{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Как работает наша память: что это за эффект Зейгарник?

Рекомендации для преподавателей, которые хотят получить от обучающихся более высоких результатов запоминания материала.

Вы когда-нибудь замечали, что когда вы не завершаете какое-либо действие, (например, домашнее задание), то запоминаете его намного эффективнее нежели выполненное?

Хотите знать с чем это связано? Читайте до конца мою статью 🙂

Кто такая Блюма Вульфовна Зейгарник?

Блюма Вульфовна Зейгарник (урождённая Герштейн) — советский психолог, основательница советской патопсихологии, одна из создателей факультета психологии МГУ. Работала под руководством известнейшего психолога Курта Левина в Берлинском университете.

В чём заслуга Блюмы Вульфовны Зейгарник?

Когда Блюма Вульфовна посетила ресторан, она заметила, что официанты легко запоминают сложные сочетания блюд, заказываемых посетителями. Однако, как только эти блюда приходят на стол, информация исчезает из памяти официантов. Незаконченные заказы остаются в их головах, пока не будут выполнены.

Зейгарник заинтересовалась этим эффектом и провела эксперименты в своей лаборатории. Участникам было предложено выполнить несколько задач, но некоторые из них были оставлены незаконченными из-за нехватки времени. После эксперимента участникам задавали вопросы о том, какие задачи они запомнили.

Результаты показали, что участники лучше запоминают незаконченные задачи почти в 90% случаев. Этот эффект заключается в том, что незавершенные задачи остаются в голове и автоматически продолжают занимать мысли.

Автор: кстати, исследования Зейгарник подтверждались и ни раз: «Субъекты добровольно возвращаются для выполнения задачи после того, как их прервали» (McGraw et al., 1982) или вот: «Субъекты расстраиваются, когда их прерывают, что приводит к переоценке того, сколько времени потребовалось для выполнения задания» (Грейст-Буске и Шиффман, 1992 г.)

Кстати, позже профессор психологии Мария Овсянкина, которая работала в Гарвардском университете, расширила исследования эффекта Зейгарник. Ее исследования показали, что незавершенные задачи вызывают у испытуемых «квазипотребность», даже без дополнительных стимулов или напоминаний.

Другими словами, при незавершённой задаче, человек сам стремится к завершению (разрядке). Данный феномен был назван эффектом Овсянкиной.

Эффект Зейгарник и память

Эффект Зейгарник говорит ещё о том, как работает память. Как только информация воспринята, она часто сохраняется в сенсорной памяти в течение очень короткого времени. Когда мы обращаем внимание на информацию, она перемещается в кратковременную память. Многие из этих кратковременных воспоминаний довольно быстро забываются, но в процессе повторений часть этой информации может перейти в долговременную память.

Зейгарник предположила, что невыполнение задачи создает скрытое когнитивное напряжение (а вот как и почему наука пока молчит). Но на практике это приводит к большим умственным усилиям и репетициям, чтобы человек держал в уме задачу.

Чем может быть полезен «эффект Зейграник» для обучения?

Для ответа на данный вопрос поделим рекомендации на 2 направления: синхронное и асинхронное обучение (с точки зрения пути студента).

🔹 В синхронном обучении:

  • Вызовите интерес в самом начале занятия

В последнее время в обучении взрослых я сообщаю о том, каких результатов добивались коллеги, которые учились у меня в самом начале, но не до конца, а лишь часть так называемых «best practice» (интересно дальше? оставайтесь до середины, а затем и до конца занятия). А ещё мне нравится в начале занятия задавать вопрос, ответ на который студенты собирают сами в течение занятия как пазлы, либо он выдаётся мной в конце занятия (и помнят же! напоминают же!).

  • Вызовите интерес в середине занятия

Когда наступает пик падения внимания (который я очень быстро нащупываю опытным путём) самое время использовать перерыв, перед которым можно загадать загадку, которая связана с темой обучения, а ответ дать после перерыва, либо использовать метод продуктивных неудач. Взрослые всегда помнят о своих ошибках, особенно студенты с высокой самооценкой!

  • Вызовите интерес в конце занятия

Занятие подходит к концу, спикер/преподаватель резюмирует занятие и предлагает домашнее задание. Стоп.

Вот после домашнего задания не нужно завершать вебинар. Сообщите студентам о том, чего они не узнали на сегодняшнем занятии и узнают на следующем. Оборвите этот «мостик» так лаконично, чтобы сохранялся интерес.

Приведу простой пример, «Благодарю вас за внимание, друзья! Мы с вами прошли важнейшую тему, которая посвящена методологии учебной презентации, теперь вы знаете как проектировать структуру учебной презентации, опираясь на принципы обучения взрослых и когнитивную нагрузку, пришло время перейти к шагу 2 - оформлению. Как же всё-таки правильно оформить учебный контент? Показываем плохо оформленный слайд. Назовите ошибки на слайде. Называют. Кому из вас интересно как его правильно оформить? - *ставят реакции. Отвечу обязательно на следующем занятии!»

🔹 В асинхронном обучении:

  • Создавайте списки задач для обучающихся.

В идеале это должны быть «небольшие кусочки», которые можно реально получить за короткий промежуток времени. Этот список задач должен легко находиться, чтобы студент мог обратиться к нему в любое время.

https://www.researchgate.net/figure/The-Tasks-list-enabled-students-to-view-and-change-task-status_fig2_261317811
  • Создавайте индикаторы завершения.

При каждой возможности напоминайте студентам о незавершенных задачах. В зависимости от того, как вы предоставляете учебный контент, это может быть то, что уже встроено в пользовательский интерфейс. Например, процентный индикатор или индикатор выполнения.

https://medium.com/@beyondborders/building-a-responsive-progress-bar-ea5a0ecabe91

Либо, то что можно «допилить» (кстати, визуальный дизайн индикатора может быть связан с темой обучения):

https://www.justinmind.com/blog/10-inspiring-progress-bars-that-delight-users/

И даже такой (только улиточка — это начало пути студента, учись быстрее и она превратиться в гепарда 😄)

Не думаю, что открываю что-то новое с точки зрения технической, но с точки зрения педагогической, т.е. почему индикатор прогресса помогает учиться — вполне возможно.

Автор: вот вам и пример как научный подход помогает создавать правильный UX в обучении (примеров десятки как улучшить UX наукой, сделав учёбу эффективнее)

  • Дробите длинные курсы на несколько блоков

Если у вас существует долгосрочное обучение, то вполне возможно, что незавершенная часть одного занятия может плавно перетекать в другое. Пример здесь может быть идентичным как и в п.3 для синхронного обучения, только без обратной связи от обучающихся. Когда в конце занятия тема обрывается (но без потери смысла), чтобы создать эту самую незавершенность и вернуть студента снова в обучение.

Яркий пример с моим данным лонгридом-статьёй: заголовок ниже «Когда НЕ рекомендуется использовать эффект Зейгарник» оставляю. Но разбираю сами рекомендации уже на следующем занятии.

Ваш интерес явно over+100500, когда вы уже столько прочли материала и потратили сил. А в голове будет крутиться: «Как бы не пропустить/или не забыть, что там эксперт ещё напишет». А некоторые и уведомления вовсе включат. Задумайтесь над тем, что говорю. Глубина интереса ползёт по нарастающей, как и задержка факта в памяти.

Когда НЕ рекомендуется использовать эффект Зейгарник

  • Недопустимо использовать эффект Зейгарник в условиях полного отсутствия завершения действия. Мотивационная разрядка должна быть лишь отсрочена, но её наличие обязательно. Иначе можно получить только пробелы в знаниях.
  • Каждое незавершённое (отсроченное) дело создаёт напряжение у студента, а они не могут осваивать все блоки материала самостоятельно и доводить до завершения все отсроченные действия, если таковых окажется подавляющее большинство. Нужны сопровождение и поддержка.
  • Эффект должен использоваться таким образом, чтобы влияние условия предварительно низкой и средней мотивации было сведено к минимуму. Дифференцировать задания и форму работы: например, предлагать успешным студентам завершать свои действия здесь и сейчас, а тем, у кого мотивация низка, обеспечивать сохранение напряжения.

Приходите на мой канал «Лаборатория онлайн-обучения» — первый научно-популярный канал об онлайн-образовании!

На канале:

• Собрана мощная база знаний как для начинающих специалистов, так и для опытных представителей сферы образования.

• Проводятся образовательные эфиры по разным темам.

• Работает Креативная мастерская «ФреймЛаб» по разработке и внедрению методических фреймворков, которые помогают специалистам решать реальные задачи при создании обучения.

Подписывайтесь и убедитесь в его пользе! А также не забывайте подписаться на мою страницу VC.ru

Друзья, если было полезно — делайте репосты. Помогайте, пожалуйста, популяризировать доказательный научный подход. Стараюсь ведь для вас держать марку качества в контенте.

И, конечно же, делитесь в комментариях своим опытом использования эффекта Зейгарник на практике 🙂

Источники 📖

The Zeigarnik Effect and Online Learning

An Overview of the Zeigarnik Effect and Memory

Эффект незавершённого действия. Зачем он на уроках (МЕЛ)

0
2 комментария
Алена Петрусенко

Да, очень люблю когда в обучении предусмотрен прогресс-бар, это и мотивацию повышает, и вызывает чувство "я молодец" )))

Ответить
Развернуть ветку
Алена Петрусенко

.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда