Проект vs продукт: такая ли существенная между ними разница

С развитием продуктового мышления и применения продуктового подхода к разработке количество статей на различных ресурсах про отличия проекта и продукта увеличилось в несколько раз.

В закладки

Специалисты начинают изучать новые для себя направления и погружаться в суть вещей, отказываясь от формы и красивых названий. Однако, в России продуктовый подход еще недостаточно распространен, поэтому, очень часто, он рассматривается просто как работа с аналитикой и проведение опросов пользователей продукта и происходит подмена понятий.

Теперь же к нашей теме: проект vs продукт, в чем отличия и такая ли огромная между ними пропасть. Нужно подчеркнуть тремя жирными линиями, что мы рассматриваем эти понятия с точки зрения IT-сферы. Потому что булочки, например-это продукт, а выпекание хлеба-проект (хотя я и не согласна с этим), но нас это не сильно интересует.

В интернете можно найти уйму отличий проекта от продукта. Иногда они оформлены в красивые таблички, как, например, вот эта (очень вероятно, что ее вы уже видели):

Понятная таблица, которая немного противоречит сама себе.

Многие авторы рассматривают проект именно как процесс (разработка сайта, организация логистики и т.д., как описано в табличке выше), я же согласиться с этим не могу.

Проект так же имеет какой-то конечный результат, а разработка сайта (по своей сути) – это именно процесс. Процесс достижения этого конечного результата.

Это часть проекта, как и продукта. Приходим к тому, что проект и продукт состоят из процессов, очень часто схожих, но по-разному детализированных. Соответственно, мы уже не можем рассматривать какой-либо процесс только как проект (как в табличке выше, где одно из главных отличий проекта от продукта – результат).

Главное отличие проекта от продукта.

Поэтому, по моему скромному мнению, самое главное и важное отличие проекта и продукта в IT - время. Что мешает реализации проекта внутренней командой компании? Или почему разработка сайта - не процесс разработки продукта (но это же и не проект, согласитесь)?

Последний вопрос – наиболее актуален в данной теме и крутится в моей голове уже несколько месяцев и после ответа на него можно сделать вполне закономерный вывод: любой проект должен стремиться к тому, чтобы стать продуктом, чтобы быть «увековеченным» в мобильных телефонах/планшетах/ноутбуках пользователей, чтобы постоянно развивать его.

Почему никто не рассматривает эту сторону?

Я думаю, это связано с несколькими взглядами на сами понятия продукта и проекта (конечно, можно обращаться к таким авторитетным изданиям, как PMBook, однако всех вопросов это не разрешит). Проект – как процесс, продукт – как результат. Продукт состоит из проектов (= процессов). Тогда одно – лишь составная часть другого и сравнивать их не имеет смысла (но это необязательно, ведь бывают проекты, по окончанию которого результатом будет не часть продукта, а что-либо другое).

Можно сказать, что проект и продукт – разные стадии развития одного и того же. Со своими процессами, организацией работы, команды и т.д., но суть одна – проект должен стремиться к тому, чтобы стать продуктом.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Анна Новоселова", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 3, "likes": -2, "favorites": 3, "is_advertisement": false, "subsite_label": "dev", "id": 79854, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Tue, 20 Aug 2019 09:13:14 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 79854, "author_id": 346726, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/79854\/get","add":"\/comments\/79854\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/79854"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 235819, "last_count_and_date": null }
3 комментария
Популярные
По порядку
0

Плохая статья и вот почему.

Как раз, таки, продуктовая разработка нацелена на процесс, а не проектная работа. Проект это временной предприятие со своим скоупом и бюджетом. То есть делая проект его участники нацелены на результат - сдать заказчику результаты работ, подписать акты, получить бабки и двигать дальше. А продуктовая разработка это, прежде всего, процессы - итеративные, инкрементальные, быстрее, выше, сильнее и т.п.

PMBok неправильно написан.

Вывод в конце тоже ошибочный: никто никому ничего не должен, ни проект продукту, ни наоборот.

Ответить
0

Да. Вы, безусловно, правы, но разве при разработке продукта участники не нацелены на результат? Разве проект не состоит из этих самых процессов? Разве необходимо такое строгое и жесткое разделение?

Не могу объективно судить, правильно ли написан PMBook или нет, однако же все-таки международный стандарт:)

Очевидно, что никто никому ничего не должен. Это, повторюсь, мое мнение.

Ответить
0

Project Management Body Of Knowledge = PMBoK, откуда вы взяли двойную "О" я не знаю )))

Что касается продуктовой деятельности, то ее участники нацелены именно на продолжение процесса, чтобы продукт "жил" и был успешен как можно большее время. Тут как в жизни - сама жизнь это именно процесс, а ее окончание - это результат.

Конец любой итерации продукта это лишь промежуточная веха, она может быть результативной, а может быть и нет - смотрите продукт Убер, который ни разу не показывал прибыль и хронически убыточен. С точки зрения результата, Убер это огромный убыточный кусок говна, а не продукт, а вот с точки зрения процесса - нет: бабло от инвесторов идёт, шестерёнки бизнеса крутятся. Такие дела.

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ] { "page_type": "default" }