подобные истории вне вашей зоны ответственности. Например, с идеей мерча, хотя вы продуктовый дизайнер, а не HR-специалист.

В отделе закупок, HR или маркетинга больше опыта. Чтобы сделать лучше, чем мы, можно сначала сходить к ним, а уже потом действовать по нашей инструкции.

1. Беритесь за идею, в которую сами верите

Только идея, которой горишь, помогает затащить проект на финишной прямой, особенно если становится совсем тяжело.

Сначала мы хотели создать мерч про work&life balance. Была задумка сделать эко-пак из шоппера, лонгслива и набора с горшочком для выращивания дома мяты. Это была хорошая идея, но она не драйвила.

Тогда пришла в голову мысль: дизайнер может брать энергию не только из отдыха, но и от осознания своей крутости. Мы захотели напомнить нашим ребятам, какие они профи, и поблагодарить за смелость высказывать своё профессиональное мнение. Настолько смелого, что этот пак непохож ни на один из тех, что мы делали ранее, потому что мы нарушили все гайдлайны (привычные для внутренних продуктов цвета, шрифты, композиции).

Проект пилили не только во время, но и после работы. Когда дома после ужина хочется прилечь с сериалом, только крутая идея может заставить открыть ноутбук. Если мы согласились бы на идею, которая не очень нравится, не затащили бы.

Сначала сделали набросок айтемов, чтобы достичь целостности пака и создать связи между элементами

2. Финальный бюджет — это не тот, который вы прикидываете на старте

В нашем случае бюджет оказался больше в два раза. Мы не записали расходы на доставку, изготовление сигнальных образцов, поездки на производство, заказ запасных айтемов, создание персонального лекала и, конечно, правки.

Например, мы придумали силиконовую бирку шириной в 5 см, чтобы на ней перечислить все проекты нашей дизайн-студии. В финале узнали, что все расчеты были в миллиметрах, а не в сантиметрах. Так изделие выросло в цене в четыре раза.

Когда пойдете апрувить с шефом бюджет, закладывайте больше расчетного в 2-3 раза, потому что ваша первичная картина затрат — это всего лишь треть или половина от реальных расходов.

Если такой бюджет не согласуют, лучше отказаться от проекта вообще или сократить количество айтемов в паке. Это надёжнее, чем на берегу прикидывать, можете ли вы сэкономить на ткани или взять упаковку похуже.

Затраты (в нервах)

3. Поставьте два дедлайна: тренировочный и настоящий

Цельтесь в тренировочный дедлайн. В случае если придётся переделывать что-то, вы успеете к настоящему. Если сразу ориентироваться на настоящий, то на правки времени не останется.

Все предметы мы решили положить в шоппер. Несмотря на то, что это довольно популярная сейчас вещь, мы хотели и здесь придерживаться необычного подхода и создать его, исходя из концепции и потребностей, а не из готовых решений. Поэтому мы переделывали шоппер.

Наши пожелания к нему были такими:

  • широкие лямки;
  • прочная ткань;
  • размер под макбук, зарядку, бутылку с водой, книгу и толстовку
  • печать на лямках про нашу дизайн-студию «It’s not just a studio» и бирка с надписью: «no logo here».

Мы нашли компанию, в портфолио которой увидели шоппер максимально похожий на наш. Никаких провалов тут быть не могло. А потом менеджер пропал.

Вскоре мы узнали, что он уволился. За две недели до тренировочного дедлайна позвонил новый менеджер: «А что у вас там в заказе?». Мы срочно поехали к нему в офис, чтобы снова рассказать, что мы хотим.

Через две недели нам прислали фото готового шоппера, который не соответствовал почти ничему, о чем мы договорились при встрече: оказалось менеджер в процессе решил, что другая ткань будет смотреться лучше. И если бы первый дедлайн был настоящим, мы точно не успели бы.

В итоге шоппер получился таким, как мы хотели

4. Делите мерч на части и отдавайте разным подрядчикам

Мы искали подрядчиков по рекомендациям знакомых и в соцсетях. На поиски ушло три недели. За это время мы поняли, что нет фирмы, которая покроет все наши хотелки по всему паку. Тогда решили раздробить пак и отдать разные айтемы разными подрядчиками.

Даже если подрядчик, который делает лонгслив, подведёт по срокам, то мы останемся без лонгслива, но все остальное у нас будет. В итоге мы работали с девятью разными подрядчиками.

Совет: фиксируйте каждую деталь договорённостей с производствами, письменно, а лучше ещё дублировать по телефону

С некоторыми производствами не получится общаться онлайн. К ним можно только поехать и поговорить на месте.

5. Делайте сигнальный образец

Посмотрели всё, что есть по лонгсливам в компаниях, которые предоставляют услуги по изготовлению мерча и поняли, что не нашли нужное, а значит надо создавать cвоё.

Особенно если вы делаете что-то уникальное. Например, когда мы получили сигнальный образец лонгслива, он оказался вообще не таким, как мы представляли.

Лонгслив — это главный предмет нашего пака. По нашей задумке, он должен был быть унисекс, оверсайз, с длинными рукавами, необработанными краями. Ещё мы хотели плотную ткань, которая держит форму. Цвет нашивки — неоновый яркий салатовый, как это актуально у Bottega Veneta, Balenciaga, Gucci. Мы не нашли подходящий готовый вариант: пришлось создавать уникальное лекало.

Сигнальный образец показал, что лекало было с ошибками по нашей вине. Мы придумали то, что смотрится хорошо с тканью другой плотности. Если бы не образец, пришлось бы дарить лонгслив, который торчит спереди и рукава которого невозможно закатать наверх.

Надо учесть как ткань выглядит, как тянется, когда прошита, как мнётся, как ведёт себя в эксплуатации, вплоть до выбора ниток. Это был самый лёгкий в производстве айтем, но мы пока об этом не знали и чувствовали себя почти героями.

6. Продумайте случай, когда всё пойдет не так

Скорее всего, так и случится. Любой план хорош до столкновения с реальностью. В нашей реальности оказалось, что количество изделий на сайте не совпадает со складом. Нам нужны были зажимы для бумаги в количестве 130 штук. Оператор сказала, что на складе есть. В итоге их оказалось только 20, менеджеру пришлось обращаться к своему поставщику, чтобы сделать для нас отдельный заказ.

Цвет на фото отличается от цвета изделия в реальности. Для мерча мы выбрали салатовый. Мы заказывали стяжки разных оттенков чтобы попасть в цвет, так и не попали в него, но в этот же момент узнали про смерть дизайнера Вирджила Абло, которым восхищаемся и решили сделать чёрный цвет стяжек в знак соболезнования. Именно он превратил строительную стяжку (zip-tie) в элемент дизайна.

Для печати на открытке и других бумажных носителях нам нужен был салатовый цвет. Оказалось, нужный нам оттенок Pantone был только у одной компании в Москве.

Страдания от поисков и не всегда приятных коммуникаций окупились точным и прекрасным попаданием в цвет на бумажных носителях, более того, цвет совпал с цветом нашивок на лонгсливе, на что мы уже совсем не рассчитывали.

7. Заказывайте всё с запасом в 10-20%

Для дизайнеров упаковка не менее важна, чем сами айтемы. Мы остановились на почтовых конвертах серебристого и чёрного цветов. Для каждого конверта мы придумали наклейку с названием предмета и персональный сторителлинг с инструкцией. Упаковка превратилась в отдельный арт-объект.

Один из конвертов решили кастомизировать надписью и рисунком от руки (символ короны для размеров М-L, и смайлик для размеров XS-S)

Мы искали подходящие конверты в Москве, но так и не нашли. Приняли решение заказывать их за пределами России. В итоге, как это часто бывает с посылками из-за границы, часть конвертов приехала сильно помятой.

Если бы мы не заказали с запасом, кто-то из дизайнеров получил бы свой мерч в мятом пакете.

На второй конверт прикрепили зажим для бумаги, который для нас стал дизайн-элементом

8. Заранее запишитесь на регулярный массаж спины

Сбор мерча своими силами сначала не показался нам сложной задачей. Надо было собрать вдвоём 60 паков. Но оказалось, что вручную собрать 240 предметов и ничего не перепутать, очень тяжело. Каждый айтем брали в руки, помещали в отдельный конверт, сверху делали надпись маркером. Затем все собирали в пак, добавляли открытку и прикрепляли зиптай (ziptai). На это ушло три полных дня, почти без перерывов. Это был один из самых приятных этапов создания мерча, но сложных физически. Если позаботиться о своём состоянии заранее, не придётся мучиться от болей в пояснице.

Мы чувствовали себя настоящими работниками завода, но, кажется, это один из самых приятных этапов создания мерча

9. Наградите себя. Вы молодец.

Мы горели идеей сделать в конце фотосессию в нашем мерче. Когда подбирали рефы, вдохновились рекламной кампанией Jil Sander в объективе фотографа Криса Родса. Решили, что хотим сделать фотосессию стиле минимализма, игры форм и пленочных снимков. Крис снимала сама на Fujifilm X100V, это был её первый опыт студийной съемки.

Мы очень хотели передать тот образ, который представляли себе изначально, еще в период работы над концепцией. Думаем, у нас получилось это сделать. При планировании съемки мы искали студию, подбирали рефы (и для съемки с моделью и для предметной, чтобы снять все айтемы отдельно), думали над стилистикой кадров.

Для съемки специально купили вакуумные пакеты с насосом. На них заранее нарисовали граффити, отсылка к культуре свободы и дополнению объектов новой сущностью.

Иметь возможность создать что-то творческое и запечатлеть это — является классным опытом, который разнообразил нашу рабочую деятельность и позволил подойти к задаче очень творчески и креативно.

Можно подумать, мы слишком заморочились. Это правда. Когда нет времени и стопка похожих проектов на очереди, такое себе не позволить. Мы делали подарок для своих ребят и были готовы тратить время на каждую мелочь ради их восторга. Кто ещё так сможет, если не вы?

Титры вообще недооценивают
0
188 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Сергеев

Мэгги, Крис, тимлид, дедлайн, мерч, зиптай... Из AT&T сьебнули (сорри, реллокейтнулись) или у вас там в Ростелекоме все нерусские?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
185 комментариев
Раскрывать всегда