Как корпорация-«кракен» Monotype захватила рынок шрифтов Статьи редакции
Ей принадлежат Arial, Helvetica, Gotham и Times New Roman, а также отраслевой маркетплейс MyFonts. Как она развивалась и почему дизайнеры мирятся с её условиями — в кратком пересказе заметки The Hustle.
В начале 2010-х медсестра из Вирджинии, США, Синди Томпсон получила неожиданный звонок: представитель Warner Bros. Entertainment рассказал, что разработанный ею шрифт будут использовать в фильме «Великий Гэтсби» — как почерк главного героя.
Томпсон создавала шрифты на досуге с помощью ПО, которое купила за $100, и размещала их на платформе MyFonts, где их и нашла кинокомпания. Сперва она не могла поверить своему счастью, но вот гонорар за использование оказался неожиданно маленьким — $12, которые даже не покрыли затраты на программу.
Её история, увы, не исключение из правил, пишет The Hustle. Рынок шрифтов «перенасыщен», поэтому, чтобы выделиться, дизайнерам-любителям приходится прикладывать вдвое больше усилий. Ещё сложнее, когда на этом рынке есть очевидный монополист — компания Monotype Imaging, которой принадлежат и популярные шрифты, и платформа для их продажи.
Monotype — «кракен, пожирающий рынок»
Первый шрифт появился в 1440 году, когда типограф Иоганн Гутенберг изобрёл способ книгопечатания подвижными литерами, чтобы напечатать Библию. С тех пор шрифтолитейных мастерских и студий становилось всё больше, а в конце 19 века появилась и американская Monotype Imaging.
Она изобрела первый в мире монотип — автоматическую букоотливную машину, которая позволила увеличить скорость создания шрифтов, — а также выпустила одни из самых популярных шрифтов Gill Sans, Perpetua и Times New Roman.
Во второй половине 20 века рынок быстро изменился: многие компании заключили сделки о слиянии, монотипы с появлением фотонабора и компьютерной вёрстки вышли из обихода, а Monotype Imaging столкнулась с финансовыми трудностями.
Остаться на плаву помогла инвестфирма TA Associate, выкупившая бизнес в 2004 году. После этого компания вышла на биржу и за несколько лет купила ряд активов:
- Своего основного конкурента — Mergenthaler Linotype, заполучив около 6000 шрифтов, в том числе Helvetica и Avenir.
- Производителей шрифтов Ascender Corporation и FontShop.
В 2019 году Monotype снова выкупили — за $825 млн, — и та тогда приобрела две независимые шрифтолитейные студии RW Foundry и Hoefler & Co.
Некоторым дизайнерам казалось, что компания — самый настоящий «кракен, пожирающий рынок», но сама она считала, что упрощает жизнь пользователям: выбор шрифтов большой, а лицензировать их можно через одно окно — саму Monotype.
Покупка MyFonts как дополнительного источника выручки
В 2012 году корпорация заключила одну из важных сделок — за $50 млн купила материнскую компанию MyFonts, маркетплейса с более чем 250 тысячами шрифтов, где свои работы публикуют независимые дизайнеры и свыше 4500 шрифтолитейных студий. Для сравнения: у площадок Creative Market и Etsy ассортимент шрифтов меньше — это 82 тысячи и 5000 соответственно.
Цены на шрифты авторы определяют сами. Половину от стоимости забирает Monotype в качестве комиссии. Creative Market взимает столько же, а Etsy берет $0,20 за размещение шрифта и 6,5% за каждую транзакцию.
Дизайнеры могли бы публиковаться, например, на Etsy, но по охватам у MyFonts нет конкурентов, поэтому им и приходится принимать все условия Monotype — даже когда корпорации вроде Apple и NASA используют шрифты с сайта без разрешения.
По словам самой компании, 45% мастерских считают эти продажи своим основным источником дохода, остальные 55% — пассивным. Дизайнер и владелец Set Sail Studios Сэм Парретт, например, зарабатывает в месяц $7000 после вычета комиссии, и шрифты его можно увидеть, как он сам отмечает, повсюду: на плакатах с актрисой Джиллиан Андерсон, на обложках альбомов Cardi B и Kэти Перри, на постерах сериалов Netflix.
До конца 2023 года Monotype планирует представить на MyFonts модель подписки: клиент будет оплачивать единую подписку на Monotype и получать доступ к «большему ассортименту шрифтов» с общей лицензией.
Размер роялти будет зависеть от того, сколько денег автор выручает с продаж и каким спросом пользуются его шрифты, а также от суммы квартальной выручки самой Monotype от комиссий. Дизайнеры смогут подключиться к программе подписки и при этом продолжить продавать стандартные лицензии.
Авторы переживают, что Monotype таким образом хочет отобрать у них часть контроля над правами и увеличить не авторскую прибыль, а свою.
В Monotype же считают, что подписка поможет дизайнерам больше зарабатывать, так как они будут получать платежи не только за покупку финального продукта, но и при «каждом использовании шрифта», в том числе в прототипировании.
Комментарий удален модератором
Чтобы дизайнерам было с чем играть
Доигрались
Комментарий недоступен
Так чтобы интереснее было, было из чего выбрать
Можно ссылку на пруф этого утверждения?
А раньше ссылки на пруфы в лонгах были в каждом абзаце.
Комментарий удален модератором
Не понятно, если закончится термин подписки, то как потом доказать, что в своих работах имел официальный доступ?
Файл лицензии с датой
По своей работе частенько захожу на MyFonts для выбора шрифтов, на etsy тоже покупаю, но там отличается выбор. Зачем нужна подписка, если меня интересует только один конкретный шрифт?
Просмотрел шрифты Set Sail Studios, парочку взял себе на заметку, может и приобрету лицензию для своих работ.
Вот это хобби, шрифты создавать, не каждом дано
Это уже классика в мире шрифтов
монотайп уже много лет пытается впарить свою подписку