Конкурс по машинному обучению
С призовым фондом в 100 млн рублей
Условия

Как дети учились быть предпринимателями и что из этого вышло?

Привет. Меня зовут Юрий Ярцев. Я основатель школы стартапов Russol. Мы подталкиваем отечественные стартапы мыслить глобально и стремиться вырасти в технологические компании уровня SpaceX или Dodo Pizza. Весной, после трех лет работы со взрослыми стартапами, вместе с командой мы провели экспериментальную программу для подростков.

В закладки

В этом мне помогал Евгений Юревич, руководитель детского направления Russol. Статья на vc — попытка отрефлексировать опыт.

Почему подростки?

Опыт наших ранних наборов показывал — взрослым сложнее изменить убеждения и преодолеть страхи неудач и ошибок. Кроме того, сложнее воспринимать советы более опытных наставников или отзывы первых пользователей продукта, особенно критичные. Они менее восприимчивы к мнению других. Здесь скорее даже неприятие, в редких случаях агрессивное. К этому добавляется неверие и неуверенность в собственном продукте самими основателями, как мы ни старались на это повлиять.

Стартапы, которые приходили на наши программы, ориентировали свои идеи и продукты на маленькие ниши крупных городов РФ, даже не страны целиком. Переубедить в обратном доставляло хлопот и не всегда заканчивалось успехом. В головах много стартап-мифов, например, «вы дайте денег, а я уж как разгонюсь, мало не покажется». Только малая часть участников понимала, чтобы выиграть, в генах стартапа должно быть заложено глобальное видение и желание изменить мир.

Возможно, это часть причин, почему большинство отечественных стартапов, даже прошедших через «взрослые» акселераторы, погибают на уровне идей, а выжившие так и остаются локальной историей.

Через два с половиной года таких практик стало очевидно — тратим время не туда и реально помочь сможем только единицам. Так мы пришли к детям и подросткам. У них еще не отягощенный опытом и убеждениями мозг. Кстати, вероятно, к таким же выводам пришел венчурный инвестор из топ 10 РФ Александр Румянцев. Пару лет назад он переключился на детские стартапы.

На митапе RUSSOL c топами Windy.app, Mishka AI, Unisender, Cinemood и др.
Дарья Егорова-Филиппес

Впервые мы работали с подростками прошлой осенью. Отобранные сразу попали во «взрослую» программу как довесок. Уже в ее финале поняли, что это ошибка. К подросткам все-таки нужен иной подход — сказывались разные уровни восприятия реальности, знаний и опыта.

Программу под подростков мы переписали в январе. А уже весной, в преддверии ковид-карантина запустили полноценный онлайн-поток для ребят. Вот две важные ее ключевые идеи:

I. Ошибайся чаще, быстрее

Основа, которую мы даем — не бояться экспериментировать и не останавливаться, если первоначальная идея не сработала. Мы действовали еще и как «разрушители мифа», закладываемого классической образовательной системой — ошибаться страшно, неудачи еще страшнее, а кто сильно старше тебя, всегда прав!

Но все наоборот. Ошибки и их анализ — основа обучения! Неважно, сколько раз ты ошибался, важно, сколько попыток делал на пути к цели. И что даже свои и убеждения старших могут быть ошибочными. Подвергайте их постоянно сомнению.

II. Место для твоих идей — весь мир

На примере опыта таких международных компаний, как Google, SpaceX или российская Dodo, мы хотели привить детям способность мыслить на весь мир.

Когда другие думают категориями целой планеты, то почему бы и тебе не расширить собственные взгляды? Подросткам — в силу отсутствия заложенных годами установок на локальное — гораздо легче сразу ориентироваться на глобальный бизнес. А еще подсказывали ребятам, что работа на маленьком локальном участке на старте это тоже ок. Главное — держать в уме большую цель.

Столкновение с рынком, прототип из палок и того самого + обязательная рефлексия

Ставку в программе сделали и на то, чтобы дети поверили в возможность реализации стартапа в подростковом возрасте. Для этого нам понадобилось дать еще и основы того, что можно сделать, имея только идею и желание.

1. Быстрее проверяй идею на прочность

На старте сам мало понимаешь, о чем твой продукт. Не так очевидно, о чем рассказывать и что спрашивать у потенциальных пользователей и партнеров. Здесь мы, наставники Russol, прорабатывали с ребятами эти моменты, например, разбирали как та или иная характеристика будущего продукта может решать настоящие проблемы людей и как их выявлять.

Стану на защиту опросников, роль которых преуменьшается. Их нужно составлять хотя бы потому, что в первую очередь это вопросы основателей самим себе.

Как заговорить с незнакомыми людьми?

Страх начать беседу с кем-то вне круга сверстников и близких — самое первое препятствие на пути к первым продажам и выходу на рынок, которое мы помогали преодолевать ребятам. Кстати, в процессе участия именно так и произошло — вместо общения с пользователями ребята находили важные причины отложить это. Например, пытались зациклиться на крутых фишках своего будущего продукта.

Понадобилось 3-4 недели приземления, прежде чем ребят удалось «вытолкнуть в поля». Никакого волшебного рецепта, кроме как частого мягкого напоминания «Иди», «Пробуй», «Скажи привет», «Просто напиши» не существует.

Моя идея уникальна!?

Чтобы лучше понять, как работает рынок, разбирали c ребятами целевые аудитории их продуктов и исследовали конкурентные решения. «Моя идея уникальна и неповторима и поэтому у меня нет конкурентов» — частое заблуждение основателей.

Обычно отсутствие конкурентов означает, что придуманное решение либо никому не нужно, либо технически неосуществимо в текущих условиях, либо реализуется альтернативным способом.

2. Быстрее создавай прототип на коленке

Первая мысль, что для создания классного ИТ продукта в стартапе, обязательно нужно найти разработчиков. Потом составить сложное техническое задание. А уже начав разработку, пилить и пилить, пока не получится, как задумано. Иначе рынок не примет и раскритикует. Когда-то подобное заблуждение стоило мне сбережений и нескольких лет жизни.

Объявление на vc.ru
Карьера
«Мы хотим помочь разработчикам сделать код неубиваемым». Рассказ тестировщика о карьере в Сбере
Вы не смогли бы пользоваться приложениями и сайтами, если бы не тестировщики. Это мы постоянно пытаемся все сломать и…

Чтобы уйти от этого, мы рассказывали детям, что на стадии проверки идеи достаточно прототипа, например, созданного в Figma или Tilda. А если создаешь что-то железное, ну собери ты из говна и палок, чтобы визуализировать продукт. На этой стадии, когда ресурсы ограничены, сперва бы самим разобраться, что и для кого вы делаете.

Мы советовали текстовые MVP идеи. Это когда расписываешь работу будущего продукта на бумаге, а проснувшись утром перечитываешь и сокращаешь. Так делаем несколько дней подряд, пока не поймешь. А еще можно спросить у незнакомых людей, понимают ли они что там написано.

К разработке стоит вернуться позднее, когда подтвердится полезность идеи, а еще лучше, появятся первые заказы.

3. Сразу рефлексируй на бумаге

Обязательным «домашним заданием» после встреч с наставниками и экспертами стала письменная рефлексия услышанного и сказанного. Для подростков подход помогает структурировать собственные мысли и лучше понимать развитие своего проекта. А еще нам, наставникам, было приятно отслеживать еженедельно рост ребят как профессионалов.

У ребят появилась, хоть и нечастая, рефлексия делиться собственным успехами и неудачами в соцсетях. Рассказывали, чему научились, какой путь прошли за неделю и куда двигаются. Это, кстати, привлекало сторонников, а лайки подкрепляли веру в свой проект.

Карандаш, бумага и сила воли — лучшие инструменты для growth hacking стартапа, жизни вообще и просветления.

Волшебные пинки индивидуальных и экспертных встреч

В базовую программу Russol прошлых сезонов входили групповые онлайн-встречи. Это когда наставники вместе с 5-6 участниками обсуждали итоги прошедшей и задачи предстоящей недели. 5 минут на новости от команды, еще столько же на разборы неудач и пара минут на подсказки, как продвинуться дальше. Вот и вся групповая встреча глазами участника. Индивидуальные же проводились только по запросу основателей.

В подростковом потоке мы сделали наоборот — индивидуальные онлайн-созвоны с наставниками стали обязательными. Опасались, что старшие дети в группе начнут «глушить» младших авторитетом и уровнем подготовки.

Во-вторых, формат групповых встреч, как показала наша практика, не позволяет глубоко вникнуть в «подкапотные» проблемы команд и выстроить доверие между участниками.

Мы также избежали классической схемы появления активистов в чатах, монополизирующих «микрофон». Когда такое происходит остальные становятся пассивными участниками и со временем бросают программу с мыслями «я здесь лишний».

Минусы подхода

Затраты нашего времени с ростом количества участников будут только возрастать. На 5 команд и 10 недель программы уходит свыше 50 часов работы одного наставника

Когда спрос со стороны подростков и родителей подтвердится, подумаем, как это масштабировать без потери качества, а пока достаточно, если осенью к нам присоединится десяток экспертов из разных отраслей.

Второй минус — дети не учатся на ошибках сверстников и не видят примеров как надо, как не надо и «а что, так можно было»? На осенний сезон припасли несколько идей, как решить этот вопрос. Об удачных поделюсь по итогам.

«Экспертные Часы»

За время потока проводятся 3 долгие встречи с приглашенными экспертами. Это предприниматели с опытом, чаще ИТ и по теме участников программы. К примеру, в этом сезоне детям помогали Михаил Буховцев из Cinemood, Дмитрий Кибкало из Мосигры, Андрей Ребров из ScentBird и другие.

Спина Михаила Буховцева, СЕО Cinemood на лекции RUSSOL о привлечении инвестиций Дарья Егорова-Филиппес

На таких встречах ребята получают уже от 25 минут до 2 часов усиленной обратной связи от каждого гостя: что не так в их продукте, где еще можно его применить и под каким углом, как работают рынок и конкуренты и другое.

Для Алины Гераскиной, участницы программы с медицинским проектом, например, было полезно узнать на такой встрече о технологиях 3D печати медицинский изделий из тех, кто уже так делает.

Немного статистики: участники, цифры, география

Первых участников мы отобрали еще зимой. Это победители хакатона детского ИТ-лагеря Innocamp из Иннополиса. Спустя два месяца Russol вместе с Coddy провели конкурс стартап-идей для подростков. В финал вышли 9 команд, из которых 3 заработали право участвовать в программе. Еще одна команда пришла из школы Летово.

Команда VibeCheck счастливы победе в конкурсе!
Дарья Егорова-Филиппес

Список участников программы, дошедших до демодня. Знакомьтесь:

  • VibeCheck. Умные рекомендации заведений
  • SmartPixel. Светодиодная развлекательная панель
  • Agro. Вертикальные фермы с bigdata
  • CoffeeCoins. Сбор AR-коинов в кафе в обмен на скидки
  • Протекторы. Разработка технологий подушек для пронирования

География участников радует: Уфа, Иваново, Новосибирск, Москва и Санкт-Петербург. Осенью, надеюсь, расширим ее и на другие русскоговорящие страны.

Искать команду, делать пивоты и общаться. Чему еще научились ребята?

Мы стремились, чтобы в работе над проектами знания, приобретенные на лекциях и встречах с наставниками и экспертами, применялись сразу. Вот несколько примеров того, что они освоили:

Разбирались, как комплектовать команды

недостающими компетенциями. Но как определить чего не хватает и без чего не взлететь? В этом прежде всего помогали сотни вопросов «почему?» и «чтобы что?», через которые проходили ребята, чтобы разобраться в сути собственного проекта.

На практике для Полины Савиной и Егора Сергеева из VibeCheck это вылилось в экономию времени и денег. Вместо найма разработчика для сырой идеи, ребята много раз обсуждали ее с нами, друг с другом и потенциальными пользователями.

Список базового функционала ребят прошел через кучу итераций, появились понимание, что и как делать. Далее случилось чудо — нужный разработчик появился сам.

Считаем, умение находить людей для реализации сейчас будет полезным для ребят и в более сложных ситуациях в будущем.

Так выглядит шаг к чуду. Скриншот просьбы учителям своей образовательной школы Полина Савина

Пивотились на ходу

Если после общения с потенциальными пользователями идея перестает казаться верной, приходится видоизменять ее и даже бросать целиком и искать новую. Это было больно, потому что ты любишь свое детище, в которое вложено кучу времени. Но без слома нет прогресса.

Второй участник программы Егор Лодышкин из SmartPixel спустя несколько недель программы и общения с наставниками и экспертами понял, что аудитория его продукта — не изможденные очередями люди в почтовых отделениях. В итоге светодиодная панель Егора превратилась в Умное Зеркало — гаджет для домашнего интерьера.

Планировали и структурировали планы

А также ставили и контролировали задачи себе и команде. Мы научили их пользоваться Trello — простой и замечательный инструмент для синхронизации совместной удаленной работы.

Ребята выполнили 78 задач из 118 созданных самостоятельно. Без визуализации и синхронизации задач реализация может длиться вечно.

Учились общаться с другими людьми

5 команд подросткового потока перебороли себя, проведя 271 интервью с незнакомыми людьми, 86 из них вживую. Сперва мелкими шажками и базовыми вопросами, а далее, с каждой итерацией, с конкретными измеримыми ожиданиями и уверенным общением. В этих итерациях и происходило докапывание до сути своего проекта у ребят.

Разбирались, как делать контент и заниматься PR

Выпускников подсветили в «Ивановских новостях», блоге «Координационного центра доменов.RU/РФ», а также Rusbase.

Со стороны вроде бы ничего особенного, но научиться общаться со СМИ и готовить публикации многого стоит. Чтобы все получилось, мы заранее поделились с ребятами двумя лекциями Russol о пиаре с просьбой внимательно изучить:

Тренировались презентовать себя и проект

Умение излучать уверенность, чтобы тебя слушали другие, не менее важно, чем умение разрабатывать проект. Чтобы помочь ребятам, еще на этапе отбора участников мы пригласили специалиста по ораторскому мастерству Димитрия Чумака.

Скриншот из zoom с мастер-класса по ораторскому мастерству

Жюри на демодне, а мы приглашали их ранее как экспертов, отмечали большую разницу в ребятах: появился контакт глаза в глаза на экране, неуверенность исчезла, а фон очистился от посторонних предметов. И нам было приятно наблюдать за качественным изменением

Навыки, партнеры, деньги, команда, знания. Что в итоге получили ребята?

  • Практический навык работы над проектом, который не только сами придумали, но и который приводит к реальным результатам (пример).
  • Обратную связь, которая отличается от привычной домашней или школьной среды.
  • Беспрепятственный доступ к людям, главам компаний-лидеров рынка, тогда как в других условиях достучаться в разумные сроки невозможно.
  • деньги в размере 100 тыс. рублей выпускникам от частного лица. Спасибо анониму за щедрые подарки!
  • Умение доводить дело до конца и продолжать его развивать, а также веру и уверенность в своем продукте.

А еще работа с детьми это весело, хотя и очень трудно. Очень надеемся,

Что дальше?

В конце года планируем запустить открытый курс по созданию стартапов и технологическому предпринимательству. Он будет базироваться на нашем опыте и опыте предпринимателей уровня основателей Delivery Club, Dodo, Stripe и других. Чем больше детей пройдут его, тем выше шансы достичь поставленной нами цели — увеличить количество предпринимателей с глобальным мышлением в странах СНГ.

Для этого мы стартовали краудфандинг-кампанию «Как запустить стартап — курс для подростков». Это десять мини-лекций об основах, начиная от поиска и проверки бизнес-идей и заканчивая первыми продажами и привлечением инвестиций. Пожалуйста, прочитайте и поучаствуйте.

Благодарности. Жюри, экспертам и наставникам и просто хорошим людям, активно участвовавших в реализации программы: Алине Сусловой, Владимиру Шмелёву, Екатерине Ландыревой, Марии Уваровой, Антону Трантину, Алексею Григорькину, Максиму Валецкому, Дмитрию Кибкало, Дмитрию Судакову, Юрию Ярцеву, Дмитрий Кабанову, Ивану Звягину, Николаю Емельянову, Оксане Селендеевой, Марату Рамазанову, Александру Шевелеву, Алексею Москаеву, Дмитрию Чумаку, Андрею Реброву, Денису Власов, Всеволоду Очинскому, Андрею Швецову, Владимиру Старкову, Айгуль Егрешовой, Марии Пелипась, Наталье Флокси, Андрею Попкову, Наталье Шкиртиль, Екатерине Игошиной, Дмитрию Соловьеву, Александру Хрусталеву Михаилу Буховцеву и мне, Юрию Ярцеву.

Отдельная благодарность Евгению Юревичу, руководителю направления Russol по работе с подростками.

{ "author_name": "Юрий Ярцев", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 15, "likes": 15, "favorites": 40, "is_advertisement": false, "subsite_label": "education", "id": 149554, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 14 Aug 2020 12:08:40 +0300", "is_special": false }
Stanislav Khrustalev
Customer Journey Map в Miro: 20 практических советов по работе с CJM
Привет, меня зовут Станислав Хрусталев, я автор сайта hardclient.com, на котором я размещаю материалы о клиентском…
Объявление на vc.ru
0
15 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
1

Будущего Маска нужно растить с детства,
И не забыть заработать ему на наследство,
Не получится гению жить по средствам.
Не стать таким же Илоном в гетто.

Образование лучшая подруга,
Как и наука.
Но без связей и правильного лука
Не добиться вершины, вот какая штука...

Ответить
3

Лучше попытаться, чем ничего не делать

Ответить
1

Подход, описанный здесь, очень хорош, но не только для подростков. Многие взрослые нуждаются в подобном, может, вам стоит подумать об этом?

Ответить
1

Ранее мы три года работали со взрослыми. Выстреливали единицы. Как-то не хочется больше оплачивать их участие у нас. Не ценят

Ответить
–1

"Как дети учились стать предпринимателями..." 
Как автор учил русский язык, да не выучил.

Ответить
3

Предлагаю не придираться к орфографии, а оценивать суть 😇

Ответить
0

Типичный дискурс защитников пренебрежения грамотностью языка – ключевого инструмента мышления. 

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

0

"взрослым сложнее изменить убеждения и преодолеть страхи неудач и ошибок. Кроме того, сложнее воспринимать советы менторов" – все верно, взрослые быстрей понимают, что "ментор" несет пургу и шлют его на. А детям дольше можно вешать лапшу на уши

Ответить
0

Вы правы. "Ментор" действительно некорректное и неприятное слово. Исправили в абзаце на "наставника".

Ответить
0

Статья 🔥🔥🔥 Поздравляю! Насчет фокуса на школоту - люто плюсую. Пару лет назад видел пост от гуру, что надо не только fail fast, но и fail young. Т.е. лучше в школе/универе запилить пару тройку стартапов и облажаться, а потом уже уйти в корп мир, чем после 5-15 лет корпов и с висящей ипотекой и спиногрызами что-то запускать.
Про "учим мыслить сразу глобально". Сарказм - как только научатся, не вижу ни одной причины школьникам далее оставаться в РФ 😬. Похоже, Юрий, ты вредитель и способствуешь утечке мозгов из России-матушки, тюрьма по тебе плачет! 🙈

Ответить
2

Ну пока дорастут до переезда, разработка все равно будет вестись тут. А это десятки и сотни тысяч разработчиков, дизайнеров, маркетологов на протяжении десятков лет. Белые зарплаты выше рыночных, когда продажи на весь мир и могут себе позволить. Отсюда налоговые поступления гораздо выше, чем если ориентироваться только несколько локальных городов.  Больше налогов - выше запрлаты учителям, врачам. Новые дороги, крупные проекты, новые технологии. Чего только будут стоить гранты и конкурсы на создание ракет на Марс и дальше. Вот как я себе представляю будущее

Ответить
0

''Больше налогов - выше зарплаты учителям, врачам.''
Вот откуда вас столько социалистов развелось, подскажи?
Стимуляция на бизнес ровным образом наоборот создаётся, а не угнетением его различным налоговым бременем.
Хочешь развития, то прекращай думать, что вмешательство в экономику государством - это полезно. Даже эта частная школа показывает, что она гораздо продуктивнее для детей в перспективе, чем бюджетные школы, хоты бы потому что есть ориентир на репутацию.
Так почему я должен поддерживать всё эту неэффективную и деструктивную систему своими денежными отчислениями, которая не может актуально в рынок и без желания развиваться.

Ответить
0

''Больше налогов - выше зарплаты учителям, врачам.''
Вот откуда вас столько социалистов развелось, подскажи?
Стимуляция на бизнес ровным образом наоборот создаётся, а не угнетением его различным налоговым бременем.
Хочешь развития, то прекращай думать, что вмешательство в экономику государством - это полезно. Даже эта частная школа показывает, что она гораздо продуктивнее для детей в перспективе, чем бюджетные школы, хоты бы потому что есть ориентир на репутацию.
Так почему я должен поддерживать всё эту неэффективную и деструктивную систему своими денежными отчислениями, которая не может актуально подстраиваться под рынок, где отсутствует конкуренция и т.д.

Ответить
0

Максим, в обществе существует огромное количество экономических школ, и мало какая страна или социум используют только одну школу, как абсолют — обычно это микс, как коктейль в баре. И там бывают удачные решения как от школ, которые приветствуют вмешательство государства в экономику, так и от их оппозиции.

Если вы не знали, то Сингапур, успешная страна — это микс социализма и капитализма. Там государство очень активно вмешивается в экономику.

Кроме того, современный капитализм в принципе сформировался потому, что США, Британия и другие успешные страны в 18-19 веках вели политику жёсткого протекционизма, защищали своих производителей и не пускали на рынок иностранных без приличного налога.

Ну еще вежливые люди обычно пишут другому взрослому человеку «вы», а не тыкают, как вы автору.

Ответить
0

Правильно. 

Ответить

Комментарии

null