{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

История Олимпийских игр

Казалось бы, при чём тут Париж и ретрофутуризм?..

Составьте рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя.

Задание из учебника истории для 5-го класса

Чтобы вырастить из ребёнка успешного историка, нужно сперва научить его красочно описывать то, чего он никогда не видел. Хорошее подспорье в этом деле — выдумки художников. Благодаря им многие представляют античную Олимпию примерно так:

Asterix at the Olympic Games

Письменный источник

Европейцы заинтересовались сокровищами Олимпии в начале XVIII века, когда вдруг выяснилось, что описанные в приключенческой литературе предметы роскоши (пусть и побитые временем) в самом деле можно выкопать из земли, а затем выгодно продать. “Гробокопателей” вдохновляло популярное "Павсаниево описание Эллады". Серьёзные историки XIX века (во главе с Ульрихом фон Виламовицем) скептически оценивали аутентичность этого "первого в истории путеводителя", но было уже поздно: легенда оторвалась от письменного первоисточника и зажила собственной жизнью.

Павсанию повезло больше, чем многим античным авторам, труды которых были обнаружены лишь в XVIII-XIX веках. Манускрипты Павсания известны аж с XV века. Все они — копии единственного экземпляра флорентийского гуманиста Никколо Никколи, который, "пользуясь огромным авторитетом и популярностью у современников, практически не оставил следа в интеллектуальном наследии эпохи"...

Да неужели?!

Манускрипт Никколи 1485-го года — первоисточник, с которого списаны все остальные рассказы об Олимпии

Никколи путешествовал по Италии, изучал греческий язык и "в эти же годы приобрёл страсть к античным рукописям и книжной учёности, начал собирать библиотеку, многие рукописи в которой переписывал сам". Увлечение Никколи переросло в навязчивую ролевую игру: "он обставил свой дом наподобие древнеримского, одевался в некое подобие тоги, говорил на языке Цицерона, а не на современном тосканском, свои трапезы обставлял до мелочей в античной манере". Более того, в католической Флоренции Никколи, похоже, умудрялся быть неоязычником: например, известно письмо, в котором он клянётся именем Геракла.

Во Флоренции того времени образовался целый кружок книжников: "их постоянным занятием было изучение и комментирование античных классиков, поиски древних рукописей". Где же они находили ранее неизвестные древние рукописи, чтобы переписывать и комментировать их в таком количестве? И куда же потом "потерялись" все оригиналы?..

В своём помешательстве флорентийцы не были одиноки. Члены венецианской "Новой Академии" — кружка эллинистов — носили "эллинские" имена, общались на греческом языке и занимались подготовкой "древнегреческих" текстов к печати. А книгопечатание тогда было весьма прибыльным бизнесом.

Слово "спорт", кстати, тоже возникло в XV веке

Характерен исторический контекст, в котором появился манускрипт Никколи. В то время учёные начали осознавать пользу физической культуры. Первым был итальянский гуманист XV века Витторино де Фельтре. В XVI веке итальянский врач Меркуриалис составил первое учебное пособие по физическому воспитанию — "Об искусстве гимнастики". В 1511 году во Флоренции вышло первое в Европе пособие по игре в мяч. Автором его был Паоло Кортезе. Тогда же, в XVI веке, вспомнили про манускрипт Никколи и начали снимать с него копии.

Свидетели Олимпиады

Олимпийские боги точно должны были всё видеть

В 1483-ем году Эрхард Ратдольт издаёт “Хронику” Евсевия Кесарийского, она содержит имена победителей олимпиад. Это уже второе издание под редакцией Йоханнеса Сантриттера — немца, переехавшего в Венецию. Подобно другим гуманистам, Йоханнес увлекался ролевыми играми, а именно использовал псевдоним Люциус (в честь отца римской сатиры Луцилия) и прозвище Hippodamus (латинизированный вариант Гипподама). Первое издание “Хроники” было напечатано в Милане предположительно в 1475-ом году. Греческий оригинал нашли лишь в конце XVIII века (почему-то в Иерусалиме), перевели на латинский язык и снова потеряли. В XIX веке попыталтсь исправить положение с помощью армян, но получилось только хуже: "оригинал Хроники на греческом языке утерян, но обе части сохранены в переводе на армянский, сделанном в VI веке, хотя дошедший до нас манускрипт датируется XII—XIII в".

Древнегреческий писатель и географ Дикеарх, автор многотомной энциклопедии “Жизнь в Греции” (известной, правда, лишь в виде фрагментов), оказывается, не только доказал шарообразность Земли и вычислил длину земного меридиана 2300 лет назад, но также, говорят, написал “Историю Олимпии”. Которую, похоже, никто не видел даже в копии. Как обычно, первые издания “древнегреческого” Дикеарха — латинские и приходятся на конец XVI века.

Тимей составил шкалу, состояющую из равных временных отрезков между олимпиадами, однако “«История» Тимея целиком до нас не дошла, а сохранились лишь её отрывки благодаря ссылкам и цитатам древних; они собраны в изд. К. Müller, «Fragmenta Historicorum Graecorum»” (1841-ый год). Самая ранняя ссылка на Тимея относится к 1754-ому году.

Ещё один неуловимый свидетель — Флегон. От бедняги остались только два коротких рассказа: “О чудесном” и “Список долгожителей”. А 16 томов с описанием 229-ти олимпиад как корова языком слизнула. Публика узнала об их существовании из энциклопедического словаря, впервые изданного в 1499-ом году.

Историкам известны и другие "античные" тексты, так или иначе связанные с Олимпиадой. Только Олимпиада в них — одушевлённый персонаж. Эти тексты, например, повествуют дивную историю: будто жена Филиппа Македонского сменила имя на “Олимпиада” в честь того, что кобыла Филиппа выиграла Олимпийские игры. Характерно, что подобные “знания” извлекают путём “реконструкции” нечитаемых греческих текстов (на иллюстрации в квадратных скобках — придуманные реконструкторами слова):

"Олимп" вписано реконструкторами (последнее слово). Раз — и готово: Птолемей сообщает про Олимпию!

В итоге вышло так, что с описанием архитектуры и быта сказочной Олимпии читающая Европа познакомилась благодаря единственному манускрипту, изготовленному живущим в своём воображаемом мире чудаковатому гуманисту Никколо Никколи. Тема набрала популярность, её подхватили другие писатели, а там подключился и сувенирный (так называемый “антикварный”) бизнес.

Археологические находки

Греки круче всех. Ну, то есть древние.

В XIX веке в Греции была очень распространена идея панэллинизма. "Великая идея" заключалась в том, чтобы собрать все греческие территории воедино (нечто похожее было и у нас с панславизмом). Дошло до того, что в 1918-ом году вооружённые греки вторглись на юг России: "границы древней Великой Греции включали в себя и Одессу (необходимые исторические ссылки в отечественной упаковке были привезены ими с собой)" — Канторович В. А., 1923 г. Как вы знаете, до сих пор древние предания используют для обоснования военных кампаний.

Но вернёмся к Олимпии. В средние века эта местность именовалась Сербия — раньше здесь жили славянские племена, и славянских топонимов на полуострове Пелопоннес осталось немало. Название “Олимпия” (вообще говоря, латинское) было введено позже, во времена всё тех же гуманистов. Его можно найти уже в атласе Меркатора 1590-года.

В 1875 году немецкий Археологический институт начал здесь методичные раскопки. Новое правительство объединённой Германской империи уже тогда озаботилось поиском "древних цивилизаций" и собственной идентичности, выделив на раскопки кредит в 800 тысяч марок. Выкопали немцы вот что:

Историческая реконструкция Храма Зевса, выполненная Паулем Неффом

Хотя, постойте! Они это не выкопали. Они это нарисовали. А реальность такова:

Храм Зевса в Олимпии, (ре)конструкция

Впрочем, судя по всему, они не выкапывали даже этого. Под землёй всего лишь были рассредоточены обломки, из которых можно собрать типовое здание. Вы когда-нибудь видели так называемый “Храм Артемиды в Эфесе”? Очень советую посмотреть вживую — отрезвляет. На пустыре, среди травы и хлопка пасутся овцы, а в центре стоит одинокая колонна, криво собранная из плохо подходящих друг к другу деталей.

По мнению историков, правая часть картинки доказывает существование левой.

В Олимпии под пятиметровым слоем грязи и песка немцы обнаружили стадион и "ипподром, от которого не осталось и следа". Удивительная формулировка, не правда ли? То есть ипподром существует только в воображении археологов, начитавшихся восторженных рассказов Никколи.

