{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Кейс: как создать онлайн-курс, который проходит до конца 70% студентов

Механика курса и инструменты вовлечения.

Делимся простыми инструментами, как разнообразить обучение и вовлечь удаленных участников. Здесь не будет rocket science: мы расскажем, как с помощью известных инструментов, например, Гугл-докс и Ноушн создать курс, который будут проходить до конца.

До пандемии мы проводили курс по публичным выступлениям «Выступление как продукт» в офлайн формате: два с половиной дня участники курса выступали, получали обратную связь, пробовали новые структуры и приемы. В марте прошлого года курс перешел в онлайн.

Оставить его в той же интенсивной версии и не выпускать участников из Зум-комнаты целые выходные — невозможно. Контент мы разделили на пять недель, сделали воркшопы, организовали практику, записали дополнительные материалы.

Но пять недель для курса по soft skills в онлайне — это много. В Глагол приходят менеджеры, руководители и предприниматели, которым есть, чем заняться, кроме учебы.

Чтобы пройти онлайн-курс, участнику нужно сделать гораздо больше действий

После 30+ потоков онлайн-курса для б2с и б2б клиентов мы отобрали лучшие практики: стали вовлекать студентов через комьюнити, поддержку и создание удобной среды для обучения. Теперь больше половины студентов каждого потока приходят на последнее занятие. Недавний рекорд — в Авито 93% участников прошли курс до конца. Была даже студентка, которая записывала последнее домашнее задание из отпуска на Камчатке.

Бывают и не такие удачные потоки — но благодаря им появляются новые решения и инструменты.

Дашборд посещения того рекордного потока. Честно говоря, такая посещаемость — это, скорее, то, к чему мы стремимся, чем наша ежедневная практика

Дашборда посещения с более частыми для нас значениями: 60-70% доходят до конца

Механика курса

Чтобы добавить практику в онлайн-курс, мы разбили обучение на несколько частей. Каждую неделю проходит воркшоп, затем участники самостоятельно готовят выступление и присылают его тренеру. Тренер дает подробный фидбек. Участник учитывает правки, готовит новое выступление — и с новыми вопросами снова идет на воркшоп. И так четыре недели.

Последняя неделя посвящена подготовке финального выступления.

Такая механика помогает создавать много практики и общения участников с тренерами и друг другом, но может запутать, если неправильно подобрать инструменты.

Как устроен онлайн-курс «Выступление как продукт»

Инструменты для курса

Мы используем комбинацию из инструментов: Зум, Ноушн, Гугл-таблицы, Миро, Телеграм. Еще у нас есть своя платформа для разбора — о ней дальше. Вот как работают и взаимодействуют друг с другом инструменты внутри обучения.

Какие инструменты работают на каждом этапе обучения

Зум

В Зуме проходят воркшопы для участников каждую неделю. Воркшоп — это не вебинар в режиме говорящей головы, а занятия с практикой. Периодически участники делятся на сессионные группы и практикуются в них. Поэтому на воркшопе часто работают несколько тренеров.

Живой Зум с общением помогает вовлечь участников, но такие записанные воркшопы сложнее смотреть тем, кто не смог присоединиться к занятию.

Воркшопы проходят каждый четверг по вечерам. Можно посмотреть их в записи, но мы рекомендуем быть очно, чтобы попрактиковаться и задать вопросы.

Гугл-таблицы

Раньше мы использовали Гугл-таблицы как инструмент для обучения — это удобно, потому что ими умеют пользоваться практически все. Студенты заполняют таблицу по ходу воркшопа, получают там ссылки на домашние задания и задают вопросы. Это еще и среда для коллаборации: участники могут посмотреть выступления друг друга и поделиться впечатлениями.

В будущем сентябрьском потоке мы переходим на обучение в Миро — до этого в Миро работали только на тренингах для компаний.

Версия рабочей тетради в Миро. Стикеры добавляют сами участники и пишут на них свои идеи

Ноушн

Это база знаний для студентов. Во время обучения там постепенно появляются материалы: короткие обучающие видеоролики, презентации и записи воркшопов. В конце курса страница на Ноушн становится хранилищем всех материалов, доступ к которому остается у участников навсегда.

В Ноушн хранятся записи воркшопов, все полезные ссылки, примеры отличных выступлений

Чат в Телеграме

Тут все как обычно, это чат для общения. Чаты на курсе часто бывают живыми и по делу, без бесконечного флуда. Раскачивают чат тренеры — быстро и подробно отвечают на вопросы обычно в формате видеосообщения.

В чат участники также присылают свои домашние задания и пишут друг другу отзывы, что понравилось в выступлении.

Как мы вовлекаем студентов

Мотивация и вау-моменты на протяжении всего обучения

Разборы домашних заданий

После каждого воркшопа участник получает задание подготовить и записать на видео выступление на три минуты. До старта новой недели тренер делает подробный разбор и дает фидбек — что поправить, а что оставить в выступлении. Спикер видит в процессе обучения, как меняется его навык.

Фидбек дают опытные тренеры, а не начинающие специалисты — это не просто отписка, а полноценный анализ. Плюс тренеру можно параллельно задавать вопросы в чате.

Разбор выступления на платформе Глагола. Внизу — структура выступления и разбор конкретных удачных приемов.


Только пряник

У нас нет негативной мотивации из серии «кто не записывает выступление два раза, вылетает с курса». Идем от обратного — поощряем, если участник сделал три выступления подряд. За это дарим получасовую консультацию с тренером Глагола.

Тут есть и обратная сторона и неудачные кейсы. Мы установили строгий дедлайн: выступление нужно прислать до 10:00 вторника. В дашборде проставляем 1, если участник отправил выступление вовремя, 0,5 — с опозданием, 0 — не прислал. 0,5 — значит, тренер может не успеть разобрать выступление. Однажды участник опоздал всего на минуту, тренер не разобрал его выступление, что вызвало негодование остальных участников.

Дашборд сданных (или не сданных) домашних выступлений. Процент подготовленных выступлений обычно ниже процента посещаемости — можно не сделать задание, но прийти на воркшоп или выпускной.

Офлайн-артефакт

В начале курса мы отправляем каждому студенту офлайн-артефакт — «Карточки спикера». Это 86 инструментов, чтобы разнообразить речь.

Карточки можно купить отдельно — на сайте Глагола

Кофейники

Кофейники — это неформальные созвоны с участниками раз в неделю на полчаса. Обсуждаем всё, кроме публичных выступлений. Обычно на кофейники приходят 5–6 человек. Часто такие встречи мотивируют прийти на общий воркшоп и продолжить общение.

Выпускной. Да, для взрослых

Финальное занятие курса — онлайн-выпускной. Участники могут пригласить в Зум своих друзей и коллег, чтобы собрать группу поддержки. Подготовка выступления — большая работа. Чтобы участникам было проще подготовиться к выпускному, у каждого есть бади, напарник по обучению. Мы часто слышим в конце выпускного: «Если бы мы не созвонились вчера с моим напарником, я бы точно не выступил сегодня».

На выпускном бывает до 40 человек — вместе с участниками, командой и гостями

Небезразличие тренеров

Звучит как базовая штука, но нам правда не все равно. После воркшопа тренер остается с участниками и отвечает на вопросы столько, сколько нужно. Если есть сложность — договариваемся о коротком созвоне. Если курс приходится пропустить — согласуем перенос на следующий поток. В общем, делаем всё, как для себя, и с заботой.

В итоге курс складывается не только из полезного контента и прикладных материалов, но и из удобной среды, взаимодействия участников друг с другом и многих вау-моментов, как, например, офлайн-карточки. Сложная механика становится преимуществом курса — обычно участники отмечают, что им было удобно и понятно, как строится работа.

Пишите в комментариях, какие из инструментов вы используете в обучении и что помогло вам пройти до конца другие курсы. Если есть еще вопросы — задавайте, будем рады поделиться опытом.

0
5 комментариев
Ольга Новикова

Очень интересно! Супер про положительную мотивацию: прислал домашки - получил консультацию. Заберу для своего курса)

Ответить
Развернуть ветку
Бюро Глагол
Автор

спасибо, Ольга! 

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Artsishevskiy

Интересный набор методов. Сохранил

Ответить
Развернуть ветку
Misha Sverdlov

Артём, вы делаете крутой продукт! Спасибо за то, что делитесь классными кейсами. 

Ответить
Развернуть ветку
Бюро Глагол
Автор

Миша, спасибо:)) 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда