{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как русские изразцовые печи превратились в предмет искусства, который хотят даже в Лозанне

Всем привет! С вами снова я, Юлия Комиссарова, основатель художественной мастерской «Русская Майолика». Немного о своей мастерской я уже рассказывала, а теперь хотелось бы поговорить… об искусстве.

В одном из комментариев к какому-то из моих текстов прозвучала фраза: «Надо же, какое старье эти ваши изразцы, а людям нравятся...» Человек был удивлен. Но я была удивлена не меньше, что кто-то считает керамику старьем, но не считает старьем дерево, кожу, мех, стекло, бронзу, золото... Но суть в том, что вещи из настоящих природных материалов возвращаются к нам, как предметы роскоши, вызывающие своей «истинностью» эмоции и жажду обладания ими, и за это люди готовы платить.

То же произошло и с русскими печами. Да, сегодня дома и квартиры отапливаются без их помощи. Но осталось еще очень много людей, кто не хочет расставаться с пирогами и кашей из печки (а ещё пиццей, но об этом чуть позже). С уютной лежанкой и возможностью прижаться спиной к горячим плиткам, чувствуя, как тепло растекается по телу.

Русские изразцовые печи

Итак, художественно оформленные изразцовые печи. Разумеется, их в городскую квартиру не поставишь. Да и не в каждом частном доме их встретишь. Чего уж там, наши работы – это тот самый премиальный сегмент, который не купить в соседнем «Леруа Мерлен», поэтому у нас нет и не будет «ближайшего к метро Выхино» магазина. Просто потому, что мы делаем предметы искусства — не массовые и исключительные. По этой же причине мы не делаем точных копий — как повторить исключительный предмет искусства ручной работы?

Само собой, так было не всегда. В конце XIX века изразцовые печи были товаром массового потребления — по всей Европе, включая Россию, работали десятки заводов, которые занимались производством изразцов. Однако в истории искусства остались лишь те, что были сделаны по проектам известных архитекторов или с участием талантливых художников. Например, по проектам Врубеля. Вы знаете, что Михаил Александрович, помимо своего «Демона», прославился в числе прочего работой с керамикой? И не только печной.

Знаменитое майоликовое панно по эскизу Михаила Врубеля «Принцесса Греза», украсившее фасад гостиницы «Метрополь» в центре Москвы

Историческое отступление: немного о мастерской Абрамцево, о Савве Мамонтове и при чем тут мы?

Давайте на минуту переместимся в 1870 год. Где будущий модный архитектор Антонио Гауди пока еще работает чертежником у маститого архитектора Франциско Вильяра, но уже совсем скоро начнет застраивать Каталонию сплошным Modernisme Català, украшая свои творения в том числе керамикой (о Гауди я писала отдельную статью «Антонио Гауди – поэт каталонского модерна» .

И в это же время в России потомственный купец и крупный промышленник Савва Мамонтов по случаю приобретает усадьбу Абрамцево, принадлежащую разорившейся дворянской семье писателя Сергея Аксакова. К покупке подходит основательно: «Дом, хотя и очень хилый на вид, показался нам симпатичным, отодрали теснину на углу — лес здоровый и толстый».

Савва Мамонтов, впрочем, был не просто крупным промышленником и купцом, в числе прочих, стараниями Саввы Ивановича возникло явление, которое стали называть «Серебряным веком» русской культуры. Мамонтову принадлежала одна из лучших коллекций предметов искусства в Москве. Да и сам он был не просто меценатом и благотворителем, но и человеком искусства. И покупая усадьбу в Абрамцево, он не только вкладывает свои купеческие рубли, но и отдает должное тому, что при жизни Аксакова усадьбу посещали Гоголь, Тургенев и другие великие литераторы. Поэтому и ремонт, и обстановку делает с вниманием к деталям, привлекая больших художников того времени.

В итоге в 1890 году на территории усадьбы образуется творческое сообщество, где под руководством технолога Петра Ваулина и живописца Михаила Врубеля начинается история знаменитой абрамцевской майолики.

Вообще сначала мастерская открылась, потому что Мамонтов все-таки немного недооценил, насколько была разорена усадьба, и собственные изразцовые печи дома требовали основательного ремонта.

А потом дело пошло, и в усадьбе стали работать не только Врубель, но и другие художники того времени — Васнецов, Репин, Антокольский, Поленов. В итоге, почувствовав и коммерческий потенциал керамики, — а в это время расцветает стиль модерн, в котором керамика является одним из важнейших декоративных приемов — Мамонтов открывает керамический завод «Абрамцево» в районе Бутырских улиц.

