{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

7 советов о персонализации обучения. Что делать, чтобы студентам было интересно учиться, а вузы могли ставить зачеты

Можно ли быстро перейти на индивидуальные траектории обучения и как эффективно использовать цифровой контент, которого сейчас очень много, но который не подходит под имеющиеся учебные планы? Как преподавателям сделать занятия интереснее, как замотивировать студентов проходить онлайн-курсы «на стороне», даже если они не являются обязательными?

Рассказывают представители Университета 20.35 и вузов, имеющих опыт реализации персонального обучения.

Возможно ли в России повсеместное внедрение концепции свободного образования, когда каждый студент сам выбирает, что он изучает?

Сегодня все студенты перешли в формат онлайн-обучения, они вынуждены работать с цифровым контентом, который предоставляет вуз, с трансляциями, которые ведут преподаватели. Одновременно с этим студенты оказались в цифровой среде, в которой уже и без того было много образовательного контента, много возможностей получения компетенций от ведущих вузов, от технологических компаний, от бизнеса, который создавал программы обучения своих сотрудников.

Василий Третьяков, генеральный директор Университета 20.35

Эти возможности превышают то, что может дать один университет, даже если бы он продолжал учить в очном формате. Странно не воспользоваться ими для обучения своих студентов в текущих обстоятельствах.

В то же время у вузов есть свои учебные планы, свои программы и дисциплины. Все уже запустилось в текущем семестре и встроить туда сторонний контент, да еще тот, который изначально не создавался для использования в системе высшего образования кажется невозможным.

Однако именно сейчас у вузов есть возможность принципиально перестроить образовательный процесс и сделать так, чтобы студенты учились с помощью тех инструментов, которые помогут им быстро получать компетенции в онлайн-формате.

Для начала достаточно хотя бы дать студенту возможность самостоятельно выбрать 1-2 дисциплины, найти подходящие онлайн-курсы и пройти их, оценить результат прохождения и полезность полученных знаний и навыков. Это поможет, каким бы не был результат, сформировать важную компетенцию саморазвития, которой потом человек будет пользоваться на протяжении всей жизни. Я бы даже сказал, что для вузов это не столько возможность, сколько обязательная часть образовательной программы для каждого университета. Некоторым вузам сегодня удается реализовать в виде общего подхода - студентам постоянно предлагается принимать решения, выбирать самостоятельно лучший контент, формировать свою траекторию в заданных вузом рамках.

Вынужденный переход в онлайн должен приблизить нас к персональному, свободному образованию, которое возможно уже сейчас, и показать, что барьеров у вузов к реализации персональных траекторий нет.

Персонализация дает очень много студентам, но еще больше она дает вузам – это и устойчивость в таких обстоятельства, как сейчас, это возможность быстрой адаптации содержания программ под изменяющиеся потребности на рынке труда, это способность вуза готовить кадры, которые будут создавать новые продукты и бизнесы. Персонализация будет развиваться и охватывать все больше студентов и все больше вузов.

Как сейчас реализуются свободные образовательные траектории. Опыт ТюмГУ

Мы не ждали кризиса, чтобы внедрять свободное образование, мы его внедрили офлайн, а онлайн туда встраивается естественно. Иногда под свободным образованием понимается образование, где у студентов много свободы. На самом деле свободное образование — это не обязательно стопроцентная свобода выбора, это другая философия образования. Вы переосмысляете свою учебную программу таким образом, что потом можете кастомизировать ее для конкретного направления подготовки.

Андрей Щербенок, директор школы перспективных исследований (SAS) Тюменский государственный университет

В США свободное образование является стандартом для университетов. Есть радикальные примеры, скажем, Университет Брауна, где все 32 курса — на выбор студента. А есть программы, где выбор равен нулю.

Нашим вузам надо перестать думать в терминологии «образовательной трубы» и программы как конвейера курсов. Образовательная программа состоит из нескольких блоков, которые можно организовать по-разному:

  • Блок «Специальность». Это комплекс дисциплин, которые студент должен обязательно пройти. Размер этого блока может быть разным. Но 1/3 от всего учебного времени — это достаточный объем, чтобы студент получил диплом.
  • Второй блок — ядерная программа: soft skills. Есть вузы, в которых этот блок очень большой, например, в Университете Чикаго он занимает больше 50% времени в бакалавриате. В Школе перспективных исследований (School of advanced studies) Тюменского государственного университета ядерная программа занимает 1/3 учебного времени.
  • Блок селективных курсов для навигации студентов в образовательном пространстве. Можно все курсы из этого блока перевести в онлайн, поскольку выбор для студентов в онлайне гораздо больше.

Вузам надо получить опыт организации таких методов подготовки. Надо сделать так, чтобы у разных направлений подготовки был скоординированный учебный план, например, на первый курс. Это сделали в ТюмГУ, это может сделать любой вуз. В результате все студенты первого курса оказываются в общем пространстве.

Студенты приходят в вуз после школы, где индивидуализации образования нет. Им надо научиться ответственно выбирать для себя траекторию. Студенты все еще не относятся к своему образованию как к объекту дизайна и структурирования, у них нет такой практики. Хорошо бы, чтобы нормативная рамка давала вузам больше свободы.

Надо понять, что обучение всегда индивидуально. Даже во времена СССР студенты не ходили на те пары, которые им неинтересны. Надо сделать так, чтобы студент не прогуливал, а чтобы освободившееся время студент потратил на получение того знания, которое ему интересно. Нужна индивидуализация на уровне содержания каждого курса.

Методики включения собственных и сторонних курсов в персональные программы обучения, а также практика перезачета курсов – опыт УрФУ

В УрФУ разработана организационно-финансовая модель использования курсов. При принятии решения о включении в программу онлайн-курсов других вузов есть две точки — руководитель программы и сам студент. У студента в каждой программе есть зачетные единицы — майнеры или дисциплина по выбору. У студентов есть возможность выбрать технологию обучения — традиционная, смешанная или исключительно электронная, в том числе это могут быть онлайн-курсы на нашей платформе и курсы вузов-партнеров.

Александра Кузьмина, директор центра развития онлайн обучения Уральского федерального университета

Студент может выбрать уровень освоения дисциплины и содержания курса или конкретного преподавателя. Онлайн-курс может выступить вспомогательным материалом, это может быть смешанная модель обучения или сценарий, когда применяется исключительно электронное обучение.

С точки зрения сегодняшней ситуации университетам следует перейти на смешанную модель и использовать онлайн-курсы вузов, а также контент на площадках Яндекса, Mail.ru.

Основные критерии включения курсов в образовательную программу:

  • трудоемкость (она должны быть больше или равна трудоемкости дисциплины),
  • результат обучения и компетенции,
  • содержание и подбор под образовательную программу.

Необходимо принять два документа — положение о перезачете и согласие студента в письменной форме на реализацию образовательной программы с использованием дистанционного обучения, а также согласие на сетевую форму реализации образовательной программы.

За последние две недели к нам подключились более 7 тыс. студентов из других вузов. Правда есть отклики, что онлайн-курс ведущего университета проходить сложнее, чем традиционный курс в родном вузе.

Какой сторонний онлайн-контент могут вузы использовать в обучении студентов и сами студенты для формирования своей образовательной траектории?

Многие вузы сегодня оказались в затруднительном положении в связи с переходом в онлайн. Поэтому мы создали предложение для вузов — подборки контента. Мы собираем различные виды контента в одну упаковку: у нас есть подборки по самоорганизации, по самопрезентации, по коммуникациям, по эмоциональному интеллекту, по развитию мышления, по инструментам проектной работы, либо по конкретным технологиям, по дисциплинам образовательной программы – все, что может пригодиться студенту.

Екатерина Любимова, руководитель сервиса цифровой контент, Университет 20.35

Многие вузы сегодня оказались в затруднительном положении в связи с переходом в онлайн. Поэтому мы создали предложение для вузов — подборки контента. Мы собираем различные виды контента в одну упаковку: у нас есть подборки по самоорганизации, по самопрезентации, по коммуникациям, по эмоциональному интеллекту, по развитию мышления, по инструментам проектной работы, либо по конкретным технологиям, по дисциплинам образовательной программы – все, что может пригодиться студенту. Вуз может взять эту подборку и внедрить ее в учебный процесс прямо сейчас. Это можно сделать либо дополнительной траекторией для студентов с возможностью перезачета на следующий семестр, либо включить в учебный план как проектный модуль с несколькими курсами внутри.

Модель внедрения может быть очень простой в текущем периоде, так как большая часть контента предоставляется сейчас бесплатно. В наших подборках используется контент других вузов. В подборки входят как курсы, так и короткие видео, книги, статьи – все то, что можно быстро обновлять. Доступ к подборкам открыт через личный кабинет на платформе Университета 20.35. Можно составить подборку самостоятельно под свои цели, можно предложить свои ресурсы для обмена бесплатным контентом.

Сейчас не каждый вуз справляется с тем, чтобы сохранить качество при онлайн-образовании, предложенный нами механизм дает возможность получения знаний и компетенций, которые студенты не получили бы даже в офлайн-обучении в своем вузе.

Важно также подчеркнуть, что необходимо вносить изменения в нормативную базу, которые позволят вузам не бояться репрессий при проверках, необходимо пересмотреть финансовую модель, когда деньги идут за студентом. Вузы должны быть готовы к масштабированию.

Как работать со студентами? Программа талантливых и мотивированных студентов «Academic excellence and honors education» (ДВФУ).

Университет достаточно быстро перешел в онлайн. Мы подготовили исчерпывающую инструкцию для преподавателей и студентов, что делать, как включиться в дистанционное образование. Бутылочное горлышко процесса — это вовлечение преподавателей и практиков. Они часто не очень хотят работать с первыми курсами, рассказывать азы. Поэтому такие подробные инструкции и методическая поддержка помогают преодолеть барьер входа.

Сергей Жданов, начальник отдела дизайна образовательных программ ДВФУ

У нас запущена программа академического превосходства для студентов.

В ней три ключевых фокуса:

  • Навигация для студентов. Мы показываем, что в мире есть много интересных платформ и источников самообразования. Это все равно, что дать удочку, чтобы найти, именно то, что ему надо, а также сформировать у него запрос.
  • Сопровождение тьютором, наставником, администрацией университета. Студент знает, что всегда может к кому-то обратиться с любым вопросом.
  • Диалог. Обратная связь. Нам важно слышать студентов, чтобы сделать программу и университет лучше. Мы собираем программу с учетом обратной связи. Например, мы выяснили что индивидуальные учебные планы студентам не очень интересны.

Форматы поддержки:

  • Индивидуальное сопровождение, включая тьюторское. В рамках системы сопровождения мы привлекаем коучей и психологов, научных руководителей. Это один из ключевых форматов поддержки.
  • Дополнительные курсы в большом количестве.
  • Проектная деятельность.
  • Программа стартап как диплом.
  • Стажировки и программы обмена — это ключевой мотиватор при вступлении в вуз.
  • Крупные мероприятия, например участие в Восточном экономическом форуме.

Для навигации нужна карта — витрина образовательных активностей. Мы работаем над тем, чтобы студенту было понятно, что вокруг него происходит. Критически важно удержать организационное единообразие для преподавателей. После того как студент выбирает себе активности, он попадает в нашу единую информационную образовательную среду. Мы используем Microsoft Teams, в качестве основного инструмента взаимодействия между студентами и преподавателями. За два года мы полностью протестировали этот продукт для всех форматов.

Как реализуются проектно-образовательные интенсивы? Как происходит персонализация? Опыт СамГТУ и НовГУ

В Самарском политехе есть две истории реализации персонифицированного проектного обучения:

  • Первая — это междисциплинарные проектные команды, в которые объединяются студенты разные по уровню подготовки и направлениям. Они реализуют проект в логике его полного жизненного цикла.
  • Вторая история связана с реализацией проектно-образовательного интенсива с октября 2019 года.


Как это выгляди технически? ФГОС позволяет сформировать индивидуальный план для студента и включить в него блок факультативных дисциплин. Мы включили в него дисциплины по проектной деятельности («Инновационное и технологическое предпринимательство» и «Практико-ориентированный проект»). За счет блока факультативных дисциплин мы заложили под проектно-образовательный интенсив дисциплину с наименованием того проекта, которым занимается студент, и цикл мастер-классов по его образовательным запросам.

Оксана Еремичева, руководитель отдела в центре проектного обучения СамГТУ

Все результаты студента по индивидуальному учебному плану учитываются, передаются в деканат. Он получает зачеты, это отображается в документации, таким образом фиксируются результаты обучения по направлениям, которые он освоил в рамках проектно-образовательного интенсива.

В следующем учебном году мы планируем тиражировать форматы, которые мы опробовали в проектно-образовательных интенсивах, на всю программу для студентов старших курсов.

В Новгородском университете с 2018 года проводятся проектно-образовательные интенсивы Университета 20.35. Когда студент уходил с основной программы и понимал, что у него есть образовательный дефицит, который ему в основной программе не восполнить, он выбирал курсы, которые ему нужны. Перед нами встал вопрос, как вписать эти пройденные учебные дисциплины или модули в диплом. В этом нам помогли 10 зачетных единиц факультативов.

Ольга Калпинская, заместитель проректора по образовательной деятельности Новгородский государственный университет

Также опыт образовательных интенсивов показал, что есть еще курсы, которые необходимо учесть, чтобы студент мог по окончании вуза продемонстрировать эти компетенции. Институт дополнительного образования сформировал программу повышения квалификации, туда мы включили курсы, которые вышли за рамки 10 зачетных дисциплин. И студент также получал диплом о повышении квалификации, куда вписаны эти курсы.

С 1 сентября 2019 года весь первый курс по направлениям специалитета и бакалавриата перешел на проектное обучение. Каждый семестр у нас разделен на четыре такта, каждый по четыре недели – три образовательные и одна проектная. В рамках этой недели студент выбирает ту траекторию, которая ему интересна. На первом курсе у нас междисциплинарные проекты. Студенты начинают семестр с генерации идей и команд: либо с ними работают модераторы, либо кафедры университета и индустриальные партнеры предлагают витрину проектов и формируют команды.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда