Ничего не понятно, но пострадать может любой: образовательный бизнес — про закон о контроле за просвещением в России Статьи редакции
Госдума приняла поправки, которые затормозят развитие рынка образования и может затронуть даже обучающие блоги и ролики на YouTube.
Коротко об ожиданиях:
- Скорее всего первыми пострадают общественные и политические организации, но бизнес тоже рискует.
- Закон написан очень размыто, «прилететь» может за что угодно. Нужны подзаконные акты с конкретными правилами.
- Войти в образование будет сложнее, есть угроза, что разовьётся самоцензура.
16 марта Госдума приняла в третьем чтении поправки в закон «Об образовании», которые устанавливают контроль над просветительской деятельностью вне образовательных программ.
Принятый законопроект даёт определение просветительской деятельности и наделяют правительство правом контролировать её: определять порядок и условия проведения. Однако подзаконных актов, конкретизирующих порядок контроля, нет: правительству предстоит разработать их.
Просвещением занимаются органы власти и местного самоуправления, а также «вправе» заниматься люди, индивидуальные предприниматели и компании при соблюдении требований закона.
Поправки запрещают использовать просветительскую деятельность для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, в том числе через распространение недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях.
Закон также обязывает вузы получать от Минобрнауки или Минпросвещения заключения, чтобы подписать договор с иностранным преподавателем, провести международную конференцию или разработать международную образовательную программу. Требование не касается обучения иностранцев в России. Что из себя представляет заключение и как его можно получить, должно тоже определить правительство.
Поправки в закон «Об образовании» внесла группа из 14 депутатов Госдумы и членов Совета Федерации. Авторы законопроекта сразу заявили, что цель контроля за просвещением вне школ и вузов — борьба с «антироссийской пропагандой, подаваемой под видом просветительской деятельности».
Поправки должны вступить в силу 1 июня 2021 года. Законопроект вызвал беспокойство у представителей науки, культуры и образования. Они раскритиковали его за размытое определение просветительской деятельности — под него могут попасть сайты, YouTube-каналы и подкасты, предупреждал астрофизик и ведущий научный сотрудник Государственного астрономического института имени Штернберга Сергей Попов.
- Против законопроекта выступал президиум Российской академии наук, который утверждал, что он затормозит популяризацию науки и сократит международные научные связи.
- Газета «Троицкий вариант — Наука» опубликовала декларацию учёных и популяризаторов науки, собравшую уже более 1700 подписей. Авторы обращения потребовали отозвать законопроект и заявили, что не будут выполнять его требования в случае принятия.
- Colta.ru опубликовала заявление руководителей 17 просветительских проектов с требованием отозвать поправки. Среди них — главный редактор просветительского проекта Arzamas Филипп Дзядко, сооснователь N+1 Андрей Коняев, основатель «ПостНауки» Ивар Максутов и руководитель образовательного проекта «Полка» Юрий Сапрыкин.
Предприниматели и создатели проектов из сферы онлайн-образования по просьбе vc.ru рассказали, как на них может повлиять закон.
Представители Mail.ru Group и «Яндекса» воздержались от комментариев. Обе компании запускают образовательные сервисы и проекты либо инвестируют в них.
Это получается теперь и комментарии писать нужно внимательно, вот так напишешь: Что ты несешь ? Иди гугли.
Или вот ссылка на документ ....
А получается что ты просветительскую деятельность ведешь.
Опасный закон из-за таких крайне размытых формулировок, чуть что кто угодно может под эти определения попасть.
Даже этот комментарий уже "деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок... "
комментарии нужно всегда писать внимательно :)))