{"id":14302,"url":"\/distributions\/14302\/click?bit=1&hash=85de650764093d71ea8033be4100d58b5a8f2ccf21a191bfae1e0f50831313c5","hash":"85de650764093d71ea8033be4100d58b5a8f2ccf21a191bfae1e0f50831313c5","title":"\u0411\u0443\u0445\u0442\u0430 \u0441\u0442\u0430\u043b\u0430 \u043e\u043f\u0435\u0440\u0430\u0442\u043e\u0440\u043e\u043c \u0444\u0438\u0441\u043a\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u0434\u0430\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0432 \u041a\u0430\u0437\u0430\u0445\u0441\u0442\u0430\u043d\u0435","buttonText":"","imageUuid":""}

Как русские изразцовые печи превратились в предмет искусства, который хотят даже в Лозанне

Всем привет! С вами снова я, Юлия Комиссарова, основатель художественной мастерской «Русская Майолика». Немного о своей мастерской я уже рассказывала, а теперь хотелось бы поговорить… об искусстве.

В одном из комментариев к какому-то из моих текстов прозвучала фраза: «Надо же, какое старье эти ваши изразцы, а людям нравятся...» Человек был удивлен. Но я была удивлена не меньше, что кто-то считает керамику старьем, но не считает старьем дерево, кожу, мех, стекло, бронзу, золото... Но суть в том, что вещи из настоящих природных материалов возвращаются к нам, как предметы роскоши, вызывающие своей «истинностью» эмоции и жажду обладания ими, и за это люди готовы платить.

То же произошло и с русскими печами. Да, сегодня дома и квартиры отапливаются без их помощи. Но осталось еще очень много людей, кто не хочет расставаться с пирогами и кашей из печки (а ещё пиццей, но об этом чуть позже). С уютной лежанкой и возможностью прижаться спиной к горячим плиткам, чувствуя, как тепло растекается по телу.

Русские изразцовые печи

Итак, художественно оформленные изразцовые печи. Разумеется, их в городскую квартиру не поставишь. Да и не в каждом частном доме их встретишь. Чего уж там, наши работы – это тот самый премиальный сегмент, который не купить в соседнем «Леруа Мерлен», поэтому у нас нет и не будет «ближайшего к метро Выхино» магазина. Просто потому, что мы делаем предметы искусства — не массовые и исключительные. По этой же причине мы не делаем точных копий — как повторить исключительный предмет искусства ручной работы?

Само собой, так было не всегда. В конце XIX века изразцовые печи были товаром массового потребления — по всей Европе, включая Россию, работали десятки заводов, которые занимались производством изразцов. Однако в истории искусства остались лишь те, что были сделаны по проектам известных архитекторов или с участием талантливых художников. Например, по проектам Врубеля. Вы знаете, что Михаил Александрович, помимо своего «Демона», прославился в числе прочего работой с керамикой? И не только печной.

Знаменитое майоликовое панно по эскизу Михаила Врубеля «Принцесса Греза», украсившее фасад гостиницы «Метрополь» в центре Москвы

Историческое отступление: немного о мастерской Абрамцево, о Савве Мамонтове и при чем тут мы?

Давайте на минуту переместимся в 1870 год. Где будущий модный архитектор Антонио Гауди пока еще работает чертежником у маститого архитектора Франциско Вильяра, но уже совсем скоро начнет застраивать Каталонию сплошным Modernisme Català, украшая свои творения в том числе керамикой (о Гауди я писала отдельную статью «Антонио Гауди – поэт каталонского модерна» .

И в это же время в России потомственный купец и крупный промышленник Савва Мамонтов по случаю приобретает усадьбу Абрамцево, принадлежащую разорившейся дворянской семье писателя Сергея Аксакова. К покупке подходит основательно: «Дом, хотя и очень хилый на вид, показался нам симпатичным, отодрали теснину на углу — лес здоровый и толстый».

Савва Мамонтов, впрочем, был не просто крупным промышленником и купцом, в числе прочих, стараниями Саввы Ивановича возникло явление, которое стали называть «Серебряным веком» русской культуры. Мамонтову принадлежала одна из лучших коллекций предметов искусства в Москве. Да и сам он был не просто меценатом и благотворителем, но и человеком искусства. И покупая усадьбу в Абрамцево, он не только вкладывает свои купеческие рубли, но и отдает должное тому, что при жизни Аксакова усадьбу посещали Гоголь, Тургенев и другие великие литераторы. Поэтому и ремонт, и обстановку делает с вниманием к деталям, привлекая больших художников того времени.

В итоге в 1890 году на территории усадьбы образуется творческое сообщество, где под руководством технолога Петра Ваулина и живописца Михаила Врубеля начинается история знаменитой абрамцевской майолики.

Вообще сначала мастерская открылась, потому что Мамонтов все-таки немного недооценил, насколько была разорена усадьба, и собственные изразцовые печи дома требовали основательного ремонта.

А потом дело пошло, и в усадьбе стали работать не только Врубель, но и другие художники того времени — Васнецов, Репин, Антокольский, Поленов. В итоге, почувствовав и коммерческий потенциал керамики, — а в это время расцветает стиль модерн, в котором керамика является одним из важнейших декоративных приемов — Мамонтов открывает керамический завод «Абрамцево» в районе Бутырских улиц.

Печь-лежанка авторства Врубеля (разумеется, в художественной части, строил ее все-таки печник)

Я была не меньше Мамонтова потрясена керамикой — ее невероятной пластичностью и универсальностью, теми выразительными возможностями, которые она дарит художникам. В своё время этим материалом был захвачен профессор физики и химии Александр Биго, посвятивший керамике всю свою жизнь, а Врубель нашел в керамике потенциал «цвета в скульптуре».

И вот в какой-то момент, как и Савва Мамонтов, я подумала: а почему бы и нет? В России и в Европе сохранилось потрясающее наследие в виде сотен изразцовых печей, которые могут послужить источником вдохновения для создания наших собственных проектов. Плюс я всегда считала очень правильной идею Мамонтова: что людям надо ПОСТОЯННО и ВЕЗДЕ прививать чувство прекрасного: «Надо приучать глаз народа к красивому: на вокзалах, в храмах, на улицах» (С.И. Мамонтов).

Замечу, что современные художники-керамисты определенно не хуже дореволюционных, а керамика по-прежнему дарит фантастические возможности пластики и цвета, поэтому позволяет создавать очень современные вещи, соответствующие духу XXI века.

Камин в современном стиле

Но от идеи до реализации – всегда целая пропасть, превосходящая любые ожидания. Чтобы мастерская заработала, мне пришлось разбираться во всех процессах производства изразцов – формовка, сушка, обжиг, подгонка, глазурование...

Майолика — это колоссальное количество труда: надо изучить технологию керамики, свойства материалов и их особенности, чтобы научиться создавать правильную керамику. Да и чисто физически делать керамические изразцы достаточно тяжело, особенно в условиях не всегда предсказуемых химических реакций в печи.

Впрочем, качество черепка и глазурного покрытия важное, но не самое главное: керамика просто не позволяет делать себя некачественно. А вот чтобы получилось произведение декоративного искусства, его автор должен обладать вкусом, насмотренностью и знаниями об архитектуре, композиции, цветоведении и других науках, преподаваемых в художественных учебных заведениях.

Поэтому основной задачей, конечно, стало художественное руководство и привлечение талантливых специалистов.

А еще оказалось, что надо обладать определенным характером, чтобы отстаивать перед заказчиком собственную точку зрения на его будущий объект и не скатиться в китч в специфических запросах на «яркое».

Из России в Европу: где любят русскую керамику?

Когда мы открыли свою мастерскую и начали приобретать некоторую известность, оказалось, что керамика «Русской Майолики» нужна многим! И не только в России. Вот лишь несколько примеров наших работ, которые уехали на чужбину радовать глаз иноземцев.

Вот эта синяя печка стоит в магазине Namfleg на греческом острове Санторини.

Наши печки в магазинах Namfleg в Греции

Между прочим, она не просто «показывает красивое», но и работает. Правда, эти печи не отопительные, а обжиговые — для изготовления небольших украшений с горячей эмалью. И вторая печь — в красно-белых тонах с мельницей, символом острова Миконос, где она сейчас и обитает.

Есть еще несколько работ во Франции — в Провансе и в Швейцарии — в Лозанне. А вот это панно уехало в Соединенные Штаты и радует там сейчас заказчицу на ее любимой кухне.

Панно с птицами Уильяма Морриса на кухне заказчицы из США

Но большинство наших работ, конечно, предназначены для российского заказчика. И каждый раз это не просто «заказ на плитку», а художественный и технологический вызов, к которому подходишь и с замиранием сердца: справимся ли? И с итоговым восторгом: вот оно! Получилось!

Реплика исторического камина по проекту Пауля Обста

«А откуда вы берете свои идеи?»

Знаете, я люблю этот довольно частый вопрос, который задают каждому художнику. И готова отвечать в любое время – без всякой иронии.

Вот, к примеру, печь нашей мастерской для ресторана русской кухни «Закрома» в Ярославле с богатырем-хлебопашцем Микулой Селяниновичем из русских былин. Этот образ есть и на камине Врубеля. Это в каком-то смысле наша дань уважения Михаилу Александровичу, в контексте Абрамцево, создавшему камин «Микула Селянинович и Вольга».

Наша печь выполнена в стилистике Ваулинских печей Серебряного века с переложением в керамику прекрасной иллюстрации Ивана Билибина к былине о хлебопашце Микуле Селяниновиче и князе Вольге, но при этом она современная и это безусловно в ней просматривается.

Наша печь «Микула Селянинович» в ресторане «Закрома» в Ярославле.

Или камин с совами, созданный в духе русского терема с керамическим панно по мотивам чудесного эскиза Елены Поленовой. Хотя изначально это был эскиз для деревянного панно, мы его переложили в керамику, слегка изменив статичность совушек, добавив им движения и задора.

Камин с совами по мотивам эскиза Елены Поленовой

Вообще переосмысление известных сюжетов, мотивов, создание на их основе чего-то нового – это одна из движущих сил искусства. И замечу, что все художники, с которыми мы работаем, не только знают историю искусства, но чувствуют форму, цвет и настроение. Например, чтобы создавать такие проекты, как этот мангальный комплекс для частного дома в Адлере.

Мавританская печь

Кстати, у этого комплекса в мавританском стиле есть своя интересная предыстория. Когда я его придумывала, то искала вдохновение в архитектуре дворца Альгамбра в Гранаде и особняка Арсения Морозова в Москве — проезжая или прогуливаясь по Воздвиженке, невозможно не обратить внимание на это замечательное здание.

Особняк Арсения Морозова на Воздвиженке

А Арсений Морозов, в свою очередь, затеял строительство, вдохновившись архитектурой Португалии, по которой путешествовал со своим другом-архитектором Виктором Мазыриным. И это тоже завораживает — вот так красота, зародившись в одном месте, путешествует с человеком, воплощается в новых формах и дает жизнь новым прекрасным зданиям, картинам, скульптурам и — печам и каминам в том числе. Причем буквально сквозь века: между постройкой особняка Морозова и созданием нашей печи прошло около 120 лет.

То есть, если говорить об источниках вдохновения, то главные из них это работы великих художников и архитекторов мира — для художника очень важны знания истории, искусства, ну и конечно насмотренность. Это главные скиллы – хотя далеко не единственные.

Не менее важна способность услышать и понять заказчика, суметь переформатировать черновик печи или камина, а еще хуже построенный когда-то неизвестным печником корпус, который словно бросает нам вызов, заставляя думать, как превратить этот ужас в арт-объект?

И конечно, пожелания клиента должны учитываться, поскольку мы выполняем заказ за его деньги.

Вот такие сложные задачи мы и решаем, чтобы создать действительно роскошную, эстетичную вещь, которая подарит клиенту радость обладания ею на долгие годы.

Было — стало

В портфолио нашей мастерской десятки интересных проектов — мы построили более двухсот объектов — и о каждом я была бы рада долго и обстоятельно рассказывать, цепко прихватив слушателя за пуговицу, чтоб не сбежал :)

Но в итоге наша мастерская «Русская Майолика» стала достойным продолжателем самых высоких художественных традиций русского и европейского искусства.

И жду от вас побольше заковыристых вопросов в комментариях. А для тех, кто, как и я, неравнодушен к мировой архитектуре и искусству, напоминаю адрес своего Telegram-канала.

0
62 комментария
Написать комментарий...
Ольга Араз

Красивые вещи делаете, эстетичные. Где берете мастеров? Это ведь редкая профессия

Ответить
Развернуть ветку
Julia Komissarova
Автор

Спасибо. 🙂

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Араз

Ну и раз уж мы здесь о бизнесе: работаете по индивидуальным заказам? Никаких массовых продуктов? На сколько окупается такая модель?

Ответить
Развернуть ветку
Julia Komissarova
Автор

Только по индивидуальным, никаких массовых продуктов. Вполне окупается. Эта модель позволила например, купить новое помещение для мастерской. А вообще, у меня был текст с экономическими раскладками. Он двухлетней давности, но и сейчас ничего не изменилось.
https://vc.ru/life/357929-kak-sdelat-biznes-dohodnym

Ответить
Развернуть ветку
59 комментариев
Раскрывать всегда