Печь-лежанка авторства Врубеля (разумеется, в художественной части, строил ее все-таки печник)

Я была не меньше Мамонтова потрясена керамикой — ее невероятной пластичностью и универсальностью, теми выразительными возможностями, которые она дарит художникам. В своё время этим материалом был захвачен профессор физики и химии Александр Биго, посвятивший керамике всю свою жизнь, а Врубель нашел в керамике потенциал «цвета в скульптуре».

И вот в какой-то момент, как и Савва Мамонтов, я подумала: а почему бы и нет? В России и в Европе сохранилось потрясающее наследие в виде сотен изразцовых печей, которые могут послужить источником вдохновения для создания наших собственных проектов. Плюс я всегда считала очень правильной идею Мамонтова: что людям надо ПОСТОЯННО и ВЕЗДЕ прививать чувство прекрасного: «Надо приучать глаз народа к красивому: на вокзалах, в храмах, на улицах» (С.И. Мамонтов).

Замечу, что современные художники-керамисты определенно не хуже дореволюционных, а керамика по-прежнему дарит фантастические возможности пластики и цвета, поэтому позволяет создавать очень современные вещи, соответствующие духу XXI века.

Камин в современном стиле

Но от идеи до реализации – всегда целая пропасть, превосходящая любые ожидания. Чтобы мастерская заработала, мне пришлось разбираться во всех процессах производства изразцов – формовка, сушка, обжиг, подгонка, глазурование...

Майолика — это колоссальное количество труда: надо изучить технологию керамики, свойства материалов и их особенности, чтобы научиться создавать правильную керамику. Да и чисто физически делать керамические изразцы достаточно тяжело, особенно в условиях не всегда предсказуемых химических реакций в печи.

Впрочем, качество черепка и глазурного покрытия важное, но не самое главное: керамика просто не позволяет делать себя некачественно. А вот чтобы получилось произведение декоративного искусства, его автор должен обладать вкусом, насмотренностью и знаниями об архитектуре, композиции, цветоведении и других науках, преподаваемых в художественных учебных заведениях.

Поэтому основной задачей, конечно, стало художественное руководство и привлечение талантливых специалистов.

А еще оказалось, что надо обладать определенным характером, чтобы отстаивать перед заказчиком собственную точку зрения на его будущий объект и не скатиться в китч в специфических запросах на «яркое».

Из России в Европу: где любят русскую керамику?

Когда мы открыли свою мастерскую и начали приобретать некоторую известность, оказалось, что керамика «Русской Майолики» нужна многим! И не только в России. Вот лишь несколько примеров наших работ, которые уехали на чужбину радовать глаз иноземцев.

Вот эта синяя печка стоит в магазине Namfleg на греческом острове Санторини.

Наши печки в магазинах Namfleg в Греции

Между прочим, она не просто «показывает красивое», но и работает. Правда, эти печи не отопительные, а обжиговые — для изготовления небольших украшений с горячей эмалью. И вторая печь — в красно-белых тонах с мельницей, символом острова Миконос, где она сейчас и обитает.

Есть еще несколько работ во Франции — в Провансе и в Швейцарии — в Лозанне. А вот это панно уехало в Соединенные Штаты и радует там сейчас заказчицу на ее любимой кухне.

Панно с птицами Уильяма Морриса на кухне заказчицы из США

Но большинство наших работ, конечно, предназначены для российского заказчика. И каждый раз это не просто «заказ на плитку», а художественный и технологический вызов, к которому подходишь и с замиранием сердца: справимся ли? И с итоговым восторгом: вот оно! Получилось!

Реплика исторического камина по проекту Пауля Обста

«А откуда вы берете свои идеи?»

Знаете, я люблю этот довольно частый вопрос, который задают каждому художнику. И готова отвечать в любое время – без всякой иронии.

Вот, к примеру, печь нашей мастерской для ресторана русской кухни «Закрома» в Ярославле с богатырем-хлебопашцем Микулой Селяниновичем из русских былин. Этот образ есть и на камине Врубеля. Это в каком-то смысле наша дань уважения Михаилу Александровичу, в контексте Абрамцево, создавшему камин «Микула Селянинович и Вольга».

Наша печь выполнена в стилистике Ваулинских печей Серебряного века с переложением в керамику прекрасной иллюстрации Ивана Билибина к былине о хлебопашце Микуле Селяниновиче и князе Вольге, но при этом она современная и это безусловно в ней просматривается.

Наша печь «Микула Селянинович» в ресторане «Закрома» в Ярославле.

Или камин с совами, созданный в духе русского терема с керамическим панно по мотивам чудесного эскиза Елены Поленовой. Хотя изначально это был эскиз для деревянного панно, мы его переложили в керамику, слегка изменив статичность совушек, добавив им движения и задора.

Камин с совами по мотивам эскиза Елены Поленовой

Вообще переосмысление известных сюжетов, мотивов, создание на их основе чего-то нового – это одна из движущих сил искусства. И замечу, что все художники, с которыми мы работаем, не только знают историю искусства, но чувствуют форму, цвет и настроение. Например, чтобы создавать такие проекты, как этот мангальный комплекс для частного дома в Адлере.

Мавританская печь

Кстати, у этого комплекса в мавританском стиле есть своя интересная предыстория. Когда я его придумывала, то искала вдохновение в архитектуре дворца Альгамбра в Гранаде и особняка Арсения Морозова в Москве — проезжая или прогуливаясь по Воздвиженке, невозможно не обратить внимание на это замечательное здание.

Особняк Арсения Морозова на Воздвиженке

А Арсений Морозов, в свою очередь, затеял строительство, вдохновившись архитектурой Португалии, по которой путешествовал со своим другом-архитектором Виктором Мазыриным. И это тоже завораживает — вот так красота, зародившись в одном месте, путешествует с человеком, воплощается в новых формах и дает жизнь новым прекрасным зданиям, картинам, скульптурам и — печам и каминам в том числе. Причем буквально сквозь века: между постройкой особняка Морозова и созданием нашей печи прошло около 120 лет.

То есть, если говорить об источниках вдохновения, то главные из них это работы великих художников и архитекторов мира — для художника очень важны знания истории, искусства, ну и конечно насмотренность. Это главные скиллы – хотя далеко не единственные.

Не менее важна способность услышать и понять заказчика, суметь переформатировать черновик печи или камина, а еще хуже построенный когда-то неизвестным печником корпус, который словно бросает нам вызов, заставляя думать, как превратить этот ужас в арт-объект?

И конечно, пожелания клиента должны учитываться, поскольку мы выполняем заказ за его деньги.

Вот такие сложные задачи мы и решаем, чтобы создать действительно роскошную, эстетичную вещь, которая подарит клиенту радость обладания ею на долгие годы.

Было — стало

В портфолио нашей мастерской десятки интересных проектов — мы построили более двухсот объектов — и о каждом я была бы рада долго и обстоятельно рассказывать, цепко прихватив слушателя за пуговицу, чтоб не сбежал :)

Но в итоге наша мастерская «Русская Майолика» стала достойным продолжателем самых высоких художественных традиций русского и европейского искусства.

И жду от вас побольше заковыристых вопросов в комментариях. А для тех, кто, как и я, неравнодушен к мировой архитектуре и искусству, напоминаю адрес своего Telegram-канала.

0
62 комментария
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Julia Komissarova
Автор

Меня это тоже радует. 🙂

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Лев Щенин

Искусство, доступное не только для всех:

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Дмитрий

Наконец-то красивое на виси, а не нытьё

Ответить
Развернуть ветку
Julia Komissarova
Автор

❤️ спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Julia Komissarova
Автор

Благодарю. Очень приятно, что помните наши работы. ❤️

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Asf
То же произошло и с русскими печами. Да, сегодня дома и квартиры отапливаются без их помощи.

Ох не веде 😁😅🤣
У той хтони , что, думала об экслкюзивности поставок сырья - у самих полная панамка 😁

Как русские изразцовые печи превратились в предмет искусства

Если не брать в расчёт усадьбы/дома дворян и купцов... то там нет ничего подобного....
Не верите пожалуйста, что это российскойе...

прижаться спиной к горячим плиткам

Вы как бы. ... вы видели вообще это?

по всей Европе, включая Россию

Рф- это азиопа, вернее азия, вам ваш лидер дал ясно понять. Не примазывайтесь к культуре

Ответить
Развернуть ветку
Buster Kasey

Скушай-ка таблеточек от диареи, друг, от тебя несёт

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Julia Komissarova
Автор

Было бы неплохо, если бы вы несколько структурировали ваш комментарий.
Что означает "у той хтони, что думала об эксклюзивности поставок сырья" — о чем речь?
Где нет ничего подобного?
Вы в курсе, что в конце 19 века печное отопление в городских домах осуществлялось при помощи изразцовых печей, а это период строительного бума, отсюда и множество заводов, которые их производили. Вы в Питере были когда-нибудь?

Не верите, что это российское — это о чём? Что не российское?

И знаете, если у вас есть какие-то проблемы с культурой, то не стоит их экстраполировать на всех.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Ольга Араз

Красивые вещи делаете, эстетичные. Где берете мастеров? Это ведь редкая профессия

Ответить
Развернуть ветку
Julia Komissarova
Автор

Спасибо. 🙂

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Julia Komissarova
Автор

Воспитываем. 🤷🏼‍♀️

Ответить
Развернуть ветку
Ginger Man

в испании на каждом доме керамические таблички с картинками и номером дома. это примерно то же самое?)

Ответить
Развернуть ветку
Julia Komissarova
Автор

Более того, в каждом доме России есть посуда и кафельная плитка в ванных. И это примерно то же самое. Но дьявол, как говорится, в деталях. 😜

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ксения Вильчинская

Мангальный комплекс, конечно, потрясает воображение) А можно сделать похожий комплекс для климата, где попрохладнее? Может, без таких ажурных деталей, но с красивыми изразцами.

Ответить
Развернуть ветку
Julia Komissarova
Автор

Да, можно. Только нужно применять специальную глину, из которой получается керамика с пониженным водопоглощением. Мы это делаем и для нашего климата.

Ответить
Развернуть ветку
Yamile

ну а что, красиво...

Ответить
Развернуть ветку
Julia Komissarova
Автор

Спасибо. :)

Ответить
Развернуть ветку
Buster Kasey

Абсолютно не моя тема, но за исторический экскурс спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Julia Komissarova
Автор

Всегда пожалуйста. 🙂

Ответить
Развернуть ветку
Kato

Шикардос

Ответить
Развернуть ветку
Julia Komissarova
Автор

Спасибо. ❤️

Ответить
Развернуть ветку
C. Steel

Красота.

Ответить
Развернуть ветку
Julia Komissarova
Автор

Благодарю. ❤️

Ответить
Развернуть ветку
Орбитальный Тигр

Прелестные работы.
Был недавно в Гжеле, подивился - как много там небольших магазинов с разной керамической утварью.
А Португалия - да. Со своим культом азулежу наполняет эстетикой даже скромные дома и улочки.

Ответить
Развернуть ветку
Julia Komissarova
Автор

Испания, кстати, тоже. Очень люблю все это.
https://www.russian-mayolica.ru/our-story/primenenie-keramiki/keramicheskij-madrid-puteshestvie-po-tavernam/

Ответить
Развернуть ветку
витя витин

Вы молодцы. Интересные и очень качественные внешне. а как кпд и устройство считаете? У меня знакомые тоже раньше по теме керамики витражей работали. сейчас в ........ уехали . Арина Грабовская . у нее тоже были интересные работы. Не скромный вопрос. Сколько стоит такая самая маленькая печь?. и как с доставкой?

Ответить
Развернуть ветку
Julia Komissarova
Автор

Мы облицовками занимаемся. Строят печники-подрядчики. Единственное, что мы делаем по части строительства собственно агрегата — это подключаем металлические топки к дымоходам. Поэтому КПД рассчитывают печники. Но. Надо понимать, что КПД мало кого интересует, ибо русские печи это вообще не про отопление, и хотя в них есть теплые лежанки, поэтому можно и погреться, но в основном это варочная печь, для приготовления пищи. А уж камины и подавно греют только в режиме горения в реальном времени, максимум, что там может быть — это дополнительная система воздуховодов и вентотверстий, разгоняющая тепло по помещению. Получается что-то типа камино-печи. Но чаще всего люди хотят огонь и керамику — отопительные характеристики их не очень волнуют.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Julia Komissarova
Автор

Самый скромный камин — это в районе 250 тысяч за керамику. Плюс девайсы, плюс работы по подключению, очень дорого строительство дымоходной системы — это, пожалуй, самое дорогое, что вообще есть по работам, особенно, если дымоход надо строить/прокладывать с нуля, ну и плюс монтаж собственно самой керамики — иногда дороже производства керамики получается.

Ответить
Развернуть ветку
Rustam Zzz

аж дух захватывает от красоты

Ответить
Развернуть ветку
Julia Komissarova
Автор

Спасибо. ❤️

Ответить
Развернуть ветку
Влад Vlad

Над эстетикой можно почесать затылок. Некоторые образцы тут прямо как кладбищенские склепы

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Арестов

Вы брали за основу для своих работ эскизы Поленовой, создали реплику работы Пауля Обста. Скажите, как с авторскими правами дела обстоят? Нет ли вероятности, что прилетит претензия?

Ответить
Развернуть ветку
Julia Komissarova
Автор

Нет. Во-первых, эти работы вышли в общественное достояние по российскому, а также по законодательству большинства стран мира. Во-вторых, это не совсем реплики, а все же изрядно переработанные вещи с большой долей собственных дополнений. А в случае с Еленой Поленовой, так и вообще в другом материале, что накладывает свой отпечаток.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Серега Якимов

Супер, аж себе таку же захотелось.
Только ставить негде в однушке(

Ответить
Развернуть ветку
59 комментариев
Раскрывать всегда