{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Ничего не понятно, но пострадать может любой: образовательный бизнес — про закон о контроле за просвещением в России Статьи редакции

Госдума приняла поправки, которые затормозят развитие рынка образования и может затронуть даже обучающие блоги и ролики на YouTube.

Коротко об ожиданиях:

  • Скорее всего первыми пострадают общественные и политические организации, но бизнес тоже рискует.
  • Закон написан очень размыто, «прилететь» может за что угодно. Нужны подзаконные акты с конкретными правилами.
  • Войти в образование будет сложнее, есть угроза, что разовьётся самоцензура.
Level One

16 марта Госдума приняла в третьем чтении поправки в закон «Об образовании», которые устанавливают контроль над просветительской деятельностью вне образовательных программ.

Принятый законопроект даёт определение просветительской деятельности и наделяют правительство правом контролировать её: определять порядок и условия проведения. Однако подзаконных актов, конкретизирующих порядок контроля, нет: правительству предстоит разработать их.

Просветительская деятельность — осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

определение из законопроекта

Просвещением занимаются органы власти и местного самоуправления, а также «вправе» заниматься люди, индивидуальные предприниматели и компании при соблюдении требований закона.

Поправки запрещают использовать просветительскую деятельность для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, в том числе через распространение недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях.

Закон также обязывает вузы получать от Минобрнауки или Минпросвещения заключения, чтобы подписать договор с иностранным преподавателем, провести международную конференцию или разработать международную образовательную программу. Требование не касается обучения иностранцев в России. Что из себя представляет заключение и как его можно получить, должно тоже определить правительство.

Поправки в закон «Об образовании» внесла группа из 14 депутатов Госдумы и членов Совета Федерации. Авторы законопроекта сразу заявили, что цель контроля за просвещением вне школ и вузов — борьба с «антироссийской пропагандой, подаваемой под видом просветительской деятельности».

Отсутствие соответствующего правового регулирования создаёт предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из-за рубежа и направленных на дискредитацию проводимой в Российской Федерации государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституционного строя.

из пояснительной записки к законопроекту

Поправки должны вступить в силу 1 июня 2021 года. Законопроект вызвал беспокойство у представителей науки, культуры и образования. Они раскритиковали его за размытое определение просветительской деятельности — под него могут попасть сайты, YouTube-каналы и подкасты, предупреждал астрофизик и ведущий научный сотрудник Государственного астрономического института имени Штернберга Сергей Попов.

  • Против законопроекта выступал президиум Российской академии наук, который утверждал, что он затормозит популяризацию науки и сократит международные научные связи.
  • Газета «Троицкий вариант — Наука» опубликовала декларацию учёных и популяризаторов науки, собравшую уже более 1700 подписей. Авторы обращения потребовали отозвать законопроект и заявили, что не будут выполнять его требования в случае принятия.
  • Colta.ru опубликовала заявление руководителей 17 просветительских проектов с требованием отозвать поправки. Среди них — главный редактор просветительского проекта Arzamas Филипп Дзядко, сооснователь N+1 Андрей Коняев, основатель «ПостНауки» Ивар Максутов и руководитель образовательного проекта «Полка» Юрий Сапрыкин.

Предприниматели и создатели проектов из сферы онлайн-образования по просьбе vc.ru рассказали, как на них может повлиять закон.

Пока правительство не определило порядок контроля, сложно что-то сказать про реальные угрозы. Про онлайн-образования особенно сложно сказать, потому что закон вроде как касается только просветительской деятельности на территории России, а как будет определяться география онлайн-занятий не очень понятно.

Неизвестно, какие санкции придумают власти. В любом случае такие нормы неизбежно вредят просветительской деятельности хотя бы тем, что усиливают самоцензуру. И сейчас, до принятия нового закона, многие журналисты и преподаватели невольно начинают действовать с оглядкой и задумываться не только о том, чтобы содержание курса или семинара было выверено с научной точки зрения, но и том, не придерутся ли к нему по политическим мотивам.

Это касается, к примеру, тем, связанных с Великой Отечественной войной, религией и многими другими. Размытость формулировок в законах ведёт именно к такому эффекту. Очень плохо, что на это приходится тратить время, силы и нервы. Кроме того, не хочется тратить время, силы и нервы на лишнюю бюрократию.

[Последствия для пользователей] во многом зависят от того, как будут сформулированы нормативные акты, и как они будут применяться на практике. Никакой пользы новый закон наверняка не принесёт. Какой именно будет ущерб — посмотрим.

Я считаю, что никаких специальных норм по регулированию просветительской деятельности принимать не нужно. Со всеми действительно опасными явлениями можно бороться и с помощью нынешнего законодательства.

Александр Борзенко
, заместитель главного редактора Arzamas

Несмотря на одиозность документа, краткосрочно не вижу больших рисков, поскольку считаю этот закон подобным «закону Яровой» или закону о Рунете, который дамокловым мечом подвешивается просто на всякий случай.

Решение это не отраслевое, не экспертное, а политическое. Поэтому пока это просто неприятно осознавать, что могут прийти непонятно с чем, непонятно почему, но конкретных рисков для онлайн-образования в ближайшие месяцы я не вижу. Хотя общественным организациям или публичным личностям, несимпатичным исполнительной власти, может прилететь почти сразу. Ведь это закон, во многом, для борьбы с ними.

Бояться стоит чиновников малого и среднего уровня, которые по своему усмотрению и в личных целях смогут использовать закон против учебных и просветительских проектов. Причём туда могут попасть даже какие-нибудь блогеры, которые чем-то не угодили кому-то лично. В общем, существуют риски, которые по большому счёту, плохо прогнозируемы и могут обернуться неприятными результатами. Хотя, опять-таки, краткосрочно — непонятно, чего бояться.

Пока выглядит так, что перестраховаться от чиновника, если он решит использовать этот закон против тебя, невозможно. В силу размытости формулировок. Ты можешь хоть девочек вышивке бисером обучать, всё равно сможешь получить обвинения в чём угодно — вплоть до распространения детской порнографии.

Я очень надеюсь, что для пользователя это будет незаметно. Есть опасность включения самоцензуры в просветителях и тех же самых блогерах, но здесь вопрос характера. Надеюсь, что нам всем характера хватит и никто не станет кастрировать свои материалы и трястись над каждой формулировкой, опасаясь, как бы кто чего не увидел за их словами.

[Контролировать просвещение] не нужно. Уже давно есть много разнообразных законов, которые страхуют общество от рисков, которые, как будто бы, пытаются закрыть авторы этой инициативы. Затея не имеет никакого отношения к логике или заботе об обществе, а продиктована политической конъюнктурой.

Максим Спиридонов
, основатель Digital Dolina и бывший глава «Нетологии-групп»

По мнению Госдумы закон призван предотвратить распространение экстремизма и прочих бед искажений исторической правды. Звучит странно, для этого у нас и так есть регулирующие правовые требования. Хочется надеяться, что дальше защиты госпропаганды и агитации закон не пойдет и не тронет ИТ-образование, обучение новым профессиям и навыкам, софт скиллам и иное обучение всему тому, что нужно современному адекватному человеку.

Отсутствие чётко прописанных определений и исполнительных механизмов даёт локальным чиновникам свободу трактовок. К сожалению, это неизбежно приведёт к появлению спорных ситуаций, которые будут решены точно не в пользу частных образовательных проектов.

Одна из базовых функций государства — контрольно-надзорная. Когда появляется новый рынок, государство пытается эту функцию на него распространить. Вспомните взаимоотношения регулятора и интернета. Мы понимаем, что контролировать онлайн и онлайн-образование невозможно. Но у этого рынка так много пользователей, что пройти мимо очень сложно.

Думаю, что [для пользователей] ничего не изменится. В худшем случае образование уйдёт в подполье. Будем делать закрытые группы, каналы и чаты, и учиться. Передавать контент секретными ссылками, педагогов называть консультантами, а конференции чаепитием.

Наталья Царевская-Дякина, гендиректор EdTech-акселератора Ed2

Угроза нового закона для просвещения — это снижение количества и, главное, качества образовательных материалов. В России высокий уровень экспертов по ключевым гуманитарным направлениям. Именно на них в первую очередь направлен новый законопроект. В случае появления санкций или усиления бюрократического давления деятельность многих экспертов может ограничиться рамками существующих образовательных программ, допустим, школьных или вузовских — ведь они не попадают под новый закон.

Кроме того, закон станет дополнительной преградой для появления новых участников на рынке. Он затруднит вход начинающих лекторов или просветителей в профессию, а также сделает менее интересным запуск любых новых образовательных проектов. Это затормозит развитие просвещения и в целом образовательного рынка.

Сейчас многие люди начинают интересоваться новыми темами, идут в сторону lifelong education именно потому, что появляется больше возможностей — доступных материалов, удобных форматов, совмещения основной работы и параллельных интересов во внерабочее время. Если рынок будет создавать меньше возможностей, многие люди заменят образовательный досуг на развлекательный.

Другая угроза нового закона касается уже работающих на образовательном рынке компаний. Если закон будет предполагать согласования, то любой большой проект полностью погрузится в бумаги. Например, Level One проводит пару тысяч лекций в год, а также создаёт огромное количество образовательного контента в текстовом формате — всё равно что несколько толстых романов в месяц. Насколько бы простой ни была процедура согласования, она может полностью парализовать нашу работу.

Скорее всего нас ждёт не предварительная цензура, а постфактум — то есть наказание за совершённые проступки. Неопределенность как раз в этом — ждут ли нас предупреждения, штрафы или что-то более серьёзное. Кроме того, опасения вызывают потенциальные согласования всего контента, которые могут привести к непредсказуемому росту расходов на обслуживание.

Безусловно, новый закон будет способствовать сокращению рынка онлайн-образования и медийных проектов — главным образом тех, что рассказывают о гуманитарных направлениях. Даже если нас ждут только минимальные препятствия. Чем заметнее будут требуемые согласования и санкции — тем заметнее будет сокращение.

До сих пор просвещение в России обходилось без дополнительных законодательных ограничений. Уже существует много законов, которые контролируют образовательную деятельность в тех зонах, где это действительно требуется. Например, всё, что касается доступа несовершеннолетних к информации, или экстремизма, применяется и к любой деятельности в сфере просвещения. Мы считаем, что усиление контроля принесёт вред как рынку в целом, так и конечным пользователям.

Анастасия Погожева
, основательница лектория Level One

Сейчас закон можно трактовать как угодно, под определение попадают проповеди в церкви, фитнес-тренеры в спортзалах, государственные форумы, конференции врачей или строителей, Telegram-каналы, экскурсии по городу, мастер-классы по керамике или статьи о здоровье на сайтах больниц, да просто любое письменное или устное высказывание.

Cпецифических рисков именно для EdTech пока не вижу. Есть риск госмонополии на просвещение, но учитывая, что у нас в стране обязательное бесплатное школьное образование и бесплатное высшее, эта монополия у государства и так есть.

Закон диковатый, непонятный, формат контроля должно будет определить правительство после принятия закона. Как можно проконтролировать каждую лекцию или каждый how-to-ролик на YouTube — не понятно.

Пока ничего не меняем, продолжаем работу в обычном режиме и ждём анонса форм контроля. Бояться не продуктивно.

Думаю, что стоимость останется там же. Это зависит от тех форм контроля, которые придумает правительство. В тексте закона говорится о «заключениях» — если заключения будут выдавать на организацию, как аналог лицензии, это будет просто процедура, которую нужно пройти. Получать заключение на каждое минутное видео и каждый пост — невозможно. Оптимальным способом контролировать бесконечный и бесконечно растущий объём информации, было бы реагировать на жалобы, так же как когда пользователи в соцсетях отмечают спам или нелегальный контент.

Наталья Чеботарь
, основательница онлайн-школы для подростков «Нормальная школа»

Во-первых, отныне образовательные организации не имеют права заключить международный договор без заключения федерального органа исполнительной власти. Частные образовательные учреждения, работающие с лицензией, — тоже.

Во-вторых, статьи, интервью, любые материалы, содержащие рассуждения об актуальных общественных явлениях, могут рассматриваться как просветительская деятельность, их публикация потребует согласования в соответствии с теми требованиями, которые будут установлены правительством РФ. Это же касается официальных аккаунтов образовательных компаний в соцсетях и на YouTube.

Все материалы, в том числе и задним числом, придётся тщательно анализировать, очевидно, большая их часть попадёт под определение просвещения. Потребуется согласование по новому порядку.

В-третьих, конференции для обмена мнениями, расширения круга знакомств специалистов в сфере EdTech тоже попадают под этот закон. Любая информация, обсуждаемая на таких мероприятиях, безусловно, направлена на развитие навыков или умений в интеллектуальной сфере.

В-четвёртых, всё, что не входит в регулирование образовательной деятельности, попадёт в регулирование просветительской. И поэтому, вероятно, будет путаница с образовательными проектами: возможно, что в одном проекте будут элементы двух видов деятельности — образовательной и просветительской, что теоретически означает наличие двух лицензий либо лицензии на образование и иной формы соответствия критериям субъекта просветительской деятельности.

Власти интересуются любыми механизмами распространения свободомыслия в стране. Причины, побудившие принять данный законопроект, с вероятностью в 99,99% связаны с желанием пресечь любую альтернативную политическую повестку в стране.

В данный момент мы ожидаем. Когда будет понятно, какие органы исполнительной власти будут разрабатывать подзаконные акты, регулирующие применение данного законопроекта, тогда будем стараться убрать все главные риски, грозящие параличом образовательной и просветительской деятельности в стране.

Ждать нужно, что цензура будет нарастать. Неизвестно, что случится раньше — ограничение числа роликов или «замедление» YouTube. В любом случае, нельзя ожидать, что этот законопроект стимулирует развитие образования в стране.

Александр Ларьяновский
, управляющий партнёр Skyeng

Представители Mail.ru Group и «Яндекса» воздержались от комментариев. Обе компании запускают образовательные сервисы и проекты либо инвестируют в них.

0
85 комментариев
Написать комментарий...
Ренат Ренатович

Нужно смотреть дальше на конкретику, против нормальных программ никто выступать не будет. А вот таким конторам как например (бывший) Русско-Британский Институт Управления, где выпускали фанатиков, ненавидящих РФ и всё что с ней связано (так как 5 лет пропаганды и промывки мозгов даром не проходят) - будет проще по шапке давать.

Ответить
Развернуть ветку
Месье Никита
против нормальных программ никто выступать не будет

Нормальность будут определять такие, как вы? Лучшие люди города? 

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Ренатович

Попробуйте в университете США устроиться преподавателем и вести антигосударственную пророссийскую пропаганду на лекциях, потом расскажите тут про демократию и свободу слова.
Любая нормальная страна следит за тем, как и чему учат подрастающее  поколение под видом образовательных и просветительских программ, но только в России почему-то нужно пускать кого хочешь, и пусть что хотят то и вдалбливают в головы: и СССР виноват в том, что Германия напала, и Ельцин - великое благо для страны, и Ходорковский чуть ли не святой. Нет уж, спасибо 

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Petrukhin

А вы пробовали вести антиамериканскую пропаганду в США? А то вы так уверенно об этом пишете. И, может, подскажете аналогичные нормы в законодательстве США или Европы? 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Злой Полушубок

А еще у них негров линчуют!

На самом деле это крайне удобная позиция - акцентируем внимание на недостатках "запада" (понятно что они есть везде) и игнорируем достоинства. Если покопаться, всегда можно найти какой нибудь "вы хотите как в Париже?".

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Африканер Зеленый

Американцы менее индивидуалистическая нация, чем русские. У них такого отторжения своей страны нет, как у многих русских, кто или вообще еще жил в условиях советской пропаганды или по инерции получал установки даже после революции 1991 года. У людей социальная шизофрения в голове, все что им кажется плохим происходит в хорошей стране Россия. Как пример поиски экстремизма в книге "Незнайка на Луне", на которой росли вообще все. Некоторые вещи забыть и выучить так же трудно, как забыть родной язык и выучить иностранный. Поэтому интересно взглянуть будет на экспонат россиянина, воспитанного с нуля по новым доктринам государственной пропаганды, как он будет говорить, что думать, как будет свои мысли и действия обосновывать

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Ренатович
У них такого отторжения своей страны нет, как у многих русских

Активная пропаганда отторжения страны и мольбы на "святой запад" возобновилась в 90-е с бешенной силой.

Поэтому интересно взглянуть будет на экспонат россиянина, воспитанного с нуля по новым доктринам государственной пропаганды, как он будет говорить, что думать, как будет свои мысли и действия обосновывать

Пока никакой единой гос.пропаганды в стране нет, как нет и идеологии никакой сформированной, а государственную идеологию вообще запретили на уровне Конституции в те же 90-е, когда развалили страну.

Ответить
Развернуть ветку
Африканер Зеленый

Запад действительно святой, в сравнении с Россией, даже Румыния не такое чудовище. В России же народ на одной стороне баррикад, власть на другой

Ответить
Развернуть ветку
АМВ

гы гы Чаушеску повесили святые румыны, а Кенеди пострадал за народ Африки Трамп ну уж очень хотел сниматься в Боливуде, Мужественные немцы полюбили гей парады но при этом не гнушатся и с огнём поиграть, какой такой святой запад, Французы постоянно на барикадах у Власти на круасаны клянчят......

Ответить
Развернуть ветку
Африканер Зеленый

Чаушеску расстреляли, это почетная казнь
На Западе просто народ потребить может больше, а работать меньше. Вот это вот народу нужно, он не знает где Африка, где немцы, где Румыния. Французский народ жрет лучше российского и работает меньше. Народ он и есть народ, никто же не требует социальной справедливости. Их мало волнует политика, они свое место знают. Властью или миллиардером становиться никто не хочет, требуют повышения оплаты труда на пол-евро, а не миллиард каждому. Народ он и в Африке народ, хлеба и зрелищь хочет, европейцы это понимают и народ там может жрать от пуза и пить сколько хочет, а ему большего и не надо, наркотики употреблять разрешили народу, трахаться как хотят и с кем хотят могут, одеваться, татуировки делать, музыку любую слушать. Вы ведь умный человек, наверняка классическое образование получили? Знаете же что было позволено илотам, но не позволено полновластным спартанцам? Вот европейские власти свой народ ни в чем не стесняют, на работу народ ходит, все шаржи, как говорят французы, платит. Иногда дают народу подраться с полицейскими, но разве в полицию знать пойдет? Полицейский это тоже простолюдин, сами себе гладиаторы, хорошее развлечение

Ответить
Развернуть ветку
Африканер Зеленый

Как в Париже 1792?

Ответить
Развернуть ветку
Маджид Гаджиев

Здесь какой-то кружок любителей Америки собрался. 

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Fedorov

А что вы знаете такого про Ходарковского, кроме того что его посадили по сфабрикованным обвинениям. При что состав "преступления" по второму делу, противоречит, преступления по первому? Материалы судебных заседаний есть в свободном доступе. Любой мыслящий человек может их прочитать и найти все эти противоречия и понять что ни о каком правосудии по отношению в МБХ речи не идет. Это просто месть за "наезды" на коррупцию в высших эшелонах власти. 

Ответить
Развернуть ветку
Привет, бога нет

А вы по всем позициям на США ориентируетесь, или только когда удобно?
И раз уж о них зашел разговор, приведёте пример подобного закона?

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Ренатович

Это был ответ конкретному персонажу, который обсирает любую инициативу РФ и др... , ой, молится на запад.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Константин Хикс

И воюет, и в думе сидит, и в министерстве по совместительству.

Ответить
Развернуть ветку
Африканер Зеленый

А пример Декабристов? Это ведь ребята уровня детей миллиардеров сегодня. В 19 веке они не были крестьянами, могли позволить поездку в Европу, знали языки. Даже сегодня представители низших сословий не могут позволить себя гувернеров-носителей языков. Я читал Былое и думы Герцена, если соотносить с сегодняшним днем Герцен это уровень детей Медведева сегодня или хотя бы олигарха Абрамовича

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Petrukhin

Нет, кучка старперов с ментальностью 19 века. Кто, если не они знает, как ответить на вызовы будущего. 

Ответить
Развернуть ветку
82 комментария
Раскрывать всегда