Зеркальные нейроны: как мы учимся, наблюдая за другими
В статье раскрываю секреты зеркальных нейронов и рассказываю, как использовать их возможности для максимально эффективного и увлекательного обучения.
Что такое зеркальные нейроны?
Зеркальные нейроны (итал. - neuroni specchio, англ. - mirror neurons) нейроны головного мозга, которые возбуждаются как при выполнении определённого действия, так и при наблюдении за выполнением этого действия другим.
Существует два типа зеркальных нейронов.
Одни из них подталкивают наши двигательные системы, и мы сокращаем мышцы так, как сокращает их другой человек.
Вторые связаны с эмпатией, сопереживанием, состраданием и переносят на нас эмоции, которые испытывает другой человек.
Причём два этих класса зеркальных нейронов находятся в разных зонах мозга.
Роль зеркальных нейронов довольно высока. Это один из мощнейших ускорителей нашей цивилизации. Наш мозг незначительно отличается от мозга древнего римлянина, а информацию мы воспринимаем совсем иную (кстати, благодаря в том числе работе зеркальных нейронов).
Если вы хотите вникнуть в тему подробнее, то рекомендую посмотреть лекцию Вячеслава Альбертовича про мозг и зеркальные нейроны.
Кто открыл зеркальные нейроны?
Открытие зеркальных нейронов приписывают итальянскому нейробиологу Джакомо Риццолатти.
Именно он в 1990-ых годах совместно с учёными из города Парма провел ряд опытов на макаках, у которых и обнаружили зеркальные нейроны методом введения микроэлектродов в кору больших полушарий.
Ученые исследовали мозг подопытной макаки. Они давали электрические сигналы всякий раз, когда макака подносила изюм ко рту.
В итоге были обнаружены такие особые клетки, которые дают сигнал в двух случаях:
1) Когда макака самостоятельно ест изюм.
2) Когда макака видит, как кто-то другой ест изюм.
Джакомо назвал эти клетки зеркальными нейронами (они как бы «отражают» чужое поведение у нас в голове).
Затем данные нейроны обнаружили и у людей, что добавило огромного интереса к открытию со стороны научного сообщества.
Подражать!
К подражанию обычно относятся довольно скептически, особенно когда речь заходит об уникальности чего-либо.
Но ведь через подражание исследуются такие процессы как эмпатия, язык и речь человека, теория намерений, аутизм (одним из симптомов которого считается отсутствие или нарушение понимания чужого сознания и эмпатии), общественная жизнь животных и людей, актёрское мастерство и гуманитарные исследования, общее развитие культуры и цивилизации (через подражание как инструмента перенимания опыта) и т.д.
Кстати, умения довольно часто приобретается при помощи подражания. Ведь когда ребёнок или взрослый учится, то повторяет чужие действия и перенимает опыт.
Несомненно, существуют ситуации, когда нет необходимости подражать, чтобы учиться, но это уже «другая история»...
3 совета о влиянии зеркальных нейронов на процесс обучения
Знания о зеркальных нейронах помогут вам улучшить образовательный процесс, особенно в тех местах, где возникают социальные отношения, проявляются эмоции или совершаются какие-либо учебные действия.
Поделюсь с вами несколькими полезными советами :)
Совет 1: помните об эмпатии, которая несет не только положительный, но и отрицательный эффект для учащихся. Избегайте негативных эмоций при передаче знаний.
Ни для кого не секрет, что преподаватели или спикеры довольно часто выгорают в процессе проведения занятий. В итоге они начинают испытывать негативные эмоции, которые отражаются как в словах, так и в конкретных действиях. Причем зеркальные нейроны могут активироваться даже на уровне мимики преподавателя! Соответственно, во время обучения негатив только "впитывается и впитывается", что значительно снижает эффект от обучения.
Совет 2: используйте групповую работу в обучении.
Подражание — одна из эффективных форм передачи знаний.
Подражая друг другу во время групповых взаимодействий зеркальные нейроны студентов активируются, следовательно, возникают социальные отношения и эмпатия, что позволяет достигать нужных образовательных целей. Иначе говоря, "эффект синергии" внедряется на практику.
Стоит отметить, что подражание в групповой работе ещё более эффективно, когда необходимо сформировать умения студентов, т.к. передача и усвоение нового опыта намного эффективне во время демонстраций учебных действий. Не зря писал Конфуций: "Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму!".
Совет 3: подкрепляйте эмпатию студентов.
В обучении важно поощрять не только рефлексию, но и эмпатию студентов по отношению друг к другу, ведь это одно из проявлений активации зеркальных нейронов.
Помните про бихевеористскую формулу «стимул—реакция—подкрепление»? Она особо эффективна в данном случае.
Поэтому всякий раз, когда вы наблюдаете как кто-то из учащихся проявляет эмпатию к другому обязательно поощряйте данное поведение. Для этого достаточно элементарной похвалы.
Приходите на мой канал «Лаборатория онлайн-обучения» — первый научно-популярный канал об онлайн-образовании!
На канале:
• Собрана мощная база знаний как для начинающих специалистов, так и для опытных представителей сферы образования.
• Проводятся образовательные эфиры по разным темам.
• Работает Креативная мастерская «ФреймЛаб» по разработке и внедрению методических фреймворков, которые помогают специалистам решать реальные задачи при создании обучения.
Подписывайтесь и убедитесь в его пользе! А также не забывайте подписаться на мою страницу VC.ru
💭 Друзья, вот и вся информация, которой я хотел с вами поделиться относительно зеркальных нейронов. Если вам понравилась данная статья, то обязательно делитесь ей со своими коллегами. Так вы поможете сделать проектирование обучения лучше!
Источники 📖
"Зеркальные нейроны: краткий научный обзор" В. Косоногов (статья)
"Зеркальные нейроны: самый мощный инструмент обучения" (статья)
"Квантик" №8, 2016, Нейробиология. "Зеркальные нейроны" (статья)
ПостНаука. Дубынин В.А. "Мозг и зеркальные нейроны" (видеоматериал)
Спасибо за статью и ссылки на источники, настоящий научный подход! :)
Познавательно! Спасибо за советы