{"id":14292,"url":"\/distributions\/14292\/click?bit=1&hash=23aed192f809013ec1c0769a11eb00fbed4dd7038bbe5f8e3db447db2e792dcd","title":"\u0421 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u043a\u0430\u0440\u0442\u043e\u0439 \u00ab\u0425\u0430\u043b\u0432\u0430\u00bb \u043e\u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u043b\u0438 40 \u043c\u043b\u043d \u043f\u043e\u043a\u0443\u043f\u043e\u043a","buttonText":"","imageUuid":""}

Топ ошибок при отклике на вакансию дизайнера продукта

Меня зовут Веня Рыбников, и последние два года я отвечаю за дизайн «Яндекс Путешествий» и регулярно нанимаю дизайнеров к себе в команду. В этой статьей я хочу порефлексировать и попытаться объяснить, что не с так с 90% входящих портфолио от кандидатов и как этого избежать.

Выбор очевиден

В чём дело

Так уж вышло, что в течении двух лет моя команда дизайна менялась в количестве от двух до восьми человек, и за это время я отсмотрел около 700 кандидатов на позиции от стажёра до лида. На мой взгляд кандидаты часто делают одни и те же ошибки, которые снижают их шансы относительно других.

Что важно понимать

ожидание vs реальность

Поскольку время ограничено, а кандидатов и других задач много, подключаются механизмы, которые работают при знакомстве человека с кем-то или чем-то новым, а именно — быстро просканировать и если подвоха нет, начать изучать. Накладывая эту логику на отсмотр откликов, как всё обстоит:

  • Просканировать cv/портфолио чтобы понять как они устроены (если сходу сложно сориентироваться, это отталкивает);
  • Просканировать опыт человека (тут отсеиваются кандидаты с нерелевантным опытом);
  • Посмотреть пару картинок (тут отсеиваются кандидаты с проблемами в графике. Если кандидат плох в хард скиллах, смотреть дальше по опыту нет смысла);
  • Если пункты два и три успешные, то дальше вникаю в детали.

На сканирование портфолио (пункты 1-3) каждого кандидата уходит в среднем где-то 30 секунд - минута. Это не только мой опыт, все знакомые нанимающие арт-директора с которыми я говорил работают по такой же схеме.

Приступим к пунктам

Проблема №1. Невнимательность

Внимательно работать с вводными для меня базовый навык любого взрослого человека. Но тем не менее, казусы случаются регулярно.

Например, в описании к вакансии я всегда пишу, что писать мне нужно в телеграм, потому что так удобнее работать с большим потоком кандидатов. Угадайте, куда пишет часть людей? Правильно, в фб или вк.

Тоже относится и к вопросам о вакансии, ответы на которые обычно лежат в описании к вакансии.

Этот пункт не критичный и совсем не значит, что с кандидатом что-то не так. Но подобные ситуации наталкивают на вопросы по типу - а на работе этот кандидат так же будет задавать кучу вопросов, ответы на которые легко можно найти самостоятельно?

Не поймите неправильно, умение задавать вопросы и находить ответы - ключевой навык для дизайнера. Но в данном случае стоит разделять этот навык и банальную невнимательность или нежелание потратить немного времени, чтобы подробнее изучить то, куда ты откликаешься

Проблема №2. Портфолио нет

Я не знаю по какой причине, но стабильно 2-3 из 10 дизайнеров присылают только cv с опытом, и внутри нету даже ссылок на портфолио. Без этого понять уровень кандидата невозможно и дальше есть развилка из двух стульев запросить у кандидата портфолио или потратить эту минуту на отсмотр следующего кандидата. Думаю вы догадываетесь, на какой сажусь я

Да, с отсылкой про стулья я выбрал другой мем

Проблема №3. Непонятная навигация или плохие форматы

Самый распространённый пункт.

Окей, если наш бро прошёл первый этап и прислал портфолио то следующая распространённая проблема это непонятная навигация. Часто ребята присылают просто фигмы, в которые накидано по несколько проектов со всеми сценариями. Или картинки длинной в несколько тысяч пикселей. Или ссылку на гугл док, где в около рандомном порядке накидано картинок.

Как с этим разбираться — не понятно. В целом, чтобы не зафейлиться на этом этапе достаточно или просто прислать картинок для знакомства с портфолио по минимуму (2-3 в хорошем качестве) или, в идеале, сделать портфолио с внятным нарративом, которое будет не слишком большим, но и сможет рассказать о вашем опыте и о том, как вы подходите к работе. И подумайте о формате этого портфолио, презентация в фигме или лендос на ноушене — бро. Ссылка на фигму с 20 проектами или на архив / гугл диск — не бро

Мой любимый формат - когда кандидаты присылают пару картинок по которым можно оценить уровень графики и полноценное портфолио с которым можно ознакомиться позже.

2-3 сильных кейса для портфолио достаточно. Большое количество работ не увеличивает шансы на успех, а наоборот, отталкивает

Повествование лучше, чем оставить человека наедине с кладбищем картинок

Проблема №4 Невнятное описание

Пункт как продолжение предыдущего

Поскольку я нанимаю в основном дизайнеров продукта, важно, чтобы кандидат понимал, что его работа не столько рисовать макеты, сколько помогать людям решать их задачи с помощью продукта, увеличивая тем самым его капитализацию

С этой точки зрения я очень часто вижу, что в лучшем случае в портфолио кандидатов есть хотя бы описание макетов, а в худшем портфолио представляет из себя просто n-картинок, по которым предполагается что я что-то пойму без контекста.

Выигрывают на их фоне те кандидаты, которые могут рассказать про свои проекты понятную историю и их роль

И при самопрезентации и для описания проектов в портфолио удобно использовать фреймворк вида «Была проблема х, поэтому есть задача y. Я сделал задачу y, решив проблему x и вырастив метрику n»

Результат один, погружение нанимающего менеджера в контекст — разные

Проблема №5. Нерелевантная инфа в CV

Работа в ООО ТехМашПлюс, консультантом в магазине, бухгалтером или учёба на юриста. Что все эти вещи объединяет? Правильно — их нахождение в CV дизайнеров.

Тут всё просто, когда вы пишите что-либо в портфолио или резюме, задумайтесь - зачем эта информация рекрутёру или нанимающему менеджеру? Если в ответе есть польза для этих ребят — оставляйте. Нет — смело выкидывайте. Богатый жизненный опыт или крутые хобби с вероятностью 95% пользы для отклика не несут

Убрали не очень релевантную инф-у из заголовка, дали ссылку на работы, убрали нерелевантные образование и опыт работы — profit

На мой взгляд это основные проблемы, обратив внимание на которые можно значительно улучшить

To be continued…

Если вам было бы интересно почитать про какие-то темы - пишите в комментах. Например, думаю про статью о таких же проблемах, но на собеседованиях :)

В ближайшем будущем собираюсь написать ещё несколько статей не только про менеджмент, а про влияние дизайнера в продукте и в целом про работу дизайнером.

0
42 комментария
Написать комментарий...
Anton Gursky

Создайте свою форму анкеты кандидата и облегчите свой труд.

У автора была задача нанять сотрудников.

Проблема: автор не справляется с выполнением задачи, ввиду не профессионально подготовленных CV и портфолио кандидатов.

Решение: ныть на vc ( хороший вариант, однако большой риск того, что потенциальные кандидаты не увидят эту статью, в крайнем случае сразу кидать ссылку.)

Оптимальное решение: составить правильную форму CV/Портфолио с инструкцией и давать ее кандидатам заранее. Таким образом предлагая полуфабрикат под видом формы с комментариями вы за те же 30 секунд сможете более детальней отфильтровать кандидата, возможно даже заочно "познакомиться".

Мнение: Вы авансом ожидаете от людей CV/портфолио, в составлении которых они имеют мало опыта. Они дизайнеры а не рекрутеры. Скорее всего чего то не допонимаю, но механизм работы большой компании исключает отсутствие стандартизации различных форм в т.ч. форм анкетирования кандидатов с инструкцией.

Ответить
Развернуть ветку
Вениамин Рыбников
Автор

Привет! Простите за лонгрид :)

Мне жаль, если из статьи кажется так, но я вовсе не преследую цель облегчить мой труд, я скорее хочу указать всем ребятам, которые рано или поздно будут на рынке труда на то, как можно повысить их шансы на успешный найм на хорошую позицию и за хорошие деньги) В плане моего труда мне принципиально не важно это, т.к задачу (нанять сотрудника) я всё рано или поздно закрою

Вы правы, что в крупных компаниях процесс первичного отклика часто автоматизирован. Но во-первых, эта автоматизация скорее уровня cv падает туда, куда нужно и минимальные поля (фио) сами заполняются, а во-вторых, не всегда найм происходит по стандартному пути. Например бывает и так, что человек приходит по рекомендации просто в тг, или ты вспоминаешь про какого-то человека, с которым общался. В этом смысле идея пушить кандидатов заранее составлять cv/портфолио по «правильному формату» откроет портал в ад, т.к понятие формата у всех компаний и нанимающих людей разное и лучше уж единое классно сделанное cv/портфолио, по которому большинство работодателей поймут ваш уровень

С чем я совсем не согласен, это с тезисом про то, что дизайнеры не рекрутеры и не стоит ожидать от людей хорошие cv и портфолио, в составлении которых у них мало опыта. Мы все (за редким исключением) живём на рынке труда, и когда работаем (и продвигаясь вверх по карьерной лестнице поднимая тем самым свой уровень зп и прочее) и когда ищем работу. И в этом смысле, умение хорошо рассказать о себе (и в формате текста, и голосом на собеседовании) это отдельный навык, владение которым тупо может помочь выторговать себе лучшие условия работы. Опять же, я в этом смысле ничего не жду от кандидатов, это дело каждого , но если человек подумал заранее про то, как облегчить жизнь противоположной стороне, как правило это повышает шансы на успех (конверсия в созвон, как удобнее) и выгодно обеим сторонам

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Usmanov

Судя по тому что пишете «отсеиваются кандидаты с нерелевантный опытом», джунов не ищите, ок.
Касаемо того указывать или не указывать нерелевантный опыт работы, обожаю. Вы, как человек в теме, пишите все грамотно👌 Однако, HR руководствуются другой логикой, задавая вопрос «А вы до этого вообще не работали?», в иной раз просто скипнут твое резюме, считая твой стаж трудовой деятельности недостаточным.
Это очень спорно. Вы такие занятые все, не можете потратить 5 минут на скан резюме, а мы вот, соискатели работы, свободные и бегаем с сачками, ловим медуз 🫠🤷‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
Вениамин Рыбников
Автор

Привет! Спасибо за клёвый коммент, давай попробуем разогнать

Про джунов не ищу — ищу, нанимал и стажёров и младших дизайнеров :) Но я не нанимаю ребят совсем без опыта работы. За других коллег по цеху не скажу, но я при прочих равных беру тех, кто хотя бы какой-то минимальный опыт работы имеет. Потому что с кандидатами совсем без опыта работы по специальности велик риск, что человеку просто не понравится трушная работа дизайнером и он будет демотивирован. Плюс нагрузка слишком большая, ментору помимо работы с постановкой задач и контролем качества нужно будет базово погружать человека в то, как в целом устроена работа дизайнера в it. При этом для меня сделать компании друга логотип, поработать на нко или задизайнить однокурснику сайт это тоже реальная работа, поскольку дизайнер так или иначе столкнётся и с обратной связью, и с циклом разработки и будет хотя бы базово понимать, как это устроено

Вопрос про hr правда интересный, я не смотрю на мир глазами рекрутёра и сложно судить про то, как в таких ситуациях действуют рекрутеры. Я сходил к двум рекрутёркам, обе сказали, что не смотрят на нерелевантный опыт работы. Цитата «Ну, лучше не указывать, а в «обо мне» расписать навыки, которые можешь на уровне джуна» ¯\_(ツ)_/¯

Персонально для меня hr это отражение культуры в компании (понятно, что в крупных компаниях бывают выбросы и невозможно нанять тысячу идеально-заботливых и сладких hr) и с этой точки зрения подобный вопрос наталкивает на мысль, а правда ли это та компания, с которой по пути. Т.к не очень понятно, о чём может рассказать строчка в резюме про опыт работы не по специальности

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Usmanov

Спасибо за развернутое пояснение 🙏

В целом, понял по тому, как смотрите на кандидатов и, спасибо, что у HR уточнили про нерелевантный опыт.

Ваш ответ натолкнул на пару интересных гипотез, потестирую, может напишу свою статью)

Ответить
Развернуть ветку
Vladius

согласен, такое тоже бывает

Ответить
Развернуть ветку
Алена Закодякина

Любимое. Хотят, чтобы человек только что закончивший ВУЗ сразу имел за плечами 10 лет опыта работы, а лучше все 20

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин
и за это время я отсмотрел около 700 кандидатов на позиции от стажёра до лида

Топ ошибок нанимателей занимает требование охрененного cv от всех, начиная со стажера и заканчивая лидом.

Ответить
Развернуть ветку
Alena Galina

Я бы хотела увидеть статью про то, какие картинки заходят. Ну типа: у всех свой вкус и не понятно попадёшь ли ты со своими картинками в нерв или нет

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Feiler

Вкус это скорее про веб-дизайн, про продукты умение создать дизайн-систему под задачу.

Ответить
Развернуть ветку
Epox Nepoxtekops

Дааааа и отправлять дс в аналитику, создавать флоу, при котором пользователь будет бродить по дс 😄 Ерунду написали Сергей..

Ответить
Развернуть ветку
Никита Федосеев

Интересный опыт – спустя пару лет читать статью про ошибки в откликах на вакансию, на которую хотел пройти на тот момент)

Ответить
Развернуть ветку
Борис Супонев

ахах напишите статью про ошибки нанимателей и про то каким вы стали успешным 😃😃😃

Ответить
Развернуть ветку
Вениамин Рыбников
Автор

Блин, даже если мэтча нет то всё равно всегда стараюсь дать обратную связь. Прости, что не ответил

Ответить
Развернуть ветку
Никита Федосеев

Всё окей. Мне просто было интересно в ретроспективе посмотреть на свое резюме и ошибки. За статью спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Eozvarit

А если дизайнер - графоман, значит ли это, что его макеты будут также переусложнены, а клиентские пути извилисты?
Такую тему предлагаю для следующей статьи!

Ответить
Развернуть ветку
Vasek Romanov

Еще могу добавить про отклики людей без опыта на вакансию где обязателен опыт в N-лет. Не читают что написано. И таких откликов половина обычно (
В итоге за год так и не нашли дизайнера. Те что приходили работали месяц и на выход.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий

Если hr тратят на резюме 30 секунд, почему дизайнер должен тратить больше на изучение вакансии?)

Многие смотрят лишь:
- что надо делать
- условия работы
- уровень дизайна сайта фирмы

Ответить
Развернуть ветку
Вениамин Рыбников
Автор

Хороший вопрос :) Мне кажется, потому что рынок дизайна в it сейчас рынок работодателя. То есть кол-во претендентов на вакансию много -> вакансий не так много

Если ситуация поменяется и на 1 кандидата будет по 3 рекрутёра, тогда да, не нужно тратить время на изучение вакансии, нанимающая сторона сама всё покажет и расскажет лишь бы нанять

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Фёдор Павлов

интересно, классная статья

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Воловцев

Полезные советы, типа чек листа, можно просто по этапно пройтись и сделать поправки в своём резюме.

Ответить
Развернуть ветку
Gosoo Gosoo

Веня Рыбников - это звучит, конечно, кринжово 😬

Ответить
Развернуть ветку
Вениамин Рыбников
Автор

соглы, сам кринжую

Ответить
Развернуть ветку
Денис

А мне HR'ры пишут в вазап, хотя он в контактах не указан. Так кто здесь тупой, ээээ?
P.S.
Это вообще отдельный сорт людей, как мне кажется. И синдром-аналог вахтёра там распространен даже больше, чем любая бактерия на планете)

Ответить
Развернуть ветку
Вениамин Рыбников
Автор

ну, в обратную сторону тоже может работать, да :)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Котов

Ты еще не написал про напечатанные макеты 🤔
Кажется, это самое веселое что может быть на собесе продуктовых дизов

Ответить
Развернуть ветку
Вениамин Рыбников
Автор

Да, много забавного бывает :) Ну кстате, у меня нет опыта, чтобы прям чтобы какую-то печатку показывали, но ребят с коммуникационным бэкграундом я люблю, у них обычно повыше уровень графики и они не чураются работы уровня отрисовать иконку или баннерок, если понадобится

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Котов

Я так собеседовал девочку. Она сайт тупо весь распечатала. Знаешь, смешанные эмоции, но зато запомнил её

Ответить
Развернуть ветку
ollo.agency

лайк

Ответить
Развернуть ветку
Vladius

абсолютно плюсую автора и статью.
все так.

а еще возникают сложности, если дизайн на иностранном языке и по несуществующему проекту. сразу возникают две идеи - либо это работа из курса, либо это копипаст

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Usmanov

А в чем проблема с английским? И почему case study не котируется?

Ответить
Развернуть ветку
Vladius

потому что учебный макет может быть просто перерисовкой.я сталкивался с тем, что кандидаты показывают очень похожие макеты, при этом уровень этого макета был лучше, чем в остальном портфолио

Ответить
Развернуть ветку
Вениамин Рыбников
Автор

Привет, спасибо!

У меня по этим пунктам всё чуть иначе

Про дизайн на иностранном языке - сейчас многие ребята смотрят и на зарубежные компании, поэтому как нанимающий я здесь смирился с тем, что конкурирую за таланты со всем миром и как универсальный язык англ вполне норм, оформлять кейсы на разных языках - топ, но мне норм и англ

Про несуществующие проекты - тут палка о двух концах. Если у кандидата за плечами мало опыта и он откликается на джуновую/стажёрскую позицию, то как мне кажется, хорошо сделанный и поданный несуществующий проект лучше, чем одна-две разово сделанные задачи, но настоящие, поскольку обычно на этом уровне в реально сделанных проектах задачи по типу - меня попросили обновить карточку товара, я и обновил

Но перерисовка это жиза, как и то, что кандидата мог очень затащить старший напарник. Многие зарубежные компании сейчас отказываются от тестовых в пользу большего кол-ва созвонов, где идёт совместная работа по типу whiteboard чтобы посмотреть уровень кандидата. Но я пока придерживаюсь олдовой позиции, что без тестового никуда, на любой позиции

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Kondaurov

Спасибо за статью! Есть над чем подумать

Ответить
Развернуть ветку
Алёна

Спасибо за статью! Только учусь дизайну, но и для своей специальности вынесла полезное 👏

Ответить
Развернуть ветку
Wera Ferat

Взяла несколько советов на заметку, ещё было бы интересно посмотреть на резюме кандидатов, которые прошли отбор.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Башкиров

По поводу не релевантной инфы в CV: все-таки, если были другие позиции в IT, то указать их лишним не будет.
Например, если был 2 года фронтом, а решил стать UX :)

Ответить
Развернуть ветку
Вениамин Рыбников
Автор

Согласен на 100%, но вы пишите как раз про релевантный опыт из смежной области, а я в статье писал больше про кейсы, когда ребята пишут про опыт из прошлой жизни. Например, я работал бариста и менеджером по продажам, но упоминать об этом без какой-то конкретной мысли не имеет смысла, т.к велик риск того, что нанимающие не считают это без подсказки

Ответить
Развернуть ветку
Иннокентий Фефилов

Нижайше прошу снизойти до моего резюме и потратить полминуты вашего бесценного опыта...

У меня есть шанс?

Ответить
Развернуть ветку
Vyacheslav Rubanyuk

У меня был случай, когда два дизайнера прислали свои резюме на одну вакансию, и при просмотре портфолио увидел там одинаковые работы)

Оказалось, они учились на одних курсах по веб-дизайну и автор курса разрешал им перерисовывать его макет и добавлять к себе в портфоио. И даже, как мне одна девушка написала, поощрял такой подход))

Ответить
Развернуть ветку
Огурец Молодец

Автор, покажи свое портфолио и публичное сиви?

Ответить
Развернуть ветку
Вениамин Рыбников
Автор

У меня их нет, давно не искал работу

Ответить
Развернуть ветку
39 комментариев
Раскрывать всегда