Суть античной археологии

Не нашли археологи останков лапифов и кентавров, битву которых описывал Павсаний. И 16 статуй победителей не обнаружили. То же касается 12-метровой тронной статуи Зевса — "От Зевса (как и от Афины из Парфенона) не дошло ни одного обломка. О внешнем виде статуи остается судить по восторженным рассказам древних авторов". Даже с обломками у археологов полный облом.

Может быть не там искали? Скажем, турки уверены, что Олимп находится у них, рассказывают красивые легенды и показывают близлежащую гору с вырывающимся из-под земли “Олимпийским огнём”. Ещё один Олимп расположен на Кипре.

Тем временем, немецкие археологи выдают за олимпийский стадион вот что: "покрытием стадиона была утрамбованная земля. На южном склоне валов, окружавших площадку для соревнований, были поставлены сиденья для судей и официальных лиц. Что касается зрителей, то они наблюдали за играми, сидя прямо на земле или стоя. По подсчетам археологов, стадион Олимпии мог вместить до 45 тысяч человек". Полюбуйтесь:

Снять дёрн, утрамбовать — и "памятник древности" готов!

Полагаю, каждому желающему вполне по силам устроить подобный “памятник античности” на своём дачном участке, а из развалин колхозного коровника сложить колонну и выдать её за храм Перуна.

Чем же ещё, согласно современной исторической науке, подтверждается "достоверность" описанных античными авторами (внутренний скептик поправляет: описанных Никколо Никколи и последователями) событий? Оказывается, надписью “из этруской”, нанесённой на шлем, что найден при раскопках Олимпии (на самом деле, их аж два). Фотографии найти не удалось, но есть похожий шлем. Надписи как будто специально нацарапаны в качестве пояснения для коллекционеров. Правда, не очень понятно каким инструментом — может, отвёрткой?..

О доверчивости коллекционеров и потребителей “античной” литературы можно говорить долго и красочно, об этом написаны целые книги. Но нас интересует достоверная, объективно задокументированная история Олимпиады.

О спорт, ты — мир!

Панэллинизм — быстрее, выше, сильнее.

Реальная история Олимпиады всё же связана не с Олимпией, а с Афинами XIX века. Именно раскопки в Афинах по-настоящему взбудоражили европейских гуманитариев и любителей спорта. В 1891-ом году в столице Греции даже был основан Панэллинский Гимнастический Клуб.

Спортсмен и мечтатель — Пьер де Фреди, барон де Кубертен

Литератор, педагог и историк Пьер де Фреди, барон де Кубертен увлекался спортом и много размышлял над идеей проведения международных соревнований. Поначалу он задумал приурочить мероприятие к красивой дате — к 1900-ом году — и провести его в родном Париже. Однако, не без основания полагая, что волна интереса к античным спортивным состязаниям может схлынуть, как только из новостей пропадут заметки о раскопках, Кубертен решил ковать железо пока горячо.

Деметриус Викелас, координатор первой (не выдуманной) Олимпиады

У Пьера де Фреди был друг — Деметриус Викелас, грек, друживший, в свою очередь, с сыном премьер-министра Греции. Он убедил француза провести первые Олимпийские игры в Афинах. Хотя, казалось бы, где Афины, а где Олимпия. Видимо, особая логика панэллинизма не знает расстояний.

Викелас стал первым председателем Международного олимпийского комитета. Окрылённый успехом Олимпиады-1896, он предложил постоянно проводить игры в Греции. Это означало, что он останется пожизненным председателем Олимпийского комитета. Кубертен не потерпел такой дерзости, Викеласа сместили, а следующие игры провели, как и задумывалось, через 4 года в Париже.

Составьте рассказ...

Составьте рассказ об Олимпийских играх от имени участника или зрителя

Задание из учебника истории

Так что же посоветовать ребёнку? О чём он расскажет у доски на уроке истории? Так, чтобы не выдумывать небылицы. Без отсылок к культурным шаблонам, основанным на выдуманных “источниках”. Чтобы действительно представлять то, о чём рассказываешь.

Думаю, что-то такое вполне подойдёт, правда?

Олимпиада-80. Москва
0
1 комментарий
Сергей Бузин

Аве Мне

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда