Какие форматы онлайн-обучения есть и как выбрать верный
Правильно организовать любое обучение не всегда бывает просто. Nethouse.Академия рассказывает, как не ошибиться в выборе
Правильная организация обучения - это всегда кропотливая работа, синхронизация знаний и переработка их в материал, который будет доступен для усвоения. Чтобы ученик получил навыки, необходимо верно выбрать формат обучения. Давайте разберемся, какие форматы существуют.
Форматы онлайн-обучения
В первую очередь обучение делится на синхронное и асинхронное.
Синхронное — обучение в режиме реального времени. Это могут быть и очные лекции, и онлайн-лекции, и дискуссии в мессенджерах. Самым распространенным вариантом, конечно же, является вебинар.
Асинхронное — обучение без привязки к месту или времени. Это заранее записанные видеоуроки, лекции, домашние задания без дедлайна.
Также есть смешанный формат, когда синхронное и асинхронное обучение совмещается. Чаще всего именно такой формат и будет самым эффективным.
Форматы, которые мы рассмотрим ниже, могут быть как асинхронными, так и синхронными. Делятся они в первую очередь по типу восприятия информации:
- Визуальный (фото, видео);
- Аудиальный (звук);
- Кинестетический (прикосновение, вкус, запах, температура);
- Дигитальный (логическое построение внутреннего диалога).
Подробнее о каждом.
Видеоформат. Сейчас один из самых популярных форматов для онлайн-обучения. Несложно записать видеоуроки на телефон с говорящей головой и выложить в сеть. Но будет ли это эффективно? Важно учитывать, что качественная картинка и звук — это неотъемлемая составляющая эффективности обучения. Спикер должен уметь работать с аудиторией, преподносить информацию последовательно и понятно. Разнообразить такой формат можно, используя скринкаст, презентацию или скрайбинг. Когда вся информация будет расписана на картинках, эффективность восприятия информации увеличится в разы.
Вебинар принято выделять в отдельный формат для проведения онлайн-обучения. При этом он также является визуальным.
Для вебинара действуют те же законы: качественная картинка и звук, интересный и профессиональный преподаватель, умеющий работать с аудиторией в режиме реального времени. Минус — возможные технические неполадки, которые снизят эффективность обучения.
Лонгрид может стать форматом, который совместит в себе несколько способов восприятия. По сути это страница, на которую вы можете добавить фото, видео, текст и инфографику.
Такой формат удобен, можно читать с любого устройства. Не всегда лонгрид будет интерактивным, но можно найти решения. Большой минус такого формата — ученик воспринимает информацию, но не применяет ее.
Аудиоматериалы. Специфический формат. Его сложно интегрировать в полноценный платный онлайн-курс, однако можно использовать отдельно. Например, создать серию подкастов, которые будут содержать новую информацию. Сейчас подкасты стремительно набирают популярность в России и могут стать тем форматом, который привлечет к вам аудиторию.
Отдельно выделяют такие форматы как общение в чате или на форуме, в процессе обсуждения которого и идет обучение, а также творческие задания, такие как написание эссе или создание продукта своими руками.
Как выбрать верный формат
Как бы банально это ни звучало: определить свою целевую аудиторию и цель курса. Пока вы не будете знать для кого ваш курс и каким навыкам вы хотите обучить, выбирать формат нет смысла.
У каждой темы есть своя специфика. Так, обучать новому языку будет эффективнее в формате видео и постоянных творческих заданий. Где-то нужна постоянная практика, где ученик в режиме реального времени выполняет задание, а преподаватель его поправляет. А где-то будет достаточно текстовой информаци.
Конечно, самое эффективное — делать курс с упором на все способы восприятия информации. Так под аудио и видеоматериалами можно оставлять краткий конспект с основными тезисами лекции, а текст разбавлять инфографикой, добавлять интерактив и иллюстрировать фото-/видеопримерами.
Не забудьте выбрать платформу для размещения онлайн-курсов. Необязательно размещать его на сложном GetCourse, вы всегда можете попробовать новых игроков на рынке, например, на нашей платформе Nethouse.Академия или ZenClass. Новые сервисы всегда более лояльны к пользователям, готовы идти навстречу и помогать.
А ещё есть бич-формат + стековерфлоу девелопмент. И прежде чем смеяться стоит понять, что все учредители крутых приложений и школ прошли именно этот путь.
И да, я понимаю, что это не лучший вариант, но лучшего пока не встречал. Если бы видел идеальные курсы, то посоветовал бы. Все пересказывают доки уменьшая их содержание и пропуская через свое джунское виденье.