CMYK ужасный и как его готовить
Про отличия RGB и CMYK написано очень много. Чаще всего это статьи, которые объясняют почему RGB нельзя сдавать в печать. А вот как сдать в печать CMYK, чтобы получить наилучший результат? Я не про 300dpi и вылеты. Хотя это тоже важно, конечно. В этой заметке я разберу самые популярные подводные камни печати, при которых типографии ничего нельзя предъявить. Выстрадано на своём опыте - за каждым советом боль изувеченного печатью макета.
Вектор vs растр?
Плашечные заливки (сплошная заливка одним цветом) это, пожалуй, единственное, что можно смело оставлять в векторе. Всё остальное - градиенты, тени, эффекты - лучше растрировать.
РЕЦЕПТ. Когда макет утверждён, я готовлю всю эту часть в фш в качестве подложки и линкую в иллюстратор, где сверху кладу тексты, лого и что там ещё у меня залито одним цветом. Растр лучше сдавать в формате .tiff, предварительно сведя все слои. 300 dpi для полиграфии, 150dpi и меньше для широкоформатки. Естессна, CMYK.
Синька чмо
Весь диапазон синих очень подл. И гадит другим цветам, в которых присутствует в заметном количестве: бирюзовым, фиолетовым и даже холодным красным. Часто на экране вы видите шикарный благородный цвет, а на печати по этой расцмиковке получаете совсем другой. Иногда тоже ничего такой, но тем не менее - другой. С остальной частью спектра таких проблем намного меньше. Надёжное решение тут одно - цветопроба.
РЕЦЕПТ. Готовим пробник небольшого размера, который заполняем квадратиками с близкими расцмиковками - похолоднее, потеплее, посветлее, покраснее. Штук восемь. Печатаем единичным тиражом и подбираем оптимальный итоговый цвет. Нет ничего стыдно в том, чтобы предупредить клиента о сложности печати синего. Да и способ совсем не затратный. Зато вас потом не обвинят в косячном макете.
Делаем чёрный чернее
Обычно черный кодируют в CMYK как 0/0/0/100. То есть машина печатает его одной краской. Но у этой краски пигмент с таким противным зеленоватым оттенком. Для текстов и тонких элементов отлично подходит, плюс даёт низкую нагрузку на бумагу. Но иногда нужна настоящая чёрная глубина и бездонная бархатистость, а 0/0/0/100 её физически не может выдать.
РЕЦЕПТ. Для больших заливок, чтобы получился сочный чёрный (так называемый "глубокий") лучше подходит 50/50/50/100 - краски других цветов создают плотную подложку, на которой цвет уже выглядит густо. Или же тут можно экспериментировать, используя схему из предыдущего пункта и искать интересные оттенки чёрного: 50/0/0/100 - синеватый, 0/70/0/100 - с красным оттенком, 0/0/50/100 - усиливая зелёность. Важно! На экране чёрные с разными расцмиковками могут выглядеть одинаково, а на печати выйти по-разному.
Предел достигнут
Типографии любят возвращать макеты с превышением предельной суммы красок. Что это? Всё довольно просто. Если мочить бумагу, то она рвётся. Показатель предельной суммы красок - это то, сколько может выдержать конкретный вид бумаги не прорвавшись. Краски ведь жидкие. Обычно типографии просят не превышать сумму красок в 250% для мелованных бумаг. Газетная бумага может иметь 150-180%. Дизайнерский картон - 300-350%.
РЕЦЕПТ. Как понять какая сумма у вас? Сложить 4 цифры из расцмиковки. Помните, глубокий черный из прошлого пункта? Там как раз сумма 50+50+50+100=250. Как посчитать сумму в фотографии? Никак, но можно принудительно установить настройки цветового профиля (Edit - Convert To Profile - Custom CMYK), указав в графе Total Ink Limit нужное число.
Тонкие отношения
Если вы делаете почти заметный паттерн на фоне, то может так случиться, что при печати его не будет видно совсем или наоборот он получится намного контрастнее, чем вы ожидали. Это всё трудности RGB vs CMYK. Ведь на самом деле на экране мы видим тот же RGB даже, когда кодируем CMYK. Ведь экран физически не может показать CMYK, он его только имитирует. И каждый монитор делает это по-своему.
РЕЦЕПТ. Здесь спасёт только цветопроба или выезд на печать.
Макет старый, цвет новый
Бывает, что из макета, который уже печатали, вдруг получается печатная продукция другого оттенка. Или расцмиковка одна и та же, а на выходе разный результат. Цвет в принципе тот же, но оттенок заметно другой. Существенно. Это связано с тем, что машина смешивает краску каждый раз с определенными допущениями. Даже офсетная.
РЕЦЕПТ. Иногда помогает печать на одной и той же машине, но люфт цвета всё равно возможен. Лучше всего приехать на печать с образцом. Техник может подшаманить немного сверяясь с вашим эталоном, чтобы максимально попасть в цвет. Ну, или пантон. Хотя русский пантон тоже в погрешностью - везде люди.
Полосатая цифра
При цифровой печати большие плашки всегда печатаются с заметными полосами. Всегда. У вас не получится напечатать красивую зелёную/cинюю/черную папку маленьким тиражом, если немного не схитрить. Светлые меньше пострадают, но зоркий глаз и там заметит полосатость - цифровой принтер наносит цвета не поэтапно, как офсетный, а буквально льёт сверху вниз, создавая легкую, но заметную погрешность.
РЕЦЕПТ. Используйте еле заметный шум или градиент, чтобы минимизировать или вообще свести этот эффект на нет.
Ну, как? Полезно?
Это наверняка не всё, но это такие моменты, об которые можно споткнуться очень сильно. Ведь, когда пятьсот буклетов будут напечатаны с огрехом, заказчику очень захочется найти крайнего и мне бы очень не хотелось, чтобы им стали вы! На сегодня у меня всё!
Расскажите, пожалуйста, про профили CMYK.
Какие самые правильные, если типография не просит конкретный?
Какой самый универсальный?
Сильны ли будут различия печати с разных профилей?
Как оптимально конвертнуть растр RGB в CMYK.
ISO Coated v2 300% (ECI)
Да, различия будут ощутимые.
Весь растр лучше конвертить в фш.
ps: Edit -> Convert to profile -> ISO Coated v2 300%
далее при сохранении tif, выбирать опции Image Compression None и Layer Compression Discard Layers
RGB в CMYK лучше через lab, это дает возможность скорректировать освещение.
Писать ликбезы, до конца не разбираясь в теме — сомнительное занятие.
Давайте по подядку.
Вектор vs растр?
Плашечные заливками, как правило, называют цвета из системы Pantone. К CMYK этот термин не имеет отношения, то о чем говорите вы называется сплошной заливкой. Советовать растрировать градиенты я бы не стал — если вы работаете в иллюстраторе, то в этом нет особой нужды.
На вашем примере (где все объекты, как я понимаю, векторные) вообще ничего кривить не нужно — но стоит заглянуть в пдф-файл после его спуска и убедиться, что все ок.
Синька чмо
Тут нужно иметь представление о том, почему так. Цветовой охват CMYK действительно меньше, чем RGB, потому что это разные модели цвета. Но это касается не только синего, а всех «ядреных» оттенков голубого и зеленого, что наглядно показано на картинке: https://www.printelf.com/assets/img/color-space-rgb-cmyk.jpg
Совет в целом правильный, правда, цветопроба поможет подобрать оттенок только в случае, если она сделана на той же машине, что и будет произведена печать тиража (с офсетом так не получится).
Делаем чёрный чернее
Надо хорошо понимать, зачем нужен простой и составной черный и никогда не путать их. Простой черный нужен для печати мелких элементов, а составной — для заливки крупных плашек и страниц. Если будете применять составной черный для текста — при небольшом несовпадении печатных слоев в типографии он будет мутный. Про подбор числовых значений написана ерунда — чтобы получить значения составного черного можно конвертировать #000 в CMYK рабочего профиля типографии (или позвонить туда и спросить). Если делать как описано в заметке — не избежать огромного количества ошибок (особенно на неоткалиброванном оборудовании).
Предел достигнут
Опять же, такие вещи обычно остаются на стороне типографии. Кроме того, если вы работаете с рабочим профилем CMYK типографии и цмикуете картинки с его использованием, то никаких дополнительных телодвижений совершать не нужно. А посчитать сумму как раз можно, для этого есть Gamut Warning и TIL в инспекторе фотошопа.
Тонкие отношения
См. пункт «Синька чмо». Странно, что вас не смущает, что вы не даете больше объяснений процессу, чем шаман африканского племени дает дождю.
Макет старый, цвет новый
Чтобы этого избежать нужно цмиковать не из RGB в CMYK, как вы предлагаете, а в CMYK рабочего профиля машины, на которой будут печатать. И все будет ок.
Полосатая цифра
Совет норм, но если цифра полосит — значит вам печатают тираж на старой, плохо откалиброванной машине.
Ну, как? Полезно?
Нет, такая статья скорее вредна, чем полезна — вы даете советы, не объясняя физику процесса. А дилетанты и догмы, это, как известно, плохое сочетание.
Не сомневаюсь, что ваш опыт бесценнее моего. И, да, эта статья написана для тех, кто не видел машин и смутно представляет себе принципы их работы. Допускаю, что вы правы по всем направлениям, однако всё, что написано применимо на практике и даёт довольно надёжные результаты, несмотря даже на возможную путаницу понятий и терминов. Я не даю объяснений процессов, потому что училась на коммуникации с печатниками из типографии и советую исключительно то, что помогало найти с ними общий язык и достигнуть результатов. А не технический фарш, который, безусловно, круто знать. Дизайнер не всегда может выбрать машину или даже знать как называется типография, но он может подстраховать макет или заказчика, предупредив о необходимости сделать цветопробу.
Василий, ну если уж придираться до конца, то приведенная вами картинка — это тоже дилетантство)). Это картинка своего рода "для домохозяек". CMYK в реальности далеко не всегда находится внутри границ RGB. А здесь RGB и CMYK это какие-то сферические кони в вакууме.
Или так - оставьте офсет профессионалам. Не надо экономить на мелочах, рискуя по-крупному.
Зато какие полезные комментарии!
В Adobe Acrobat Pro: Допечатная подготовка -> Просмотр цветоделения -> Суммарное покрытие
Ну, и в Индизайне есть что-то подобное.
В фотографии — легко. В ФШ есть панель Info, а там сумма красок.
"Если мочить бумагу, то она рвётся. Показатель предельной суммы красок - это то, сколько может выдержать конкретный вид бумаги не прорвавшись."
Проблема больше не в том, что бумага рвется, а в том что не успевает высыхать и отмарывается — рисунок одной стороны листа отпечатывается на другой, при складывании бумаги в стопу (для листовой печати).
Это звучит сложнее ))) Но смысл один - предел впитываемости у бумаги.
прекрасная шпаргалка, спасибо
Класс, рада, что вошло )
Возмутительный бред.
Растрируя градиент, вы сами делаете ступеньки на будущем изделии, запомните. Как только вы сделаете этот шаг, считайте, что вы получили полосатое говно.
Работайте в ADOBE и не парьтесь про эффекты и прозрачности. Все нативные красивости прекрасно пишутся в стандарте PDF-X4. И выбирайте нормальную типографию, в которой современный технологический стэк. Всё.
Рецептуру RichBlack уточняйте в типографии, а не читайте херовые советы. Приведенная рецептура с высокой вероятностью приведёт к тинтам ещё скорее чем, например, 60.50.40.100. Про "зеленоватый" пигмент это вообще за гранью добра и зла: захотелось автора спектрофотометром ударить.
Не выполняйте конверсию цветов, если не понимаете как она происходит. Порой лучше прислать RGB, чем разделить макет по профилю для японской газетной печати. Если в типографии работают профессионалы, то они знают что делать с RGB. Если нет, то вам стоит поискать другую типографию.
Можно и ещё добавить, но лучше остановиться.
1. Почему «градиенты лучше растрировать»? — подкрепляйте доводами, не вижу смысла.
2. «Растр лучше сдавать в формате .tiff, предварительно сведя все слои» — зачем вообще это делать? Просто Export to pdf с опцией «convert to cmyk».
3. «Надёжное решение тут одно - цветопроба» — еще есть веер пантон с образцами цветов.
4. «Как посчитать сумму в фотографии? Никак» — неправда, посчитать легко — total ink в InDesign
1. потому что иногда они ломаются, особенно в рипах для широкоформатки и цифры и вообще много весят. если градиент рисовали в кореле - то это ваще не файл а труп.
2. тут у каждого свои методы, но лучше в растр в TIFF конечно если для полиграфии, для широкоформатки JPG/RGB без профиля. если тексты сверху или верстка какая то до PDF.
3. лучше выезда на приладку ничего еще не придумали, и то в большой стопе будет разнооттеночность заметна. от печатников сильно зависит и от качества машины. на цифре оттенок от "усталости" расходников, от влажности в помещении, смотря какая машина.
4. см скриншот.
в статье в общем все правильно изложено, но так как она для новичков в ней не хватает общего понимания что такое CMYK, см. скрин...
добавлю, что K-контур, создан отдельным четвертым цветом, для точной печати черного цвета и подчеркивания контраста в растрах.
Чушь. Цвета ргб не соответствуют этим оттенкам в цмике. Вы вообще не понимаете принципа получения цвета по этим двум моделям, если проводите такие параллели. Разберитесь с темой.
Ага, B это не синий, это красный. Ну все, приехали.
На широкофрматку лучше сдавать макеты JPG/RGB без профиля, получится ярко.
Тоже сталкивалась с тем, что rgb печатают и с более симпатичным результатом, просто разрыв шаблона "only cmyk".
Да, это так. Но есть и ньюансы. На широкоформатне их очень много, как и марок рипов, чернил и голов. Но реально может выйти ярче. Или нет.
зря минусуете, попробуйте на производстве сами.
здесь хоть какие доводы будут не несогласных? )
По-хорошему, оптимальнее делать макет по цветовому профилю, который заложен в оборудовании типографии. Т.к. есть вредные профили, например - Fogra39. Узнать это можно у типографии. И мало кто из дизинов об этом знает.
Техника, который корректирует цвета под каждый макет - жалко. Это ад.
А что вредного в FOGRA39?
+100500! Запрос профиля у типографии решает! Я работала с одной крупной типографией в Питере, юзаю их профиль до сих пор - встраиваю чуть ли не в каждый макет, если у типографии нет своего профиля.
Типографии в России работают в основном в İSO Coated, в фогре европейские типографии. Все полиграфисты об этом знают. Если мало кто, то это не полиграфист.
Хахах. Вот же гон ) автору совет, устройся в типографию хотя бы на полгода поработать, прежде чем писать такое
Согласна, что нужно шлифовать )
Но совет "устройся в типографию на полгода" - довольно бестолковый. Нет, я уверена, что это добавит правильного опыта и понимания. Но "иди поучись" это совет Кэпа. Есенхрен, если учиться узкой теме на практике, то качество знаний совсем иное. Я много искала информацию и общалась с печатниками. Общее впечатление - информацию подают очень заумно, разжёвывать и упрощать никто не любит, все сыпят терминами, которые имеют еще более заумные формулировки. Опять же вы можете в этом момент отсеять всех "дураков", как неугодных, но это не умно. Я признаю недостатки этой статьи. Я её перепишу, чтобы она стала лучше. И постараюсь сделать так, чтобы она была понятна тем, кто не имеет возможности "устроиться в типографию". Чтобы даже те, кто обладает девочковым мышлением могли избежать ошибок и подстраховаться в нужном, делая свою работу )
Полезно. Лайк
Вопрос к автору: вы сами потом правите файл? Просто я работаю в Ai и вектор отдаю в CMYK, но ни разу меня не просили разделять файл таким образом.
Статья зачётная!)
Спасибо! Да, я на самом деле страхуюсь таким образом. Это гарантированный способ сдать макет и получить ожидаемый результат. То есть может и без этого пронесёт, вероятность велика. Но, на такие манипуляции по готовому макету уходит от силы +10-15 минут. Это экономичнее, чем переделывать макет, если типография запросит или перепечатывать, если вылезут косяки )
В Indesign и Acrobat есть режими отображения, в которых можно проверить "перелив" краски.
Половина статьи бредятина. Эффекты иллюстратора не надо растрировать (тем более векторный логотип, как в примере), синий цвет ничем не отличается от других цветов какой-то особой сложностью, оттенок не будет меняться при печати на качественном оборудовании, для того, чтобы понимать допустимый минимальный контраст тона, достаточно знать разницу насыщенности в % и иметь некоторый опыт + опять же печатать на нормальном оборудовании в нормальной типографии, и ничего не будет то пропадать, то проявляться черезчур ярко. И где вы набрались этого жуткого жаргона "расцмиковка", больше 20 лет работаю и ни разу не слышала такой гадости.
И да, в макеты таки принято линковать psd, а не tif, ибо последний не поддерживает прозрачность.
"Ну, как? Полезно?"
Да, спасибо!
Как бывший типограф могу посоветовать не забывать об освещении и бумаге. Цвет - это всего лишь отраженная длина волны и один и тот же отпечаток выглядит абсолютно по-разному на солнце, под лампочкой накаливания и под лампой дневного света. Ну и бумага бывает глянцевая, матовая и офсетная (и куча других "дизайнерских", но на них обычно офсетом не печатают), от которой тоже зависит получаемый результат. Не зря в пантоне есть индексы С и U. Профессионалы это, конечно, знают, пишу для новичков.
Вот если бы был способ увидеть на экране именно то, что выйдет из принтера...
А так это все фигня, как ни крути цветопроба и подгонка обязательны
чтобы увидеть на экране как выйдет при определенных условиях печати— для этого есть экранная цветопроба.
Достаточно иметь профессиональный монитор, правильно настроить профили и выбрать типографию с качественным оборудованием и грамотным специалистами.
Написал свою статью (так уж совпало, что одновременно с этой).
Почитать можно тут: https://awdee.ru/prepress-for-dummies/
Отличный ликбез!
Я бы еще добавил пункт "выбор типографии" 🙂 Если там стоят старинные гейдельберги, которые купили уже списанными и им больше лет, чем любому из нас, все эти танцы с бубном будут бессмысленны.
Важнее ответственный печатник. И на новой машине непопадание в кропы сведет на нет всю верстку.
Комментарий удален модератором
Круто, спасибо! Есть такой вопрос нубский: какие настройки цвета использовать на мониторе (мак), чтобы все предцмиковки not go under cats tail?
Пробный тираж квадратиков доставил, спасибо)
Вообще толково, явно на многие грабли наступлено было.
Но некоторые советы ... нуждаются в уточнении.
Главное правильное правило для полиграфического дизайнера — не знаешь, спроси технолога типографии. А не форум.
Отличный и полезный кейс)
Не шарю в этом, но прочитать было интересно!
Спасибо большое!
Благодарю, мне было полезно!
Ксения УМНИЧКА!!! Огромное спасибо от печатника со стажем за такой бальзам на сердце. Очень мало кто пишет такие подробности. Хотя большинство клиентов все-равно ничего не читают, а иногда даже слышать не хотят, но ваш труд однозначно полезен.