Как вузам правильно перейти в онлайн, а не просто проводить пары в Zoom. Советы Университета 20.35
Школы и университеты в онлайне. Некоторые – в полном. Для большинства переход на дистанционное обучение обернулся тем, что преподавателям и учителям установили Zoom, научили его включать, и руководство школ и вузов временно выдохнуло. По отзывам наших знакомых преподавателей, поначалу студенты так воодушевились онлайном, что даже стали чаще ходить на пары. Но все сложно.
Первый запал сошел на нет и стало понятно, что обучение в онлайне это не просто прочитать лекцию или проверить домашнее задание в формате видеоконференции. Можно, конечно, но недолго и зачем? Как правильно перевести обучение в онлайн, как перестраивать образовательный процесс, чтобы от него был результат не только в зачетке и какие инструменты для этого вузы могут использовать (что важно – бесплатно), рассказывает технический директор Университета 20.35 Тарас Пустовой.
Университет 20.35 специализируется на современных образовательных инструментах и создании цифровой образовательной среды. В чем плюсы и минусы дистанционных методов обучения?
Начнем с плюсов:
- Особенность Университета 20.35 не столько в том, чтобы учить дистанционно, сколько в том, чтобы помогать каждому учиться так, как он может и как ему лучше. Человек учится быть актуальным тем задачам и вызовам, что перед ним стоят. И дистанционные методы обучения с использованием цифровых технологий позволяют найти индивидуальный подход к каждому.
- Один из важнейших плюсов – это доступность вне зависимости от места проживания.
- Другой плюс – возможность учиться у лучших. И в этом плане Университет 20.35 позволяет реализовать стратегию «работать с лучшими и учиться у лучших».
- Также важно учиться с лучшими – вместе с людьми, с которыми ты хочешь учиться, а не с теми, кто тебя по воле случая окружает в аудитории.
Теперь минусы:
- Во-первых, при дистанционном обучении главная проблема – отсутствие мотивации. Нужно правильно подбирать инструменты мотивирования под конкретную ситуацию и человека.
- Во-вторых, сложно удерживать внимание и эффективно организовать своё время. Сейчас многие поняли, насколько непросто выстроить дистанционную работу таким образом, чтобы она была эффективной и не съедала все время, и рационально использовать свои ресурсы. Точно так же с дистанционным обучением. Оно требует определенных навыков, которым надо учиться, экспериментируя над собой.
Университет помогает вузам перестроить весь процесс, а не просто перенести в онлайн офлайновые формы работы. Какой запрос идет от университетов, преподавателей и студентов?
Мы постоянно проводили эксперименты по оцифровке процессов обучения, развития и проектной деятельности, поэтому оказались готовы к быстрому переходу в онлайн. Большой опыт получили на образовательных интенсивах «Остров». Также наша логика управления развитием продуктов и разработкой позволяет нам быть достаточно мобильными в создании новых продуктов.
Что конкретно мы сделали?
Мы спроектировали новые продукты под запросы вузов. Для непрерывной коммуникации и обратной связи мы создали канал GOonline, в котором рассказываем университетам как переходить в онлайн.
Теперь о запросах вузов.
С одной стороны, у нас сейчас есть несколько крупных образовательных платформ: Национальная платформа образования, Современная цифровая образовательная среда, Stepik и другие. И часть контента можно взять оттуда. При этом есть много направлений и специальностей, где вузам нужна помощь с контентом, а готовых онлайн-курсов нет. Здесь мы готовим образовательные подборки – продукт по подбору контента для изучения определенных тем и дисциплин. Это первый запрос.
Второй запрос связан с тем, что студенты сидят не только в электронных личных кабинетах вузов, но и общаются, и учатся на различных платформах. Что они там изучают, руководство вуза может не знать, а потому не понимает, насколько обучение эффективно. Нужна сводная информация, своеобразный ситуационный центр вуза, который собирает данные не только изнутри, но и снаружи, дает понятные выводы и метрики о вовлеченности преподавателей и студентов в образовательный процесс.
Университет 20.35 имеет интеграцию с различными образовательными платформами и может предоставлять информацию о том, что происходит, в виде аналитических отчетов с метриками и рекомендациями.
Третий запрос, который мы сейчас отрабатываем, связан с организацией зачетов по физкультуре и занятиями спортом во время карантина. Где найти комплексы тренировок в зависимости от того, где ты находишься и чем хочешь заняться. Как передать эту информацию в вуз, чтобы получить зачет?
А значит нужна аналитика, какие студенты тренируются и как часто. Это очень интересный вызов и мы прямо сейчас готовим на него ответ.
Много запросов поступает по организации проектной деятельности и интерактивному взаимодействию виртуальной лаборатории. В прошлом году на нескольких десятках вузов мы тестировали модуль организации проектных интенсивов командами студентов в вузах.
Сейчас этот модуль полностью переносится в онлайн. В рамках проектной работы, которая встраивается в программу вуза, студенты объединяются в команды, занимают определенные роли и совместно делают реальный проект. При этом в каждой роли они получают персональные рекомендации по развитию в контексте того продукта, который делают вместе.
Университет 20.35 недавно запустил Цифровую платформу. В чем ее особенность, зачем она нужна вузам?
Главная особенность платформы в том, что она позволяет организовывать несколько фундаментальных процессов:
Собирать цифровой след из разных видов деятельности и интерпретировать его. Цифровой след позволяет понять:
- Как изменить инструменты обучения и развития, чтобы они были более эффективными;
- Как человек изменился в процессе обучения (как изменился его цифровой профиль);
- Какие рекомендации нужно дать человеку, чтобы он эффективнее двигался к поставленной цели.
Формировать пространство развития, наполняя его различными возможностями, и рекомендовать человеку следующий шаг.
Это очень широкая рамка, которая позволяет делать совершенно разные вещи, опираясь на данные и новые продукты. Например, благодаря первому эксперименту по сбору биометрической информации, который мы проводили на «Острове 10-21», мы сейчас проектируем Цифровую физкультуру.
В середине марта вместе с вузами-партнерами вы запустили большое количество бесплатных курсов. Сколько таких курсов вы собрали? Есть ли данные по количеству студентов, выбравших эти курсы?
Всего в настоящее время на платформе представлены 184 онлайн-курса (как наших так и поставщиков) и 981 лекция (контент с «Острова 10-21» и «Острова 10-22»). За последнее время количество пользователей платформы увеличилось на 9 тыс. человек. На начало апреля общее количество составило 132108 человек. Первого марта на платформе было зарегистрировано 123428 человек. Что касается курсов, то мы предлагаем доступ к платформе Coursera и много других курсов и их количество постоянно растет.
Сейчас вузы могут пользоваться ресурсами Университета бесплатно. Когда закончится кризис, пандемия коронавируса, планируется ли продолжить практику свободного доступа?
К каким-то ресурсам – да, к каким-то ресурсам, которые мы покупаем у провайдеров, – нет. Потому что, если нам образовательный контент кто-то продает, мы где-то должны взять деньги для этого. Соответственно сейчас, когда мы работаем в таком режиме, что провайдеры образовательного контента частично контент дают бесплатно, мы и сами можем его предоставлять бесплатно. В дальнейшем мы будем предоставлять образовательный контент широкого спектра по подписке и за счет эффекта масштаба будем предлагать вузам контент на очень удобных и финансово доступных для них условиях.