{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Как решать бизнес-задачи предприятия с помощью цифровых моделей и двойников. Кейс Университета 2035

Начнем с терминологии и разберемся, что такое цифровые двойники и цифровое моделирование. Цифровой двойник – это не цифровая копия человека, не аватар, как могут подумать обыватели. Речь идет о производстве. Это копия, виртуальный клон физических объектов и процессов, обычно наукоемких и высокотехнологичных. Например, есть цифровые двойники фабрик и самолетов.

Цифровое моделирование используется не только в промышленности, его цель – создание цифровых копий производственных, лабораторных, приборных и различных бизнес-процессов, который позволяют значительно сократить время и расходы предприятия. Допустим, ваше предприятие производит велосипеды и вам необходимо оптимизировать процесс сборки рам. Есть два варианта решения задачи:

  • тестировать новые способы непосредственно в производственном цехе,
  • отработать процесс в цифре, а затем уже внедрять новые технологии в производство.

Второй вариант дешевле и безопаснее. Это и есть цифровое моделирование. В цифровом моделировании все чаще используют технологии VR/AR/MR, а также элементы искусственного интеллекта, например, компьютерное зрение.

Цифровой двойник (digital twin) — программный аналог физического устройства, моделирующий внутренние процессы, технические характеристики и поведение реального объекта. Важная особенность – при работе цифрового двойники используется информация с датчиков реального устройства, работающего параллельно. Данные виртуальных датчиков цифрового двойника и датчиков реального устройства постоянно сравниваются.

Где учат создавать цифровые двойники

Отдельной образовательной программы, на которой готовили бы специалистов по цифровому моделированию и цифровым двойникам, до настоящего времени не было. В июне Университет 2035 совместно с Новгородским государственным университетом имени Ярослава Мудрого решили такую программу запустить и проверить следующую гипотезу:

Чтобы выпускать студентов, которые могут сразу эффективно работать на производстве, они уже на первых курсах обучения должны работать над конкретными прикладными задачами будущих работодателей. Безопасно и эффективно это можно делать в цифровой среде, то есть с помощью разных видов цифрового моделирования. В результате компании получают готовые решения, студенты – компетенции, опыт и доступ к работодателям.

На площадке НовГУ стартовал пилотный курс “Введение в цифровые модели и двойники. Технологии цифрового моделирования”. Студенты учились принципам цифрового моделирования и решали задачи новгородских компаний агропромышленного сектора. На цифровых платформах IT-партнеров студенческие команды занимались решениями для предприятий-заказчиков, а также интегрировали свои проекты в VR- и AR-среды. Участники разработали VR-тренажеры, которые в перспективе могут быть использованы для подготовки не только студентов, но и сотрудников компаний, моделирования логистики движения сырья и продуктов, оптимизации технологий.

Спустя два месяца команды представили рабочие MVP (прототипы). Эксперимент был признан успешным и с октября любой российский вуз может запустить у себя курс “Цифровые модели и двойники. Навыки цифрового моделирования производственных процессов”. Компании могут выступить заказчиками решений и стать индустриальными партнерами проекта. Для этого необходимо подать заявку на сайте.

Что студенческая команда может сделать за 2 месяца. Примеры проектов

В этой части мы расскажем и покажем реальные проекты участников курса.

Цифровая модель линии розлива и упаковки пакетов молока

Заказчик: "Лактис”

Партнер-разработчик: Intelligent Ideas

Цифровая модель позволяет снизить расходы на обучение персонала на треть, а также сократить количество аварий из-за ошибок сотрудников и издержки из-за простоя оборудования.

У нас очень дорогие шведские и польские установки, которые обслуживаются зарубежными специалистами, это часто неудобно. Данная цифровая модель и специальный шлем позволяют специалистам собираться в VR-среде. Так благодаря технологиям появляется возможность дистанционного обучения персонала.

Константин Маковеев, главный инженер, "Лактис"

Цифровая модель линии работы творожного цеха

Заказчик: “Мситинское молоко”

Партнер-разработчик: Intelligent Ideas

Проект позволяет тратить меньше ресурсов на обучение персонала и обслуживание оборудования. Цифровое моделирование применяется для обучения сотрудников и внедрения системы бережливого производства.

VR- тренажер для обучения персонала на производстве меда

Заказчик: “Медовый дом”

Партнер-разработчик: VR Concept

Для обслуживания линии розлива меда требуется дополнительная подготовка кадров и организация стажировки в производственных условиях. VR-тренажер позволяет обучать персонал на линии, за счет чего повышается экономическая эффективность производственного процесса.

Сценарий лабораторной работы по химии

Заказчик: НовГУ им. Ярослава Мудрого

Партнер-разработчик: “СТЕМ-игры”

На базе платформы VR Chemistry Lab был создан сценарий лабораторной работы "Получение солей", которая входит как в школьные, так и вузовские программы. Проект актуален в условиях обучения в онлайн-формате, когда у студентов или школьников нет возможности проводить опыты и эксперименты в аудитории. Учащиеся без угрозы для здоровья могут работать с опасными веществами.

AR-конструктор для производства

Заказчик: “Крестецкая строчка”

Партнер-разработчик: XReady Lab

Создание приложения-конструктора в AR-среде, позволяющего загружать цифровые модели продукции и размещать их на предметах и поверхностях для визуализации объектов в интерьере. Цель – увеличить продажи через интернет-магазин компании, создать приложение, способное к масштабированию и работе с другими производствами.

Возможность использования AR-технологии, дополненной реальности, удобное приложение-конструктор, которое разработала команда, чтобы увидеть продукцию в интерьере через экран смартфона или планшета, несомненно станет для нас конкурентным преимуществом и позволит увеличить продажи и ускорить продвижение продукции.

Елена Семенова, директор по персоналу, "Медовый дом"

Как стать участником

Массовый сетевой курс по цифровому моделированию стартует уже через месяц – в октябре 2020 года. Его длительность – 2 семестра.

Разработчиками курса станут Центр НТИ “Новые производственные технологии” СПбПУ Петра Великого, МГТУ Станкин и МФТИ. Практическое и прикладное обучение студентов проходит под руководством компаний-разработчиков: "Аскон", R-Про, Intelligent Ideas, VR Concept, XReady Lab, Varwin".

Участие в проекте могут принять вузы, у которых есть договоренности с индустриальными предприятиями, готовыми выступить заказчиками результатов курса и работать вместе с командой студентов.

В этом году мы начнем курс с 12 вузами, на данный момент предварительные заявки одобрены у семи вузов. Университетам, которые подадут заявки до 20 сентября, будут предоставлены особые коммерческие условия на проведение программы.

Эдуард Хамаза, руководитель образовательного проекта "Цифровые двойники" Университета 2035

По окончании курса предприятия получат проработанный прототип цифровой модели – решение заявленной заказчиком задачи, – а также подготовленную команду молодых специалистов, понимающих специфику работы предприятия.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда