{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Что такое прокторинг и как организовать и сдавать экзамены, сидя дома

В этом году сдавать экзамены и зачеты всем придется онлайн. Как организовать процесс, как контролировать, чтобы не списывали, как ставить оценки и что такое прокторинг? Рассказываем, к чему быть готовым и как настроить процесс.

Опыт проведения онлайн-экзаменов в России и в мире уже есть. Многие годы это делается на массовых открытых онлайн-курсах. В рамках дистанционных программ вузы и цифровые платформы научились проводить экзамены и решать технологические вопросы, связанные с идентификацией личности учащихся, с выполнением требований экзамена. Эта технологическая часть уже решена.

Василий Третьяков, генеральный директор Университета 20.35

Но в конце этого учебного года нам предстоит резкое масштабирование. Раньше в течение одного семестра онлайн-экзамены сдавали несколько десятков тысяч студентов. И технологии позволяли это делать. Сегодня для прохождения всеми вузами этого испытания придется обеспечить работу сотен тысяч студентов и в короткий промежуток сессии.

Самое главное для вуза — перенести содержание экзамена в онлайн-форму, содержание, которое изначально не спроектировано для проведения в дистанционном формате. Это значит, что необходимы изменения, связанные с самими заданиями, с адаптацией контента заданий и формата ответов, с изменением условий, при которых студенты решают те или иные задания. В удаленном формате лучше давать задания, требующие от студента не просто знаний, а умения их быстро применить для конкретной задачи.

Вузу и преподавателю следует рассмотреть альтернативные решения. Можно отказаться от экзаменов в пользу других форм оценки знаний, например, проектной работы или накопительного итога к концу семестра. Университет 20.35 развивает решения, которые позволяют по каждому студенту накапливать цифровой след, информацию о том, как работал студент, насколько он был вовлечен в решение задач, какие были промежуточные результаты, чтобы можно было быть уверенным, что именно этот студент проявил должные знания и умения в процессе работы. Многие университеты смогут этой возможностью воспользоваться, особенно, если информационные системы вуза позволяют собирать такую информацию.

Университет 20.35 считает, что экзамены в ближайшем будущем могут исчезнуть совсем. Они будут распределены во времени, мы постоянно будем иметь информацию о том, каких результатов достиг обучающийся. Мы сегодня работаем над технологиями, которые позволяют оценивать студента по его реакции на контент и на задания. Используя обратную связь от студента, наблюдая за его эмоциями, за тем, насколько он вовлечен в процесс, как он взаимодействует с контентом, можно узнать действительно ли он усвоил материал и изучил дисциплину, понимает ли он материал и как решать ту или иную задачу.

Но важно не забывать, что экзамен — это всегда испытание, это важная цель. Достижение цели, оценка – это мощный мотивационный фактор. Если откажемся от экзаменов, нам нужно будет по-другому научиться работать с целями и мотивацией студентов. Например, через вовлечение студентов в решение реальных задач, реализацию собственных проектов.

Мы ежедневно общаемся с сотнями вузов, тесно работаем с горячей линией Министерства науки и высшего образования. Минобрнауки обозначило позицию: университеты вправе отказаться от государственного экзамена. Мы провели опрос руководителей вузов в закрытом режиме, а также задали те же самые вопросы через канал «Научно-образовательная политика».

Евгений Сжёнов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика»

На вопрос «Ваш вуз готов к проведению итоговой аттестации студентов с помощью дистанционных технологий?» 57% читателей журнала ответили «Да», а 43% признали, что не готовы.

На вопрос «Вы знаете, как работает система прокторинга при проведении онлайн-экзаменов?» утвердительно ответили 39%. 61% представителей вузов оказались не знакомы с этими технологиями. А скоро всей системы высшей школы предстоит столкнуться с прокторингом.

Прокторинг – это процедура наблюдения и контроля за дистанционным испытанием (от англ. "proctor" – человек, который следит за ходом экзамена в университете).

При этом 66% вузов не планируют отказываться от проведения госэкзамена. В то же время ряд ведущих университетов, в том числе московские университеты готовы отказаться от проведения в 2020 году государственного экзамена.

Данные этого опроса коррелируют с результатами закрытого опроса. Мы опросили больше 200 университетов и выяснили, что от государственного экзамена планируют отказаться далеко не все, несмотря на то что такое послабление есть.

Студенты 423 российских вузов оценили качество оперативной обратной связи с кафедрами, деканатами и ректоратам. 64% считают обратную связь отличной, 27% — приемлемой и 9% считают качество обратной связи плохим. Этот опрос мы провели неделю назад и связались со студентами, которые оценили качество обратной связи с вузом как «плохое». Выяснилось, что университеты пошли самостоятельным путем и использовали собственные IT-разработки. И перегрузили свои серверы. Основные проблемы наблюдаются именно по этой причине.

У нас пятилетний опыт вступительных испытаний, промежуточных аттестаций и защит в онлайне на платформе Росдистант. В 2016 году диплом в онлайне защищали 388 человек, в 2019 году — 925 человек. В 2020 году на защиту в режиме онлайн планируется вывести 4660 человек.

Михаил Криштал, ректор Тольяттинского государственного университета

В личном кабинете студента в Росдистанте указаны курсы, которые студент проходит, как он продвинулся в освоении курса, сколько набрал баллов. Дальше формируется отчет, ведомость, электронная зачетная книжка. Если студент вовремя не набрал нужное количество баллов, проводится повторная промежуточная аттестация, студент повторно подключается к курсу и в течение года может набрать недостающие баллы. Если он не прошел повторную промежуточную аттестацию, то проводится проверка знаний через вебинарную площадку, где собираются члены комиссии. Студент сдает экзамен в формате видеокоммуникации с членами комиссии.

В этом же формате проводится защита выпускных квалификационных работ, сдача госэкзамена.

Самое главное в этой истории — обеспечить аутентификацию при прохождении вступительных экзаменов, высокий уровень прокторинга. Программа сверяет внешность студента на экране, сопоставляет его с фотографией, изначально загруженной в систему. Присутствие членов комиссии возможно в онлайне одновременно или по отдельности.

Такая система дает не меньший уровень защиты от подсказок, как если бы студент находился в аудитории. Студента видит сотрудник центра тестирования, видят члены комиссии. Сама процедура экзамена записывается на камеру и хранится длительное время. Всегда можно посмотреть, куда глядел студент и что он делал руками.

Экзамен с билетами на столе уйдет в прошлое. В качестве экзамена будут восприниматься постоянные перманентные системы оценки, такие как балльно-рейтинговая и накопительная, портфолио, результаты разработок студентов.

Сейчас на рынке есть несколько прокторинговых решений и все они позволяют контролировать процедуру экзамена. Они получают доступ к компьютеру студента, видят, что происходит в браузере, следят, пользуется ли студент сторонними приложениями. Есть возможность в онлайне наблюдать за студентом по вебкамере, смотреть чтобы он не списывал, и предлагать ему различные упражнения. Есть возможность подключать камеру мобильного телефона, чтобы показать, что происходит вокруг.

Никита Мишаков, специалист по развитию платформы прокторинга онлайн-экзаменов ProctorEdu

Сейчас уровень доверия к прокторинговым сервисам недостаточно высокий. Но используемые технологии затрудняют списывание. По опыту проведенных вступительных экзаменов — уровень списывания не больше, чем в аудитории. А возможно и меньше, потому что есть возможность сохранить запись экзамена и вернуться к ней позже. Все это позволяет сохранить высокий уровень честности и высокий уровень доверия к экзаменам с прокторингом.

Многие вузы пользовались прокторингом еще до перехода на дистанционное образование. В некоторых случаях это необходимо, например, когда тысячи студентов проходят массовый экзамен или при проведении Олимпиад для участников со всей страны. Сомнения у партнеров возникают только с точки зрения технологического обеспечения. Прокторинг для многих еще остается «страшным зверем», который требует больших вложений и технических ресурсов. На самом деле сейчас прокторинговые сервисы работают достаточно оперативно, интегрируются с LMS-системами.

Сейчас у вузов еще есть время, чтобы подключить прокторинговые сервисы и провести экзамены в онлайн-формате вместо того, чтобы переносить их или отменять. Формат контроля знаний скорее всего будет в виде записи проектных работ или цифрового следа. В сегодняшнем виде экзамен показывает наличие знаний, а это уже не актуально.

На своем опыте могу сказать, что большинство людей не склонны списывать, если знают, что их контролируют и может последовать наказание. Поэтому эффект от прокторинга — контрольно-психологический. 90% студентов будут лучше готовы к экзамену только потому, что будут знать, что списать сложно.

Дмитрий Истомин, генеральный директор компании Examus

Когда мы говорим про онлайн-экзамены, мы имеем в виду онлайн-тесты. Это самая простая практика. Прокторинг можно сделать и на устный экзамен, и на письменный экзамен. Можно контролировать практические навыки работы на компьютере с программами. Самое сложное — экзамены по специальностям, которые не имеют отношения к компьютерам, например у медиков.

Когда мы осознали, что итоговую аттестацию предстоит проводить в онлайн-формате, все проблемы разделили на три составляющие: информационная, коммуникационная и организационная.

Михаил Краснянский, ректор Тамбовского государственного технического университета

Самое простое решение нашли для информационной задачи. В вузе функционирует своя система LMS и система тестирования — «АСТ-тестирование». Основная информационная задача решалась через личные кабинеты студентов и преподавателей и через личные кабинеты партнера. В личном кабинете преподаватель может размещать задания, студент ­– результаты и накапливать цифровой след.

Для коммуникаций мы использовали Zoom, Microsoft Team и группы в социальных сетях. Студентам и преподавателям мы предоставили свободу выбирать наиболее удобные каналы коммуникаций.

Экзамены в школе и в университете определенным образом готовят к более сложным экзаменам в жизни, поэтому они должны остаться. А очень серьезное подспорье для качественной оценки на экзамене — это цифровой след.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда