(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(95025373, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(95025373, 'hit', window.location.href);

UX-чекап: 5 способов улучшить ваш сайт с помощью аналитики

Привет! Меня зовут Сережа, я ресерч лид дизайн-студии pinkman. Расскажу про простые и быстрые инструменты, которые мы используем для UX-чекапа сайтов. Они помогают быстро понять, что с вашим ресурсом не так и как это исправить.

Так выглядит UX-чекап по мнению нейросетей (впрочем, в реальности он выглядит примерно так же)

Цель чекапа — за короткое время узнать, в каком состоянии находится UX продукта/сайта/сервиса и «измерить температуру» пользователей. Кто чем доволен, кому что не нравится, как люди проходят по сценариям, которые для них спроектировали, насколько это соответствует требованиям бизнеса и получают ли пользователи те ценности, которые заложены в продукт.

Для этого в нашей лаборатории ресерча есть пять базовых инструментов (или видов работ), которые помогут получить всю нужную информацию о состоянии пользователей. Расскажу про каждый из них — как они работают, сколько занимают времени, какие артефакты мы получаем на выходе и в чем их ценность.

1. Экспертный анализ

Также этот метод известен как Эвристическая оценка (Heuristic Evaluation). Мы прогоняем по эвристикам весь UI сайта и смотрим, насколько он соответствует правилам, которыми руководствуются дизайнеры при проектировании взаимодействия пользователя с интерфейсом (см. Эвристики Нильсена). В теории про них все знают и используют, на практике же в процессе эксплуатации продукта или сервиса они забываются и могут отойти на второй план.

В результате анализа получаем список выявленных проблем с оценкой их серьезности и критичности для общей картины. Также на выходе даем рекомендации о том, как их можно нивелировать: есть такие-то проблемы у ваших пользователей — обойти их можно таким образом.

Пример таблицы со списком проблем и рекомендаций

Этот инструмент, пожалуй, помогает наиболее быстро выявлять и исправлять самые критичные моменты в юзабилити, при этом не привлекая к исследованию пользователей. Речь идет о любых алогизмах, которые не дают юзеру воспринимать интерфейс как инструмент для решения его задач и закрытия потребностей, поломки в CJM и так далее.

Результат: Юзабилити-отчет со скриншотами и комментариями проблем в порядке приоритетности и рекомендациями по улучшению

2. Анализ поведенческих метрик

Здесь мы работаем с тепловыми картами, метриками конверсий и картами скроллов (если вдруг они не подключены — подключаем и немного ждем для получения данных). Смотрим, на что чаще всего обращают внимание пользователи, и сравниваем с тем, на что должны.

Тепловая карта главной страницы сайта pinkman

К примеру — если бизнес хочет на конкретной странице от пользователя, чтобы он переходил к оплате, а тот уходит смотреть другие материалы, возвращается назад или кликает куда угодно, кроме самой оплаты.

Тепловая карта рассказывает, как реально ведут себя пользователи на странице, а мы уже даем рекомендации по тому, как это исправить и смэтчить с реальными бизнес-задачами. На выходе клиент получает примеры конкретных карт с интерпретацией данных на них, на основе которых мы делаем выводы. Максимально наглядно. Дальше за этой историей можно следить уже самостоятельно.

Результат: Визуальное представление взаимодействия пользователей с сайтом для оптимизации расположения контента, рекомендации по перераспределению контента и элементов управления

3. Немодерируемые юзер-тесты

Это такие тесты, когда мы даем наиболее важные сценарии, эффективность которых нужно проверить, на оценку настоящим пользователям. Инструмент дает понимание реального взаимодействия пользователей с продуктом.

Предположим, есть какой-то базовый интернет-магазин с одеждой — у них есть лендинг, где нужно выбрать товар, добавить в корзину и перейти к оплате. Это их базовый сценарий, который будет влиять на все метрики их бизнеса. Мы выделяем его, берем макеты, делаем прототип и отдаем на оценку живым юзерам на платформе пользовательских исследований.

Прохождение немодерируемого юзабилити-теста на примере сервиса UXCrowd

Им нужно будет пройти сценарий от начала до конца, ответить на ряд вопросов и описать свои впечатления от взаимодействия. Мы же, в свою очередь, детально смотрим, как он это делал, сколько времени потратил, куда нажимал, что не получалось. Выделяем основные затруднения, описываем их и говорим, как сделать лучше.

Результат: Видеозаписи сессий тестирования с выделенными проблемными моментами, сводка ключевых затруднений и предложений по улучшению

4. Опросы пользователей

Опросы помогают получить прямую обратную связь от пользователей для информированного принятия решений. Мы сами формируем гипотезы, на основе которых составляем финальный опросник.

Для этого получаем доступ к сервису, если он не для внешних пользователей, проходим реальный пользовательский путь, записываем сценарии, формируем гипотезы и узкие места. Дальше нам потребуется база реальных пользователей клиента, чтобы запустить опрос в виде рассылки или любым другим способом.

Проверяем, верны или не верны наши гипотезы относительно затруднений, которые мы сами выявили во время работы с интерфейсом. Смотрим на частотность ответов и сами ответы. В итоге получаем диаграммы, где четко видим основные проблемы, и таблицу с их перечнем и способами решения.

Результат: Сводка ответов на опрос с выделением общих тенденций и проблем, рекомендации по улучшениям на основе мнений пользователей

5. Анализ обратной связи

Это эффективный инструмент для уже давно работающих сервисов или продуктов с большим количеством пользователей. Он помогает улучшать внешнее восприятие продукта и оперативно реагировать на общественное мнение.

Что мы делаем? Мы собираем ключевые страницы нашего веб-ресурса и ищем на них обратную связь — на нашем сайте, на агрегаторах, на специализированных платформах, где угодно. К примеру, речь идет о сети медицинских центров. На каждого врача, услугу или отделение есть куча отзывов. Кроме того, есть данные запросов в техническую поддержку, куда пишут юзеры, сталкивающиеся с трудностями на сайте в ходе его эксплуатации.

Словом, у нас есть большой объем обратной связи, который мы начинаем анализировать. В первую очередь, мы определяем настроение и количество отзывов на разные страницы и функциональности сервиса. Во вторую — детально анализируем содержание, на базе чего выдаем комментарии по конкретным улучшениям.

ChatGPT помогает быстро анализировать отзывы и выделить ключевые позитивные и негативные моменты

При этом не обязательно обрабатывать весь массив данных вручную, с этим хорошо справляется тот же ChatGPT, если поставить ему задачу выделить ключевые или повторяющиеся комментарии и сформировать тренды.

К примеру, можно загрузить отзывы на главную страницу и вычленить основные трудности, с которыми пользователи там сталкиваются. Потом проверяем их сами, смотрим на метрики, получаем подтверждение гипотезе — и говорим, вот это срочно нужно править. И так со всеми разделами и важными элементами сервиса.

Результат: Анализ настроений и общих тенденций в отзывах, список улучшений на основе часто встречающихся комментариев

Pinkman делает продуктовый дизайн для корпораций — банков, ритейла, страхования, финтеха и других отраслей. Посмотрите наш сайт.

0
1 комментарий
Илья Метёлкин

Очень интересно и круто расписано!

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда