Кейс: как создать онлайн-курс, который проходит до конца 70% студентов
Механика курса и инструменты вовлечения.
Делимся простыми инструментами, как разнообразить обучение и вовлечь удаленных участников. Здесь не будет rocket science: мы расскажем, как с помощью известных инструментов, например, Гугл-докс и Ноушн создать курс, который будут проходить до конца.
До пандемии мы проводили курс по публичным выступлениям «Выступление как продукт» в офлайн формате: два с половиной дня участники курса выступали, получали обратную связь, пробовали новые структуры и приемы. В марте прошлого года курс перешел в онлайн.
Оставить его в той же интенсивной версии и не выпускать участников из Зум-комнаты целые выходные — невозможно. Контент мы разделили на пять недель, сделали воркшопы, организовали практику, записали дополнительные материалы.
Но пять недель для курса по soft skills в онлайне — это много. В Глагол приходят менеджеры, руководители и предприниматели, которым есть, чем заняться, кроме учебы.
После 30+ потоков онлайн-курса для б2с и б2б клиентов мы отобрали лучшие практики: стали вовлекать студентов через комьюнити, поддержку и создание удобной среды для обучения. Теперь больше половины студентов каждого потока приходят на последнее занятие. Недавний рекорд — в Авито 93% участников прошли курс до конца. Была даже студентка, которая записывала последнее домашнее задание из отпуска на Камчатке.
Бывают и не такие удачные потоки — но благодаря им появляются новые решения и инструменты.
Механика курса
Чтобы добавить практику в онлайн-курс, мы разбили обучение на несколько частей. Каждую неделю проходит воркшоп, затем участники самостоятельно готовят выступление и присылают его тренеру. Тренер дает подробный фидбек. Участник учитывает правки, готовит новое выступление — и с новыми вопросами снова идет на воркшоп. И так четыре недели.
Последняя неделя посвящена подготовке финального выступления.
Такая механика помогает создавать много практики и общения участников с тренерами и друг другом, но может запутать, если неправильно подобрать инструменты.
Инструменты для курса
Мы используем комбинацию из инструментов: Зум, Ноушн, Гугл-таблицы, Миро, Телеграм. Еще у нас есть своя платформа для разбора — о ней дальше. Вот как работают и взаимодействуют друг с другом инструменты внутри обучения.
Зум
В Зуме проходят воркшопы для участников каждую неделю. Воркшоп — это не вебинар в режиме говорящей головы, а занятия с практикой. Периодически участники делятся на сессионные группы и практикуются в них. Поэтому на воркшопе часто работают несколько тренеров.
Живой Зум с общением помогает вовлечь участников, но такие записанные воркшопы сложнее смотреть тем, кто не смог присоединиться к занятию.
Гугл-таблицы
Раньше мы использовали Гугл-таблицы как инструмент для обучения — это удобно, потому что ими умеют пользоваться практически все. Студенты заполняют таблицу по ходу воркшопа, получают там ссылки на домашние задания и задают вопросы. Это еще и среда для коллаборации: участники могут посмотреть выступления друг друга и поделиться впечатлениями.
В будущем сентябрьском потоке мы переходим на обучение в Миро — до этого в Миро работали только на тренингах для компаний.
Ноушн
Это база знаний для студентов. Во время обучения там постепенно появляются материалы: короткие обучающие видеоролики, презентации и записи воркшопов. В конце курса страница на Ноушн становится хранилищем всех материалов, доступ к которому остается у участников навсегда.
Чат в Телеграме
Тут все как обычно, это чат для общения. Чаты на курсе часто бывают живыми и по делу, без бесконечного флуда. Раскачивают чат тренеры — быстро и подробно отвечают на вопросы обычно в формате видеосообщения.
Как мы вовлекаем студентов
Разборы домашних заданий
После каждого воркшопа участник получает задание подготовить и записать на видео выступление на три минуты. До старта новой недели тренер делает подробный разбор и дает фидбек — что поправить, а что оставить в выступлении. Спикер видит в процессе обучения, как меняется его навык.
Фидбек дают опытные тренеры, а не начинающие специалисты — это не просто отписка, а полноценный анализ. Плюс тренеру можно параллельно задавать вопросы в чате.
Только пряник
У нас нет негативной мотивации из серии «кто не записывает выступление два раза, вылетает с курса». Идем от обратного — поощряем, если участник сделал три выступления подряд. За это дарим получасовую консультацию с тренером Глагола.
Тут есть и обратная сторона и неудачные кейсы. Мы установили строгий дедлайн: выступление нужно прислать до 10:00 вторника. В дашборде проставляем 1, если участник отправил выступление вовремя, 0,5 — с опозданием, 0 — не прислал. 0,5 — значит, тренер может не успеть разобрать выступление. Однажды участник опоздал всего на минуту, тренер не разобрал его выступление, что вызвало негодование остальных участников.
Офлайн-артефакт
В начале курса мы отправляем каждому студенту офлайн-артефакт — «Карточки спикера». Это 86 инструментов, чтобы разнообразить речь.
Кофейники
Кофейники — это неформальные созвоны с участниками раз в неделю на полчаса. Обсуждаем всё, кроме публичных выступлений. Обычно на кофейники приходят 5–6 человек. Часто такие встречи мотивируют прийти на общий воркшоп и продолжить общение.
Выпускной. Да, для взрослых
Финальное занятие курса — онлайн-выпускной. Участники могут пригласить в Зум своих друзей и коллег, чтобы собрать группу поддержки. Подготовка выступления — большая работа. Чтобы участникам было проще подготовиться к выпускному, у каждого есть бади, напарник по обучению. Мы часто слышим в конце выпускного: «Если бы мы не созвонились вчера с моим напарником, я бы точно не выступил сегодня».
Небезразличие тренеров
Звучит как базовая штука, но нам правда не все равно. После воркшопа тренер остается с участниками и отвечает на вопросы столько, сколько нужно. Если есть сложность — договариваемся о коротком созвоне. Если курс приходится пропустить — согласуем перенос на следующий поток. В общем, делаем всё, как для себя, и с заботой.
В итоге курс складывается не только из полезного контента и прикладных материалов, но и из удобной среды, взаимодействия участников друг с другом и многих вау-моментов, как, например, офлайн-карточки. Сложная механика становится преимуществом курса — обычно участники отмечают, что им было удобно и понятно, как строится работа.
Пишите в комментариях, какие из инструментов вы используете в обучении и что помогло вам пройти до конца другие курсы. Если есть еще вопросы — задавайте, будем рады поделиться опытом.
Очень интересно! Супер про положительную мотивацию: прислал домашки - получил консультацию. Заберу для своего курса)
спасибо, Ольга!
Интересный набор методов. Сохранил
Артём, вы делаете крутой продукт! Спасибо за то, что делитесь классными кейсами.
Миша, спасибо:))