Образование
Doubletapp
2444

Провести курс в университете: сколько денег потратили, как перешли в онлайн и не потеряли в качестве

Этой весной из-за пандемии все учебные заведения как могли перешли на дистанционное обучение. Мы расскажем, как начали читать свой спецкурс в Уральском федеральном университете и как с помощью Telegram, YouTube и Skype обеспечили его бесшовный переход в онлайн, не потеряв преимуществ офлайна.

В закладки

Предыстория

В Екатеринбурге существует один из десяти федеральных университетов России. Его создали десять лет назад из двух других крупнейших университетов города. И когда-то бывший математико-механический факультет с течением времени стал частью института естественных наук и математики, но мы по старой памяти будем называть его Мат-Мехом.

Выпускники Мат-Меха работают не только в городских компаниях, но и во всех крупнейших ИТ-компаниях страны и мира. А программа обучения трансформируется под нужды индустрии. Этот процесс долгий и непростой, и, помимо того что меняются обязательные основополагающие курсы, появляются и новые спецкурсы, которые организовать проще.

Так как многие из сотрудников нашей студии Doubletapp — выпускники Мат-Меха и относятся к нему с особым теплом, мы решили не упускать возможности поучаствовать в развитии образовательной программы. Уже с этого весеннего семестра мы запустили спецкурс по Android-разработке. Наша цель — дать актуальные знания и практические навыки, которые студенты смогут применить на реальных задачах.

Мы разработали программу, нарисовали афишу, организовали тестовое задание и записали видеоприглашение. Разобраться с бюрократией по организации спецкурса нам помогла компания СКБ «Контур», которая имеет имеет большой опыт взаимодействия с университетом.

На курс мы пригласили всех студентов УрФУ, которые сделают тестовое задание, не ограничиваясь одним Мат-Мехом.

Отбор

Тестовое задание организовали на платформе Codeforces. Это сайт для соревнований по спортивному программированию, в числе плюсов которого — возможность создать свои задачи на полигоне и организовать на них свой закрытый контест.

Этим мы и воспользовались, сделав тестовое из двух задач: одна алгоритмическая на простые графы, а вторая на ООП без применения алгоритмов. Задачи были оригинальные, мы сами их придумали, написали тесты, легенду и провели пробное тестовое среди наших сотрудников.

Задача на алгоритмы оценивалась в пять баллов, если проходила все наши тесты на платформе. Задача на ООП оценивалась максимум в десять баллов. После автоматической проверки работоспособности задачи на Codeforces, два наших старших Android-разработчика проводили независимую оценку кода по шкале от одного до десяти баллов. Результатом по этой задаче было среднее арифметическое их оценки. А результатом тестового — сумма баллов за обе задачи.

Процесс обучения

В курсе запланировано десять лекций, после каждой лекции домашнее задание.

Лекции представляют из себя рассказ об основных компонентах операционной системы Android, а домашние задания — поэтапная разработка мобильного приложения с нуля до полноценного проекта. В приложение студенты постепенно добавляют новые UI-компоненты, качественную архитектуру, работу с сетью и локальной базой данных, покрытие тестами.

Обучение проводится на современном языке программирования Kotlin, который является сейчас основным языком разработки под Android. Привет и респект JetBrains.

Офлайн-формат

Лекции проводились очно каждую неделю в университете, после них был очный прием домашних заданий. Студенты показывали преподавателям работу приложений, после чего преподаватели смотрели их код, задавали вопросы на понимание и ставили оценки.

Плюсы такого подхода:

  • Студенты получают качественный фидбек один на один, могут сразу задавать без стеснения все вопросы, за счет чего их прогресс становится максимальным.
  • Преподаватели экономят своё время, если сравнить с тем, сколько бы они его тратили на письменное кодревью и дальнейшие споры со студентами.
  • Дедлайны как проверок, так и сдачи домашних заданий не нарушаются.

Процесс со стороны преподавателей

Качественная подготовка одной лекции — это большой труд. Поэтому мы распределили наши лекции по разработчикам так, чтобы никто не читал больше одной-двух лекций. Также две лекции взяли на себя разработчики «Контура».

За пять дней до очередной лекции совершается первый прогон, к которому преподаватель уже должен подготовить презентацию и рассказ. После первого прогона всегда поступает много комментариев, советов и предложений от других разработчиков.

За два дня до лекции совершается второй и финальный прогон, после чего остаётся отшлифовать какие-то детали к лекции перед студентами.

Перемены в мире

Вирус поменял всё: университеты закрылись, все курсы в обязательном порядке были переведены на дистанционку.

Нашей задачей было по максимуму сохранить те плюсы, которые давал офлайн, соединив их со всеми плюсами онлайна.

Изменения в лекциях

Когда мы проводили лекции в университете, то ставили на запись GoPro, а потом выкладывали на YouTube смонтированный ролик, включающий в себя как демонстрацию презентации, так и запись с лекции.

Мы видели, как многие преподаватели стали проводить лекции в Zoom, Discord или Minecraft. Но сами решили отказаться от проведения стримов в пользу более качественной и крутой записи видео.

В новом формате мы решили сделать акцент на лекторе, который подобно блогеру общается напрямую со зрителем. Для этого мы купили хромакей, освещение и сделали из нашей офисной переговорки мини-студию.

При этом на экране по прежнему отображалась презентация, чтобы студентам было удобно следить за ходом лекции. Для нас это стало новым интересным опытом видеопродакшена, а студенты приняли новый формат на ура. Обсуждение лекций и ответы на вопросы по ней полностью перешли в Telegram-чат курса.

Пример нового формата 😷

Изменения в приеме домашних заданий

Нам очень хотелось сохранить живой фидбек для студентов, поэтому для приема ДЗ очевидными стали созвоны один на один. Из-за большого количества студентов нам понадобилось выделить пять-шесть преподавателей, чтобы проверять их домашние задания.

Когда проверка проводилась очно, студенты просто садились к первому освободившемуся преподавателю.

Для переезда приёма домашек в онлайн надо было придумать что-то новое, что должно соответствовать следующим требованиям:

  • Приём домашних заданий в строго определенное окно один раз в неделю, чтобы постоянно не отвлекать преподавателей от работы.

  • Организованная очередь из студентов.
  • Приём домашнего задания разными преподавателями. (Не каждый преподаватель может принять участие в проверке задач каждую неделю. Студентам же полезно получать фидбек от разных людей с разной точкой зрения.)

  • Минимальные издержки на организацию процесса со стороны студентов и преподавателей. Не должно было возникать путанницы, которая бы тратила лишнее время обеих сторон.

Самым удобным решением в данном случае стал Telegram-бот. Кажется, уже прошёл тот хайп вокруг ботов, который был некоторое время назад. Многие создавали ботов ради ботов, никак при этом не улучшая UX процессов, для которых эти боты были созданы. Но в нашем случае это оказалось очень удобным, эффективным и быстрореализуемым решением.

Мы сделали два бота: для студентов и для преподавателей.

С их помощью процесс сдачи домашних заданий теперь выглядит так:

  • Студенты заранее размещают код нужной задачи на GitHub и делают сборку Android-приложения.
  • Каждый четверг в окно с 17:00 до 20:00 указывают через студенческого бота своё имя и номер задачи, которую они хотят сдать.
  • Автоматически в порядке очереди получают от бота никнейм преподавателя в Telegram.
  • Отправляют преподователю ссылку на код и APK приложения.
  • Преподаватель запускает приложение, смотрит код, намечает вопросы для обсуждения.
  • Звонит студенту по Skype и через демонстрацию экрана студента обсуждает с ним задачу, плохие и хорошие моменты по коду, задаёт вопросы на понимание того, как всё работает.
  • При необходимости записывает звонок средствами Skype, чтобы студент мог переслушать полученный фидбек.
  • После звонка преподаватель через своего бота выставляет баллы, которые автоматически пишутся в Google-таблицу с результатами курса и отправляются студенту через его бота.

Инструмент очень простой, но он быстро и эффективно решил свою задачу. Мы развиваем его дальше: после первого релиза уже добавили новые фичи:

  • Cтуденты всегда могут узнать у бота, какие они сейчас в очереди.
  • Преподаватели могут посмотреть сколько ещё студентов ожидает в очереди на прием.

Интересно будет прикрутить разного рода статистику, например среднее время ожидания при текущем количестве активных преподавателей и медианное время проверки задачи одного студента.

Трудозатраты

Качественное проведение курса требует огромных трудозатрат:

  • Подготовка и прогоны одной лекции в среднем занимают 30 часов лектора и 10 часов слушателей.
  • Каждая проверка домашних заданий съедает суммарно более 15–20 часов преподавателей.
  • Съемка, монтаж и релиз одного видео — более 10 часов.
  • Немало времени ушло на организацию, координацию, дизайн и вёрстку страницы курса, создание анонсов, афиши, пригласительного видео, разработку, тестирование и проверку тестового задания.

Педантично подсчитав все расходы, мы получили:

Расходы на курс: более 440 тысяч рублей.

Мир. Дружба. Жвачка.

Начиная курс, мы не ожидали, с какими проблемами столкнется мир и мы сами. Радует, что в текущей обстановке многие компании пытаются помочь, чем могут. И мы хотим внести свою толику добра.

  • Все вышедшие лекции курса собраны в специальном плейлисте на YouTube и каждый может бесплатно их посмотреть и задать свои вопросы в Telegram-чате курса.
  • Если кому-то будут полезны наши наработки по проверке домашних заданий, напишите нам, мы постараемся добавить и ваш курс на нашу бот-платформу.
  • А также мы готовы принять дополнительно несколько человек к нам на курс с проверкой домашних заданий и качественным фидбеком от опытных разработчиков. Первые десять человек, написавших на почту droid@doublet.app, получат такую возможность.

Будем рады ответить на все вопросы в комментариях.

{ "author_name": "Doubletapp", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 18, "likes": 29, "favorites": 22, "is_advertisement": false, "subsite_label": "education", "id": 117726, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 14 Apr 2020 17:48:34 +0300", "is_special": false }
Право
Семь настоящих причин зарегистрировать товарный знак в России
Хорошее название помогает компании защититься от подделок, покорить рынок и выйти за рубеж. Плохое может её обанкротить.
Объявление на vc.ru
0
18 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
4

Респект, земляки!

Ответить
1

А под iOS когда курс будет?

Ответить
0

Подпишитесь на канал и ожидайте ;)

Ответить
1

А можно как-то на этот курс записаться не студентам УрФУ и что для этого нужно сделать?

Ответить
0

Да, в конце статье мы про это написали - черканите нам на почту

Ответить
1

Молодцы, земляки!

Ответить
0

"Мы видели, как многие преподаватели стали проводить лекции в зуме, дискорде или майнкрафте" - в майнкрафе?)) Это как?

Ответить
0

нативочка подъехала

Ответить
2

Нативная реклама LG?

Ответить
0

Насколько сложным разработать бота было? Ну то есть что удобно это круто, но не стоило ли это трети затрат?) 

Ответить
1

3-4 дня на текущий момент.

Ответить
0

Посоветуйте курс,книгу по Котлин и вообще где могут научить а не просто взять денег?))

Ответить
1

Наша первая лекция про Kotlin, если хочешь записывайся на наш курс.

Ответить
0

Вакансии есть открытые у вас? Я программирую на Java, Golang 

Ответить
1

Пришли нам на hr@doubletapp.ai своё резюме, пожалуйста.

Ответить
0

Отличный опыт, спасибо!
Пожалуйста, поделитесь, каким софтом и железом пользуетесь для видеопродакшена.

Ответить
1

Cъемка - gopro 7 / Iphone XS,
Монтаж Final Cut Pro,
Анимация - Adobe After Effect.

Ответить

Прямой эфир