Почему 11 российских дизайнеров в Лондоне определяют дизайн Badoo
Интервью с руководителем дизайн-отдела Badoo Сашей Гришиным о процессе найма дизайнеров, особенностях в работе за рубежом, ценностях команды и о том, почему в компании работают «люди, которым больше всех надо».
В 6designers мы помогаем успешным дизайнерам устроиться в лучшие компании, а недавно вышли и на зарубежный рынок, чтобы предлагать специалистам еще больше интересных для их профессионального роста проектов. Потому мы много читаем о том, как подходят к найму основатели и руководители самых узнаваемых на рынке компаний.
Я, СЕО 6designers.com, познакомился с Сашей Гришиным, руководителем дизайн-отдела Badoo. Отдел формировался последние несколько лет и сегодня насчитывает 16 дизайнеров из Великобритании, Австралии, Болгарии, Филиппин и, конечно, России. Команда делает дейтинг-проекты Badoo, Bumble, Chappy, Lumen. Продукты и их бренды говорят сами за себя, но ребята иногда выкладывают отдельные работы на Behance и Dribbble и ведут Инстаграм.
Я поспрашивал Сашу о процессе найма дизайнеров в Badoo, об отличиях в работе в России и за рубежом, о ценностях команды и почему в Badoo работают «люди, которым больше всех надо».
Расскажи для начала, чем ты занимался до того, как оказался в Лондоне?
До Badoo около 6 лет я проработал в Москве. Начинал в SUP Fabrik (LiveJournal), Студии Лебедева, FIRMA и закончил в Look At Media. Работал и в агентствах, и во внутренних дизайн-отделах, в общем, побывал в командах с очень разными культурами и с разным подходом к дизайну. Стало интересно посмотреть на Европу или США, пожить и поработать в другой среде.
А как ты устроился в Badoo?
Устроился в Badoo очень просто: был объявлен найм дизайнеров через ЖЖ Тёмы Лебедева. Устроили конкурс, и я его выиграл. Удивительно, но и LiveJournal, и Тёма опять сыграли важную роль в моей жизни.
Ты проработал в Badoo 5 лет, последние 3 — руководишь дизайн-отделом, что можешь сказать об отличиях между ведением дел в Москве и Лондоне?
Главное отличие — это отношение к делу, к процессу и дисциплина. Все то, что обычно называют «профессионализмом» — на деле набор определенных правил поведения, ответственность и самодисциплина. Рамки особенно чувствуются, когда только попадаешь в среду. Бывает, они очень мешают достигать результата быстрее, срезать углы где нужно, опускать формальности. В этом отношении американцы и русские очень похожи: рубят с плеча, результат важнее процесса и т.п.
Не поэтому ли большинство ребят в твоей команде из России?
В команде 16 человек, 11 — из России. Так сложилось само собой. Я работал дизайнером в Badoo, нужно было привлекать ребят в команду — естественно звал московских знакомых и знакомых знакомых. Когда стал руководить отделом, по неопытности продолжил эту практику, потому что это был простой, комфортный и эффективный способ. Российские дизайнеры охотно соглашались на переезд, можно было нанимать по-настоящему сильных ребят.
Проблему осознал спустя время. Команда перекошена в одну сторону: все мыслят похоже и ценят схожие вещи, нет здоровых споров и разных (прям совсем разных) подходов к процессу работы или проблеме.
Но есть и весомый плюс: очень дружная и целостная команда. В работе это круто помогает: наши ребята прямолинейнее, нацелены на результат, а не на процесс.
А как у вас выстроен процесс найма сейчас?
У нас несколько стадий. Первая — пару интервью со мной и ведущим дизайнером, затем с продактом и дизайнером. Мы в хвост и гриву спрашиваем про все: об опыте, подробно о каком-то проекте на выбор кандидата, как и с кем работал, что читает, какие у него авторитеты, кем восхищается, почему к нам хочет, почему дейтинг, что за проблемы решал вне рамок своей компетенции, что не получилось и прочее и прочее.
Затем мы даем тестовое задание, обычно это какая-то высокоуровневая задача. Условно говоря: «А как улучшить качество первого сообщения от парней?». Знаете, в дейтинге это большая проблема: девушки получают десятки сообщений «Hi! How are you today?»
Мы смотрим, на каком уровне человек решает ее: на уровне продуктовой логики, улучшения UX, UI-решений или скорее на уровне product copy и т.п. Это хорошая проверка для дизайнера на мышление и понимание профессии.
В качестве третьего этапа мы привозим или приглашаем кандидата в Лондон на 3-5 дней, сажаем его в офис и решаем какую-то задачу вместе. Опять смотрим, как человек может в сжатые сроки работать и как решать задачу. В конце презентация проекта группе дизайнеров и продактов. Если все круто — оффер.
А какие портфолио дизайнеров получают приглашение на интервью? На что обращаешь внимание?
Я всегда бросаю быстрый взгляд на проекты в портфолио, потом читаю резюме и о кандидате (about me). Если человек работал в интересных компаниях или у него схожий подход к дизайну, тогда вдаюсь в детали проектов.
Много людей отсеиваются в процессе найма?
В процессе найма, и даже когда мы приглашаем людей поработать несколько дней с нами, большой процент кандидатов отсеивается. Причин много. Бывает, человек не успевает за нашим темпом работы, очень слабые идеи, дизайн, неуверенно презентует или фантазирует что-то нереалистичное. Если много сомнений, мы не делаем оффер.
Были кандидаты, прошедшие три этапа отбора, но не справившиеся на испытательном сроке? Как ты для себя определил «промах» в выборе сотрудника?
У нас дотошный отбор, поэтому за все 5 лет был только 1 случай, когда мы решили, что для Badoo и дизайнера будет лучше разойтись после испытательного срока (он у нас 3 месяца). Конечно, в эти месяцы я как руководитель должен увидеть, выплывет человек или нет. Если не справляется, нужно общаться и делать это регулярно. Помогать, обозначать ожидания, коучить. «Вы нам не подходите» через 3 месяца не должно свалиться как снег на голову.
Этот единичный случай — звоночек для меня и команды, что что-то пошло не так. Если человек не оправдал ожиданий, значит, не доглядели на этапе найма.
Расскажи, как дизайнеру попасть в твой отдел? Какие основные требования к кандидатам?
Требования к дизайнерам меняются по мере роста отдела. Года 3 назад мне важно было не только, как человек мыслит, но и насколько качественно он создает UI. Когда у нас появилась своя дизайн-система, фокус сместился больше в сторону продуктового мышления, пользовательских исследований, UX.
Нам очень важно, чтобы дизайнер решал проблемы, оценивал решения и предлагал новые, лучшие. Это должно быть видно в портфолио и резюме. А упражнения в дизайне ради дизайна (дрибббл, студийные одноразовые проекты, хобби-проект по редизайну Facebook или другого продукта) — все это может кому-то пригодиться, но не нам.
А что касается soft skills? Насколько большое значение придаешь им?
Мне очень важна пассионарность дизайнера. В конечном счете дизайн-отдел в Badoo — это люди, которым больше всех надо. Дизайнер должен инициировать перемены, критически мыслить, вдохновлять других на улучшение продукта. Энтузиазм, оптимизм, проактивность, умение вести диалог, желание расти — это очень важно. Профессиональным навыкам можно и научить, если с soft skills порядок, а вот в обратную сторону не работает.
Вы в Badoo не рассматриваете удаленных дизайнеров, верно? Это связано с тем, что компании незачем экономить на найме, или команда из территориально разрозненных сотрудников, по-вашему, не может быть настолько же продуктивной?
Дизайнер в Badoo является если не инициатором, то как минимум совладельцем любого проекта, будь то улучшение продукта, внутренней культуры отдела, компании или новая маркетинг-активность. Мы поощряем проактивность: не безответственное «а давайте!», а последовательность и прагматичность. Поступки, как известно, громче слов, поэтому дизайнер должен доводить свои проекты до конца.
В общем, скажу без преувеличения: дизайнеры своими проектами меняют и бренд, и продукт, и компанию. Можно ли это делать удаленно? Я убежден, что нет. Или не в нашем случае.
Успешному кандидату Badoo помогает с визой и переездом?
Да, мы полностью берем на себя релокацию дизайнера и семьи. Даем бонус на обустройство на новом месте — 8 000 £. Муж или жена дизайнера получают рабочую визу и могут работать в Великобритании. Наш HR отлично делает свою работу: консультирует жену или мужа дизайнера по поиску работы, а еще члены семьи за небольшие деньги получают доступ к медицинской страховке.
А что в Badoo с так называемой корпоративной культурой?
Есть большой внутренний запрос на общие ценности для всех команд. Пока HR работает над ними, наш дизайн-отдел для себя сделал такой список:
Что думаешь в целом об уровне дизайнеров сегодня? Найти хорошего специалиста большая удача или есть из чего выбрать?
Я думаю, что есть очень много дизайнеров, мотивированных, умных и опытных. Найти их — продолжительная работа, но это одна из задач любого руководителя. Я стараюсь привлечь дизайнеров успешностью и глобальностью наших продуктов (Badoo, Bumble, Chappy, Lumen), нашими принципами и культурой работы, а также этим интервью :)
Комментарий недоступен
Почитайте "Психбольница в руках пациентов" и "Design of Everyday Things", там много есть про то, чем занимаются профессиональные дизайнеры.
Комментарий недоступен
Не все) а только те, кто поработал в "интересных компаниях".
А что женщины ожидают увидеть в первом сообщении?
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Что... делают... в одном... приложении... 16 дизайнеров?!
Как круто! Вы такие молодцы! Чмоки вам, ребятули!
Chappy?? А это вообще законно? Зовём наших русских кровиночек с еврогеями знакомиться? (trollface)
Badoo одно из самых ужасных приложений которое я когда-либо видел. Не сомневаюсь в компетенции дизайнеров (не сарказм), но если целью было завалить пользователя рекламой и вывести его из себя постоянными просьбами задонатить, то все ок. Складывается впечатление, что своих пользователе они откровенно считают дойными коровами и не скрывают этого.