{"id":14273,"url":"\/distributions\/14273\/click?bit=1&hash=820b8263d671ab6655e501acd951cbc8b9f5e0cc8bbf6a21ebfe51432dc9b2de","title":"\u0416\u0438\u0437\u043d\u044c \u043f\u043e \u043f\u043e\u0434\u043f\u0438\u0441\u043a\u0435 \u2014 \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u044b\u0435 \u0442\u0440\u0435\u043d\u0434\u044b \u0440\u044b\u043d\u043a\u0430 \u043d\u0435\u0434\u0432\u0438\u0436\u0438\u043c\u043e\u0441\u0442\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

10 Эвристик юзабилити от Якоба Нильсена

Эвристики юзабилити это основополагающие принципы, разработанные папой UX дизайна - Якобом Нильсеном. Они применимы к любым интерфейсам — от микроволновки до новенького айфона. Если вы хотите, чтобы пользователи не разбивали телефоны после взаимодействия с вашей системой, то очень советую ознакомиться с этой статьёй.

1. Видимость статуса системы

Дизайн должен всегда информировать пользователей о том, что происходит в течение разумного периода времени.

Люди любят держать все под контролем, ведь только тогда они могут чувствовать себя в безопасности. Посмотрите на свой смартфон. Сразу после того, как экран загорается, он информирует вас об уровне заряда батареи, подключении к Wi-Fi, полученных сообщениях, пропущенных звонках и многом другом. Используя значки и индикаторы, система сообщает о своем статусе и помогает пользователю принимать более обоснованные решения.

Когда люди взаимодействуют с любой системой, она всегда должна обеспечивать немедленную обратную связь. Просто визуальный знак, такой как изменение цвета кнопки, индикатор загрузки или анимация значка может помочь пользователю понять, что происходит, уберегая его от других ненужных взаимодействий.

2. Соответствие между системой и реальным миром

Дизайн должен говорить на языке пользователей. Для интуитивного использования интерфейса его элементы должны быть схожими с теми, что мы уже использовали в жизни.

Люди подходят к каждой новой системе, имея в виду ментальную модель. Другими словами, люди предполагают, как может работать система, основываясь на своем опыте работы с другими подобными системами. Используя язык, с которым они знакомы, можно упростить взаимодействие с персональной системой.

Крайним примером является скевоморфизм, который передает все детали объектов реального мира в программное обеспечение. В начале эпохи смартфонов он очень помогал людям привыкнуть к новым интерфейсам, сегодня же графика сильно упростилась.

3. Пользовательский контроль и свобода

Пользователи часто выполняют действия по ошибке. Им нужен четко обозначенный «аварийный выход».

Когда людям легко отказаться от процесса или отменить действие, это способствует чувству свободы и уверенности.

Представьте себе ситуацию, которая включает в себя что-то вроде случайного удаления важного файла или публикации грамматической ошибки в социальных сетях вашей компании. Каждая система должна иметь четко обозначенный механизм «аварийного выхода», который обеспечивает пользователям легкий путь назад после того, как они окажутся в нежелательном состоянии.

4. Последовательность и стандарты

Интерфейс никогда не должен сбивать пользователей с толку использованием разных слов, изображений или действий для одних и тех же понятий или ситуаций.

В основе 4-ой эвристики лежит Jakob's Law, закон о том, что большую часть времени пользователи проводят в других приложениях, а значит, для их комфортного взаимодействия с системой мы должны следовать гайдлайнам платформ (напр. Apple‘s Human Interface Guidelines и Google‘s Material Design Guidelines) и распространенным дизайн-решениям в нашей отрасли.

Эта эвристика также о согласованности внутри одного интерфейса. Простым языком, если вы используете определенный размер шрифта заголовка или цвет кнопки, то не нужно отходить от заданных параметров в другом месте интерфейса. А если ещё более простыми словами, то используйте стили в фигме.

5. Последовательность и стандарты

Хорошие сообщения об ошибках важны, но лучший дизайн в первую очередь тщательно предотвращает возникновение проблем.

Используйте ограничения, которые не позволяют пользователю установить неправильное значение (например, когда вы ожидаете число, не разрешайте писать буквы), предложите наиболее распространенные варианты, чтобы облегчить пользователям выбор (например, при поиске), или использовать подтверждения перед деструктивными действиями.

6. Узнавание вместо припоминания

У людей ограничена кратковременная память. Интерфейсы, которые способствуют распознаванию, сокращают количество когнитивных усилий, требуемых от пользователей.

