{"id":7297,"title":"\u0417\u0430\u043a\u0430\u0442\u0438\u043b\u0438 \u0432\u0435\u0447\u0435\u0440\u0438\u043d\u043a\u0443 vc.ru. \u0420\u0430\u0441\u0441\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u0435\u043c \u0438 \u043f\u043e\u043a\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u0435\u043c, \u043a\u0430\u043a \u044d\u0442\u043e \u0431\u044b\u043b\u043e","url":"\/redirect?component=advertising&id=7297&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/300923-proveli-vecherinku-vc-ru-i-sdelali-ofis-uyutney-s-pomoshchyu-novogo-servisa-ot-ozon&placeBit=1&hash=1786c9dcf11a3b054c8e53004e27074664313ed4055e24064ede059ebc186db8","isPaidAndBannersEnabled":false}

Симуляторы — тренд онлайн образования. Как сделать обучение специалистов эффективнее и кому это нужно?

Даже самый умный выпускник вуза или дистанционных курсов, получивший диплом с отличием, редко когда полностью готов к работе. Свыше 90% работодателей говорят о нехватке практических знаний у выпускников. Первые месяцы человек будет совершать ошибки и учиться применять багаж знаний и навыков на практике.

В некоторых профессиях, где специалист отвечает за здоровье других (например, в медицине), это критично. В других — ошибки новичка просто стоят работодателю части прибыли. Помочь сократить «адаптационный» период в новой профессии или даже на новом месте способны симуляторы, которые постепенно внедряют в образование за рубежом.

Как они помогают человеку, как их использовать в онлайн-образовании и как выглядит такой продукт изнутри, рассказывают создатели проекта soft skills InMind Анастасия Батхина и Владислав Баймурзин.

Настя и Влад познакомились в сообществе Heg.ai — у Насти была идея создания образовательного проекта, которая откликнулась Владу. Они ее продумали, разработали и начали развивать свой проект.

Зачем использовать симуляторы

Одна из проблем образования, особенно профессионального — избыток теоретических знаний и нехватка практических. Даже при очном обучении в малых группах, где люди имеют возможность попробовать решить те или иные задачи на практике, отработки материала не хватает.

С онлайн-образованием ситуация обстоит еще хуже. Условный разработчик изучает теорию, получает диплом, а потом приходит в компанию, садится писать код и ничего не получается, потому что было недостаточно отработки.

На Западе есть успешные стартапы, которые разрабатывают симуляторы для подготовки специалистов сложных профессий: например, врачей. Проект такого типа — Medical Realities, где в режиме виртуальной реальности можно получить опыт проведения хирургической операции, или Korbit AI, который в таком же формате выстраивает индивидуальный путь обучения.

То есть подобные симуляторы предназначены для специалистов, которым нужно многократно отработать практические навыки, прежде чем получить допуск к реальным клиентам из-за высокой стоимости ошибки.

Мы делаем то же самое, но для широкой аудитории: снижаем процент ошибок у специалистов разных областей. Пока охвачены не все направления, но фактически симуляторы можно создавать для любых профессий — от разработчиков и аналитиков системы безопасности до мерчендайзеров и маркетологов.

Похожую идею реализует стартап BSGames, предлагающий интерактивные командные тренажеры для повышения вовлеченности сотрудников и платформы для тимблдинга, которые позволяют выстраивать совместную работу. Кроме того, в этих симуляторах новые сотрудники компании получают базовые знания менеджмента и экономики. А Simformer родился на базе онлайн-игры и предлагает целый набор разных бизнес-симуляций, которые используются крупными компаниями вроде Procter & Gamble — через Simformer здесь отбирают стажеров.

Симуляторы преимущественно нужны людям, у которых много знаний, но их сложно применять в реальной жизни

Например, человек планирует запустить рекламную кампанию на ФБ или заняться биржевыми операциями с ценными бумагами. У него есть теория, но на практике он рискует потерять не только время, но и деньги, потому что еще не пробовал это делать. Для начала лучше потренироваться на симуляторе маркетолога или инвестора с виртуальными деньгами, разобраться, как это работает и столкнуться с ситуациями, которые были специально собраны и сформированы авторами так, чтобы человек научился их видеть и применять в реальной жизни.

Также человек с помощью симулятора может тренировать стрессоустойчивость и «правильные» реакции

Например, сотрудник технической поддержки. Неподготовленный человек, столкнувшийся с клиентами и их потоком негатива, теряется, не понимает, что ему делать, тоже раздражается в ответ и заваливает работу. Если он потренировался предварительно с виртуальными клиентами, он бы знал уже типовые запросы, жалобы. Подготовился к возможным конфликтам, знал, как наиболее эффективно действовать в каждом конкретном случае. И таких примеров множество, потому что симуляторы универсальны и всегда работают как тренировка опыта.

Как создаются симуляторы

Чтобы создать по-настоящему работающий симулятор, нужно пройти через несколько этапов и подключить разных специалистов:

  • Сбор фактуры

Нужно досконально изучить тот путь в реальности, который предстоит пройти человеку в симуляторе. Например, мы учим project менеджера, соответственно, мы должны оцифровать весь тот путь, который начинающий project проходит в компании, собрать все кейсы и проблемных персонажей, с которыми он сталкивается.

В разработке симулятора мы сначала мы концентрировались на soft skills: на том, что связано с коммуникациями. Поэтому размышляя, что может служить симуляцией для развития таких soft skills, быстро поняли — имитация взаимодействия с другим человеком. Значит, нам требовалось создавать виртуальных персонажей: клиентов, коллег, с которыми пользователь контактирует в диалоговом формате в имитированных реальных ситуациях. Сейчас мы создаем симуляторы и по прикладным и профессиональным темам.

  • Подключение сценариста

Он создает сеттинг истории, прописывает характеры персонажей и сюжетные повороты. Хороший симулятор имеет такую же логику повествования, как книга или фильм: в нем есть конфликты, нарастающее напряжение и победы над «монстрами» в виде ошибок пользователя или самых сложных заданий.

Для сценариев мы акцентировались на кейсах, через которые проходит условный сотрудник компании регулярно. Например, приходит клиент с жалобой, которая требует срочной реакции, решения возникшей проблемы. В зависимости от ответа обучающегося ситуация поворачивается в одну или другую сторону.

Или симулятор в курсе для разработчиков: пользователь начинает первый рабочий день на новом месте. Его приветствует тимлид, поздравляет с успешным прохождением собеседования и дает первую задачу — запустить конкретный компьютерный код и убедиться, что все нормально работает. Если не работает — исправить ошибки. Дальше появляется ссылка на нужный код, человек выполняет с ним конкретные действия и отправляет на проверку.

  • Наполнение образовательным контентом

На данном этапе над симулятором работают эксперт и методист. Методист помогает упаковать опыт эксперта в соответствии с педагогическим дизайном и целями обучения, прописывает задания, последовательность их выполнения, обратную связь. Проработанная методология важна не меньше, чем интересный сценарий.

  • Production

Красиво оформляем контент, делаем видео или анимацию, рисуем персонажей и загружаем на платформу.

  • Апробация

Завершающий этап, на котором собирается фокус-группа, которая дает развернутую обратную связь по ходу прохождения. В некоторых проектах, кстати, уже есть отдельная позиция тестировщика образовательного контента.

Особенности разработки

Сначала мы предлагали продукт в мессенджерах, но сейчас создаем полноценную платформу, для которой разрабатываем учебные курсы в формате симуляторов. Они работают по сценарию с деревом решений: определенной логикой действий. Каждый следующий шаг зависит от предыдущего выбора пользователя.

Все сценарии прописаны лично нами, но с использованием информации от клиентов. Одни нам дают полноценные кейсы, актуальные для конкретной компании, другие — идею, изложенную в презентациях, видео, текстовых файлах. В таком случае приходится придумать игровую ситуацию самостоятельно.

В процессе создания сценария необходимо придерживаться основных методологических принципов:

  • Цикла Колба, разработанного специально для обучения взрослых;
  • Принципа поэтапного формирования навыков;
  • Включения элементов геймификации и сторителлинга.

И понимать, что хотим получить в итоге.

Мы всегда начинаем с предполагаемых результатов. Раскладываем курс на микронавыки, которым должен обучиться человек и под каждый делаем один урок или серию. И отталкиваясь от этого, начинаем разрабатывать сценарий, прописывать задания, формировать кейсы. Задача интересная, творческая и не самая простая, но наработанный годами опыт помогает.

Чтобы запустить сценарий, необходим методист, дизайнер и разработчик — последний заливает скрипт на платформу

Но в будущем мы надеемся обходиться без третьего звена: когда разработаем конструктор, который позволит в режиме no-code формировать сценарии. Тогда задачей сможет заняться человек без технического бэкграунда и это сильно ускорит все процессы. Пока же запуск каждого сценария занимает несколько недель. Точные сроки зависят от его размеров, продолжительности обучения, количества контента и срочности заказа. Например, тренинг по продукту для сети салонов красоты мы создали за 5 дней.

Ускорить это мы планируем также за счет изменения архитектуры платформы и увеличения количества сценариев в портфеле. Сейчас у нас около семи программ по разным темам. А когда их накопится больше, скорее всего, появятся какие-то более или менее универсальные шаблоны, которые удастся эффективно масштабировать.

Финансовый вопрос

Стоимость использования симулятора для клиента зависит от сложности разрабатываемого курса, его продолжительности, количества предложенных в нем кейсов и от сегмента аудитории (частный/корпоративный).

Например, b2b или b2c-курсы для разработчиков, продакт-менеджеров и сейлзов, по предварительным оценкам, обойдутся уже в 20-30 тысяч рублей — собрано большое количество кейсов, проделана огромная подготовительная работа с экспертами и создан сценарий, а также кастомные доработки под саму платформу относительно конкретного курса. Но случаются и более дорогие разработки.

А b2c-курс по конфликтам и коммуникациям в команде стоит всего 3-5 тысяч рублей, потому что несложный (относится к микрокурсам) и отрабатывает небольшой набор soft-skills. Мы начинали как b2b проект, работали с компаниями Стокманн, Альфабанк, Центробанк и другими, но сейчас активно планируем выходить в b2c сегмент. Уже есть пайп-лайн курсов и экспертов, с которыми мы запускаем подобные курсы.

На фоне стремительного роста спроса на индивидуальное обучение направление выглядит актуальным и перспективным, привлекает большие инвестиции. Как показывает опыт зарубежных стартапов, аудитория вокруг таких курсов растет и готова вкладывать средства, потому что получает более высокую отдачу, чем на обычных видеокурсах.

Результаты и планы

В образовательных проектах есть две ключевых метрики — это доходимость пользователей до конца курса и их удовлетворенность (NPS). У нас первый показатель достигает 70-80%, а второй — 90% и это отличные результаты. Уровень доходимости у симулятора в несколько раз выше, чем у традиционных онлайн-курсов (обычно это 15-20%). Кроме того, мы получаем хороший фидбек от сотрудников: они регулярно сообщают, что применяют в реальности полученные на симуляторе навыки. Значит, продукт действительно работает.

В дальнейшем мы намерены отслеживать и влияние симуляторов на бизнес-показатели у корпоративных клиентов. Сбор и анализ таких данных для крупных компаний — довольно долгий и трудный процесс, но оценки уже поступают. Мы видим, что методика работает и дает очень хорошие и быстрые результаты.

Также в наших планах разработка полностью адаптивного обучения: когда человек получает только нужные ему знания и двигается по индивидуальной программе в рамках своего профессионального вектора развития.

Например, условный разработчик IT-продукта при помощи симулятора развивает 2-3 навыка, которых не хватает именно ему, а не все навыки, которые есть в целом курсе. Для этого нужно набрать много микрокурсов по разнообразным навыкам. После этого мы сможем предлагать адаптивное обучение для каждого клиента, исходя из его профессии, имеющихся пробелов в знаниях или нехватки опыта. Это повысит эффективность образования для клиента и позволит ему сэкономить время и деньги.

Вместе с этим мы надеемся на активный количественный рост как пользователей, так и продуктов, планируем проводить запуск нескольких новых курсов ежемесячно. Поскольку по нашим расчетам количество пользователей, которые предпочтут обучение и отработку навыков с помощью симуляторов, через 2-3 года в России может достичь десятков миллионов человек.

Экспертные статьи от участников сообщества по темам образования, маркетинга, венчурных инвестиций и предпринимательства читайте в нашей колонке на vc.ru. Узнать подробнее про нетворкинг и как его применять в жизни и карьере, можно в Инстаграм и Телеграм.

{ "author_name": "Сообщество Hegai", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 22, "likes": 24, "favorites": 82, "is_advertisement": false, "subsite_label": "education", "id": 263383, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Sat, 17 Jul 2021 16:50:17 +0300", "is_special": false }
0
22 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

У новых специалистов избыток теоретических зананий и недостаток практических, поэтому мы заменили практические знания теоретическими, чтобы вы могли испытывать недостаток практических знаний пока испытываете недостаток практических знаний. 

5

Звучит хорошо.

2

Не дорого и необычно. Но эффекта не больше чем от беспоатного телеграм канала.

0

Эффекта меньше, чем при живом обучении в реальной среде, но точно больше, чем на обучении по учебнику. Хорошая затея, главное, чтобы формат вовлекал.

3

Я не читаю учебники, только книги.

0

при живом обучении в реальной среде

Это кстати тоже не всегда, приходишь ты в какую-то конторку где-то в центральной части страны, вряд ли там есть культура такая же как у условных гуглеров или макинзоидов, чтобы передать тебе актуальные знания и обеспечить какой-то системный сильный рост. 

0

Конечно, я имел в виду идеальные условия. Этот сервис тоже можно с лёгкостью запороть, если не вложиться в материалы для обучения.

0

это точно, но это уже метрики продукта и бизнеса будут показывать насколько он полезный и жизнеспособный

0

Вы точно ходили в институт? Нет такой проблемы о которой вы говорите. Практика на лето уже с 3 курса - вполне рабочая схема и по сей день. Я так делал, мой племянник скоро так начнет делать, дети моих друзей так делают. Да, системы в этом нет, приходится искать по знакомствам, кто бы взял подростка профессию на практике познавать, но задача не невыполнима. Ваша задумка разве что Ваню правильно Маше отвечать научить чтобы вечером не скучно было.

1

Хотя может каких нибудь курьеров/промоутеров скриптам тренировать. Почему нет. Для сложных профессий - бесполезно

1

Почему бесполезно?

1

А вы точно знакомы с рынком, чтобы делать подобные заявления? 

Практика чего на 3 курсе? Человек учится по направлению коммуникации с общественностью, после универа ищет работу разработчиком/тестировщиком, вопрос какую он практику получил в универе нужную для своего карьерного пути? 

Я например, учился в ИТ(да у меня практика с 1-2 курса была в самсунгах, интел, джетбрей), но я все равно потом обучался много где и на финансах(корпоративные, инвестиции, vc), и на психологии и везде практика позволяла посмотреть на ситуацию другими глазами, включить возможность анализировать не абстрактную ситуацию(фантазируя ее), а работать с конкретными кейсами разбирая их природу происхождения и последствия разных вариантов решения

Или может быть лучше начать с цифр и понимания ландшафта рынка, прежде чем писать.

1

Вы видимо афеллированы с компанией, раз так расчувствовались. Ландшафт рынка понимать, чтобы что? Чтобы сказать, что симулятор для тестировщика ПО бесполезен для развития практических навыков после 5 лет на «связях с общественностью»? 😄 Это должно быть очевидным.

0

И не надо подменять понятия. Годы затраченные на овладение ключевой профессией включая заявленные вами практики в ведущих корпорациях и расширение кругозора в финансах психологии… или вы теперь практикующий психолог? Так и не скажешь по вашей ранимости

0

А есть какой нибудь пробник, чтобы попробовать курсы платформы?

0

О! Прикольно! 
Симуляторы сейчас здорово растут, так что буду рад видеть на рынке конструкторов еще один проект, как mysimulator.ru

0

А давно этот проект существует?
Судя по всему, это достаточно новый формат.

0

в мае появились. 
Сейчас много клиентов идет к нам по симуляторам. 
Если есть желание о симуляторах пообщаться, то можно мне в телеграм писать @klimenkoyuri 
У нас и свой симулятор был крупный по конфликтам и переговорам и платформа есть работающая

0

Благодарю за интересную статью.Молодцы. Желаю вам всего хорошего.Очень важно то,кто тебя читает и комментирует.Мне 45 лет,состоялся в семье и работе.Взрослые дети. Хороший,стабильный доход.

0

Справедливости ради, вы в статье забыли упомянуть про Центр симуляционной медицины при Боткинской больнице. А это как раз про симуляционное обучение врачей. Ну и конечно швейцарский SimulTrain как один из первых бизнес-симуляторов в Project Management. ред.

0

обожаю симуляторы, но тошнит от вымученных и ненужных смехуечков в них

этим грешит и Практикум, о чем я им оставляла фидбек. и другие подобные симули отнимают мое время на чтение какого-нибудь дурацкого чата между Васей и Петей, который не несет никакой пользы для меня

0

а какие проходили? Можно поспрашивать еще по симуляторам и опыту в них?) 

можно в лс или тг

0
Читать все 22 комментария
Cтартап по созданию NFT на спортивную тематику Candy Digital привлёк $100 млн при оценке в $1,5 млрд Статьи редакции

В октябре компания запустит платформу для торговли токенами.

NFT от Candy Digital
Spotify разрешил всем авторам загружать видеоподкасты Статьи редакции

Сервис запустил функцию в июле 2020 года, но она была доступна ограниченному числу авторов.

С книжной полки на рынок мобильных приложений. История Laoshi.io

Продолжение истории компании Лаоши. С 2011 года мы занимаемся преподаванием китайского языка. За это время делали сеть школ китайского языка и онлайн-школу, создавали платформу для изучения китайского онлайн, издавали учебник и прописи. Сейчас разрабатываем мобильное приложение для англоязычного рынка.

Приложение для изучение китайских слов и иероглифов Laoshi.io
Цифровая трансформация банков: что это такое?
Автор: Ксения Борбачева
заместитель генерального лиректора Агентства инноваций Москвы
«В магазин должны идти не за пивом, а к тебе»: предприниматель открывает пивные магазины для других Статьи редакции

Давид Аракелян начал с торговли в ларьках в 90-е, работал в игорном бизнесе, строил маршруты для вывоза мусора и торговал пивом. Сейчас он открывает для других несколько пивных магазинов в месяц и берёт за каждый 150 тысяч рублей.

Ассортимент одного из магазинов
Как с помощью карты Censydiam создать позиционирование бренда

Бренд-стратег Nimax Оля Якушенко рассказывает о том, как использовать фреймворк при построения брендинговых и маркетинговых стратегий компании.

Карта Censydiam
Онлайн-кинотеатр IVI начал съёмки самого правдивого сериала про современный российский наркобизнес
Бизнес-филантропия и благотворительность. Почему это не затраты, а вложения? Рассказываем на примере CloudPayments

Социальная ответственность составляет важную часть ДНК компании CloudPayments. Делимся инсайтами, почему мы поддерживаем НКО, создаем благотворительные проекты и как транслируем принципы филантропии внутри команды.

Участвуйте в IPO Softline Group!

С 18 октября открыта книга заявок на участие в IPO глобальной IT-корпорации Softline Group.

5 заповедей для бизнеса, которым я не следую

Есть «истины» очевидные всем — «Пушкин, это лучший русский поэт». Хорошо если человек предлагает относительно безобидную альтернативу, «Больше люблю Лермонтова», а если «Ну не знаю, Немиров лучше» или «Мне вообще Пушкин не нравится». За такое и побить могут.

Вопросы налогообложения при инвестировании. Что важно учитывать?

Инвестиции в ценные бумаги и иные финансовые инструменты в последние несколько лет пользуются популярностью не только у профессиональных игроков рынка, но и у частных инвесторов, для которых данный вид деятельности представляет собой некое хобби.

null