Windows Subsystem for Linux, или как разрабатывать приложения на Windows без боли
Как настроить полноценное окружение разработчика, привыкшего к Linux и Mac OS X.
Традиционно считается, что разработчики (в особенности связанные с бэкенд-разработкой) предпочитают использовать unix-like-системы. Причиной тому было немало. Ситуация начала несколько меняться в 2017 году — именно тогда вышел первый стабильный релиз Windows Subsystem for Linux (также известен под более ранним названием BashOnWindows), который дал разработчикам то, чего они так давно ждали, — полноценный Linux в качестве приложения в Windows!
Но не всё оказалось так просто — лишь к концу 2018 года WSL стало возможно использовать полноценно, при этом способ отнюдь не очевиден. О нём и пойдёт речь.
Конечная цель
Для начала пара слов о том, что такое вообще Windows Subsystem for Linux, он же WSL в сокращённом варианте. Это прослойка между ядром Windows и приложениями для Linux, которая позволяет преобразовывать системные вызовы к ядру Linux в вызовы к ядру Windows. Благодаря тому, что виртуализация практически отсутствует, такое решение работает быстрее традиционной виртуализации, где эмулируется целый компьютер, как это происходит в Oracle VirtualBox и VMWare Player.
Кроме того, WSL включает в себя целый ряд утилит для интеграции с Windows — пути в файловой системе автоматически преобразовываются в нужный формат, из-под Linux можно запускать приложения в Windows (но не наоборот!), Linux в WSL имеет доступ ко всем портам и сервисам в Windows.
Для разработчика основное применение WSL сразу же видится в развёртывании среды разработки именно там. Всё же установка многих языков, компиляторов и интерпретаторов, утилит происходит в Linux куда проще — часто одной командой из репозитория. Да и привычная консоль под рукой.
В статье будет рассматриваться именно настройка среды разработки в WSL — для примера возьмём небольшой проект, написанный на Python/Angular/Go (а почему бы и нет?), разрабатываемый в Visual Studio Code. Однако описанные рекомендации в целом подойдут для любого другого редактора или IDE.
Установка для Windows 10 x64
Важный момент: WSL официально поддерживается только в Windows 10 x64, начиная с Anniversary Update. Если у вас иная версия — альтернативное решение представлено в следующем разделе.
Инструкция по установке WSL имеется на официальном сайте Microsoft. Если же описать её кратко, то необходимо:
- Включить поддержку Windows Subsystem for Unix, открыв PowerShell от администратора и выполнив команду:
- Если у вас установлена десктопная редакция Windows 10: зайти в Microsoft Store и установить необходимый вам дистрибутив. Для нашего эксперимента будет использована Ubuntu 18.04 LTS. Затем вы сможете запустить ваш дистрибутив через меню «Пуск».
- Если у вас установлена иная редакция Windows, без Microsoft Store (например, Windows 10 LTSC либо Windows Server): в PowerShell выполнить следующие команды:
При первом запуске необходимо задать ваши логин и пароль.
Далее уже вам откроется консоль с Ubuntu.
Установка для 32-битных редакций Windows 10 и Windows 7, 8 и 8.1
К сожалению, на этих редакциях WSL не поддерживается. Но мы можем без особого труда заменить его Vagrant — мощной утилитой для конфигурирования виртуальных машин. Vagrant работает поверх других сред виртуализации: VirtualBox, VMWare Player или Microsoft Hyper-V. Поэтому стоит понимать, что такой вариант будет по умолчанию медленнее, нежели WSL. А в случае с VirtualBox значительно медленнее из-за файловой системы vboxsf.
Установить Vagrant можно с официального сайта. Также вам потребуется VirtualBox и Git. После этого создайте папку для вашей виртуальной машины, в ней создайте файл Vagrantfile со следующим содержимым:
После чего в том же PowerShell или cmd выполните команду:
После загрузки, настройки и запуска виртуальной машины вы попадёте в консоль Linux. Ура!
Устанавливаем всякие скучные вещи
Разворачиваем наше окружение под Python/JS/Go.
Отдельно хочу выразить благодарность Адилю Хашматову за хорошую инструкцию по использованию pyenv. Для чего он нам нужен? В этом случае — установить последнюю версию Python.
Быстро проверяем работоспособность версий и, собственно, версии:
Неужели всё уже работает?
Конечно нет.
Сразу стоит отметить важный факт: ни Visual Studio Code, ни Sublime Text, ни даже ваша любимая IDE ничего не знают о существовании WSL. Из коробки более-менее с ним умеют работать только продукты от JetBrains. Лично мне Visual Studio Code по настройке, скорости работы нравится куда больше (но это текстовый редактор, о чём не стоит забывать).
И единственное, что вы можете сделать в Visual Studio Code, установленной на Windows, — подключить себе WSL вместо стандартного PowerShell в терминале. Это делается в User Settings:
На этом всё. Про линтер, автодополнение кода из библиотек, подсветку ошибок можете забыть, по крайней мере для Python. Способа решения сообщество ждёт вот уже три года. Сейчас самый простой и действенный способ заставить его работать — установить в WSL.
- Установите MobaXterm и Cmder. Конечно, вы можете по своему выбору заменить их на альтернативные приложения. MobaXterm — мощный SSH-терминал со встроенным X-сервером, что позволяет ему рендерить приложения, которые запускаются на удалённом X-сервере (в данном случае — внутри WSL). Cmder — локальный эмулятор терминала с поддержкой PowerShell, cmd, bash, WSL и не только, с нормальным копипастом.
- Запустите Cmder. По умолчанию он запустит cmd, но при двойном клике на нижнюю панель покажет окно, где есть возможные варианты.
- Нам нужен тот вариант, что отмечен как {WSL::bash}. Он запустит в новой вкладке консоль внутри WSL.
- Запустите MobaXterm. Он сразу же увидит WSL, установленную в системе. Для запуска X-сервера нажмите выделенную на скриншоте кнопку.
- Настроим WSL для запуска GUI-приложений. Для этого откройте файл ~/.bashrc и допишите в него:
- После этого выполните команду source ~/.bashrc для применения изменений.
- Не обязательно, но желательно установить XFCE (или другой DE на ваш вкус), а также поставить шрифты, иначе от внешнего вида VS Code у вас, возможно, вытекут глаза. По крайней мере, люди жалуются.
- Скачайте установщик Visual Studio Code с официального сайта.
- Установите зависимости и сам VS Code:
- Запустите VS Code при помощи команды code.
Вот теперь работает :) Ещё более кратко и по сути расписано вот тут.
Однако до совершенства есть ещё один штрих.
Добавьте приведённую выше настройку в User Settings. В противном случае окно VS Code не будет ресайзиться.
А ты ещё докажи, что работает
Именно для этого я форкнул чужой образец проекта на Django и Angular, чуточку перепилил структуру для наглядности, а также добавил парсер на Go. Взять его можно здесь.
Разворачивается оно стандартно для подобного рода проектов.
Отличия в настройке между Vagrant и WSL
Единственное существенное различие в контексте статьи — необходимость пробрасывать порты в хостовую файловую систему. По умолчанию Vagrant поднимает SSH-туннель на порту 2222 — именно туда вам будет необходимо логиниться из Cmder и добавить соответствующее соединение в MobaXterm.
Более подробно об использовании Vagrant с MobaXterm можно прочитать по ссылке.
Итоги
Но стоит заметить, что даже подобные извращения могут помочь многим людям, вынужденно сталкивающимися с... не всегда очевидным поведением новой технологии от Microsoft.
Интересная статья, отлично подойдет для тех, у кого нет денег на мак
Нищеброды с понтами покупают покусанное яблоко, остальные покупают то, что хотят из работающего, удобного, быстрого.
Комментарий недоступен
Ну кому-то нужна Visual Studio например для Unity. Да она есть для mac OS, но она весьма глючная и урезанная. Игры. больше причин не знаю )
Спасибо, давно подумываю уйти с мака на ПК, очень скучал бы терминалу
Я ушел. Макось умудряется тормозить на свежей прошке, не очень хорошо работает с несколькими мониторами, а управление множеством окон на большом мониторе - в макосе это отдельная боль. И я говорю это после 10-ти лет владения маками ((
Windows 10 хоть была и непривычной, но работает очень хорошо
тоже ушел на винду, по одной простой причине, десктоп с быстрой nvidia rtx. wsl справляется с задачами за 90% от требуемого.
Я прошлым летом пробовал разрабатывать на Windows: все равно есть мелкие проблемы, постоянно что-то бесит.
Я просто вернулся на Ubuntu
Полезная статья, спасибо!
Но в информации для установки WSL в Windows LTSB, думаю стоит добавить команду получения дистрибутива, если он автоматом не приехал.
В блок команд PowerShell добавить после: PS C:\Windows\system32> cd ~
PS C:\Users\somebody> Invoke-WebRequest -Uri https://aka.ms/wsl-ubuntu-1804 -OutFile Ubuntu.appx -UseBasicParsing
Инфа взята отсюда:
https://docs.microsoft.com/en-us/windows/wsl/install-manual