Думать над интерфейсом полезно дизайнеру, но очень вредно пользователю. Не заставляйте людей прикладывать усилия, пользуясь вашей системой.

Минимизируйте нагрузку на память пользователя, сделав видимыми элементы, действия и параметры. Пользователь не должен запоминать информацию из одной части интерфейса в другую. Информация, необходимая для использования дизайна (например, пункты меню), должна быть видна или легкодоступна при необходимости.

Когда в интерфейсе много полей для заполнения, названия полей лучше писать возле каждого поля а не внутри, так как человек может забыть какое поле он заполнял. Также вместо открытого вопроса лучше использовать вопрос с вариантами ответа (по возможности).

7. Гибкость и эффективность использования

Все пользователи уникальны и имеют разные потребности и навыки. Гибкий интерфейс позволяет выполнять одни и те же функции разными методами.

Например, кому-то проще нажать на крестик для закрытия попапа, а кому-то, чтобы не тратить на это время, быстрее нажать в пустое пространство или нажать Esc.

Новички какого-либо ПО будут пользоваться кнопками в интерфейсе, в то время как опытные ребята будут использовать shortcuts (комбинации клавиш на клавиатуре), чтобы ускорить свою работу.

8. Эстетичный и минималистичный дизайн

Интерфейсы не должны содержать неактуальную или редко используемую информацию. Каждая неактуальная единица информации в интерфейсе конкурирует с актуальными единицами информации и уменьшает их видимость.

Минимализм — не только мода последних нескольких лет, но и, безусловно, устойчивая тенденция, цель которой — свести описание предмета только к его необходимым элементам.

Минималистичный дизайн использует только необходимые цвета для поддержки визуальной иерархии, а не чтобы “добавить изюминки”. Для создания акцента на текстовом блоке не обязательно делать для него рамку и десятки линий. Просто попробуйте отделить его отступами. Каждый элемент в интерфейсе подвергайте вопросу для чего он здесь.

9. Помогите пользователям распознавать, диагностировать и устранять ошибки

Сообщения об ошибках должны быть выражены простым языком (без кодов ошибок), нужно точно указывать на проблему и предлагать решение.

Каждое сообщение об ошибке должно быть максимально явным и точным. Никто не хочет читать расплывчатые сообщения вроде «что-то пошло не так». Изложите, что произошло доступным человеческим языком. Столь же абсурдны сообщения типа «Ошибка класса 372». Дайте пользователю конструктивный совет, что делать дальше. Предложите решение или направьте пользователя к сотруднику службы поддержки, который сможет разобраться в ситуации. Последнее правило хороших сообщений об ошибках — вежливость. Никогда не обвиняйте пользователя и не подразумевайте, что он глуп.

10. Справочные материалы и документация

Лучше всего, если система не нуждается в дополнительных пояснениях. Однако может потребоваться предоставить документацию (частый пример туториал в приложении), чтобы помочь пользователям понять, как выполнять свои задачи.

Большинство пользователей пропускает обучение, предлагаемое при старте взаимодействия с системой, но это не значит, что оно не понадобится в будущем. Справочные материалы (например FAQ) должны быть легкодоступны и лаконичны. Будьте кратки и перечислите конкретные шаги, которые необходимо выполнить.

Надеюсь, эта статья принесла вам пользу😊
Буду благодарен обратной связи!

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Елена Добро

5 пункт - предотвращение ошибок!

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Алыпов

Харош

Ответить
Развернуть ветку
Кристина Пижевская

🔥

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Уваров

..Никто не хочет читать расплывчатые сообщения вроде «что-то пошло не так»...
Но зачастую так и пишут. Есть пример, Нетология. Не грузится видео на платформе, выдает ошибку "Что-то пошло не так, попробуйте обновить страницу". После обновления, снова то же самое "Что-то пошло не так, обновите страницу" и так до бесконечности. Как пользователь дико раздражаешься и готов уже требовать возврат)

Ответить
Развернуть ветку
Sovaura

Статья очень полезная, но некоторые предложения и словосочетания звучат странно...вероятно, из-за того, что были переведены в переводчике с английского языка.
"... о том, что происходит в течение разумного периода времени..." Вы же так не говорите)))

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Догадин

Очень вредная статья, у меня заказчик начитавшись этой пурги вкорячил прямым текстом этот поток сознанию в БФТ. Был логично послан за конкретикой.

Ответить
Развернуть ветку
Sophie Prosorovskaia

Статья полезная, но обложка — это полный мрак и безвкусица. Воспользуйтесь 8 правилом и исправьте этот ужас :—)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда