Что такое прокторинг и как организовать и сдавать экзамены, сидя дома
В этом году сдавать экзамены и зачеты всем придется онлайн. Как организовать процесс, как контролировать, чтобы не списывали, как ставить оценки и что такое прокторинг? Рассказываем, к чему быть готовым и как настроить процесс.
Но в конце этого учебного года нам предстоит резкое масштабирование. Раньше в течение одного семестра онлайн-экзамены сдавали несколько десятков тысяч студентов. И технологии позволяли это делать. Сегодня для прохождения всеми вузами этого испытания придется обеспечить работу сотен тысяч студентов и в короткий промежуток сессии.
Самое главное для вуза — перенести содержание экзамена в онлайн-форму, содержание, которое изначально не спроектировано для проведения в дистанционном формате. Это значит, что необходимы изменения, связанные с самими заданиями, с адаптацией контента заданий и формата ответов, с изменением условий, при которых студенты решают те или иные задания. В удаленном формате лучше давать задания, требующие от студента не просто знаний, а умения их быстро применить для конкретной задачи.
Вузу и преподавателю следует рассмотреть альтернативные решения. Можно отказаться от экзаменов в пользу других форм оценки знаний, например, проектной работы или накопительного итога к концу семестра. Университет 20.35 развивает решения, которые позволяют по каждому студенту накапливать цифровой след, информацию о том, как работал студент, насколько он был вовлечен в решение задач, какие были промежуточные результаты, чтобы можно было быть уверенным, что именно этот студент проявил должные знания и умения в процессе работы. Многие университеты смогут этой возможностью воспользоваться, особенно, если информационные системы вуза позволяют собирать такую информацию.
Но важно не забывать, что экзамен — это всегда испытание, это важная цель. Достижение цели, оценка – это мощный мотивационный фактор. Если откажемся от экзаменов, нам нужно будет по-другому научиться работать с целями и мотивацией студентов. Например, через вовлечение студентов в решение реальных задач, реализацию собственных проектов.
На вопрос «Ваш вуз готов к проведению итоговой аттестации студентов с помощью дистанционных технологий?» 57% читателей журнала ответили «Да», а 43% признали, что не готовы.
На вопрос «Вы знаете, как работает система прокторинга при проведении онлайн-экзаменов?» утвердительно ответили 39%. 61% представителей вузов оказались не знакомы с этими технологиями. А скоро всей системы высшей школы предстоит столкнуться с прокторингом.
При этом 66% вузов не планируют отказываться от проведения госэкзамена. В то же время ряд ведущих университетов, в том числе московские университеты готовы отказаться от проведения в 2020 году государственного экзамена.
Данные этого опроса коррелируют с результатами закрытого опроса. Мы опросили больше 200 университетов и выяснили, что от государственного экзамена планируют отказаться далеко не все, несмотря на то что такое послабление есть.
Студенты 423 российских вузов оценили качество оперативной обратной связи с кафедрами, деканатами и ректоратам. 64% считают обратную связь отличной, 27% — приемлемой и 9% считают качество обратной связи плохим. Этот опрос мы провели неделю назад и связались со студентами, которые оценили качество обратной связи с вузом как «плохое». Выяснилось, что университеты пошли самостоятельным путем и использовали собственные IT-разработки. И перегрузили свои серверы. Основные проблемы наблюдаются именно по этой причине.
В личном кабинете студента в Росдистанте указаны курсы, которые студент проходит, как он продвинулся в освоении курса, сколько набрал баллов. Дальше формируется отчет, ведомость, электронная зачетная книжка. Если студент вовремя не набрал нужное количество баллов, проводится повторная промежуточная аттестация, студент повторно подключается к курсу и в течение года может набрать недостающие баллы. Если он не прошел повторную промежуточную аттестацию, то проводится проверка знаний через вебинарную площадку, где собираются члены комиссии. Студент сдает экзамен в формате видеокоммуникации с членами комиссии.
В этом же формате проводится защита выпускных квалификационных работ, сдача госэкзамена.
Такая система дает не меньший уровень защиты от подсказок, как если бы студент находился в аудитории. Студента видит сотрудник центра тестирования, видят члены комиссии. Сама процедура экзамена записывается на камеру и хранится длительное время. Всегда можно посмотреть, куда глядел студент и что он делал руками.
Экзамен с билетами на столе уйдет в прошлое. В качестве экзамена будут восприниматься постоянные перманентные системы оценки, такие как балльно-рейтинговая и накопительная, портфолио, результаты разработок студентов.
Сейчас уровень доверия к прокторинговым сервисам недостаточно высокий. Но используемые технологии затрудняют списывание. По опыту проведенных вступительных экзаменов — уровень списывания не больше, чем в аудитории. А возможно и меньше, потому что есть возможность сохранить запись экзамена и вернуться к ней позже. Все это позволяет сохранить высокий уровень честности и высокий уровень доверия к экзаменам с прокторингом.
Сейчас у вузов еще есть время, чтобы подключить прокторинговые сервисы и провести экзамены в онлайн-формате вместо того, чтобы переносить их или отменять. Формат контроля знаний скорее всего будет в виде записи проектных работ или цифрового следа. В сегодняшнем виде экзамен показывает наличие знаний, а это уже не актуально.
Когда мы говорим про онлайн-экзамены, мы имеем в виду онлайн-тесты. Это самая простая практика. Прокторинг можно сделать и на устный экзамен, и на письменный экзамен. Можно контролировать практические навыки работы на компьютере с программами. Самое сложное — экзамены по специальностям, которые не имеют отношения к компьютерам, например у медиков.
Самое простое решение нашли для информационной задачи. В вузе функционирует своя система LMS и система тестирования — «АСТ-тестирование». Основная информационная задача решалась через личные кабинеты студентов и преподавателей и через личные кабинеты партнера. В личном кабинете преподаватель может размещать задания, студент – результаты и накапливать цифровой след.
Для коммуникаций мы использовали Zoom, Microsoft Team и группы в социальных сетях. Студентам и преподавателям мы предоставили свободу выбирать наиболее удобные каналы коммуникаций.
Экзамены в школе и в университете определенным образом готовят к более сложным экзаменам в жизни, поэтому они должны остаться. А очень серьезное подспорье для качественной оценки на экзамене — это цифровой след.