Цифровой наставник, VR-лаборатории и стартап за 4 года. Как участники рынка EduNet планируют менять образование
Цифровой личный помощник, он же наставник, он же ассистент, который ничего не забудет и никогда не уйдет в отпуск. Мечтаете о таком? Мы знаем, где его взять. А еще рассказываем, как за 4 года вырастить конкурентоспособный на глобальном рынке стартап (ничего не гарантируем, но есть идея) и как объединить виртуальные и реальные образовательные технологии, чтобы учиться стало лучше, учиться стало веселей.
Все проекты предложены участникам рынка EduNet НТИ в рамках форума "Сильные идеи для нового времени". Мероприятие проведут в Сочи Агентство стратегических инициатив и Фонд Росконгресс.
Иметь ассистента очень удобно: он составляет график дел и встреч, напоминает, советует, подсказывает и вообще всегда на подхвате. Но позволить себе хорошего личного помощника может не каждый, это дорого. Участники форума "Сильные идеи для нового времени" предлагают решить вопрос с помощью цифрового ассистента (или наставника). Круг задач у него шире, не только просто записать и напомнить. "Ассистент будет находиться постоянно с человеком, подсказывать, советовать, напоминать. Цифровой наставник будет составлять программу обучения, личностного развития, карьерного роста, работая на опережение", – обещает автор проекта.
Задачи цифрового наставника:
- составление программы обучения, личностного развития,
- продумывание карьерного роста,
- отчетность о физическом, эмоциональном и психическом состоянии человека,
- напоминания о важных задачах,
- коммуникация с человеком.
Конструктивно наставник может находиться везде: в телефоне, в любом отдельном гаджете, в "умных" устройствах.
Аналоги
Частично схожие по функционалу помощники уже либо существуют, либо разрабатываются крупнейшими технологическими компаниями. Это:
- электронные голосовые помощники (Google, Yandex, Amazon),
- виртуальные цифровые помощники: SRI International (Калифорния, США SRI International (Калифорния, США), проект ePytia,
- персональные информационные менеджеры (Akonadi, Backpack, Dailer, do-Organizer, doogiePIM, Efficcess, Essential PIM, KeyNote, Mozilla Sunbird, Книга Руна и др.),
- ИИС (Российская ассоциация искусственного интеллекта, Наносемантика, robochat.ru, и др),
- вопросно-ответные системы (AskNet Search, BrainBoos и др.).
Одна из болей современного образования – устаревшие методики профориентации в школах. Система постоянно оценивает теоретические знания учащихся и занимается отсеиванием. В итоге вырастает поколение, неспособное к формированию и воплощению в жизнь инновационных идей.
Для решения данной проблемы была разработана комплексная непрерывная (бесшовная) система взращивания и развития технологических предпринимателей, которая претендует на то, чтобы изменить парадигму существующей проектно-инновационной деятельности. В долгосрочной перспективе она направлена на детальную проработку и выведение конкурентоспособных проектов на международный рынок. Авторы идеи уверены, что можно ускорить темпы роста стартапов в 3 раза и решить "вечную проблему" системы образования в нашей стране – связать его с бизнесом и наукой.
В чем идея
Будет создана база данных по проектам, основанным на трендах и потребностях реального сектора экономики. Учащиеся смогут объединяться в команды и сообщества для решения реальных проблем компаний-заказчиков. Предполагается командная проектная деятельность, причем за каждой командой будет закреплен свой "коуч" или руководитель. Также будет подключена экспертиза от специалистов рынка.
В результате у команды сформулированы:
- бизнес-идея (проектирование на начальном этапе),
- контрагенты (онтологическая модель взаимодействия),
- бизнес-модель (экономический анализ),
- продукты и услуги,
- финансовая модель,
- дорожная карта (лица, сроки и ресурсы для реализации проекта).
По мнению авторов проекта, сегодня специалист в среднем переходит к проектной деятельности только к 30 годам. Благодаря новой программе будущие технологические предприниматели уже к 18 годам будут иметь портфолио проектов и опыт как побед, так и неудач, а также готовые команды, уверен Дмитрий Козырев.
Гибридный формат обучения становится все популярнее как у образовательных организаций, так и у самих учащихся. Проект "Реально-виртуальные образовательные технологии", которые предложили участники EduNet, позволяет совместить преимущества практического обучения с возможностями виртуального моделирования, а также преодолеть разрыв между теоретическими знаниями и навыками, получаемыми в онлайн-обучении, и задачами технологического развития, в том числе в рамках НТИ.
Новизной решения являются компьютерное моделирование реальных процессов, существенное ускорение практического обучения сложным инженерным и управленческим навыкам и погружения в предметную область современных задач, которые смогут быть внедрены в школы и вузы, говорится в описании проекта.
Авторы идеи предлагают готовый технологический пакет – заменитель "решений, основанных на полном компьютерном моделировании реальных процессов", который отличается относительно небольшой стоимостью за счет использования реальных инженерных устройств. Это делает решения доступными для школ и вузов.
Как выглядит технологический пакет?
Основная задача любого решения, предлагаемого в рамках технологического пакета, – это формирование целостного представления о предметной области и практическое знакомство с актуальными задачами.
Сюда входят:
- введение в онтологию и технологическую культуру отрасли,
- формирование у участников способности самостоятельно ориентироваться и решать задачи в рамках передовых технологических подходов, принятых в отрасли,
- целостное представление о входящих в отрасль отраслях знаний, математических методах, цифровых технологиях, понимание взаимосвязи этих знаний и инструментов и способность собирать с их помощью постановку и решение задач,
- содержательный цифровой след и индивидуальные траектории, основанные на различных ролях в команде, обеспечивая подготовку специалистов и команд для отрасли.
Все равно не понял, приведите пример
В качестве примера можно привести образовательную лабораторию "Беспроводных технологий связи" для освоения предметной области "Технологии беспроводной связи и интернета вещей". Она была апробирована в рамках студенческого трека Олимпиады НТИ. Это относительно простой проект, в нем в основном решаются задачи знакомства с отраслью, формирования базовой культуры мышления и навыков решения актуальных задач.
Есть идеи по цифровой трансформации системы образования? Участвуйте в конкурсе, расскажите о них всей стране и получите поддержку. Подать идею на крауд-платформе idea.asi.ru можно до 10 сентября.